![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Личностное развитие детей дошкольного возраста
Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения. Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения. У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается: В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов. В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности. В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности. В способности адаптации к изменяющимся условиям. О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности. Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу (5). Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении. Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются: 1. Произвольность — это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка. 2. Соподчинение мотивов. В деятельности ребенка возникает умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами. 3. Самостоятельность — качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности. 4. Креативность — способность к творчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности. 5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосозна- Возраст 6—7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность. Дошкольный возраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания. Вопросы и задания 1. Выделите особенности психических процессов детей дошкольного возраста. 2. Назовите психолого-педагогические подходы к развитию внимания детей старшего дошкольного возраста. 3. Дайте характеристику процессов памяти и операций мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 4. Оцените роль воображения в построении психической деятельности. 5. Определите особенности речевого мышления детей старшего дошкольного возраста. 6. Какова взаимосвязь между интеллектуальным и эмоциональным развитием старших дошкольников? 7. Охарактеризуйте эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. 8. Какие эмоциональные нарушения могут проявиться в дошкольном возрасте и с чем это связано? 9. С помощью теста Р. Кеттела определить профильные характеристики личностного развития. 10. Дать характеристику психическим новообразованиям личности детей старшего дошкольного возраста. 11. Роль дошкольного учреждения в становлении личности ребёнка. Примерная тематика рефератов 1. Особенности когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста. 2. Особенности аффективно-потребностной сферы детей старшего дошкольного возраста. 3. Особенности мотивационно-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. 4. Эмоциональные нарушения детей старшего дошкольного возраста. 5. Развитие речевого мышления в дошкольном возрасте. 6. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. 7. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 8. Развитие личности в период дошкольного детства. 9. Условия развития эмоционально-волевой сферы. 10. Корреляция креативности с интеллектуальным развитием. 11. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 12. Влияние развивающей среды на повышение разных видов активности детей. 13. Психологический анализ конструктивных и неконструктивных взаимодействий детей в группе. 14. Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. 15. Интегративная модель личности детей старшего дошкольного возраста.
![]() |