![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Традиционные Восточные медицинские системы
СГМА 1.Во второй половине 19-начале 20вв.система губернского здравоохранения включала муниципальную,ведомственную,общественно-благотворительную и частичную медицину. Ведущей формой организации медицинской помощи в Смоленской губернии являлось земское здравоохранение.Накануне 1 мировой войны земству принадлежали две трети лечебных учереждений и коечного фонда губернии,помощь в земских лечебницах получали 78%стационарных и 0% амбулаторных больных,в системе земского здравоохранения служила половина всех врачей.Сеть земских лечебных учереждений вкл.губернскую и психиатрическую больницы,46 уездных и участковых больниц,21 амбулаторию,21 фельдшерский пункт.Особых успехов смоленское земство достигло в организации специализированной помощи населению(хирургической,психиатрической);санитарно-профилактической деятельности.Расходы на медицину в период с 1867 по 1917 возросли более .чем в 2 раза,кол-во мед.участков и коек возросло в 6.кол-во больниц и врачей в 4. 2.Причины:необходимость срочной организации лечебно-профилактической помощи населению;отсутствие специалистов(в 1918-началась иностранная военная интервенция и гражданская война-сложная санитарно-эпидемическая ситуация.массосые эпидемии). Периоды:1Факультетский(4 апреля 1920г.-1929г.) 2Становления(1929-1941) 3 СГМИ в годы войны(1941-45) 4 Восстановления и дальнейшего развития(1944-94) 3.Возникли угрозы закрытия университета(размещение штаба фронта).Сокращение средств на содержание вузов.а также трудность их размещения. Принятие решения сокращения вузов. В 1922-снятие с госбюджета.4 сен.1923г.-передача мед.фак. на местный бюджет. В 1924-3-ды закрывали. 4.Первым ректором университета был В.К. Сережниов,с 1923-29-Н,Н,Ровинский,1029-30-Р.И.Белкин.Первые деканы:Пацевич(20-21)Дыхно(22-26)Гржебин(26-27)Линберг(27-29)Сендульский(29-32).Руководители кафедр:Бутыркин(анатомия,Воронцов(физиология),Пунин(терапия)Линберг(хирургия). 5.Прекрасными базами института стали построенные клиника уха,носа и горла.(1934),хирургический корпус(1935),детская больница(1940)Наибольшую энергию и находчивость в строительстве клиник,наряду с руководством института,проявили профессора Оглобин,Петряева,Сендульский. В Смоленской губернской земской больнице должность ординатора хирургического отделения занимал-С.И.Спасокукоцкий.В 1899г. на основании личных наблюдений о 60 грыжесечениях представил доклад:»Показания к операции выбор способа грыжесечения.»Позже докладывает обопщенный материал,касающийся усовершенствования методики при наложении желудочно-кишечного соустья.,о хирургическом лечении туберкулеза брюшины,аппендицита,болезни желчных путей,о цистоскопии при заболеваниях почек и мочевого пузыря. 6.Преемственность с крупнейшими отечественными мед.школами.Высокая творческая активность профессорско-преподавательского состава и студентов.Преданность своей профессии,ответственность.коллективизм.Патриотизм.Интернационализм и международное сотрудничество. 7. За короткий период, в течение которого Г. Н. Каминский руководил здравоохранением страны, была проведена огромная работа по организации наркоматов на местах, по подготовке медицинских кадров, по совершенствованию санитарно-эпидемиологической службы, по охране материнства и младенчества, развитию химико-фармацевтической промышленности и т. д. Именно в этот период в нашей стране вышел ряд постановлений, направленных на совершенствование медицинской науки и здравоохранения: «О подготовке врачей…», «О подготовке стоматологических и фармацевтических кадров» и др. Особое место в деятельности Г. Н. Каминского занимали вопросы медицинской науки, связи Наркомздрава СССР с научно-исследовательскими институтами, научными обществами, учеными, в том числе и за рубежом. С именем Г. Н. Каминского прочно связана история создания в нашей стране Всесоюзного института экспериментальной медицины, Центральной вирусологической лаборатории, проведение первых международных конгрессов (ревматологов в 1934 г., 15-го международного конгресса физиологов в 1935 г. и др.). Смело и настойчиво выступал он в поддержку деятельности академика И. П. Павлова, ученых медико-генетического центра и его директора. В 1937 году Г. Н. Каминский бесстрашно выступил в защиту арестованных государственных деятелей, объявленных врагами народа. В перерыве между заседаниями Каминского арестовали и в феврале 1938 года по заключению Военной коллегии. в июле 1935 года Смоленскому мединституту было присвоено имя Г. Н. Каминского История СГМА…. 8.Первый директор СГМИ – Быков Федор Степанович. 18 апреля 1930 года медицинский факультет при институте был преобразован в самостоятельное высшее учебное заведение –СГМИ. Началось укрепление материально-технической базы института: строительство учебных корпусов и зданий. К 1933 году были организованы два новых факультета: санитарно-профилактический с эпидемиологическим отделением и факультет охраны материнства и младенчества с двумя отделениями: педиатрическим и акушерско-гинекологическим. 9.Директором СГМИ в годы войны был Батанов В.А. Война временно прервала деятельность института, часть ценного имущества была эвакуирована в г. Саратов. Защищая свободу и независимость нашей Родины, отдали свою жизнь преподаватели: Короткин, Горохов, Кузнецов; студенты: Нина Чуркина, Иван Андреев; председатель профкома Павел Прусаков и многие другие. В октябре 1944 года с Смоленском мед.институте начались занятия на всех 5-ти курсах, а в июле 1945 года состоялся первый послевоенный выпуск врачей в кол-ве 61 человека. 10. Четвертый период- восстановление и дальнейшее развитие(1944-1994). Ректорами были Стариков Г.М(1950-1978) и Козлов Н.Д(1978-1995). Открытие новых факультетов: стоматологический(1963), педиатрический(1966), фак. усовершенствования врачей(1984), фак. иностранных уч-ся(1992(94)), открытие подготовительного отделения(1976). Также открывались новые кафедры: онкологии, иммунологии, русского языка и др. Первым защитил кандидатскую диссертацию в стенах родного института в1956 году Н.Б.Козлов. С 1980 года функционирует ЦНИЛ В этот период в честь погибших был сооружен памятник-обелиск в октябре 1967года. 11. Пятый период- академический.( с 15 июня 1994 - ). Руководители Козлов Н.Д(1978-1995) и Плешков(1995)открытие новых факультетов: фармацевтический, довузовского обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Государственный Комитет РФ по высшему образованию приказом № 586 от 15.06.94 г. Преобразовал СГМИ в Смоленскую государственную медицинскую академию. 12. Использование низкотемпературной плазмы в хирургии, оптимизация антибактериальной терапии на основе микробиологических и клинико-фармакологических данных, влияние экзотермии на организм, проблемы язвенной болезни, травматология и воспалительные заболевания челюстно-лицевой области, разработка критериев в становлении и развитии опухолевых и воспалительных процессов, гнойно-септические заболевания в акушерстве и гинекологии, применение лазерного излучения.
Формирующаяся медицина, виды…… 1.Медицина – это система взглядов о болезни и здоровье, и соответствующих действий по лечению и предупреждению заболеваний, сохранение здоровья, а также общественная практика реализующаяся ч/з систему здравоохранения. Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, передаваемых последующим поколениям.
2. Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу. Самая распространенная версия: медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Если же обратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека». Формирование первых основ медицины началось в мустьерское время. Формирующаяся медицина, виды медицины, медицина как явление культуры
3.Факторы, повлиявшие на создание и развитие первобытного человеческого общества
- труд. Теория Ф.Энгельса показала, что ни естественный, ни половой отбор не в состоянии объяснить формирование человека как существа социального, что социальные институты общества не могли быть вызваны к жизни биологическими закономерностями. Их место занял труд, совместное производство материальных благ и средств существования. - преодоление зоологического индивидуализма, т. е ограничение: инстинкта голода и полового инстинкта (Ю.И. Семенов).
4.Антропосоциогенез – процесс формирования становления человека, как социального существа. Рефлексия – приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть собой, как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и значением( происходит формирование абстрактного мышления). Антропосоциогенез имел едва ли не решающее значение для коллективов формирующихся людей, было одним из ведущих механизмов, обеспечивавших коллективный труд и распределение, т.е. основные условия, при которых первобытный коллектив мог выжить.
5. Условия, необходимые для возникновения «формирующейся медицины», по-видимому, сложились в середине мустьерского времени, в стадах неандертальцев. Многие археологи, антропологи. этнографы рассматривают мустьерское время как крупный узловой момент, особую эпоху в формировании морфологических черт людей, развитии социальных хозяйственно-бытовых отношений, мышления, языка, в создании орудий, возникновении первых представлений об окружающем мире. Одним из выдающихся достижений неандертальского человека было «изобретение» способа искусственного добывания огня, что окончательно отделило людей от животных. Уменьшая зависимость человека от природы, огонь предоставил возможности для расширения ареала расселения, разнообразия питания, позволил отделить жир от мяса. что создало условия для использования жира животных в лечебных целях. Наконец, стало возможным применение искусственных тепловых процедур (использование с лечебными целями солнечного тепла и горячих источников. видимо, началось раньше). О резко возросшем (по сравнению с синантропом) уровне мышления неандертальского человека свидетельствуют значительное (не менее чем в 2 раза) увеличение объема головного мозга и характер орудийной деятельности. Неандертальцы изготовляли скребла, служившие для обработки кожи убитых животных и разрезания их туш, резцы, а на рубеже родового строя появились ножи с концевой затеской (так называемые мясные ножи), которые кроме обработки туш предназначались для кройки шкур и приготовления нитей из сухожилий, применявшихся для шитья одежды. Изготовление таких орудий, несомненно, требовало обучения. Это дает основание полагать, что в стадах неандертальцев появилась устойчивая традиция передачи накопленного опыта.
6. Исторический термин «промискуитет» был введён в XIX веке для обозначения предполагаемой стадии неупорядоченных половых отношений в первобытном человеческом обществе, предшествовавших возникновению брака и семьи.
7.Развитие коллективизма, орудийной техники обусловили дальнейший подъем и совершенствование организации человеческого общества, т.е социальных отношений. Наряду с первобытным коллективизмом одной из ведущих одно (уни)- линейный счет родства. В ранних человеческих коллективах женщины играли важную роль в заботе о детях, поддержание огня, ведении хозяйства. В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.
8.Табу – система немотивированных категорических запретов, регулирующая поведение людей в первобытных коллективах и отношение друг другу.
Данная система стала регулятором поведения людей в первобытных коллективах – «разрешено все то, что не запрещено».
Табу формировала нормы первобытной морали: - табу рано появилась в отношении лиц, оказывающих помощь или ухаживающих за ранеными и больными. - табу на общение с роженицами и новорожденными на определенный срок. Нарушение "табу по представлениям примитивных народов, освобождало некую неведомую опасность, находившуюся до этого в скрытом состоянии.
Эта сила карала (чаще всего смертью), причем не только самого нарушителя, но и коллектив, членом которого он является. Соблюдение "табу" осмысливалось как своеобразная профилактическая мера, защищающая коллектив от смертельной опасности, которая может произойти из-за неправильного поведения отдельной личности. 9.Это миф с инцестным сюжетом. Эдип не знал своих родителей, был воспитан вдали от родины. Вернувшись туда, отнял трон у отца и убил его (не зная, что это он), разгадал загадку сфинкса (после чего тот сбросился со скалы) и стал жить со своей матерью. Когда же он узнал правду, то ослепил себя и ушел навсегда. Данный миф рассказывает о последствиях близкородственного брака. Формирующаяся медицина Вопрос 10.Тотемизм- комплекс верований,обрядов,основанных на представлениях о тесной родственной связи какой-либо группы людей с окруж.видом жив.,раст.,явлением природы. Его значение: тотемизм- форма осознания единства коллектива, его единства, его противопоставление с другим коллективом. С осознанием единства клана и занимаемой им территории начинается формироваться чувство патриотизма, Отечества. По мере осознания этого возникает взаимная забота, помощь и как следствие развитие медицины. Вопрос 11. Магия- целостная система практической деятельности, связанная с верой в сверхъестественное; способность человека воздействовать на людей и явление природы. Виды: вредоносная (черная) магия, лечебная, предупредительная. Что дала магия для развития медицины? Этап магической медицины-это точно отсчета, с которой медицина начинает поиск причин болезней. Причины: порча, нарушение табу. В связи с идеями о вине человека в возникновении болезней, в том числе и собственных, зарождается представление о здоровом образе жизни. Этап магической медицины – это точка отсчета для осмысления механизмов жизнедеятельности организма, начинается этиотропное лечение: очищение(вода, огонь, дым), рвотные и слабительные средства, патогенные, кровопускание- метод ,направленный на изгнание вредных сил; трепанация черепа, восстановление и укрепление жизненных сил. Вопрос 12. Причины: порча, нарушение табу. Этиотропное лечение: очищение(вода, огонь, дым), рвотные и слабительные средства, патогенные, кровопускание- метод ,направленный на изгнание вредных сил; трепанация черепа, восстановление и укрепление жизненных сил. Вопрос 13. Трепанация черепа: первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке в 1865 г. Анализы показали,, что большинство случаев (около 70%) заканчивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по периметру трепанационного отверстия. Причина трепанации –вопрос дискуссионный. Большинство ученых полагают, что чаще проводилась в ритуальных целях. Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни сможет легко покинуть тело больного. Другая точка зрения, что трепанация проводилась главным образом после травматического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков. Трепанация была успешной процедурой. Вопрос 14. Народная, традиционная, научная Народная мед-на- совокупность всех знаний и практических методов для диагностики и профилактики, лечения, которые опираются на практический опыт передаваемый из поколения в поколение, и не оцениваемый мед.специальстами. Традиционная- медицинские системы, имеющие теоретические, религиозные, натурфилософское обоснование. (китайская, тибетская, индийская) Научная- опирается на научный эксперемент,, в ходе которого проверяются эмпирические знания, научные и философские идеи, создаются стройные научно обоснованные концепции, гипотезы, теории. Вопрос 15. Оккультизм-(от латын. тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и спец. психич. тренировку. Знахарство - это форма народной магии, которая использует элементы природы для создания изменение в нас, других или окружающей среде. Шарлатанство (от шарлатан) — псевдонаучная, псевдомедицинская деятельность, направленная на получение выгоды от вводимых в заблуждение людей. Методы, используемые для такой деятельности, называются шарлатанскими Вопрос 16. Народная мед-на- совокупность всех знаний и практических методов для диагностики и профилактики, лечения, которые опираются на практический опыт передаваемый из поколения в поколение, и не оцениваемый мед.специальстами. Термин "народная медицина" в его современной трактовке обозначает совокупность всех видов так называемой нетрадиционной медицины, объединяющей, в основном, восточные медицинские школы, целительство (знахарство) и лечение с помощью приемов и методов, не требующих применение промышленно изготовленных лекарств. 1. Акупрессура, составная часть традиционной китайской медицины. Ее простые, неагрессивные приемы демонстрируют заметную эффективность в лечении широкого круга заболеваний. Как и в случае с акупунктурой, в основе теории акупрессуры лежит понятие «ци», определяемое в китайской медицине как жизненная сила, циркулирующая по всему телу по невидимым каналам, называемым меридианами. 2. Лечебные приемы акупунктуры. Считается, что ци циркулирует по всему телу по 14 невидимым каналам, называемым меридианами, формируя некую сеть жизни. Акупунктуристы стараются восстановить правильную циркуляцию ци, воздействуя на точки выхода ци, расположенные непосредственно под кожей. Воздействие достигается путем втыкания иголок толщиной с человеческий волос в биологически активные точки. Считается, что результатом подобной стимуляции является появляющаяся у человека возможность достичь внутренней гармонии - состояния, которое позволяет организму мобилизовать собственные защитные силы. 3. Апитерапия - использование в лечебных целях различных продуктов пчеловодства. Сам мед обладает антисептическими и антибактериальными свойствами, равно как и вещество, известное под названием прополис, которое вырабатывается пчелами из смолы деревьев и используется ими в качестве цементирующего средства для ульев. Пчелиная пыльца отличается высоким содержанием витаминов и минеральных веществ, в то время как маточное молочко - запас питательных веществ, созданный специально для матки - зарекомендовало себя в качестве возбуждающего средства, стимулирующего выработку гормонов в организме. 4.Ароматерапия - использование в лечебных целях эфирных масел - концентрированных ароматных экстрактов растений, применяемых для достижения расслабления организма и снятия ряда болезненных симптомов. 5. Аюрведа - это система диагностики и лечения, которая практикуется в Индии уже более двух тысячелетий. Теория аюрведы базируется на идее, что человеческий организм представляет собой целую вселенную в виде микрокосма и что мы можем познать, как именно мы функционируем, будучи живыми организмами, лишь наблюдая и понимая окружающий нас мир. Ключ к здоровью - поддержание баланса между микрокосмом человеческого организма и макрокосмом окружающего мира, связи, отраженной в понятии о трех физиологических принципах, называемых доши. Роль целителя в аюрведе состоит в том, чтобы различными средствами - лечением, диетой, изменениями в образе жизни и природными лекарствами - восстановить и впоследствии поддерживать баланс между тремя дошами, наиболее подходящий для данного человека. Сегодня постепенно разрушается восприятие народной медицины как бесполезного занятия невежественных людей. За свою более чем десятитысячелетнюю историю народная медицина накопила огромный арсенал фармакологических и иных способов воздействия на человека. Например, насчитывается более 10 тысяч лекарственных растений, используемых в народной медицине многих стран. Народная медицина- сложнейшая система воздействий, учитывающих возраст, пол больного, природные условия (экология), время (сезон) лечения, фазы Луны. Народная медицина- явление универсальное; она существовала во все периоды истории человека и у всех народов мира. Проверенный временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии 1 из источником традиционной, а затем и научной медицины.
17.Нетрадиционная медицина, также называемая альтернативной или неконвенциональной медициной, — условное понятие, объединяющее способы диагностики, предупреждения и лечения болезней человека, которые по тем или иным причинам не получили всеобщего признания у врачей. Основной причиной этого обычно является отсутствие чётких правил, большая доля субъективности в выборе и применении данных методов, плохая воспроизводимость результатов в руках разных специалистов и, вследствие этого, сложности в проведении объективных испытаний их эффективности и широкого внедрения в клиническую практику. Виды: Натуропатия, Траволечение (фитотерапия), Ароматерапия, Фунготерапия (лечение грибами), Апитерапия (лечение продуктами пчеловодства), апифитотерапия (лечение препаратами из продуктов пчеловодства и растений), Талассотерапия (лечение морскими водорослями, солями, грязями), Гирудотерапия (лечение пиявками), Водолечение (гидротерапия), Скипидарные ванны, Акупунктура (иглоукалывание) и традиционная китайская медицина, Акупрессура (точечный массаж), Аюрведа, Литотерапия (лечение камнями),Тибетская медицина ЕГИПЕТ МЕСОПОТАМИЯ 1.Цивилизация - лат.civilis-гражданский, общественный , государственный-1) третья из трёх эпох (ступеней) развития человеческого общества( дикость, варварство, цивилизация);"ступень общественного развития, на которой разделение труда,вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всём прежнем обществе" ( Энгельс);2) уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый данной общественно- экономической формацией ( в этом смысле говорят, например, античная цивилизация).
2 .Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ. Он является ключом к пониманию всей древнеегипетской культуры. Истоками для культа мертвых стала река Нил. Она подобно человеческой душе «погибает» (засуха) и вновь возраждается (разливы реки Нил).. Почитание мертвецов, память о проедках – основа любой культуры, преемственной по самой своей сути. Однако в Древнем Египте загробный культ принял совершенно уникальную форму, не имеющую ничего общего с традициями других культур. Египтяне верили, что после смерти физического тела душа переходит в загробный мир и продолжает своё существование там. Этот мир создан по образу и подобию земного. Всю свою земную жизнь каждый египтянин должен был готовиться к жизни после смерти. Именно по этой причине большинство из сохранившихся памятников Древнего Египта служили гробницами и заупокойными храмами.
3) По представлениям жителей Древнего Египта, бессмертие человека в загробной жизни даруеся через единство ( совместное существование) трех субстанций человека: его физического тела, его души (ба) и его духовного двойника (ка) дух (Ах), часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно всё, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех ее видах. Ах - один на всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и деяний, - перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки. "ба» - это душа человека, понималась как физическая жизненная энергия человека, считалось, что она существуе при теле умершего, но на время может покидать гробницу и подниматься в небо к богам ( изображали ее в виде птицы с головой человека. «ка» -двойник-зримый образ человека, сотворенный вместе с человеком по его образу и подобию, сопровождает его всю жизнь и существует после его смерти в памяти людей 4)Первые представления о сторении человеческого тела египтяне получили из практики бальзамирования, которая свидетельствовала также и о достижениях в области химии. Египтяне описывали крупные органы: сердце, мозг, сосуды,почки, кишечник, и.т.д.
5)хз 6)Большое значение в Древнем египте придавалось соблюдению гигиенических требований и тесно связаному с ними предупреждению болезней. В некоторых домах были обнаружены многочисленные трубы для подачи воды и стока нечистот. Египтяне пили толо из медных сосудов, которые чистились ежедневно, носили всегда свежевыстиранное платье. Жрецы через день стригли себе волосы, чтобы не меть на себе вшей. Считается, что Египет являлся родиной косметики. В папмрусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин,удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Также Египтяне носили парики поверх кротко выстреженных волос, (что способствовало предупреждению вшивости). 7) Древнеегипетские папирусы мед. Содержания: - Папирус из Кахуна( Лондон)-ранние и поздние роды.Опре-е пола новорожд-го. Болезни домашних животных -Папирусы из Рамессеума(IV,V)Рациональные и магические приемы врачевания. -Папирус Эдвина Смита 48 случаев травматических повреждений. -Папирус Георга Эберса» Книга приготовления лекарств для всех частей тела» -Папирус Хёрста260 параграфов. Эмпирическое врачевание. Лечение переоломов и укусов яд-х змей, детских и внутренных болезней -Папирус Бругша(лечение детских болезней 8)Первые представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования. Уже в середине 2го тысячелетия египтяне описали крупные внутр. Органы: мозг, сердце,сосуды,почки,кишечник,мышцы. Они подвергали их спец-му лечению, что связано с религией. Египтянам принадлежит 1е описание мозга 9)Бальзамирование - метод предотвращения гниения трупов или отдельных органов, применяемый для сохранения тел людей после их смерти. Бальзамирование повлияло на первые представления о анатомии, а так же на химию. 10) Передача мед. Знаний была связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осущ-сь в спец. Школах писцов при храмах и высших школах писцовв крупных городах. Вместе с тем мед. Знания передавались от отца к сыну. 11) Эйа -бог мудрости, покровитель заклинателей и врачебного искувсства Также в народе верили что изображение Иштар прииносит исцелениеНергал-бог болезней и смерти,считалось,что он управляет болезнями и лихорадками, Гула-богиня врачевания 12. Шумерский врачеватель был образованным и культурным человеком. Он владел искусством клинописи, проходил многолетнее учение в э-дуббе, изучал право, астрономию, арифметику. Врачеватель имел высокий социальный статус. Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира. Они охватывают все сферы жизни Вавилонского государства первой половины XVII в. До н.э. Некоторые параграфы законов, касающиеся умышленных и неумышленных телесных повреждений, связаны с правовыми аспектами деятельности врачевателей. В случае успешного лечения врачеватель получал высокое вознаграждение (5 сикелей серебра). Столь высокая плата за лечение была связана с большим риском профессии из-за обычая»талиона»- воздаяние равным за равное,т.е. врачеватель подвергался суровому наказанию (отрезались руки). Разная плата за одно и то же лечение свидетельствует о соц. Неравенстве, о расслоении общества, о классовом подходе к врачебной деятельности.
13.Шумеры к началу 3-его тысячелетия до н.э. создали первую в истории человечества письменность – клинопись. Она дала развитие многим наукам, в том числе и медицины. Так до наших дней сохранились источники медицинского содержания – это две шумерские таблички. Это Клинописная табличка из г.Ниппур. в ней 145 строк, представляющих 15 прописей лекарственных средств. Это древнейшая фармакопия в истории человечества. Тексты свидетельствуют о том,что врачевание в Шумерии конца 3-его тыс. развивалось не в связи с магией и религией, а выстраивалось в связи с практическим опытом. Вопрос 14 К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей) Вопрос 15, 16 Врачеватель-асуту чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив, прежде всего со сверхъестественными силами. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову (описание которого напоминает инсульт). Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и т. п. Благоприятный прогноз встречается реже: «он будет жить», «он вылечится», «его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить». Если прогноз был безнадежен, ашипу (в отличие от асуту), удалялся, не начиная врачевания. У ашипу даже были предостережения от лечения: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему». Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях. Прогнозы асуту, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить». Прогноз «он умрет» в текстах асуту встречается редко. Врачевание асуту было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: «остановить лихорадку и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие сосуды рук и ног» и т.п. Асуту был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена (в частности, около 50 видов зерен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), листья и плоды деревьев (финики), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, - кожа козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т. д. В отличие от асуту главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний. В хранилище рукописей Ашшурбанапала обнаружено собрание заклинаний и обрядовых действий из 40 табличек под общим названием «Когда в дом больного [заклинатель идет]». Искусство его врачевания лежало в сфере того, что сегодня называется «психотерапией», однако за этим искусством скрывалась и другая сторона его деятельности - лекарственное лечение. Так, в одной из табличек говорится: Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска статуэтки, изображавшие больного или «преследовавших» его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа (3 раза, 7 капель и т. п.). Он определял критические дни выздоровления или обострения болезни, которые предсказывал заранее, исходя из предыдущего опыта; и всегда сопровождал свои действия обращением к богам и добрым духам.
Традиционные Восточные медицинские системы. Вопрос 1 Характерные черты восточных систем врачевания: религия, натур-философия, направленность на здоровый образ жизни. В восточной традиционной медицине присутствует целостный осмотр, индивидуальный подход, опора на внутренний резервуар человека, преобладание натуральных лекарственных травяных «препаратов». В научной медицине нет целостного осмотра, и преобладают химические препараты. Вопрос 2 Индуизм - особый образ жизни, включающий всю сумму жизненных принципов и норм, обрядов и культур и т.п Брахманизм — система религиозных взглядов и культовой практики, являющаяся прямым наследием ведической религии. Главные божества брахманизма — Брахман, Атман, Тот, Пуруша. Брахманоспати — олицетворение молитвы, которое упоминается в Ведах. В брахманский период она превращается «в верховного бога Вселенной БУДДИЗМ- религ.-филос. учение, возникшее в древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель Б. — инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого.
Социальная структура Древней Индии(касты варны) основанная главным образом на разделении функций, считалась изначальной незыблемой установленной божественной волей Брахмы-создателя мира и высшего божества индуистской религии. Шудры и парии практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять веды. Заниматься врачеванием и изучать веды могли лишь представители трёх высших варн.
Вопрос 3 Конфуцианство , Даосизм, Буддизм. Религия Китая связанна с философией верой и этикой. А в основе медицине лежит философии. Наряду с религиозными запретами появлялись различные методы лечения. Вопрос 4 В Древней Индии по мнению индийцев существовало пять элементов: земля воздух огонь вода эфир. Считалось, что жизнедеятельность организма зависит от трех стихий воздуха огня воды. Здоровье понималось, как результат уравновешенного взаимодействия этих трёх стихий. Зная, какие именно нарушены элементы выбирался специальный метод лечения. В Древнем Китае так же существовала теория пяти элементов. Основные элементы: земля огонь вода дерево металл. Считалось, что эти элементы происходили от субстанций инь и ян. Следовательно лечение было направленно на восстановление этих субстанций. 5)В традиционной китайской медицине термином «ци» могут обозначаться любые субстанции, участвующие в жизнедеятельности организма или поддерживающие функциональную активность органов и тканей. Вдыхаемый воздух также называется ци. В различных трактатах движение ци уподобляется движению по кругу без начала и конца, при этом предупреждается, что законы ее циркуляции не позволено нарушать никому. Энергия «ци» – это жизненная энергия, наполняющая весь мир, любые предметы и существа Ци, двигаясь по внутренностям человека, согревает его плотные органы чжан и полые органы фу, а снаружи увлажняет кожу через поры. Таким образом, все виды циркуляции осуществляются по сосудам, коллатеральным связям и по различного видаканалам (собственные каналы-цзин иньских и янских органов, сухожильно-мышечные, подкожные каналы и т.д.). Иньские сосуды питают пять органов-хранилищ чжан, а янские сосуды питают шесть органов-чертогов фу.[4] Считается, что воздействием на меридианы можно изменить циркуляцию Ци и тем самым вызвать физиологические изменения в человеческом теле. Представления о такого рода воздействиях нашли широкое применение в акупунктуре и боевых искусствах(См. Цигун, Айкидо). Такие представления являются объектом критики современной науки. Понятия «инь» и «ян» стр. 102 - 103 в учебнике; Мир состоит из единства противоположностей инь и ян, представляющих собой взаимодополняющие части одного целого. Это положительный и отрицательный элементы, без которых ничто и никто не может существовать. Согласно традиционной китайской медицине, инь и ян отражают явления повседневной жизни. Например, ян – солнце, инь – луна; ян – день, инь – ночь; ян – небо, инь – земля. К ян относят верхнюю часть тела человека, спину, шесть полых органов, к инь – внутреннюю часть тела, живот, пять наполнительных органов, кровь. Основу учения о единстве противоположностей инь-ян составляют следующие положения: – наличие противоположностей; – взаимозависимость; – взаимное дополнение и ограничение; – взаимное превращение. Главный момент в концепции инь-ян – их гармоничное соотношение. В организме каждого человека присутствует женское начало – инь (покой, вода) и мужское начало – ян (энергия, огонь). Необходимо, чтобы эти силы находились в гармонии, тогда человек не заболевает. Изменение одной силы обязательно влечет за собой изменение другой. Нарушение гармонии инь-ян в организме человека приводит к какому-либо заболеванию. Учение об инь и ян является основой традиционной медицины Китая. Его используют в терапии и клинической диагностике, а также для объяснения морфологии человеческого организма, физиологических функций различных органов. 6)Чжень – цзю терапия стр. 107 – 109 в учебнике 7) Лекарственная терапия Китая – стр. 109 - 111 8) принципы сохранения здоровья по аюрведе: ( нашла какую – то ерунду) Принцип 1 - Ешьте Аюрведическую пищу Принцип 2 - Формируйте полезные привычки Принцип 3 - Мыслите позитивно Принцип 4 - Все хорошо в меру Принцип 5 - Балуйте себя Принцип 6 - Развивайте интуицию Принцип 7 - используйте энергию Природы Принцип 8 - Развивайтесь духовно Принцип 9 - Откройтесь миру Принципы здорового питания Еда без чувства голода не идет впрок. Жевать следует до тех пор, пока кусочек не станет жидким не перекусывать в промежутках между едой питаться разнообразно если готовить в хорошем расположении духа, пища станет целебней и вкусней. готовить на один раз. чем проще приготовлено блюдо, тем больше в нем сохраняется живительной энергии и ценных веществ, тем оно полезнее.
избегать контрастных температур за одну еду желудок после еды должен быть заполнен не более, чем на половину 9) Йога в Древней Индии Сведения о йоге были собраны в III в. до н.э. индийским мудрецом Патанджали в книге «Йога-сутра». В этом сборнике мировоззрение йогов, система дыхательных и физических упражнений изложены в виде кратких изречений — сутр. Как правило, современные представления о йоге придают большое значение физической тренировке. При этом философский аспект доктрины часто не принимается во внимание. Философия йогов стремится привести человека к гармонии и уравновешенности не только физическими упражнениями, но всей системой мировоззрения. «Ясное, веселое и счастливое настроение ума, — учит йога, — создает нормальное функционирование физического тела; подавленное состояние ума, меланхолия, терзания, страх, ненависть, ревность и гнев также оказывают действие на тело и вызывают в нем физическую дисгармонию и временные заболевания». 10) Чжуд – ши - классический трактат тибетской медицины (больше ничего не нашла) П. А. Бадмаев - крупный ученый, основоположник врачебной науки Тибета в европейской части России, исследователь Востока, первый перевел на русский язык фундаментальный труд "Жуд-Ши" - главное руководство по тибетской медицине 11) не нашла Средеземноморье 1)Перечислите основные периоды развития цивилизации Древней Греции. Назовите характерные особенности древнегреческой культуры 1 Крито-микенский период. Высокий уровень санитарного благоустройства в столица на о.Крит 2 Предполисный период. Отдельные сведения о строении человеческого тела. Лечение ран и травм. Эмпирическое врачевание. Преемственность и передача медицинских знаний между др. Египтом и др. Грецией 3 Архаический(полисный) период. Зарождение древнегреческой философии. Формирование эмпирического и храмового врачевания. Формирование врачебных школ 4 Классический период. Формирование двух основных философских систем античной философии: естественно-научного атомического учения и объективного идеализма. Расцвет медицинских школ: сицилийской, книдской, кротонской, косской и др. Учение о телесных соках. Естественно-научное понимание единства организма и окружающей природы и причин возникновения болезней. 5 Эллинистический период. Обобщение и систематизация знаний. Расцвет александрийской школы.
2)Культ тела в Древней Греции и его значение. Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъективность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания. Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.
3)Чем характеризуется классический период древнегреческой цивилизации. Какова его роль в развитии медицины.
В классический период истории Греции полисный строй достиг наивысшего экономического, политического и культурного уровня. Это связано с государственной деятельностью Перикла и возвышения могущества Афин, как гегемона Афинского морского союза. Эпоха правления Перикла стала временем расцвета греческой философии и естественно-научных знаний. О медицинских знаниях этого периода свидетельствует обширная литература: фрагменты сочинений поэтов и историков, труды философов, среди которых особое место принадлежит трудам Демокрита.
4)Мифология и врачевание в Др. Греции. В греческой мифологии Асклепий- сын Апполона, почитался как врачеватель богов и бог врачевателей. Согласно легенде, Асклепий был рожден кесаревым сечением, которое произвел Апполон, вырвавший новорожденного младенца из чрева умирающей матери Корониды- дочери Флегия. Наиболее почитаемыми детьми Асклепия были Гигиея- богиня здоровья, всеисцеляющая Панакея- покровительница лекарственного врачевания, Махаон- знаменитый военный хирург, Подалирий, прославившийся врачеванием внутренних болезней.
5)Медицинская символика древнегреческого происхождения. Посох Асклепия — распространённый медицинский символ. По легенде, древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий, шёл, опираясь на посох, во дворец критского царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына. По дороге посох обвила змея и Асклепий убил её. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую змею. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых (тот же миф рассказывали о Полииде, см. также Главк (сын Миноса)). Посох Асклепия, обычно, был изображен как деревянная палка с сучьями и символизировал связь с землёй и странствия врача. Чаша Гигиеи-Символом медицины является чаша Гигиеи. Гигиея, дочь Асклепия была богиней здоровья, и она изображается со змеёй, которую кормит из чаши. Символ – змею, обмотанная вокруг чаши – древние греки, наверное, переняли у вавилонян, но этот символ изображался там несколько иначе – змея, которая обмотана вокруг палочки. 6) Какие виды медицины были распространены в Др. Греции 1 Народная медицина и фармация 2 Храмовая медицина 7. Храмовая медицина. В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции.
На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.
Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам.
После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в 'священный' сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины , у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей.
В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши. 9. Медицинские школы Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, 3. противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.
Книдская медицинская школа 1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение - есть причине большинства болезней. 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда - современник Гиппократа, автор многих сочинений.
Косская медицинская школа - главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа 1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3. развивала основы врачебной этики. Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, — крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы)[27]. Преобладание желчи (греч. χολή, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.Преобладание слизи (греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом. В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое — меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методом лечения больных[28], так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям[6]. 10.Клинический метод Гиппократа. Врач должен предвидеть будущее больного, знать его прошлое и все,что упущено больным в рассказе. Прежде чем лечить, надо узнать причину заболевания. Наблюдение за течению болезни прежде всего по лицу. Если оно похоже на лицо здорового, то все хорошо. 11.Заслуги Гиппократа. Стадийность течения заболеваний Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни — дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных — аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной форме Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием. Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции. Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну 12.принцип терапии Гиппократ ввел основной принцип лечения, которому должен следовать каждый врач во все времена: «Не навреди!»он подбирал пациенту лечебную диету и заодно изучал целебные свойства разных продуктов. Если диеты и лекарственные травы не помогали, Гиппократ решался на хирургическое вмешательство. Известно, что он был талантливым хирургом, но предпочитал не слишком часто применять это умение.Великий врач утверждал, что все болезни приходят через рот, и основным средством лечения считал диеты 13. Гиппократовский сборник Включает: Прогностика(описание элементов, которые составляют прогноз заболевания), Эпидемии(представление о клиническом подходе в медицине), о воздухе, водах, местностях(окружающая среда влияет на здоровье, 4 темперамента описаны в 9 вопросе, а этика в заслугах) 14. Особенности культуры и медицины др. Рима: Культ здорового и красивого тела. Развитая система сантехнических сооружений. Первыми врачами были рабы. Большое влияние греческой культуры. Направленность науки на практическое применение. Большое развитие военной медицины. Выхаживание больных и облегчение их страданий в асклепейонах. Строгая система гос. управления медициной. Развитие медицинского образования: специализированные школы. Узкая специализация врачей. Дуалистические тенденции (сочетание научных и идеалистических идей). Большое количество трудов ученых, содержащих сведения об анатомии, хирургии (Лукреций, Гален) , о передаче признаков по наследству (Лукреций), о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов (Лукреций) и т.д. 15.Герофил - древнегреческий анатом и хирург. Первым стал проводить систематические вскрытия трупов человека для изучения анатомии. Герофил оставил много трудов по всем разделам медицины, включая офтальмологию, кардиологию и акушерство. Изучал пульс, отмечая его частоту, наполнение, ритмичность и стабильность, он делал медицинские заключения. Был сторонником анатомо-физиологического направления. Эрасистрат одновременно и Герофилом занимался исследованием деятельности мозга и нервной системы. Оба ученых считали, что центром нервной системы является головной мозг, и различали "чувствительные" и "двигательные" нервы. Также Эразистат изучал функции органов пищеварения на живых животных и наблюдал перистальтику желудка. 16. Сан. Культура др. Рима: Развитая система канализационных (Cloaca maxima) , водопроводных (акведуки) и санитарных (термы) сооружений. Однако, отсутствовала система подачи воды и канализация в частных домах, следовательно – римляне пользовались хорошо развитыми общественными туалетами, выносили мусор в кучи, иногда просто из окна. Посещение бань было частым и доступным, и считалось развлекательно-лечебной процедурой. Запрещалось захоронение и сжигание трупов в городах. Сан. законодательство – «Законы 12-ти таблиц». 17. Гос. регламентация деят-ти врачей в др Риме: Оплачиваемая государством должность врача – архиатр (придворные, провинциальные, народные). В городах назначалось по 5-10 врачей. Архиатры объединялись в коллегии и находились под контролем местных властей и центрального правительства, которые строго следили за их назначением и исполнением обязанностей. Специальные гос. законы регламентировали как санитарную, так и медицинскую деятельность. Врачи, имея множество привилегий, имели так строго регламентированные обязательства перед государством – были обязаны оказывать помощь в военных походах, при эпидемиях и т.д. 18.Военная медицина др. Рима: Становление армии и широкие завоевательные походы потребовали большого количества врачей-профессионалов. Врачи имелись во всех подразделениях (легионах, когортах, алах) и во всех родах войск. У каждого воина с собой – необходимый перевязочный материал. На войне: младшие медики – капсарии, врачи-профессионалы, также специалисты по ранам. Раненных отвозили в валетудинарии. Там – опытные врачи, младший мед персонал для ухода, инструментарии для контроля за мед. инструментами, лекарствами. 19. Философские основы медицины др. Рима: большое влияние греческой культуры. Атомистическое учение (отрицание бессмертия души, загробной жизни). В работах Лукреция – о сложном строении живых организмов из атомов, о развитии живого мира, о передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов, представление о миазматической концепции возникновения болезней . Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы, излагает свои представления о заразных болезнях. Его идеи были развиты потомками в важные научные теории. Цельс со штатом помощников перевел и обработал многочисленные труды по философии, праву, медицине, и т.д греческих, александрийский, индийских и других авторов. Он подробно, изложил достижения римской медицины периода ранней империи в области диететики, гигиены, теории болезни, терапии и особенно хирургии. Трактат Цельса внес также существенный вклад в развитие научной латинской терминологии. 20.Гален: Выдающийся врач древнего мира. Автор более чем 125 трудов по медицине. Гален родоначальник экспериментальной анатомии и физиологии, блистательный терапевт, фармацевт и хирург— врач-философ и исследователь, познающий природу. Гален анатомировал высших обезьян, свиней, и т.д. Данные, полученные при вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека. Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален широко занимался лечебной практикой. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Он правильно описывал то, что видел, но полученные результаты трактовал идеалистически. В этом состоит дуализм учения Галена. В средние века католическая церковь и схоластика использовали идеалистические стороны учения Галена и связали их с богословием. Так возник галенизм — искаженное, одностороннее понимание учения Галена только с идеалистической стороны.
![]() |