Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Особенности эмоционального развития детей с ЗПР



Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с ЗПР. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:

1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения.

Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.

Дети с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.

Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам.

Изучение особенностей развития интеллектуальной и эмоциональной сферы позволило увидеть, что симптомы ЗПР очень резко проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда перед детьми ставятся учебные задачи.

Вопросы и задания
к практическим занятиям

1. Дайте определение задержки психического развития.

2. Сравните психолого-педагогическую и медицинскую классификации детей с ЗПР.

3. Проанализируйте структуру дефекта детей с ЗПР в дошкольном возрасте.

4. Опишите разные формы ЗПР.

5. Выделите особенности протекания произвольных психических процессов у детей с ЗПР.

6. Охарактеризуйте особенности внимания детей с ЗПР.

7. Составьте программу психологической диагностики детей с ЗПР.

8. Выделите особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

9. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с органическим инфантилизмом.

10. Охарактеризуйте комплекс мероприятий, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы.

Примерная тематика рефератов
и курсовых работ

1. Современные исследования детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии.

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

3. Сравнительный анализ развития умственно отсталых детей, с ЗПР и нормы.

4. Современные концепции коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

5. Динамика развития процессов познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР.

6. Особенности психомоторного развития детей с ЗПР.

7. Нарушение произвольной психической активности при ЗПР.

8. Использование проективных методик для исследования эмоционального развития детей с ЗПР.

9. Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа при ЗПР.

10. Характеристика программ обучения и воспитания детей с ЗПР.



Просмотров 3489

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!