![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ XX в
План /. Предмет и задачи эстетики. 2. Место эстетики в системе наук. 3. Роль эстетики в обществе. Семинар предполагает выяснение специфики эстетики как науки, установление ее связей со всем комплексом социогуманитар-ного знания. Рассматривая первый вопрос, необходимо выяснить, что представляет собой предмет эстетики. Для этого нужно обозначить процесс его формирования в границах философии и становление эстетики как самостоятельной науки. Важно понять, что ее предмет охватывает вопросы, которые связаны с природой эстетического познания. Следует проанализировать его общие характеристики, присущие разнообразным объектам действительности, воспринимаемым как эстетические, природу отражения данных явлений в сознании человека и, кроме того, природу эстетической деятельности людей как процесс создания эстетических ценностей. Отвечая на второй вопрос, необходимо раскрыть связь эстетики с философией, другими общественными и гуманитарными, естественными и техническими науками, чтобы обозначить место эстетики среди них. Следует подчеркнуть взаимосвязь эстетики с социологией, политологией, правоведением, этикой, религиоведением, логикой, психологией и другими науками. Желательно показать, что эстетика является теоретической основой искусствоведческих наук, технической эстетики, эстетики поведения и быта.. Наконец, изучая третий вопрос, продемонстрируйте значение эстетики и ее функции в общественной жизни. Важно показать В их разработке также принимали участие доценты: Л.В. Аиучина, Н.А. Карпова, А.В. Сердюк и преподаватель О.В. Уманец ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ СЕМИ] 1АРСКИХ ЗАНЯТИЙ 225 влияние эстетики на духовное развитие человека, как эстетические знания применяются на практике. Обратите внимание на роль эстетики в формировании личности будущего- специалиста. Темы рефератов 1. Эстетика и философия. 2. Эстетика и религиоведение. 3. Эстетика и политология. 4. Эстетика и этика. 5. Эстетика и правоведение. 6. Эстетика в профессиональной деятельности будущих специалистов. __________________________Тема 2____________ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНСТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ План /. Эстетическая мысль античности. 2. Эстетика средневековья. 3. Эстетика Возрождения. 4. Нормативная эстетика. 5. Эстетика Просвещения. 6. Эстетические теории немецкой классической философии (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель). 7. Марксистская эстетика. 8. Немарксистская эстетика XIX-XX в. 9. Украинская эстетическая мысль XV1II-XIX в. (Г.С.Сковорода, Т.Г.Шевченко, И.Я.Франко и др.). 10. Эстетика русского серебряного века (П.Флоренский, В.Розанов, поэты-символисты В.Иванов, А.Блок, А.Белый). Изучая развитие эстетической мысли, прежде всего необходимо разобраться в изменении содержания основных эстетических категорий, обусловленного мировоззрением и духовными исканиями соответствующих эпох. Рассматривая первый вопрос, следует показать, что эстетика как учение о чувственном познании мира, присуща всей античной философии. Античное мироощущение базируется на мифологии. Мифологическое сознание античности является синтетической формой рефлексий - чувственно-конкретной и умозрительно-теоретической, которые позволяют получать целостную картину мира. Категория Космоса ЭСТЕТИКА обобщала представления о строении мира. Античный Космос был гармоничным и упорядоченным. Гармония представлялась благодаря абстракции числа, которое было введено философами пифагорейской школы еще в архаическую эпоху античности. Пифагорейская гармония числа была направлена на постижение абсолютной красоты Космоса. В классическую эпоху эту идею осмыслил Сократ. Он ввел принцип относительности в понимание красоты, установил соотношение чувственно воспринимаемых форм окружающего мира и умозрительных идеальных их предназначений. Сформировалось понятие калокагатии как единства добра и красоты. Платон, ученик и последователь Сократа, развил его мысли. Он сформировал положение об «идеях-эйдосах», которые лежали в основе упорядочения и постижения Космоса. Представления об идее позволили Платону подвергнуть критике современную ему художественную жизнь, абсолютизировать ее результаты. С ним полемизировал его ученик Аристотель, отстаивая разумность художественного творчества: «Историк говорит о том, что произошло, поэт - о том, что может быть». Аристотель выдвигает первую теорию художественного творчества - поэтику, в которой анализирует древнегреческую трагедию и вводит в эстетический обиход понятие катарсиса. Развитие античной картины мира в эпоху эллинизма является причиной появления отдельных теорий, которые нацелены на достижение идеальных сущностей, скрытых за чувственно восринимае-мыми особенностями мира, например, неоплатонизм, общие положения которого выявил Плотин. Эти учения не стали основой нового мировосприятия, но их достижения успешно использовались философами последующих исторических эпох. Отвечая на второй вопрос, необходимо охарактеризовать те исторические условия, которые возникли, когда на смену языческой античной цивилизации пришло христианство. Эстетическая мысль средневековья основывается на идеях неоплатонизма, интенсивно решает проблему умозрительного постижения Абсолюта, Бога, которые появляются в сознании человека благодаря богатству чувственного восприятия форм мира. Формулируется идея образа, который символически замещает Бога в чувственном восприятии. Возникают средневековые теории образов, в обоснование которых значительный вклад внесли византийские мыслители, особенно поэт, философ и церковный деятель Иоанн Дамаскин. Другой составляющей средневековой эстетики была теория Блаженного Августина. В ее основе лежала идея двух миров, которая формировала средневековое мировосприятие. Образы устанавливали ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ СЕМИНАРСКИХ ЗА] 1ЯТ1-1Й 227 их связь, позволяли «видеть неведомый мир», «постигать непостижимое», а эстетические учения превращались, таким образом, в один из наиболее фундаментальных элементов средневековой мысли. Раскрывая третий вопрос, необходимо учесть, что антропологический переворот, который произошел в эпоху Возрождения, переместил акценты в средневековой теории образов. Образ превратился из способа постижения потустороннего в средство познания мира и активной человеческой деятельности. Художественные проблемы адекватного моделирования чувственного восприятия мира стимулировали развитие научных исследований в творчестве Леонардо да Винчи, Дюрера, Альберти и др. На первый план в то время выдвигались не столько теоретические проблемы постижения сущности воплощенных в образах вещей, сколько практические задачи формирования образов, которые соответствовали сущности познанного мира. Эпоха Возрождения - это эпоха появления новых практических эстетик, которые устанавливали нормы художественной деятельности, это эпоха первых попыток рационального выделения и исследования критериев абсолютной красоты, гармонии и совершенства. Четвертый вопрос посвящен анализу нормативных эстетик. Положения нормативных эстетик получили свое развитие в эстетической мысли XVII-XVIII вв. - в эстетике барокко и классицизма. Их эстетические теории не претендовали на широкое философское обобщение, а представляли собой способы нормирования деятельности творца, которая включалась в социально-культурный контекст эпохи становления абсолютных монархий. Представления о красоте, гармонии и совершенстве приобрели в этих обстоятельствах конкретно-исторический характер «подражания природе, которая исправлена по античным образцам». Такие образцы в XVII в. - веке формирования абсолютных монархий - и в XVIII в. - веке просветительской критики абсолютизма - понимались не одинаково, что оставило след как в художественной деятельности, так и в эстетических теориях. Это положение желательно отдельно подчеркнуть в ответе на пятый вопрос. Раскрывая содержание шестого вопроса, следует обратить внимание на то, что возрождение традиций эстетического философствования происходит во второй половине XVIII в., когда сложились основания немецкой классической философии, которая нашла свое высшее воплощение в творчестве И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля. Гегель применил диалектический метод к раскрытию сущности эстетических категорий, что позволило выстроить их систему, близкую к современной. Отвечая на седьмой вопрос, следует уделить внимание тому, что ЭСТЕТИКА идеи Гегеля были развиты К. Марксом и Ф. Энгельсом применительно к открытому ими материалистическому пониманию истории. Параллельно появляются учения немарксистского типа, которые уделяли внимание прежде всего метафизической проблематике художественного образа, гармонии, красоте. Выяснение этих вопросов является содержанием ответа на восьмой вопрос. При изучении девятого, вопроса следует подчеркнуть значение творческого наследия украинских поэтов и мыслителей Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинки и др. в развитии постгегелевской эстетической мысли. Рассматривая десятый вопрос, следует отметить, что наиболее весомый вклад в развитие эстетической мысли на рубеже XIX-XX вв. принадлежит ученым и деятелям культуры русского серебряного века - П.А. Флоренскому, А.А. Блоку, А. Белому, В. Иванову, В.Я. Брюсову, Д.Л. Мережковскому и др. Темы рефератов /. Пифагорейцы о Космосе и гармонии. 2. Эстетика Сократа, Платона, Аристотеля. 3. Теория образов Иоанна Дамаскина. 4. Эстетика Блаженного Августина. 5. Эстетические идеи Фомы Аквинского. 6. Эстетика Возрождения. 7. Эстетика классицизма. 8. Эстетика барокко. 9. Эстетика Просвещения. 10. Эстетические идеи И.Канта. 11. Эстетика Г.Гегеля. 12. Вопросы эстетики в русской и украинской философской мысли XVIII-XIX вв. 13. Эстетические взгляды КМаркса и Ф.Энгельса. 14. Эстетики символизма. 15. Зарождение эстетики модернизма. __________________________Тема 3__________________________ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ План /. Система категории и понятий эстетики. 2. Эстетическое как главная категории эстетики. 3. Сущность и смысл прекрасного, возвышенного, безобразно- ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ СЕМИ11АРСКИХ ЗАНЯТИЙ 229 го, низменного, трагического и комического.- основных понятий эстетики. Семинар носит основополагающий характер, поскольку преследует цель дать представление о фундаментальных категориях эстетики. Раскрытие первого вопроса предусматривает определение категорий и понятий, которые использует эстетика. Необходимо подчеркнуть и дать дефиницию категориям и понятиям, которые были научно разработаны эстетикой. Кроме этого, нужно сделать акцент на понятиях, которыми оперирует эстетика. Но следует учесть, что они активно применяются и в других науках, могут быть для них главными. Наконец, следует выявить соотношение между основными категориями эстетики и понятиями, которые углубляют и уточняют их. Большое значение для изучения эстетики имеет осмысление сущности категории «эстетическое», которая является изначальной. Нужно раскрыть содержание данной категории, уделить внимание анализу ее особенностей, остановиться на разных подходах к явлениям, которые они объединяют. Целесообразно коснуться и проблем ее разработки на разных этапах развития эстетики. Ответ на третий вопрос требует не только определения понятий «прекрасное», «возвышенное», «безобразное», «низменное», «трагическое», «комическое», а и раскрытия их сущности и содержания. Важно проследить специфику проявления их в природе, человеке, обществе, а также проанализировать факторы, которые повлияли на смысл данных понятий. В заключении рекомендуется рассмотреть процессы, которые меняют представления человека о прекрасном, возвышенном, безобразном, низменном, трагическом, комическом, хотя они присутствуют в жизни каждого человека на протяжении всей истории человечества. Темы рефератов /. Основные категории эстетики, их содержание и форма. 2. Прекрасное, возвышенное, безобразное, низменное, трагическое, комическое в природе, человеке и обществе. Эстетическое и художественное - общее и особенное. 3. Искусство как воплощение эстетического. ЭСТЕТИКА ___________________________Тема 4__________________________ МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА План /. Система искусств и принципы их классификации. 2. Виды, искусств и их историческая динамика. 3. Характер взаимодействия и синтеза искусств. Данный семинар преследует цель показать исторически закономерный и системный характер существования современных видов искусства. Рассматривая первый вопрос, нужно прежде всего выяснить причины разделения искусств на виды, раскрыть источники их разнообразия. Важно показать, что виды искусств составляют исторически подвижную систему, показать также, какие факторы влияют на развитие данной системы (в частности, выявить роль научно-технического прогресса). Необходимо также проанализировать, как формировались принципы классификации видов искусств, сформулировать современные критерии такой классификации (по способу восприятия, по типу отображения действительности и т.п.), отметить их условный характер. Отвечая на второй вопрос, необходимо раскрыть особенности каждого из видов искусств, выяснить, какие факторы влияли на характер их сосуществования. В связи с этим нужно учесть время возникновения того или иного вида искусства, интенсивность социального функционирования искусств в определенные эпохи, исторические изменения социальной потребности во всех видах искусств и т.п. Целесообразно изучить принципы внутривидовой классификации, в частности, специфику жанрообразования в разных видах искусств. Рассматривая третий вопрос, рекомендуется прежде всего объяснить существование двух тенденций в истории художественной культуры: усиление автономности, выявление специфики каждого из видов искусств и их тяготение к взаимодействию и синтезу искусств. Особенного внимания заслуживает анализ разных типов взаимодействия искусств и демонстрация разнообразия форм их синтеза (синкретизм, соподчинение, симбиоз, концентрация, трансляционное соединение и т.п.). Целесообразно также выяснить, какие особенные виды синтеза искусств и при каких обстоятельствах возникали в XX в. ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 231 Темы рефератов /. Искусство и НТП. 2. Искусство и современность. 3. Роль искусства (отдельных видов) в формировании человека. __________________________Тема 5__________________________ ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ИСТОРИИ ИСКУССТВА План /. Герой в античной трагедии. 2. Образ трагического героя в средневековом искусстве. 3. Трагический герой в искусстве Нового времени. 4. Человек в искусстве XX в.: а) реализм; б) экспрессионизм; в) экзистенциализм; г) сюрреализм. Предложенная тема является обобщающей. Основная цель семинара - актуализировать представления студентов о зафиксированных в культуре вариантах решения проблемы свободы человека как ценности на основании полученных знаний из курсов «Украинская и зарубежная культура», «Этика», «Эстетика». Для этого важно вспомнить содержание понятий «личность», «свобода воли», «ответственность», «добро», «зло», «справедливость», «моральный выбор», их соотношение с эстетическими категориями и понятиями «трагическое», «мера», «гармония», «эстетический идеал», «трагический конфликт», «трагический герой». Трансформируя эти понятия в канву художественных реалий определенного типа культуры, студенты должны развивать главную идею семинара, которая состоит в том, что с расширением границ человеческой свободы и в связи со сменой представлений о природе сил (факторов), ограничивающих ее, человечество осознало собственную ответственность в выборе жизненного пути. Художественная практика и искусство во все времена было «органом», «инструментом» исследования данной проблемы и способом борьбы за свободного человека. Отвечая на первый вопрос, нужно помнить о том, что для древнего грека рок был фактором его судьбы. На этом основании необходимо объяснить, что заключалось в понятии «трагический герой» в ЭСТЕТИКА античной трагедии, используя для доказательства образы царя Эдипа, Прометея, Антигоны и т.п. Рассматривая второй вопрос, размышляя о типе трагического героя в средневековом искусстве, нужно вспомнить о сущности христианского решения проблемы «Бог и человек» для того, чтобы объяснить, почему средневековый трагический герой трактуется как мученик, страстотерпец (это изначальное, моральное напряжение воплощено в образе Христа). Изучая третий вопрос и анализируя тип трагического героя Нового времени на примерах образов Гамлета, Фауста, Дон Кихота, студенты должны объяснить, почему трагический герой Нового времени осознает себя соавтором собственной судьбы и почему это приводит его к тяжелым, болезненным размышлениям, постоянным сомнениям и неудовлетворенности собой. Решая проблему трагического героя в искусстве XX в., нужно исходить из неоднозначности и противоречивости этого образа. Поэтому необходимо изложить варианты решения этой проблемы в разных художественных направлениях искусства XX в.: реализме, экспрессионизме, экзистенциализме, сюрреализме, постмодернизме, найти их концептуальное единство и различие. Темы рефератов /. Царь Эдип как тип древнегреческого трагического героя. 2. Рок и свобода личности в древнегреческой трагедии. 3. Страстотерпец как тип средневекового героя. 4. Божья воля и свобода человека. 5. Гамлет как тип героя Нового времени. 6. Человек как соавтор судьбы в искусстве Нового времени. 7. Свобода как ценность в искусстве XX в. ___________________________Тема 6__________________________ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА План /. Место эстетической культуры в духовном развитии личности. 2. Эстетическое воспитание и самовоспитание как пути развития эстетической культуры. 3. Эстетическая культура и профессиональное становление специалиста. ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 233 Главная цель семинара - раскрыть диалектику моральной и профессиональной культуры, что определяет ведущую идею - осознание необходимости эстетического самовоспитания будущих специалистов. Прежде всего целесообразно осознать: а) категории «эстетическая культура», «эстетическая культура общества», «эстетическая культура личности»; б) связь перечисленных категории с понятиями «средства», «формы», «сферы», «уровни» и т.д. Рассматривая первый вопрос, надо исходить из того, что эстетическая культура - это единство универсальных, сущностных человеческих сил. Это обуславливает место эстетической культуры в духовном развитии личности. Следует определить роль эстетической культуры в формировании определенных черт мировоззрения человека и качества его мировосприятия, культуры чувств в ряду общекультурных свойств и особенностей мышления. Раскрывая второй вопрос и анализируя специфику эстетического воспитания, его форм, средств, методов и сфер, следует исходить из понимания эстетической культуры как результата эстетического воспитания. В связи с этим надо охарактеризовать особенности формирования эстетической культуры в поведении и быту, во время работы и досуга объектами природы и средствами общения, искусства. Отвечая на третий вопрос и приступая к определению специфики связи профессиональной и эстетической культуры, необходимо обособить те элементы профессиональной культуры, которые формируются в процессе эстетического развития человека. Особого внимания заслуживает определение роли фантазии (творческого воображения) в осуществлении профессиональных функций представителей различных специальностей. Это желательно иллюстрировать конкретными примерами. Следует обратить внимание на средства, формы и методы эстетического воспитания и самовоспитания во время учебы в высшем учебном заведении. Важным также является изучение вопроса о взаимодействии уровня эстетической культуры будущего специалиста с реализацией демократических свобод в обществе и строительством правового государства. Темы рефератов /. Содержание (сущность и структура) эстетической культуры. ЭСТЕТИКА 2. Средства и сферы эстетического воспитания. 3. Роль фантазии в духовном развитии личности. 4. Служебный этикет. ______________________ Тема 7__________________________ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ XX в. План /. Искусство XX в.: сущность и новые качества. 2. Духовно-содержательный анализ основных художественных направлений искусства XX в. Данный семинар предполагает помочь студентам разобраться в сложной социокультурной ситуации XX века и своеобразном, нетрадиционном ее осмыслении в искусстве. Рассматривая первый вопрос, следует обратить внимание на причины, которые обусловили новые качества искусства XX в. и привели к модификации представлений о сущности этого феномена. Желательно объяснить, что в XX в. образовалась новая истори-ко-творческая практика, которая сформировала иную социокультурную реальность, а та, в свою очередь, повлияла на появление новой художественной реальности. Следует учитывать роль, которую сыграл в этом процессе кризис существующей культурной парадигмы и гуманистической традиции. Для определения черт нового состояния и качества искусства XX в. следует сделать сравнительный анализ выразительных средств языка, материала, формы художественных произведений классического и современного искусства. Следует обратить внимание на смену теоретических представлений о функции, роли выразительных средств и языка искусства. Отвечая на вопрос о художественных направлениях, следует показать причины кризиса традиционного и становление экспериментального искусства в 1920-50 гг., а также выяснить, форма или содержание художественного сочинения становятся предметом эксперимента художников XX в. Привести соответствующие примеры их художественной критики. Стоит осветить модификацию основных черт реализма, проследить его судьбу в искусстве XX в., объяснить главные признаки модернизма, охарактеризовать его течения и направления. Важно продемонстрировать внутреннюю логику развития искусства 60-80-х гг. XX в.: соподчинение, противодействие, синтез, зарождение новых художественных направлений и различных авангардистских течений. Необходимо назвать имена ма- ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 235 стеров мирового искусства и проанализировать их творческие судьбы. Целесообразно выяснить состояние искусства конца XX в. Рекомендуем уяснить, что метафизическая общность, отсутствие консенсуса в мироощущении, внедрение в сферу искусства того, что до этого искусством не было, - это все признаки переходной эпохи, эпохи зарождения нового мироощущения и нового искусства XX в. Синтезировало ли оно в себе черты классического, модернистского или постмодернистского искусства, что будет утрачено, а что возрождено - это вопрос будущего века. Темы рефератов /. Искусство кубизма. 2. Искусство футуризма. 3. Искусство сюрреализма. 4. Искусство абстракционизма. 5. Искусство экспрессионизма. ПРАКТИКУМ* Практикум содержит ряд заданий (текстов) по темам: /. Основные категории эстетики. II. Происхождение, особенности и социальные функции искусства. III. Морфология искусства. IV. Эстетическая культура: сущность и структура. Задания (тексты) призваны помочь студенту осмыслить теоретический материал, научить его применять добытые знания на практике. Этот вид заданий расширит представление студентов о художественной литературе, будет способствовать развитию их эстетической культуры. Существенная роль практикума заключается в том, что на занятиях студент становится активным субъектом познавательного процесса, а не только пассивным объектом педагогического влияния. К приведенным текстам полезно обращаться во время изучения нового материала или при повторении и закреплении уже изученного, а также для контроля и самоконтроля как в процессе самостоятельной работы, так и на лекциях, семинарах, коллоквиумах, экзаменах и зачетах. Некоторые задания (тексты) не имеют однозначного решения, поэтому возможна дискуссия. Кроме того, анализ текстов позволяет не только познакомиться с общими эстетическими категориями, но и коснуться других вопросов и проблем. Материал предполагает творческий подход к работе и студентов, и преподавателя. Каждый отдельный текст-задание не претендует на то, чтобы в целом охватить все категории эстетики.
![]() |