Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Камерон К. и Куш Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001




но желание участников восполнить такое впечатление искусственным удли­нением вектора в правом нижнем квадранте - как защитная реакция, как са­мооправдание. И если они выполняют работу с "Крестовиной" до обсуждения рисунков, тогда ее результат оказывается свободным от влияния обсуждения рисунков.

Так что, когда мы переходим к работе с "Крестовиной", мы просто обра­щаемся к стопке такого же количества листков с обозначенными векторами в 4 квадрантах. Обычно я прошу кого-нибудь двоих из участников этой рабо­ты быстро кусочками скотча прикрепить эти листки в 2-3 ряда один рядом с другим. А сам красным маркером соединяю концы векторов на каждом ри­сунке - получаются ряды трапеций. И мой первый вопрос участникам: "Ка­кие ориентации преобладают?"Прошу кого-нибудь желающих распреде­лить эти листки в группы по какому-то основанию. Чаще всего начинается поиск листков, где представлена клиентная ориентация. Но таких может быть совсем мало, и тогда кто-то сокрушается: "Да, и здесь у нас клиентная ориен­тация не видна..." Одной-двух группировок на стене достаточно. Обычно я завершаю их таким акцентом: правосторонние и левосторонние трапеции

Удлините или укоротите стрелки в каждом квадранте в соответствии со сравнитель­ной силой названных там признаков применительно к вашей организации (пользуйтесь любым ярким фломастером, кроме красного)

Рис. 13. Что преобладает в вашей организации?


разношу на большое расстояние друг от друга. Самое время сравнить с "Ме­тафорой": "Если здесь сильно развита сосредоточенность на внутренних проблемах, то как с этим обстояло на рисунках? Давайте посмотрим"

(листки с рисунками намеренно оставлены рядом на стене). Где-то мы видим совпадение акцентов на рисунках и на схемах, где-то - нет или неявно, хотя обычно совпадение довольно выразительное. Надо обратить внимание груп­пы, что есть некоторая несовместимость между очень вытянутым правым нижним углом трапеции и прямым или тупым правым верхним углом ее -ведь сильная клиентная ориентация не может быть эффективной без ини­циативности, инновационности сотрудников. Сосредоточенность на внутрен­них проблемах либо означает конфликтность и неорганизованность, либо свидетельствует о том, что на фирме проходит реорганизация. И если второе -нормально, то первое - нет.

Еще один вопрос к участникам: "А трапецию какой формы вы считае­те наилучшей для организации?"Я рисую на листе большую крестовину и предлагаю нанести на нее лучший вариант трапеции. Поначалу кто-то под­ходит и изображает на ней квадрат, прошу другие версии - обязательно кто-то догадывается нарисовать трапецию с удлиненными правыми верхним и нижним углами. И большинство восклицает: "Это идеал!" А я заключаю: "Те­перь мы знаем, к чему надо стремиться, и понимаем, что один правый угол связан с другим".

"Теперь, - говорю я, - зайдем на нашу диагностику совсем с другой стороны".

3. РАБОТА СО СХЕМОЙ "ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА"

В начале книги, где речь шла о теории организации, мы с Вами уже обсуж­дали некоторые общие закономерности развития организаций, в частности ста-дирование жизненного цикла. В организационной самодиагностике часто бы­вает интересно и полезно предложить участникам вопрос: на какой стадии этого жизненного цикла находится ваша организация сейчас?

Как это делается процедурно? Где-нибудь после "Крестовины" я обра­щаюсь к участникам с рассказом о том, что организации чем-то напоминают живой организм, и в этом смысле они, как и мы, проходят разные этапы: рост, зрелость и старение. Но в отличие от нас им стариться и дряхлеть совсем необязательно, они могут жить намного дольше людей - веками. Был у меня клиент - одно предприятие, которому в момент моего появления там испол­нилось 170 лет.

Я кратко пересказываю то, что написано в разделе о жизненном цикле, и раздаю листки с его изображением, где отмечены как фазы, так и стадии (в каждой фазе несколько стадий). Снова прошу кого-то зачитывать названия каждой фазы и стадии поочередно и обсуждаем признаки, характерные для них. А потом предлагаю каждому поставить на своем листке отметину: какие перечисленные признаки проявляются в нынешнем состоянии их организа­ции в наибольшей степени. Акцентирую вот это "в наибольшей". Без такого акцента участники начинают ставить довольно много отметок на разных участ­ках параболы, и интегральная картина смазывается, теряет выразительность. *1отом я собираю эти листки, на большом листе флип-чарта или на стене вое-


произвожу параболу и переношу на нее все отметины. Как правило, получают­ся кластеры, группирующиеся плотно на некоторых стадиях.

Если же атмосфера не напряженная, отношения открытые — я прошу каж­дого выйти к этой параболе и самим нанести на нее соответствующее обозна­чение.

А после этого обращаю внимание всех, что так или иначе в любой органи­зации появляются признаки одряхления, и если пока на параболе их не оказа­лось или оказалось мало, то как же нам упредить их нарастание, т. е. каким образом заняться обновлением, оздоровлением общефирменного организма. А отсюда уже удобно и логично перейти к управленческим ошибкам и оргпа-тологиям. Полчаса на эту процедуру достаточно.



Просмотров 948

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!