![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Соотношение метафизики права и юриспруденции в трактовке И.Канта
Германия второй половины XVIII - начала XIX в.; прочное феодально-монархическое устройство; до наполеоновских войн не произошло политических потрясений. Взгляды на этику, право, государство («Основы метафизики нравственности», «К вечному миру», «Метафизика нравов»). Характеристика государства (определение государства). Возможность принуждения обеспечивается государством - объединением большего или меньшего числа лиц, подчиняющихся правовым законам. Цель государства - торжество права (должно руководить правом, если не хочет потерять доверие граждан). Суверенитет принадлежит только народу и выражается в его общей воле (прерогатива народа - установление правопорядка путем принятия конституции). Главный принцип устройства государственной власти (разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; законодательная должна принадлежать только народу; все три власти - выражение соединенной воли народа). Государство не должно опекать подданных, посягать на их самостоятельность (идеал - гражданская свобода или обязанность повиноваться только тем законам, в создании которых гражданин принимал участие своим голосом, и равенство) (лозунг равенства имеет целенаправленный характер - упразднение сословных привилегий). Проблема войны и мира (правомерные войны (оборонительные) и неправомерные). Полное торжество мира возможно только при объединении всех государств в федерацию на началах права (общественный договор на государственном уровне; каждое государство, сохраняя свой суверенитет, было бы и членом мирового правового общения). Формы государства (идеальное государство). По количеству носителей высшей власти 3 формы государства (автократии; аристократии и демократии). По критерию разделения властей (если этот принцип соблюдается - республиканское государство, если нет - деспотическое). Идеал - республика (по традиционной типологии государств не делает выбора наилучшей; лучше всех та, которая наиболее проста). Изменение форм государства - нормальное явление (должно происходить не путем народного бунта, а путем реформ, по воле суверена; не признает право на восстание). Понятие права (отличие от закона; виды права). Право и добродетель (мораль) - две части учения о нравах или метафизики нравов (нравственности) (в их основе лежат одни и те же принципы; их общая формулировка - категорический императив; различаются мотивы его соблюдения и способ обеспечения). Если закон соблюдается в силу внутреннего убеждения - моральное поведение (если внешне, под влиянием мотивов, не связанных с категорическим императивом - легальное поведение) (мотив разграничивает сферы морали и законности (законность формальна, требует соблюдения правил; мораль - соблюдение правил по убеждению). Право - совокупность условий, при которых произвол одного (лица)совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы (в праве главное не мотивы поступков, а их характер; нормы права очерчивают сферу, в которой человек может действовать свободно; выход за нее - покушение на свободу других лиц; право - определение меры (пределов) свободы человека, его автономии). Равенство субъектов как принцип права (никому не дано посягать на свободу другого). В праве выделяет различные явления (пласты) (естественное право (основано на априорных принципах, продиктованных разумом), положительное (статутарное) право (вытекает из воли законодателя)). Право как моральная способность обязывать других делится на (прирожденное (принадлежит каждому от природы; приобретенное (для него требуется правовой акт)). Частное право - совокупность законов, не нуждающихся во внешнем обнародовании. Публичное право - совокупность законов, нуждающихся в нем. Право в строгом смысле слова (гарантируется возможностью полного принуждения) (синоним позитивного права). Право в широком смысле (явление, где правомочие принуждать не может быть определено никаким законом) (справед-сть (допуск/ право без принужд-я) и крайн/ необх-сть (допускает принужд-е без права)). Особенности теории. На начальном периоде верил в способность человеческого разума познавать предметы и явления такими, как они существуют на самом деле (в дальнейшем отвергает такую возможность - воспринимаемые нашими органами чувств явления не дают представления об их подлинной природе; недоступные нашему сознанию сущности - вещи в себе). Между восприятием и сущностью существует непреодолимая преграда (эмпирические знания способны расширяться, они полезны, но не гарантируют соответствия действительности). Категории и приемы мышления, используемые человеком в процессе познания - не отражение объективно существующих связей, а только законы мышления, изначально заложенные в его уме. Агностицизм (недоступность конечных тайн бытия человеческому сознанию) (ограничивая возможности разума, Кант наноси удар по рационализму, сознает при этом, что сферами, недоступными разуму, овладевает вера). Невозможно ни доказать, ни опровергнуть существование Бога (не принадлежит к миру явлений, не дается нам в опыте). Познание - функция чистого теоретического разума (действия - функция практического разума). Человек принадлежит одновременно к миру явлений и миру вещей в себе (его действия предсказуемы и выводимы из ситуации на основе закона причинности; в то же время он наделен разумом и повинуется ему (вещь в себе) - принимает решения, делает выбор, его действия зависят от его воли). Практический разум - способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов (практический разум сам диктует себе нормы морального поведения - иначе не было бы свободы; в то же время эти нормы заложены как априорное внутреннее побуждение, свободное от внешних воздействий). Нормы, порожденные разумом - императив (правило, характеризующееся долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку, и означающее, сто если бы разум полностью определял волю, поступок неизменно должен был бы быть совершен по этому правилу). Императивы, диктуемые разумом (условные (гипотетические) и безусловные (категорические); соблюдение гипотетического связано с определенной целью; категорический с практической целью не связан, абсолютен и выпjky-cz исключ-но как треб-е нравственного долга). Мораль строится на пренебрежении к утилитарности, сиюминутной пользе, выгоде (основа учения - безусловное соблюдение долга). Формулировки категорического императива: 1) поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом; 2) поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Историческая школа права Германия конца XVIII - начала XIX в., сохраняется феодальный строй, в экономическом, социальном и политическом отношении - одна из самых отсталых стран Европы. Густав Гуго(профессор Геттингенского университета). «Учебник естественного права как философии положительного права» (ставит вопрос о длительном историческом процессе формирования права и отвергает мнение, что правовое регулирование может осуществляться сверху). Фридрих Карл Савиньи(профессор Берлинского университета). «Система современного римского права». Георг Пухта(преемник Савиньи по университетской кафедре в Берлине). «Обычное право», «Курс институций». Происхождение государства. Пухта (государство создано той же силой, что и право - народным духом (в конечном счете и право, и государство имеют божественное происхождение; правительство и правительственная власть происходят от Бога; истинная свобода состоит в подчинении божественной воле)). Формы государства (идеальное государство). Пухта (сторонник монархического правления; отношения монарха и подданных необходимо строить на началах верности подданных монарху). Понятие права (отличие от закона; виды права). Гуго (закон - не единственный источник права; право образуется не только в результате законотворческой деятельности, но и помимо воли законодателя (обычное право, преторское право в Риме)). В противоположность теории естественного права, исходившей из представления о широких творческих возможностях законодателя, утверждал, что оно, подобно языку и нравам, складывается само по себе, без соглашений и приказов. Формирование права уподоблял складыванию правил различных игр (возникают независимо от играющих, помимо их индивидуальных воль; формируются с течением времени, от случая к случаю, по мере необходимости; постепенно в результате практики устанавливаются твердые правила). То, что предписывается законом, не всегда совпадает с тем, что осуществляется в действительности (этим обеспечивается возможно большая определенность норм права и знакомство с ним населения; определенность и известность норм права более всего достигается обычным правом). Савиньи (право, как язык и нравы, определяются своеобразием, свойственным каждому народу; в них выражается общее убеждение народа; право - не произвольное установление законодателя, а органический продукт народного духа, народного сознания; право само по себе непрерывно и закономерно развивается как продукт действия внутренних сил). Не отрицает роли юристов в разработке права (две стадии в развитии права - стадия естественного права и стадия ученого права; в первой стадии право живет непосредственно в сознании народа и проявляется как обычное право; во второй - обнаруживается в трудах ученых-юристов, выступающих в роли представителей народа, выразителей народного правосознания; с этого момента право ведет двойное существование - как часть жизни народа и как особая наука в руках юристов). Наилучший источник права - не законодательство, а обычай. Пухта (право - результат деятельности народа, проект народного духа; своеобразие народа обнаруживается в его праве так же, как в его языке и нравах; право - выражение общего сознания народа, общей воли всех участников правового общения; правовая норма обязательна в силу признания, которым она пользуется в общем убеждении народа). Право имеет свою историю (мышление ученых-юристов оказывает заметное влияние на развитие права). Особенности теории. Гуго (придавая решающее значение в процессе образования права фактически сложившемуся порядку, одобряет и оправдывает существующее положение вещей - экономические, социальные, политико-правовые отношения феодального общества, общества официального социального неравенства). Позитивный вклад исторической школы в изучение государства и права (отвергли рационалистический схематизм и антиисторизм, характерный для эпохи Просвещения; привлекли внимание к исторической обусловленности и эволюции политико-правовых институтов, к их национальной специфике, способствовали активизации историко-правовых исследований; поставили вопрос об общем убеждении народа (правосознании)). Отрицательные моменты (вместе с договорной теорией государства они отбрасывали идеи свободы, равенства, республиканизма и конституционализма; были противниками реформ, защитниками феодальных институтов).
![]() |