![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Диагностика познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Психодиагностика — это направление практической психологии, изучающей особенности применения диагностических методик с целью определения уровней познавательного, эмоционального и личностного развития. Цель диагностической работы с детьми с ЗПР состоит в разработке методических рекомендаций на основе анализа выполнения диагностических методик. Технология психологического обследования ребенка с отклоняющимся развитием (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго): 1. Сбор психологического анамнеза. 2. Психологическое обследование. 3. Интерпретация результатов. 4. Психологическое заключение. Психологическое обследование детей с ЗПР проходит поэтапно: 1. Беседа или проективная методика для установления контакта с ребёнком, определение зоны его информированности. 2. Исследование восприятия 3. Исследование внимания 4. Исследование зрительной памяти. 5. Исследование мышления (уровень схематического мышления, способность к сравнению, обобщению, классификации). 6. Исследование звуковой и смысловой стороны речевой деятельности. 7. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы: узнавание эмоциональных состояний, разных по модальности, изучение уровня тревожности, определение эмоционального фона настроения в разных видах деятельности. 8. Общие выводы. 9. Психолого-педагогические рекомендации. Выводы заносятся в карту психологического обследования ребёнка (см. приложение № 1). Психологическое обследование детей с ЗПР эффективнее проводить в процессе разных видов деятельности (игровой, интеллектуальной, речевой и продуктивной) и по результатам наблюдения детей на занятиях, и в свободной деятельности (см. приложение № 2). Для диагностики познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР могут быть использованы следующие тесты: устойчивость, распределение и переключение внимания — методика Методика С. Лиепинь Цель — изучение устойчивости, распределения и переключения внимания. Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели), расположенных по восемь в каждом ряду. Для оценки устойчивости внимания дается задание зачеркнуть все мячи. Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а мячи — синим. Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития внимания, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. Особенности выполнения методики. При выполнении данного задания дети с ЗПР сталкиваются с трудностями удержания инструкции до конца выполняемой деятельности, что выражается в низком уровне распределения внимания между двумя предметами и переключении с одного предмета на другой. Дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации. Тест Когана Цель — исследование схематического мышления. Стимульный материал: таблица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов, отдельные карточки с теми же фигурами разных цветов. Тест проводится в два этапа. Инструкция 1: Разложи карточки по цвету или по форме. Инструкция 2: Посмотри на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку. Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития схематического мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Дети с ЗПР показывают неспособность к целостному восприятию, для них характерны затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов). Обобщение понятий Цель — исследование логичности мышления. Стимульный материал: набор близких понятий. Детям дается задание на обобщение — предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий:
Шкафы, кровати, стулья. Футболки, брюки, куртки. Сапоги, туфли, тапочки. Васильки, ландыши, розы. Дубы, ёлки, берёзы. Вороны, голуби, утки. Смородина, малина, клубника. Картошка, морковь, помидоры. Яблоки, груши, мандарины. Моряки, лётчики, артиллеристы.
Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР чаще всего приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне:
Шкафы, кровати, стулья — квартира. Футболки, брюки, куртки — одевают. Васильки, ландыши, розы — весна. Дубы, ёлки, берёзы — улица. Вороны, голуби, утки — летают. Смородина, малина, клубника — еда. Картошка, морковь, помидоры — овощи. Яблоки, груши, мандарины — вкусная еда. Моряки, лётчики, артиллеристы — взрослые.
Дети с ЗПР при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков. Классификация Цель — исследование логичности мышления Стимульный материал: набор16 карточек с изображением животных, мебели, фруктов и овощей. Инструкция:разложи картинки на четыре группы. В каждой группе картинки должны подходить друг к другу так, чтобы их можно было назвать «одним словом». Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР не могут объяснить свои действия и ответы. Сравнение Цель — исследование логичности мышления Стимульный материал: пять пар слов. Инструкция: сравни слова, чем они похожи и различаются.
Бабочки — ласточки. Яблони — берёзы. Лисы — собаки. Цветы — деревья. Рыбы — птицы.
Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР охотнее выделяют различия, чем сходства; отличаются непланомерным анализом, его односторонностью. При объявлении сходства и различия выделяют в основном несущественные признаки, например: лисы — собаки: у них уши, хвосты, яблони — берёзы: зеленые, растут в лесу, цветы — деревья: их можно поставить в вазу. Тест «Запрещенные слова» Цель — оценить сформированность произвольности, уровень развития речи. Инструкция: предлагаю тебе поиграть в игру: я буду задавать вопросы, а ты отвечать на них, но при этом нельзя произносить слова «да» и «нет» и нельзя называть цвета. Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню произвольности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР слабо проявляются элементы произвольности, что выражается в недостаточном словарном запасе, неумении соотносить свои действия с правилами. В основном дети с ЗПР для ответов используют слова из вопросов:
Вода мокрая? — Мокрая. Взрослые любят яблоки? — Любят. Летом трава какая? — Летняя. Снег черный? — Черный. У тебя какие глаза? — Красивые. Диагностика развития речи Цель — выявление уровня словарного запаса, произвольность и дифференцированность ассоциаций. Инструкция: к каждому слову нужно подобрать противоположное по значению: Тупой, тонкий, грязный, чужой, низ, враг, высокий, мягкий, громкий, радость, ссора, лёгкий, поднимать. Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития смысловой стороны речевой деятельности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР возникают трудности в подборе слов в связи с недостаточно полным словарном запасе и кругом общей осведомленности. При нахождении слова с противоположным значением часто употребляют отрицательную приставку «не»: тупой — не тупой, тонкий — очень тонкий, грязный — не грязный, чужой — мой, низ — наверх, враг — не враг. Исследование речевого мышления Цель — выявление уровня словарного запаса, дифференцированности ассоциаций, структуры семантического поля, уровня речевого и интеллектуального развития. Инструкция: будем играть в слова. Я скажу слово, а ты назовешь на него столько слов, сколько придет тебе в голову (41).
Анализ результатов. Количественный — дано 31 слово, получено 48 слов. Качественный — получено 11 синтагм (слова, которые составляют словосочетания и предложения), 42 парадигмы; слова группируются: · по ситуациям (например, иголки — ёж, замок — ключ) — 6; · по синонимам (например, добрый — хороший, просто — легко) — 4; · по повторам (например, храбрость — храбрый, ловкий — ловить)— 8; · по звукоподражанию (например, ловкий — улов, спать — · по словотворчеству (например, добрый — доброветь, спать —заснул) — 3. Семантическое поле. В результате получаем семантическое поле, указывающее на интеллектуальные нарушения, а именно на задержку психического развития.
На рисунке слова, сгруппированные по ситуациям, синонимам и словотворчеству детей — 13, а 8 — это повторы. Грамматический
Вывод: нарушена номинативная функция речи, очень маленький словарный запас. Итак, у детей данной группы возникают трудности при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, классификации, при длительной умственной работе, неточность при запоминании, сложность в удержании и воспроизведении вербальной информации.
![]() |