![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Государственное регулирование отраслевых рынков. Антимонопольное регулирование. Система господдержки
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях. 1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества. 2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др. 3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых -- загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам. 4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных. 5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства. 6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий. 7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность. 8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) -- процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов). Антимонопольное регулирование. В 1890г. Начало монопольного регулирования («Антитрестовский закон»). Трест – объединение фирм, когда они теряют коммерческую самостоятельность. 1991 – закон об антимонопольном регулировании. Основные направления современного антимонопольного регулирования: 1) регулирование естественных монополий; 2) выявление фирм, обладающих монопольной властью и контроль за их деятельностью. По нашему законодательству, если доля рынка фирмы больше 35%, она считается доминирующей и включается в реестр антимонопольной службы. Если доля рынка более 60%, фирма считается в России монополистом. Другие показатели рыночной власти: IL – Индекс Лернера – индекс прибыльности. IL = PL/TR. PL – прибыль; TR- общий доход. Так как считается, что высокая прибыль – признак монополии. Чем выше IL, тем выше монопольная власть. Индекс Фиршмана. IHF = S12 + S22 + …. + Sn2. S1, … Sn – доли рынка отрасли по мере убывания фирмы. S1 – сама крупная фирма. Если 100 одинаковых фирм, то индекс = 100. Естественная монополия – 1002 = 10 000. В США считается отрасль высоко монополистическая, если индекс равен больше 1800. Контроль за монопольно высокими и монопольно низкими ценами. В большинстве развитых стран фирмы злоупотребляют монопольно низкими ценами. Контроль за интеграцией и концентрацией производства. Контроль и запрет нечестной конкуренции. Демпинг – умышленное снижение цен для изгнания конкурента. Ценовые войны. Запрет картелей и тайных картельных сговоров. Система господдержки. Господдержка – это различные мероприятия, проводимые государством страны в пользу того или иного субъекта экономики или отрасли.1) Господдержка экспорта. В США. На поддержку американского экспорта из федерального бюджета ежегодно выделяются значительные суммы средств и государственная финансовая поддержка в США реализуется по целому ряду направлений, в т.ч.: - оказание поддержки национальным компаниям путем предоставления кредитов, гарантий по кредитам и страхования сделок; - использования механизма экономической помощи для защиты интересов американских экспортеров; - предоставления кредитных гарантий экспортерам сельскохозяйственной продукции и пищевых товаров; - предоставление поддержки проектам американским компаниям, способствующим снизить риски для окружающей среды и финансирование иностранных покупателей при приобретении американского оборудования и технологий в части производства экологических товаров и услуг; -оказание помощи американским компаниям путем предоставления и гарантирования кредитов при осуществлении ими средне- и долгосрочных инвестиций за рубежом (в развивающихся странах и СНГ) и др. В России. В настоящий момент, государством предоставляются меры и инструменты финансовой поддержки экспорта в России, среди них гарантирование операций российских экспортеров, экспортное кредитование (включая долгосрочное), возмещение части процентах ставок по кредитам, страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, льготное кредитование иностранных покупателей, кредитование малого и среднего бизнеса [307]. Осуществляется гарантирование экспортных операций по поставкам российской промышленной продукции, включая машины, оборудование, комплектующие к ним. Российские предприятия-экспортеры имеют возможность привлечь кредиты в российских кредитных учреждениях и во Внешэкономбанке при осуществлении поставок продукции с высокой степенью переработки. В 2012 г. из средств федерального бюджета было выделено 3 млрд. руб. (в 2011 г. - 8 млрд. руб.) для возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам . В России реализуется программа государственной финансовой поддержки предприятий субъектов малого предпринимательства (включая фермерские хозяйства), ориентированных на экспорт, которая заключается, главным образом, в субсидировании расходов предприятий. К основным нефинансовым мерам стимулирования экспортного развития российских предприятий предусмотренных программой относят: выявление и устранение ограничений и необоснованных торговых барьеров, предпринимаемых правительствами других стран в отношении российских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. К другим мерам нефинансового поддержки российского экспорта относят информационную поддержку российских экспортеров. С 2010 года функционирует единый портал внешнеэкономической информации Министерства 131 экономического развития, на котором содержится официальная и аналитическая информация, касающаяся деятельности экспортеров. 2) Господдержка малого предпринимательства. Она вется по всей России, в УР в том числе. В Удмуртской Республике важность государственной поддержки предпринимательства властными структурами была осознана в самом начале экономических реформ. Совет Министров Удмуртской Республики в целях обеспечения развития и поддержки малого предпринимательства в соответствии с государственной программой постановил считать государственную поддержку малого предпринимательства одним из важнейших направлений экономической реформы. Данная программа должна способствовать развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.
В качестве основных приоритетов развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике определены: ‑ производство и переработка сельскохозяйственной продукции; ‑ производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники; ‑ оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; ‑ строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения; ‑ инновационная деятельность. В процессе реализации ежегодно финансируемых мероприятий республиканских программ к 2005 году создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства и действуют ее элементы, такие как: ‑ управление по развитию предпринимательства и инновациям; ‑ Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства и муниципальные фонды поддержки; ‑ социально–деловые центры в городах Сарапул, Можга; ‑ Удмуртская лизинговая компания; ‑ бизнес–инкубатор для поддержки малого и среднего предпринимательства; ‑ Удмуртский центр правовой поддержки предпринимательства и др.
![]() |