![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Информационный потенциал общества
ТЕМА 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Информатизация общества Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Характерные черты информационного общества: · решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом; · обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; · главной формой развития станет информационная экономика; · в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; · информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; · с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации. Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции: · все большее влияние на общество средств массовой информации; · информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций; · существует проблема отбора качественной и достоверной информации; · многим людям будет трудно адаптироваться в среде информационного общества. Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов власти, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Информационная культура проявляется в следующих аспектах: · в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); · в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию; · в умении извлекать информацию из различных источников; · во владении основами аналитической переработки информации; · в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию – информатика, кибернетика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других.
Информационный потенциал общества Информационные ресурсы- это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Развитие мировых информационных ресурсов позволило: · превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность; · сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг; · образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ; · повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах и др. за счет своевременного использования необходимой информации. Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт– это cовокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Информационные услуги возникают только при наличии баз данных, в компьютерном или некомпьютерном варианте. База данных - совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными. Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Поставщиками на информационном рынке могут быть: · центры, где создаются и хранятся БД; · центры, распределяющие информацию на основе разных БД; · службы телекоммуникаций и передачи данных; · специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности ( например банки, биржи и т. д.); · коммерческие фирмы; · информационные брокеры. Потребителями могут быть различные юридические и физические лица. Компонентами рынка информационных продуктов и услуг являются: · техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации; · нормативно-справочная составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. · информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие найти нужную информацию; · организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
![]() |