![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Работа 2.19. Применение компьютера для изучения кратковременной памяти
Для работы необходимы: компьютер, программа, включающая 2 подпрограммы: «анкетные данные» (программа 1) и «анализ продуктивности кратковременного запоминания» (программа 2); испытуемый. Основой кратковременной памяти являются электрофизиологические процессы. Кратковременная память обеспечивает запечатление только ограниченной части поступающей из внешней среды информации, имеет индивидуальные особенности. Произвольное воспроизведение запечатленной информации осуществляется при включении внимания и требует умственных усилий. Эти усилия тем более значительны, чем больше количество информации необходимо воспроизвести. Ход работы. Вводят в компьютер анкетные данные. Вначале на экран дисплея выводят 2 двузначных числа. Их необходимо запомнить, воспроизвести и ввести в компьютер, нажав на соответствующие клавиши пульта. На каждом следующем этапе добавляют одно число. Как только при воспроизведении чисел допускается ошибка, вывод чисел на экран прекращают и испытуемому сообщают максимальную последовательность чисел, характеризующую объем кратковременного запоминания. Затем весь процесс повторяют, но время, отводимое на восприятие информации, уменьшают. Рекомендации к оформлению работы. Результаты работы вклейте в тетрадь протоколов. Отметьте, в какой мере они соответствуют вашим представлениям о ваших возможностях кратковременного запоминания. Вопрос: произошли ли изменения объема воспроизводимой информации при уменьшении времени действия сигнала?
Рекомендуемая литература
1. АгаджанянА.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. - СПб., 1998. 2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М., 1991. 3. Батуев А.С. Физиология сенсорных систем. – Л., 1976. 4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М., 1991. 5. Губарь А.В., Косицкий Г.И. и др. Руководство к практическим занятиям по курсу нормальной физиологии. – М., 1963. 6. Данилова И.И., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д, 1999. 7. Дегтярев В.П. Системные механизмы боли. – М., 1998. 8. Косицкий Г.И., Полянцев В.А. Руководство к практическим занятиям по физиологии. – М., 1988. 9. Косицкий Г.И. Лекции по клинической физиологии. – М., 1974. 10. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. – М., 1998. -Т. 2. 11. Правдивцев В.А., Ясенев В.В., Козлов С.Б. и др. Основы системных механизмов высшей нервной деятельности. – Смоленск, 1997. 12. Смирнов В.М. Физиология человека. – М., 2001. 13. Физиология: Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К. В. Судакова. – М., 2000. 14. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. – СПб., 1994. – Т. 2. 15. Шмидт Р. Основы сенсорной физиологии. – М., 1984. 16. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М., 1977. 17. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М., 1990.
Содержание Предисловие................................................................................................. 3 Часть I. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА 3 Общие положения........................................................................................ 3 Этапы процесса анализа и синтеза............................................................. 5 Структурно-функциональная характеристика коры большого мозга..... 6 Локализация функций в коре большого мозга.......................................... 8 Часть II. ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ............................... 12 Глава 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ.... 12 1.1. Понятия................................................................................................................... 12 1.2. Классификация анализаторов........................................................................... 12 1.3. Структурно-функциональная организация анализаторов........................... 13 1.4. Свойства анализаторов........................................................................................ 16 1.5. Кодирование информации в анализаторах..................................................... 18 1.6. Регуляция деятельности сенсорных систем................................................... 20 Глава 2. Анализаторы................................................................................ 21 2.1. Зрительный анализатор....................................................................................... 21 2.1.1. Структурно-функциональная характеристика........................................ 21 2.1.2. Механизмы, обеспечивающие ясное видение в различных условиях...... 27 2.1.3. Цветовое зрение, зрительные контрасты и последовательные образы...................................................................................................................................... 30 2.2. Слуховой анализатор............................................................................................ 32 2.2.1. Структурно-функциональная характеристика........................................ 32 2.2.2. Восприятие высоты, силы звука и локализации источника звука......... 34 2.3. Вестибулярный и двигательный (кинестетический) анализаторы.......... 37 2.3.1. Вестибулярный анализатор.......................................................................... 37 2.3.2. Двигательный (кинестетический) анализатор........................................ 39 2.4. Внутренние (висцеральные) анализаторы...................................................... 40 2.5. Кожные анализаторы.......................................................................................... 41 2.5.1. Температурный анализатор......................................................................... 41 2.5.2. Тактильный анализатор............................................................................... 42 2.6. Вкусовой и обонятельный анализаторы.......................................................... 43 2.6.1. Вкусовой анализатор...................................................................................... 43 2.6.2. Обонятельный анализатор........................................................................... 45 2.7. Болевой анализатор.............................................................................................. 47 2.7.1. Структурно-функциональная характеристика........................................ 48 2.7.2. Виды боли и методы ее исследования......................................................... 49 2.7.3. Обезболивающая (антиноцицептивная) система.................................... 51 Глава 3. Системный механизм восприятия............................................. 53 Часть III. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................................ 61 Глава 4. История. Методы исследования................................................. 61 4.1. Развитие концепции рефлекса. Нервизм и нервный центр....................... 61 4.2. Развитие представлений о ВНД......................................................................... 63 4.3. Методы исследования ВНД................................................................................ 64 Глава 5. Формы поведения организма и память..................................... 69 5.1. Врожденные формы деятельности организма................................................ 69 5.2. Приобретенные формы поведения (научение).............................................. 74 5.2.1. Характеристика условных рефлексов......................................................... 74 5.2.2. Классификация условных рефлексов............................................................ 76 5.2.3. Пластичность нервной ткани..................................................................... 77 5.2.4. Стадии и механизм образования условных рефлексов.............................. 80 5.2.5. Торможение условных рефлексов................................................................. 82 5.2.6. Формы научения.............................................................................................. 84 5.3. Память..................................................................................................................... 89 5.3.1. Общая характеристика................................................................................. 89 5.3.2. Кратковременная и промежуточная память........................................... 90 5.3.3. Долговременная память................................................................................. 91 5.3.4. Роль отдельных структур мозга в формировании памяти..................... 96 Глава 6. Типы вид и темперамент в структуре индивидуальности........ 98 6.1. Основные типы ВНД животных и человека.................................................. 98 6.2. Типологические варианты личности детей.................................................. 101 6.3. Основные положения по формированию типа ВИД и темперамента индивидуальности..................................................................................................... 102 6.4. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе................................................................................................................ 104 6.5. Роль генома в пластических изменениях нервной ткани......................... 105 6.6. Роль генотипа и среды в формировании личности..................................... 106 Глава 7. Потребности, мотивации, эмоции............................................ 109 7.1. Потребности......................................................................................................... 109 7.2. Мотивации........................................................................................................... 111 7.3. Эмоции (чувства)................................................................................................ 116 Глава 8. Психическая деятельность........................................................ 121 8.1. Виды психической деятельности.................................................................... 121 8.2. Электрофизиологические корреляты психической деятельности.......... 123 8.2.1. Психическая деятельность и электроэнцефалограмма........................ 123 8.2.2. Психическая деятельность и вызванные потенциалы.......................... 124 8.3. Особенности психической деятельности человека.................................... 125 8.3.1. Деятельность и мышление человека........................................................ 125 8.3.2. Вторая сигнальная система....................................................................... 126 8.3.3. Развитие речи в онтогенезе........................................................................ 127 8.3.4. Латерализация функций.............................................................................. 130 8.3.5. Социально-детерминированное сознание................................................. 130 8.3.6. Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга......................... 131 Глава 9. Функциональное состояние организма................................... 133 9.1. Понятия и нейроанатомия функционального состояния организма...... 133 9.2. Бодрствование и сон. Сновидения.................................................................. 135 9.2.1. Сон и сновидения, оценка глубины сна, значение сна.............................. 135 9.2.2. Механизмы бодрствования и сна............................................................... 139 9.3. Гипноз................................................................................................................... 142 Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ............... 143 10.1. Уровни интегративной деятельности мозга............................................... 143 10.2. Концептуальная рефлекторная дуга............................................................ 143 10.3. Функциональная система поведенческого акта....................................... 144 10.4. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта................................................................................................. 146 10.5. Активность нейронов и поведение............................................................... 147 10.6. Механизмы управления движением............................................................ 149 ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИОЛОГИИ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................... 153 1. Физиология сенсорных систем............................................................ 153 Работа 1.1. Определение поля зрения................................................................... 153 Работа 1.2. Определение остроты зрения.............................................................. 154 Работа 1.3. Аккомодация глаза............................................................................... 155 Работа 1.4. Слепое пятно (опыт Мариотта).......................................................... 155 Работа 1.5. Исследование цветового зрения......................................................... 155 Работа 1.6. Определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ)........................................................................................................................................ 156 Работа 1.7. Стереоскопическое зрение. Диспарантность.................................. 156 Работа 1.8. Исследование слуховой чувствительности к чистым тонам у человека (тональная аудиометрия)...................................................................... 156 Работа 1.9. Исследование костной и воздушной проводимости звука........... 157 Работа 1.10. Бинауральный слух............................................................................. 158 Работа 1.11. Эстезиометрия кожи........................................................................... 158 Работа 1.12. Определение порогов вкусовой чувствительности (густометрия)........................................................................................................................................ 159 Работа 1.13. Функциональная мобильность сосочков языка до и после приема пищи.............................................................................................................. 159 Работа 1.14. Термоэстезиометрия кожи................................................................. 160 Работа 1.15. Определение чувствительности обонятельного анализатора (ольфактометрия)....................................................................................................... 161 Работа 1.16. Изучение состояния вестибулярного анализатора с помощью функциональных проб у человека......................................................................... 162 Работа 1.17. Определение порогов различения................................................... 163 2. Высшая нервная деятельность............................................................ 163 Работа 2.1. Выработка мигательного условного рефлекса на звонок у человека....................................................................................................................... 164 Работа 2.2. Образование условного зрачкового рефлекса на звонок и на слово «звонок» у человека.................................................................................................. 165 Работа 2.3. Исследование биоэлектрической активности коры большого мозга – электроэнцефалография............................................................................. 165 Работа 2.4. Определение объема кратковременной слуховой памяти у человека....................................................................................................................... 167 Работа 2.5. Связь реактивности с личностными чертами – экстраверсией, интроверсией и нейротизмом.................................................................................. 168 Работа 2.6. Роль словесных раздражителей в возникновении эмоций.......... 168 Работа 2.7. Исследование изменений ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном напряжении человека................................................................ 169 Работа 2.8. Изменение параметров вызванного потенциала (ВП) на вспышку света 170 Работа 2.9. Отражение семантики зрительного образа в структуре вызванных потенциалов................................................................................................................ 170 Работа 2.10. Влияние цели на результат деятельности...................................... 171 Работа 2.11. Влияние обстановочной афферентации на результат деятельности............................................................................................................... 172 Работа 2.12. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания..................................................................................................................... 172 Работа 2.13. Оценка трудоспособности человека при выполнении работы, требующей внимания....................................................................................................................... 173 Работа 2.14. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности........................................................................... 175 Работа 2.15. Влияние умственного труда на функциональные показатели сердечно-сосудистой системы................................................................................. 175 Работа 2.16. Роль обратной афферентации в оптимизации режима деятельности оператора у компьютера................................................................. 176 Работа 2.17. Автоматический анализ показателей сердечно-сосудистой системы на разных стадиях образования двигательного навыка.................. 176 Работа 2.18. Анализ скорости обучения оператора в детерминированных средах............................................................................................................................ 177 Работа 2.19. Применение компьютера для изучения кратковременной памяти.......................................................................................................................... 177 Рекомендуемая литература..................................................................................... 178
![]() |