Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Личностное развитие детей дошкольного возраста



Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

В способности адаптации к изменяющимся условиям.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу (5).

Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении.

Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются:

1. Произвольность — это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.

2. Соподчинение мотивов. В деятельности ребенка возникает умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами.

3. Самостоятельность — качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности.

4. Креативность — способность к творчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности.

5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосозна-
ние — это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей в период дошкольного детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

Возраст 6—7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность. Дошкольный возраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания.

Вопросы и задания
к практическим занятиям

1. Выделите особенности психических процессов детей дошкольного возраста.

2. Назовите психолого-педагогические подходы к развитию внимания детей старшего дошкольного возраста.

3. Дайте характеристику процессов памяти и операций мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

4. Оцените роль воображения в построении психической деятельности.

5. Определите особенности речевого мышления детей старшего дошкольного возраста.

6. Какова взаимосвязь между интеллектуальным и эмоциональным развитием старших дошкольников?

7. Охарактеризуйте эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

8. Какие эмоциональные нарушения могут проявиться в дошкольном возрасте и с чем это связано?

9. С помощью теста Р. Кеттела определить профильные характеристики личностного развития.

10. Дать характеристику психическим новообразованиям личности детей старшего дошкольного возраста.

11. Роль дошкольного учреждения в становлении личности ребёнка.

Примерная тематика рефератов
и курсовых работ

1. Особенности когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста.

2. Особенности аффективно-потребностной сферы детей старшего дошкольного возраста.

3. Особенности мотивационно-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста.

4. Эмоциональные нарушения детей старшего дошкольного возраста.

5. Развитие речевого мышления в дошкольном возрасте.

6. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.

7. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

8. Развитие личности в период дошкольного детства.

9. Условия развития эмоционально-волевой сферы.

10. Корреляция креативности с интеллектуальным развитием.

11. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

12. Влияние развивающей среды на повышение разных видов активности детей.

13. Психологический анализ конструктивных и неконструктивных взаимодействий детей в группе.

14. Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

15. Интегративная модель личности детей старшего дошкольного возраста.



Просмотров 1685

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!