![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли
Эпоха Возрождения (XIV - XV вв.) (постепенный выход из средневековья (накоплен потенциал производительных средств, изобретений; открытие новых земель; заново узнавалось и осваивалось наследие античного мира; пошатнулась монополия католицизма на души; возникновение светского мировоззрения гуманизма). Политические изменения (укрепление и объединение национальных государств; централизация на основе королевского абсолютизма; монархи, опираясь на горожан, подчиняют феодалов). Германия и Италия (отставание от процесса объединения; междоусобицы и вмешательство внешних сил; политическая система Италии напоминала античную Грецию с ее полисами (города-государства; разнообразие форм правления, их частая смена и конфликты между ними)). Никколо Макиавелли (семья юриста; Флоренция; пережил власть Медичи, республику Савонаролы, просвещенную светскую республику (ему покровительствовал глава исполнительной власти; занимался внешними сношениями и обороной; участвовал в посольствах), восстановление тирании Медичи (отправляют в ссылку в деревню - shpora.su). Главные труды «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «история Флоренции». Происхождение государства. «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (сначала люди жили разрозненно, подобно животным; размножившись, объединились, сделали самого храброго своим главой и стали ему повиноваться; совместная жизнь привела к осознанию того, что плохо и что хорошо (установлены законы и наказания); появилось правосудие; при последующих выборах государя предпочтение стали отдавать мудрости и справедливости - полный рационализм (нет теологии)). Характеристика государства (определение государства). «Государь» (содержит советы и наставления как установить, сохранить и расширить государство, как завоевать и удержать политическую власть; ставится задача объединения Италии, ее освобождения от иностранного вмешательства). Политика для Макиавелли - самостоятельная область знания (исследует ее исходя из реальности, исторических фактов) (в его мышлении содержались элементы интеллектуальной и моральной революции). Впервые употребил слово «республика» в его современном значении формы государства, противоположной монархии (до него употреблялось как синоним полиса или государства в современном понимании слова). Формы государства (идеальное государство). «Государь» (формы правления подразделяются на 2 группы - республики и принципаты, где власть принадлежит одному человеку). Наилучшая форма - принципат, единовластие (пригодна для Италии начала XVI в.). Много говорит о преимуществах республик (народ во всех делах судит лучше, чем государь; республика обеспечивает стабильность, свободу, гражданское равенство, величие государства) (монархия ведет к неравенству, рабству, распущенности и упадку). Наилучшая форма (смешанная, сочетающая элементы монархии, аристократии и демократии; отличается прочностью; не входит в 6 форм) (книга носит более общий, теоретический, абстрактный характер). Не может быть единого подхода к формам правления (определяются реальными условиями и соотношением сил; реальные условия могут сделать идеал неприемлемым и оправдать установление формы правления, далекой от совершенства). Республиканская форма предпочтительнее монархической во всех случаях (исключение - когда надо ввести новые порядки, законы и институты (преобразовать общество)). Особенности теории. Соотношение политики и морали (макиавеллизм; имморализм , безразличие к добру и злу; цель оправдывает средства; государь должен, когда обстоятельства не дают выбора, прибегать к безнравственным средствам, стараясь доказать, что его поведение безупречно и добродетельно; следует казаться хорошим, но не бояться быть плохим). Нельзя одновременно добиться любви и боязни подданных (необходимо предпочесть страх; любовь слаба и неустойчива, а страх всегда эффективен). Два требования следования целям (правильно избранная, высокая цель и невозможность ее достижения без покушения на нравственность). Заслуги Макиавелли в развитии политической теории: - отбросил схоластику, заменил ее рационализмом и реализмом; - заложил основы политической науки; - выступил против феодальной раздробленности, за создание единой Италии в форме абсолютной монархии; - продемонстрировал связи политики и форм государства с социальной борьбой, ввел понятия государства и республика в современном смысле; - осудил политику папского престола и духовенства; - сформулировал принцип «цель оправдывает средства». 8.Государственно-правовые идеи реформации Реформация - разнородное общественное движение во многих странах Западной и Центральной Европы (цель - преобразование господствовавшей католической церкви). Мартин Лютер(окончил Эрфуртский университет; магистр свободных искусств; в Виттенбергском университете получил степень доктора богословия; в 1517 открыто выступил против католицизма). Противопоставил себя движению низов (стал вождем и идеологом умеренного бюргерского течения). Работы («К христианскому дворянству немецкой нации» (задача освобождения немцев от засилия папского Рима); «О светской власти» (светская власть обязана охранять существующие порядки - шаг назад); «О рабской воле» (теория абсолютного предопределения)). Томас Мюнцер(современник и последователь Лютера; позднее порвал с ним; наиболее близким для него стало учение последователей Яна Гуса - таборитов (Бог мечом совершит суд над мировым злом через избранных ревнителей дела Божия); участвовал в Крестьянской войне, попал в плен, казнен). Жан Кальвинюрфак Парижского и Орлеанского университетов; сильное влияние на него оказали идеи гуманистов, особенно Эразма Роттердамского и Лютера; 1553 - отрекся от католицизма и создал первую общину своих реформаторских идей; власти вынудили его покинуть родину; обосновался в Швейцарии; главный труд «Наставления в христианской вере»). Характеристика государства (определение государства). Лютер (коренное преобразование культа и организации церкви вело к сдвигам в социальной и политической жизни общества; предпосылки для политического объединения Германии; прекращается отток денежных средств в Рим; упразднение церковных праздников - стимулирование предпринимательской деятельности; упрощение мессы - упразднение огромной массы духовенства; секуляризация церковного и монастырского имущества). Концепция государства (порвал с теорией христианского корпуса (объединение христианских народов, жизнь которого регулируют две власти (светская и духовная) и два права (мирское и каноническое); отверг целесообразность 2 властей и 2 прав - альтернатива - учение о 2 царствах (разграничение религиозной и светской сфер)). Кальвин (радикальная реформа устройства церкви; упрощение культа; упразднено духовное сословие; церковные общины стали возглавлять старшины из мирян). Формы государства (идеальное государство). Лютер Светское правление должно осуществляться с помощью светской власти (отвергается тезис католицизма о примате духовной власти над светской; светской власти отводится экономика, политика, просвещение, культура; должностные лица обязаны преследовать интересы подданных, руководствуясь при этом этическими принципами и нормами естественного права). Необходимость полной автономии религиозной организации от общества (вера, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции светской власти - сфера исключительно духовной власти; при нарушении принципа разделения властей - справедливо право сопротивления со стороны подданных - оружие только слово и страдание за веру, единственный судья - Бог). Кальвин (всякая община имеет право самостоятельно управлять своими делами (основа МСУ и республиканских программ)). Концепция государства (соединение церкви и государства в единое целое; государство установлено Богом, необходимо человеку, как воздух; протест против власти - дерзость против Божьей воли; строгое правительство лучше слабого). Кальвин не отвергал монархию, но отдавал предпочтение республике (наихудший из политических режимов - демократический (охлократия), наилучший - аристократический или олигархический; права на власть человек мог быть удостоен в силу духовного и нравственного превосходства над другими членами общины и государства). Понятие права (отличие от закона; виды права). Лютер (важнейшая роль отводится разуму, который ставится выше закона; отрицается право подданных на сопротивление властям; послушания требует не должностное лицо, а служба; непослушание властям - грех; покорность и смирение пред властью предержащей; вера в государство). Особенности теории. Лютер (реформатор культа, образования, языка, музыки, культуры; создание лютеранства). Католицизм (человек оправдывается перед Богом добрыми делами; церковь посредник в общении с Богом; верующие не могли общаться с Богом напрямую). Лютеранство (каждый христианин достигает спасения души исключительно посредством даруемой ему Богом веры в искупительную жертву Иисуса; отрицание догмата католицизма о спасительной силе церкви - отвергаются претензии духовенства на контроль за верой и совестью = равенство людей в делах веры). Покорность и смирение перед властью. Первым обосновал принцип независимости государственной власти при решении задач социально-экономической и политической жизни общества. Кальвин (только один безусловный авторитет - Священное Писание; Бог выразил свою волю в Библии; человек должен только согласовывать свою жизнь с этим законом; отвергал также веру во всесилие человеческого разума). Основополагающий тезис лютеранства (учение об оправдании верой) дополнен учением о предопределении (если спасти человека может только вера, а она нисходит на него вследствие божьей благодати, то без помощи Бога человек не может спастись - истинно верующий тот, кто избран Богом, он и может спастись верой). Кальвинизм требовал посвятить себя делу, профессии, быть трудолюбивым, предприимчивым и рачительным хозяином (закладывалась основа протестантской этики - в сочетании с индивидуализмом является особенностью общественной жизни во многих странах Запада). Кальвинизм (культ труда, предприимчивости; в нем буржуазия нашла действенное идейное оружие). Историческое значение Реформации - готовили духовную, нравственную и правовую почву для буржуазных революций. 9.Концепция Ф.Бэкона о естественном праве и «хорошем законе» Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину естественной философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии. Бэкон стремился привести границы умственного мира в соответствие со всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе XV - XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки великого восстановления наук, которую изложил в трактатах «О достоинстве и приумножении наук» (самом большом своем произведении), Новом Органоне (его главном произведении) и других работах по естественной истории, рассматривающих отдельные явления и процессы природы.
![]() |