![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Взгляды Гегеля на систему права как на царство реализованной свободы
Следуя традиции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. "Система права есть царство реализованной свободы", - указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа, подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина - соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности - согласована с необходимостью. Особенности теории. Объективный идеализм (основная категория - абсолютная идея (первичная реальность, то, что не имеет начала, вечно). Три этапа развития абсолютной идеи: 1) первый (развитие понятий от абстрактных к конкретным); 2) второй (ее самодвижение - воплощение в природе, созданной ею самой) (она отчуждает себя в форме природы, раскрывает в природе свое содержание); 3) третий (ее раскрытие - ее возвращение к себе самой через природу) (природа, развиваясь от низших форм к высшим, с человеком восходит к духу и в духе вновь сливается с абсолютной идеей). Воспроизводит основы христианского мировоззрения (первая фаза (существование Бога до сотворения мира);затем Бог создает природу как отдельное от него существование; этот мир стремится к Богу и через сознание человека, через христианское сознание возвращается к нему; абсолютная идея сближается с понятием Бога (абстрактное, философское обозначение Бога как первопричины мира)). Единство мира на идеалистической основе (мышление и бытие не противоположны, ими управляет разум - абсолютная идея; законы мышления совпадают с законами развития вселенной). Диалектический метод (мысль и действительность пребывают в состоянии непрестанного изменения, двигатель - противоречие; каждое понятие сначала отрицается, порождает противоположность, из сопоставления и борьбы противоположностей возникает новое единство). Развитие проходит три стадии (тезис, антитезис, синтез - гегелевская триада) (развитие через противоречие происходит в природе, в человеческой истории, в сознании; синтез не останавливает развитие, а начинает его новый виток, превращаясь в тезис следующей триады). Формы развития (эволюция (постепенные количественные изменения); революция (перерыв постепенности, переход из одного качества в другое, скачок)). Философия права не должна быть ничем иным, как попыткой понять и обрисовать государство как что-то рациональное. В идеальных схемах нет нужды (то, что есть - разум, продукт развития абсолютной идеи). Все разумное действительно, а все действительное разумно (объявляет все существующее закономерным (воплощением разума), но по законам диалектики эта разумность не вечна, на смену ей приходит новая действительность, которая для своего времени станет столь же разумной).
![]() |