![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Оппортунистическое поведение. Оппортунизм и его виды. Причины проявления оппортунизма. Роль доверия в деловых отношениях
Оппортунистическое поведение определяется О. Речь идет о любых формах нарушения взятых на себя обязательств, например уклонении от условий контракта. Индивиды, максимизирующие полезность, будут вести себя оппортунистически ( скажем, предоставлять услуги меньшего объема и худшего качества), когда это сулит им прибыль. В неоклассической теории для оппортунистического поведения не находилось места, поскольку обладание совершенной информацией исключает его возможность Понятие оппортунизма возникло в конце ХХ века в связи с развитием теории трансакционных издержек. оппортунизм – это модель поведения экономического агента, при которой он предоставляет искажённую информацию с целью запутать партнера. Подобные поступки не могут пройти бесследно для экономики и влекут за собой информационную асимметрию, которая усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post) [8. C. 4]. Причины оппортунистического поведения можно разделить на две группы: обстоятельства, делающие оппортунизм возможным, и факторы, определяющие готовность экономических агентов использовать возможности для оппортунистического поведения. Обстоятельства, формирующие пространство для оппортунизма, таковы: 1. Разделение труда и отделение собственности от управления. Обезличенность собственности усиливается с развитием фондового рынка и дроблением акционерного капитала предприятий: в корпорации, которая привлекает капиталы на свободном рынке, ее владельцы лишены возможности контролировать поведение менеджеров в силу своей разобщенности. С ростом сложности труда и образованности работников неизбежно расширяется и пространство для оппортунизма. Работники лучше понимают пространство действий, работа контролируется труднее, люди начинают анализировать дивергенции собственных целей и целей предприятия — все это приводит к возрастанию моральной угрозы в иерархических организациях. 2. Информационная асимметрия. Характер распределения информации между участниками бизнеса. Например, в случае, если одна из сторон знает больше (т. е. возникает информационная асимметрия), эта сторона имеет стимул к оппортунистическому поведению. Проблема информационной асимметрии особенно ярко проявляется в отношениях между топ — менеджментом и остальными группами влияния. Опыт показывает, что менеджмент без профессионального и заинтересованного контроля активно использует ресурсы предприятий и партнеров в личных целях. 3. Неопределенность прав собственности. К примеру, рынок эффективно функционирует без государственного вмешательства при следующих предпосылках: определенность и полная защита прав собственности, полная информированность и совершенная конкуренция. 4. Специфические инвестиции. Наличие специфических инвестиций — инвестиций, теряющих стоимость при прекращении деловых отношений, в обеспечение которых они сделаны. Сюда относятся затраты на развитие специфического ноу-хау, приобретение специализированного оборудования и обучение персонала, на формирование доверия и репутации, а также затраты, окупаемость которых зависит от временных параметров, и др. В случае, если одна сторона сделала специфические инвестиции, а другая — нет, вторая сторона может попытаться эксплуатировать первую, перераспределяя в свою пользу ренту, которая возникает по причине специфичности инвестиций. [3, с. 30]. Основной причиной оппортунистического поведения экономических субъектов хотелось бы заметить, что оппортунистическое поведение заключается не в ослаблении системы стимулирования, а в отсутствии стимулирования «труда трудом». Речь идет о несовпадении границ налагаемых друг на друга моделей — модели рабочего места как социотехнической реальности и модели работника как чрезвычайно сложного био-социо-культурного субъекта действий в пространстве мира труда. Каждый работник должен стимулироваться такой реальной совокупностью элементов этого микромира труда, к которой он генетически, эмоционально, нравственно, психологически подготовлен и которая (совокупность) позволит ему самореализоваться, реализовать в полной мере все свои способности в сфере трудовой деятельности. И, стало быть, проблема противоречивого взаимодействия принципала и агента может быть решена при одном непременном условии, а именно: при условии достаточного знания об агенте, на основании которого принципал определяет адекватную ему (точнее, его способностям, склонностям и потребностям) «нишу» в совокупности рабочих мест. Только таким образом удается мотивировать работника на честный и добросовестный труд (по крайней мере, удастся минимизировать всплески оппортунизма) [5, с. 120]. Также причиной оппортунистического поведения работника можно выделить отчуждение труда. Отношение к труду непосредственно связано с характером или видами участия индивида в производственном процессе. Согласно К. Марксу, главной характеристикой положения наемного работника является отчуждение труда. Отчужденный труд — это труд наемных работников, их труд, заключенный в стоимости товаров или услуг, которые не являются их собственностью и принадлежат собственникам капитала. Это фундаментальное экономическое явление порождает особое отношение к труду, особый характер труда — «наемный труд», особый тип работника — «наемный работник». Наемный работник попадает в сферу производства на основе найма его рабочей силы работодателем, что оформляется соответствующем контрактом (трудовым договором). Он бережно относится к своему основному богатству, главной собственности — способности к труду. Отчуждение труда работников приводит к неэффективной реализации их трудового потенциала. Отчуждение труда — это объективный общественный процесс превращения трудовой деятельности человека и ее результатов во что-то внешнее, самостоятельно господствующее над человеком, на индивидуальном уровне демотивирующее работника, проявляющееся во внутреннем отторжении работы и в оппортунистическом поведении. К примеру, в тарифно-окладной системе труд рабочих, которые работают повременно, оплачивается в зависимости от рабочего времени. При этом организация ожидает, что нанятый работник будет работать интенсивно и инициативно. Однако работник скоро усваивает очевидную истину: зарплата не зависит от эффективности его труда, а инициатива, как правило, не поощряется. В этих условиях работник начинает экономить свою рабочую силу, при этом за уменьшающий труд он получает неизменную зарплату, т. е. организация начинает платить все дороже за каждую единицу затраченного рабочим труда [6, с. 53]. Таким образом, для выявления объективных причины оппортунизма экономических субъектов, в основном выделяют с одной стороны, оппортунизм, который рассматривался согласно теории трансакционных издержек, с другой, — политэкономическое понятие отчуждения труда. Очевидно, что оппортунистическое поведение работников возникает вследствие отчуждения труда и является его внешним проявлением. Развитию оппортунизма способствуют слабый уровень корпоративной культуры, наличие ассиметричной информации, отсутствие оценки труда и необходимого контроля за деятельностью работников.
![]() |