Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Контрактные отношения. Контракт и его виды



Контрактные отношения –это отношения, возникающие между двумя и более сторонами при осуществлении условий контракта.

Контракт – многосторонняя законная трансакция (сделка, соглашение), в которой оговариваются права и обязанности для его участников по отчуждению или присвоению прав собственности или прав свобод.

Участников контракта отличает две черты, существенные для современной экономической жизни: во-первых, все участники экономической жизни (участники контракта) считаются изначально свободными, а во-вторых, они преследуют свои собственные интересы.

Основополагающими принципами контрактных обязательств являются:

1) частная собственность (право на физическое пользование материальными объектами, право на присвоение дохода и полномочия управления. При этом современная теория прав собственности классифицирует права собственности на материальные и нематериальные активы – интеллектуальная собственность);

2) свобода контракта (свобода заключения, определения содержания и формы контракта, свобода выбора контрагентов);

3) ответственность за выполнение контракта (нарушение условий контракта служит основанием для привлечения нарушителя к ответственности).

С правовой точки зрения выделяют контракт купли-продажи, договор аренды на движимое и недвижимое имущество; трудовой и кредитный контракт.

С экономической точкизренияконтракты классифицируются по следующим признакам:

1. По признаку полноты(исчерпываемости): полный (исчерпывающий, учитывающий все параметры возможных изменений) и неполный.

2. По признаку формализованности:явные (контракт, в котором все обстоятельства соглашения получили исчерпывающее словесное описание, а обязанности сторон подкреплены юридической защитой) и неявные (имплицитные – молчаливое понимание и признание сторонами обязанностей, не подкрепленных юридической защитой).

3. По признаку частоты заключения: разовые, регулярные и случайные.

4. По признаку гарантированности: самовыполняющийся (если гарантом выполнения контракта является один или оба контрагента) и обеспечиваемый третьей стороны (государство или арбитраж (третейский судья)).

С юридической точки срезия выделют 3 вида контрактов:

Классический контракт – это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий через решение споров в суде.

Неоклассический контрактэто долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.

Отношенческий контракт– это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.

В современной институциональной теории определены две теории контрактов:

1. Теория агентских отношений(принципала-агента), согласно которойсторонами контракта выступают принципал и агент. Принципал нанимает агента, действующего от его имени, для оказания некоторых услуг, и чтобы облегчить достижение поставленных целей, делегирует этому агенту некоторые полномочия по принятию решения. Информация до и после заключения контракта является асимметричной, в результате возникает проблема неблагоприятного отбора агентов и риск эндогенного оппортунизма.

2. Теория отношенческих контрактов, в которых участники не пытаются принимать во внимание все возможные будущие обстоятельства, но тем не менее вступают в долгосрочные отношения, когда прошлые, настоящие и ожидаемые личные отношения, возникающие между ними, имеют важное значение. Данная теория применима к ситуациям, в которых существует двусторонняя зависимость участников контракта, обусловленная наличием трансакционно-специфических инвестиций, которые трансформируют агентский контракт в отношенческий. Гарантии отношенческих контрактов со стороны законодательства весьма ограниченны. По этой причине оппортунизм приходится предотвращать путем частного порядка улаживания конфликтов (неюридические санкции, контрактные соглашения).

Основными проблемами выполнения контрактов являются проблемы приспособления к неожиданным изменениям и обеспечение надежности исполнения принятых обязательств. Чтобы успешно решать их, экономические агенты должны обмениваться не просто обещаниями, а обещаниями, заслуживающими доверия. Отсюда потребность в гарантиях, которые бы, во-первых, облегчали адаптацию к непредвиденным событиям в течение срока действия контракта и, во-вторых, обеспечивали его защиту от оппортунистического поведения.

В некоторых секторах экономики контракты не совершаются из-за слишком высокой их цены (трансакционных издержек). Рыночные контракты на открытом рынке небезопасны для предприятий, и они очень часто стараются воздержаться от них из-за существования сложностей контроля за соблюдением контрактов, а именно:

1) наличие временного лага – участвующие в обмене стороны могут выполнять свои обязательства в разные моменты времени;

2) наличие трансакциононых издержек, связанных с асимметрией информации, специфичностью активов и риском оппортунистического поведения;

3) определение полного набора вероятных событий, которые должны быть учтены при планировании взаимодействия между людьми;

4) проблема коммуникации – разная степень понимания и интерпретации происходящих событий разными участниками;

5) сложность мониторинга реализации контрактов: выполнены ли именно те действия, которые должны быть совершены каждым из участников контракта.

6) наличие ограниченной рациональности;

8) частичная адекватность судебных разбирательств.

 


7.Неблагоприятный отбор. Примеры проявления неблагоприятного отбора на рынке труда, рынке кредита. Методы предотвращения неблагоприятного отбора.

Суть неблагоприятного отбора состоит в следующем. Когда существует асимметричная информация страдают продавцы высококачественных продуктов так как, потенциальные покупатели не могут отличить товары низкого качества от товаров высокого качества до их покупки. В этом случае высококачественные товары 283 „вымываются" с рынка и замещаются товарами низкого качества, т.е. происходит неблагоприятный отбор. В конечном счете это может вообще привести к исчезновению рынка данного товара.

Способы предотвращения неблагоприятного отбора. Подача сигнала.

При сигнализировании инициативу в свои руки берет сторона, располагающая информацией. Той стороне, которая обладает скрытой информацией, бывает выгодно, чтобы о ней узнала другая сторона.

Сигнал – это наблюдаемая характеристика индивида или блага, которая может быть изменена [41] .

В нашем примере с рынком подержанных автомобилей таким сигналом служит гарантия, которую предоставляет продавец «слив». У владельцев подержанных автомобилей хорошего качества есть стимул к тому, чтобы донести до потенциального покупателя тот факт, что предлагаемый им автомобиль хороший. Он должен подать сигнал о качестве своего автомобиля тем, кто мог бы его купить. Один из подобных сигналов – гарантия, т. е. готовность продавца отдать покупателю некоторую заранее согласованную сумму, если автомобиль окажется «лимоном». Продавец «лимонов» не может предоставить подобную гарантию, поскольку ему это невыгодно.

В договорах подобным сигналом о надежности другой стороны могут служить штрафные санкции, например, в случае просрочки сдачи объекта строительной или ремонтной организацией. Должник подает сигнал о своей надежности, сообщая о готовности выплатить страховку кредитору в случае неисполнения им взятых на себя обязательств.

Сигналом могут служить также капиталовложения в торговую марку. Даже реклама, которая кажется неинформативной (например, рекламный ролик с Горбачевым, рекламирующим пиццу), на самом деле передает информацию, сигнал о том, что фирмой были затрачены большие средства на рекламу [Nelson, 1974]. Расходы на рекламу могут быть весьма значительными, а это невозвратные капиталовложения (sunk cost). Но для покупателя они являются свидетельством высокого качества продукции. Расходы на рекламу – это своего рода «заложник» в руках покупателя. Если продавец обманет покупателя и поставит товары низкого качества, то ценность рекламы упадет до нуля [Klein, Leffler, 1981]. По этой же причине банки вкладывают значительные средства в здания, отделывая их мрамором. Эти расходы служат сигналом, который банк подает о своей надежности, ведь эти вложения также являются невозвратными.

Создание и поддержание институциональных механизмов, решающих проблему неблагоприятного отбора, конечно, связано с затратами ресурсов, но именно эти затраты и подают сигнал покупателю о том, что продавец предлагает хороший товар. Можно сказать, что качество сигнала зависит от тех ресурсов, которые были инвестированы в него.

На рынке труда сигналом служит диплом об образовании.

Просеивание

Понятие «просеивание» характеризует действия стороны, не обладающей информацией, которые та предпринимает с целью разделения различных типов информированной стороны в соответствии с определенными характеристиками.

Решение, использующее стратегию просеивания, заключается в том, чтобы предложить такой контракт о занятости, который привлек бы только нужный тип работника. Фирма предлагает относительно низкую первоначальную оплату труда, а затем, после того как работник проработал на фирме значительное время, его вознаграждение становится выше, чем рыночная ставка оплаты труда. Возрастающая с увеличением стажа и опыта работы заработная плата «просеивает» все множество потенциальных работников, потому что эта схема оплаты труда более привлекательна для работников, которые имеют намерение оставаться на этой фирме, и совсем не нравится работникам, которые не намерены длительное время работать на данной фирме, потому что из-за преждевременного увольнения они недополучат доход, возрастающий пропорционально увеличению стажа их работы в данной организации.



Просмотров 4285

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!