Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Взгляды Гегеля на систему права как на царство реализованной свободы



Следуя традиции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. "Система права есть царство реализованной свободы", - указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа, подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина - соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности - согласована с необходимостью.
Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа. Философия права Гегеля, по сути дела, являлась общесоциальной доктриной, поднимавшей весь спектр вопросов относительно положения человека в обществе.
Процесс утверждения всеобщей свободы составляет содержание всемирной истории. На страницах "Философии права" Гегель анализирует состояние свободы в современную ему эпоху, т.е. в Новое время (историческое развитие свободы он прослеживал в философии истории). Будучи теоретической наукой, философия права освещает концептуальное (понятийное) содержание проблемы всеобщей свободы. В соответствии с принципами диалектики развитие свободы до степени всеобщности рассматривается здесь как логическое развертывание самой идеи права, как восходящее движение мысли от абстрактных, односторонних понятий к конкретным - более глубоким и полным. Гегель при этом специально оговаривал, что ход теоретических рассуждений о праве не совпадает с хронологической последовательностью возникновения правовых образований в истории.
Идея права в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.

Особенности теории.

Объективный идеализм (основная категория - абсолютная идея (первичная реальность, то, что не имеет начала, вечно).

Три этапа развития абсолютной идеи:

1) первый (развитие понятий от абстрактных к конкретным);

2) второй (ее самодвижение - воплощение в природе, созданной ею самой) (она отчуждает себя в форме природы, раскрывает в природе свое содержание);

3) третий (ее раскрытие - ее возвращение к себе самой через природу) (природа, развиваясь от низших форм к высшим, с человеком восходит к духу и в духе вновь сливается с абсолютной идеей).

Воспроизводит основы христианского мировоззрения (первая фаза (существование Бога до сотворения мира);затем Бог создает природу как отдельное от него существование; этот мир стремится к Богу и через сознание человека, через христианское сознание возвращается к нему; абсолютная идея сближается с понятием Бога (абстрактное, философское обозначение Бога как первопричины мира)).

Единство мира на идеалистической основе (мышление и бытие не противоположны, ими управляет разум - абсолютная идея; законы мышления совпадают с законами развития вселенной).

Диалектический метод (мысль и действительность пребывают в состоянии непрестанного изменения, двигатель - противоречие; каждое понятие сначала отрицается, порождает противоположность, из сопоставления и борьбы противоположностей возникает новое единство).

Развитие проходит три стадии (тезис, антитезис, синтез - гегелевская триада) (развитие через противоречие происходит в природе, в человеческой истории, в сознании; синтез не останавливает развитие, а начинает его новый виток, превращаясь в тезис следующей триады).

Формы развития (эволюция (постепенные количественные изменения); революция (перерыв постепенности, переход из одного качества в другое, скачок)).

Философия права не должна быть ничем иным, как попыткой понять и обрисовать государство как что-то рациональное.

В идеальных схемах нет нужды (то, что есть - разум, продукт развития абсолютной идеи).

Все разумное действительно, а все действительное разумно (объявляет все существующее закономерным (воплощением разума), но по законам диалектики эта разумность не вечна, на смену ей приходит новая действительность, которая для своего времени станет столь же разумной).

 



Просмотров 1469

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!