![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Особенности эмоционального развития детей с ЗПР
Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с ЗПР. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию. Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии: 1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности; 2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов; 3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям. Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения. Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается. У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. Дети с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта. Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам. Изучение особенностей развития интеллектуальной и эмоциональной сферы позволило увидеть, что симптомы ЗПР очень резко проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда перед детьми ставятся учебные задачи. Вопросы и задания 1. Дайте определение задержки психического развития. 2. Сравните психолого-педагогическую и медицинскую классификации детей с ЗПР. 3. Проанализируйте структуру дефекта детей с ЗПР в дошкольном возрасте. 4. Опишите разные формы ЗПР. 5. Выделите особенности протекания произвольных психических процессов у детей с ЗПР. 6. Охарактеризуйте особенности внимания детей с ЗПР. 7. Составьте программу психологической диагностики детей с ЗПР. 8. Выделите особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. 9. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с органическим инфантилизмом. 10. Охарактеризуйте комплекс мероприятий, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Примерная тематика рефератов 1. Современные исследования детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии. 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. 3. Сравнительный анализ развития умственно отсталых детей, с ЗПР и нормы. 4. Современные концепции коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. 5. Динамика развития процессов познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР. 6. Особенности психомоторного развития детей с ЗПР. 7. Нарушение произвольной психической активности при ЗПР. 8. Использование проективных методик для исследования эмоционального развития детей с ЗПР. 9. Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа при ЗПР. 10. Характеристика программ обучения и воспитания детей с ЗПР.
![]() |