![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
I.ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 4 часть
ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, специфика ко- торого состоит в создании художественных произведений с помощью цвета (красок), наносимого на какую-либо двухмерную поверхность. Различают виды: станковую и монументальную Ж. Жанры: портрет, пейзаж, натюрморт 22, 29, 147, 154, 158-161, 174 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - совокупность видов искусства, отражающих действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. К И.и. относятся: живопись, скульптура, графика, иконопись и др. 147 ИКОНОБОРЧЕСТВО - социально-политическое и религиозное движение в Византии в 8 -первой пол. 9 вв. направленное против культа икон 25 ИМПРЕССИОНИЗМ - направление в искусстве последней трети XIX - нач. XX вв., характеризующееся стремлением запечатлеть мир в его подвижности, изменчивости и передать мимолетные авторские впечатления от него 113 ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА - музыка, исполняемая на музыкальных инструментах в противоположность вокальной (пению) 162, 163 ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка; форма комического, один из способов создания комедийного образа; стилистический прием противопоставления видимого и скрытого смысла выска- зывания, создающий эффект насмешки, чаще всего заведомое несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста 18, 84 ИСКУССТВО - вид духовного освоения действительности общественным человеком, способ духовно-практической деятельности людей, направленный на художественное постижение и освоение мира через художественный образ. В широком смысле И. отождествляется с мастерством, умением, искусными навыками людей. И. реализуется в различных видах (литература, музыка, театр, изобразительное искусство, архитектура, кино,телевидение), жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений происходит в рамках художественной культуры. И. характерны ряд социальных функций: эстетическая,гедонистическая, воспитательная, коммуникативная, познавательная, суггестивная, катарсическая, компенсаторная, прогностическая, информационная и др. 3-9, 18, 21, 133-138, 144-151, КАЛОКАГАТИЯ - гармоническое сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств человека, основанное на идеале добра и красоты 76 КАНТАТА - крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра торжественного, радос- ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТИЛЬ тного лирического, скорбного или повествовательного характера. К. бывают светские и духовные (религиозные); многочастное стихотворное произведение к торжественному случаю или на мифологическую тему 163 КАТАРСИС - термин, введенный Аристотелем в учении о трагедии, означающий очищение духа при помощи страха и сострадания 23, 82, 116 КЕРАМИКА - гончарное искусство; изделие из природной глины, прошедшее термическую обработку 148 КИНЕМАТОГРАФ - вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. К. синтезирует эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе только ему свойственных выразительных средств - монтаж, кадр, ракурс, план. Жанры: художественное, научно-популярное, хроникально-документальное, мультипликационное 169-171 КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - направление авангардизма, использующее для создания произведений искусства эстетические возможности движения и реальных конструкций, машин и иллюзорных изображений, оптических эффектов, создаваемых средствами кинематографа, теле- видения, видеокино, лмррними лучами, неоновым или ии-мрп ческим освещением ИИ КЛАССФИКАЦИЯ НС КУССТВ - упорядочение видов, жанров искусства по различным основаниям 146, 147, 148, 153 КЛАССИЦИЗМ - художественное мировоззрение, питавшее направление в искусстве XVI в. - 30-е годы XIX в. в Европе, в рамках которого были разработаны и утверждались строгие стилистические нормативы и иерархия высших и низших жанров по античным образцам. Для К. характерны рационализм, нормативность творчества, тяготение к завершенным гармоническим формам, монументальности, ясности; высокая гражданская тематика, отражение жизни в идеальных образах, тяготеющих ко всеобщей норме, образцу; художественный стиль в Европе и соответствующая ему эстетическая теория, базирующаяся на образцах античного искусства 41, 43,89,159,181,188,195 КОЛОРИТ - система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства 160 КОМИЧЕСКОЕ - категория эстетики, отражающая социально значимые противоречия под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с позиции эстетического идеала 3, 6, 18, 38,85 КОМЕДИЯ - вид (жанр) др| мы, в которой действие и харлктс ЭСТЕТИКА ры трактованы в формах комического и вызывают смех; противоположен трагедии; притворство, лицемерное поведение 166 КОМПОЗИЦИЯ - в искусстве - конкретное построение, внутренняя структура художественного произведения; музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение; произведение, включающее различные виды искусств 140, 141 КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - название, закрепившееся за основным реалистическим методом искусства XIX в., получившем развитие в искусстве ХХв. Термин К.Р. подчеркивает критический, обличительный пафос демократического искусства по отношению к существующей действительности 177, 189, 190, 195 ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - вид искусства, в котором материальным носителем образности выступает слово. Л.х. имеет дело с образами, лишенными прямой зрительной достоверности (наглядности). Возникает на почве фольклора. Основными видами литературного творчества являются поэзия и проза, а родами: эпос, лирика, драма 8, 165-167 ЛОГОС - термин древнегреческой философии, в котором переплелись понятия «слова» как внешней оформленности предметов, явлений и процессов и их смысловое содержание. В понятии Л. находит отражение мыс- лительно-аналитическая деятельность ума, постигающая упорядоченность, системность и гармоничность мира. В этом смысле логическое противостоит мифологическому и является синонимом рационального 25 МАГИЯ - вера в сверхъестественные способности человека (колдуна, мага) воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов, через колдовство, чародейство, волшебство, обряды. Определяет культуру первобытного общества 171 МЕЛОДИЯ - художественно осмысленный последовательный ряд музыкальных звуков, зафиксированных по высоте, организованных ритмически и интонационно 162 МЕРА - философская категория, выражающая диалектическое единство качества и количества объекта; указывает предел, за которым изменение количества влечет за собой изменение качества объекта и наоборот; М. как соразмерность лежит в основе ритма, гармонии, мелодии в музыке, ансамбля в архитектуре и т.п. 18, 20, 26, 75 МЕССА - принятое католической церковью название литургии; многоголосное циклическое хоровое музыкальное произведение на текст литургии; концертное произведение, выходящее за рамки культовой музыки 162 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - система принципов, формирующих определенные направления и течения в искусстве и художественные стили (классицизм, реализм). Метод в искусстве проявляет себя как способ познания жизни, ее оценка и преображение жизненных реалий в художественно-образную ткань искусства 112, 175-178, 195 МИМЕСИС - термин древнегреческой философии, характеризующий сущность творчества, в том числе и художественного. Один из принципов античной эстетики 22 МИФОЛОГИЯ - синкретическая форма сознания людей; наука, изучающая мифы; совокупность мифов (рассказов, повествований) о богах, героях, демонах, духах и др., отражавших вне-рациональные представления людей о мире, природе и человеке. Миф является исторически первой формой культуры 3, 14-16, 109 МОДЕРНИЗМ - общее обозначение направлений искусства конца XIX - XX вв. (кубизм, сюрреализм, экспрессионизм,абстракционизм, дадаизм, футуризм,супрематизм и др.). Основа М.-антитрадиционализм и антинормативизм; эстетическая теория 191 МОЗАИКА - изображение и узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д., используемые пре- имущественно для укршиспия ядй нии; вид изобразительного и< кус ства25, 159 МУЗЫКА - вид искусств, отражающий действительность В зуковых художественных образах. М. основывается на способности человека ассоциировать слуховые ощущения с собственными переживаниями, состояниями и процессами внешнего мира 8, 18, 19, 128, 161-164, 182 НИЗМЕННОЕ - категория эстетики, противоположная возвышенному, отражающая предельно негативные явления действительности и особенности общественной и индивидуальной жизни, которые вызывают у человека соответствующую эмоциональную реакцию (презрение и отвращение) 6, 78, 79, 85 НРАВСТВЕННОСТЬ - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов социальной регуляции поведения и деятельности человека с помощью моральных норм, принципов, оценочных представлений и идеалов 207 ОПЕРА - музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки, воплощающихся при помощи инструментальной (оркестровой) и вокальной (сольной, хоровой) музыки; жанр музыкально-драматического и с кусства ЭСТЕТИКА ОПЕРЕТТА - музыкально-театральное произведение, преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы сочетаются с диалогами 164 ОРАТОРИЯ - крупное, обычно состоящее из нескольких частей, музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения 162 ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО - искусство эпохи первобытно-общинного строя. Возникло в позднем палеолите ок. ХХХ-го тысячелетия до н.э., отражало потребности жизни' и воззрения древнего человека. Существовало в виде пещерных, наскальных изображений животных, орнамента, женских статуэток, орнаментированной керамики, скульптуры и т.п. 181-183 1 ПЕРСПЕКТИВА - система изображения предметного мира на плоскости в соответсвии со зрительным восприятием предметов человеком; совокупность правил построения трехмерных предметов на плоскости 36, 161 ПЛАСТИКА - строение материального тела, доступное непосредственно-чувственному созерцанию. П. выявляет в форме предмета его архитектонические содержательные качества и функциональное назначение. Это ритмическое сочетание объемных форм и масс, а также выразительная передача поз, движений, жестов в художественном произведении, которое имеет вещественный, телесный характер. Понятием «пластические искусства» нередко объединяют живопись, скульптуру, архитектуру, прикладные искусства. В актерском искусстве и танце П. является важнейшим выразительным средством 153 ПОЛИФОНИЯ - вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий 162 ПОП-АРТ (популярное искусство) - направление в современном искусстве, возникшее в 50-е годы XX в. в США и Великобритании, основанное на соединении в произведении искусства реальных бытовых предметов (консервные банки, старые вещи, части автомобилей и т.п.), механических копий (фотографии, муляжи, репродукции)с их изображением 181, 194 ПОЭЗИЯ - стихотворная, ритмически построенная речь; совокупность стихотворных произведений какого-либо народа, времени, поэта или группы поэтов; искусство слова; вид литературы 22,29,32,38,122 ПОЭТИКА - раздел теории литературы, изучающий структуру литературного произведения и систему эстетических средств, в них используемых. Термином П. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКЛ.1ЛИ ЛЬ "И'1 обозначают также систему художественных средств, характерных для писателя, направления, нации, эпохи 22, 29, 32, 42 ПРЕКРАСНОЕ - категория эстетики, характеризующая предметы и явления, обладающие высшей эстетической ценностью 3, 4, 18,19,21,22,34-36,74-78,85 РЕАЛИЗМ - направление в искусстве, ставящее задачу дать наиболее полное, правдивое отображение действительности; творческий принцип и метод, характерный для художественной культуры европейских стран, согласно которому задачу искусства составляет показ всеобъемлющей жизненной правды. Теоретически выделяют два основных творческих метода: критический реализм и социалистический реализм 180-181 РЕЛЬЕФ - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) до отношению к плоскости фона. Различают: койланогриф (контурный рельеф), барельеф, горельеф (контррельеф) и др. 153 РЕНЕССАНС (ВОЗРОЖДЕНИЕ) - одна из крупнейших эпох в истории мировой культуры, сменившая средневековье, отразившая начало перехода от (феодализма к капитализму, формирование светской культуры, гуманистического сознания, порывающего с религиозным мисти-цизмам. В своем классическом выражении Р. охвягываетП1рИ> од развитии искусства 11П1ДМ0Й Европы с X11I по XVI mi ,!ii i)B, 185-187 РЕФОРМАЦИЯ - религией ное и общественное движение в Северной и Центральной Европе XVI в., направленное против монополии римско-католической церкви на трактовку вероучитель-ных истин 30 РИТМ - выразительное средство искуства; закономерное чередование музыкальных звуков; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки 23, 161,162 РИТУАЛ - совокупность и установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-либо религизного акта; форма сложности символического поведения, упорядоченная форма действий 16,107, 109 РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - художественный стиль средневекового западноевропейского искусства Х-ХШ вв., отличающийся в архитектуре простотой, строгостью и масштабностью, в изобразительных искусствах условностью, яркой выразительностью форм; период западноевропейского средневековья,в котором пре обладала ориентация на римские начала 27 РОМАНТИЗМ - художе ствен'ное направление в искусстве первой половины XIX в,, для ion ЭСТЕТИКА Которого характерны повышен- интерес к личности и душевному миру человека, противопоставление мира реального миру идеальному, создание образа мира но принципу контраста с окружающей жизнью, с исключительными героями и идеальными устремлениями; мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность 89, 177, 180, 189, 195 САМОРАЗВИТИЕ - одна из форм самодвижения сложных систем, имеющая позитивную направленность. Источник С. - внутренние противоречия, присущие системе (объекту). Способность человека делать собственную жизнь предметом преобразования САРКАЗМ - язвительная, ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внешнего смысла и подтекста; ОДИН из видов сатирического 84 САТИРА - обличение поро-ков человека и недостатков об-щественной жизни; литературные произведении, содержание которых обличение, осмеяние; одна их форм комического 84 СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - художественное направление в искусстве 2-ой пол, XVIII в',, объявившее доминантой человеческой природы чувство, а не разум, искавшее путь к идеально-нормативной личности в высвобождении и совершенствовании естественных чувств; особое умонастроение в искусстве; ме- ланхолическая мечтательность, склонность к уединенным размышлениям, чувствительности 111,181,188,189 СИМБИОЗ - формы тесного сожительства двух организмов разных видов, включая паразитизм. Обычно взаимовыгоден для обоих симбионтов. В искусстве -одна из форм синтеза, предполагающая равноправное взаимодействие видов искусств, сливающихся в нечто новое (опера, эстрада) 109, 165 СИММЕТРИЯ - соразмерность элементов целого; инвариантность структуры материального объекта относительно его преобразований; один из принципов гармонии. С. лежит в основе законов сохранения 75 СИМФОНИЯ - гармоническое соединение, сочетание множества чего-либо; жанр преимущественно инструментальной музыки, главным образом для симфонического оркестра 163 СИНКРЕТИЗМ - нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления. Смешение, неорганичное слияние разнородных элементов, в искусстве - нерасчлененное, органическое единство разных искусств и других форм духовной жизни 109,111, 181-183 СКЕПТИЦИЗМ - философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Крайняя форма С. - агнос- ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ тицизм 23 СКУЛЬПТУРА - вид изобразительного искусства, осваивающий мир в пластических художественных образах и создающий объемное изображение, вылепленное из мягкого материала (глины, воска), высеченное из камня, вырезанное из дерева или отлитое из бронзы, гипса и т.п.; произведение данного вида искусства, а также их совокупность. Выделяют станковую и монументальную скульптуру. Формы скульптуры: бюст, статуя, круглая скульп-тура, рельефная и др. 22, 29, 41, 152-155, 172, 174 СОВЕРШЕНСТВО - полнота всех достоинств, высшая степень какого-либо качества; оптимальность состояния развития эстетического феномена, выражающаяся в полном соответствии сущности и явления 75, 76 СОНАТА - музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее обычно из нескольких контрастирующих частей (3-4), объединенных общим художественным замыслом; до XVII в. название всякой инструментальной музыкальной пьесы; музыкальный жанр 163 СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - направление в художественной жизни СССР, ставившее перед собой задачу изображения жизни в свете идеалов социализма; художественный метод, основанный на коммунистическом общественно-политическом идеале; эстетическая те- ория 181, 190, 191, 195 СПЕКТАКЛЬ - произведение театрального искусства; театральное представление 167, 168, 169 СТОИЦИЗМ - направление античной философии, рассматривающее мир как живой организм, пронизанный творческим перво-огнем, создающим космическую «симпатию» всех вещей 23 СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ -вид танца, исполняющегося профессиональными танцовщиками на сцене 165 СЮЖЕТ - последовательность и связь событий в произведении искусства; в изобразительном искусстве - предмет изображения 141 СЮИТА - инструментальное музыкальное произведение из нескольких контрастных частей, объединенных общим художественным замыслом, отличающееся отсутствием строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесной связью с песней и танцем; композиция, состоящая из нескольких танцев, объединенных одной темой; жанр инструментальной музыки 163 СЮРРЕАЛИЗМ - художественное направление,возникшее в 20-е годы XX ст. во Франции, провозгласившее источником ис кусства сферу подсознания, ни стинкты,сновидения, галлюцИН! ции и т.д.; эстетическая теории, основанная на разрыве ЛОГИЧО0 ких связей и замечи' их еуги.гц тивными ассоциациями 49, IH-I, ЭСТЕТИКА 193, 194, 195 ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, порождающая нечто качественно новое или достижение известного новыми способами и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, и общественно- исторической уникальностью 98 ТЕАТР - вид синтетического искусства, в котором образное отражение действительности происходит в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемых актерами перед зрителями; творческий коллектив, труппа, дающие спектакли; особый тип здания, предназначенный для театральных представлений. Виды театра: драматический, музыкальный, оперы и балета, оперетты; кукольный, эстрады, миниатюр, пантомимы, теней и др. 8, 128, 167-169 ТЕЛЕВИДЕНИЕ - синтетический вид искусства, типологически близкий киноискусству; передача изображений на расстояние; средство массовой аудиовизуальной коммуникации и экранное зрелище, отличающееся периодичностью связи с аудиторией, камерностью среды восприятия, способностью передавать информацию о событиях, минуя студию предварительной записи, возможностью обращения к миллионам физически разобщенных зрителей 171-173 ТРАГЕДИЯ - драматический жанр, в основе которого лежит напряженная борьба, личная или общественная катастрофа, неразрешимая коллизия, обычно оканчивающаяся гибелью героя; большое несчастье, тяжелое событие с гибельными последствиями 80 ТРАГИЧЕСКОЕ - категория эстетики, характеризующая острейшие жизненные конфликты, противоречия (коллизии), ведущие к страданию, гибели положительных общественных сил, в ходе которых они утверждают свою историческую правомерность, жизненность 6, 13, 18, 74, 79-85 УНИЯ - объединение, союз государств; церковная У.- объединение православных и католических церквей с признанием главенства римского папы при сохранении своих обрядов и богослужения 57 УТИЛИТАРИЗМ - принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели ПО УТОПИЯ - изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований 38 ФОЛЬКЛОР - народное творчество; произведения устного народного творчества 110, 182 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ФОРМАЛИЗМ - художественное направление, возникшее в конце XIX - нач. XX вв., исходящее из признания принципиальной суверенности и автономности формы в искусстве 49, 66-67 ФРЕСКА - вид изобразительного искусства; живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде; техника стенных росписей; произведение, выполненное в этой технике 159 ФУГА - музыкальное произведение, основанное на последовательном построении одной или нескольких музыкальных тем в разных голосах 163 ХОРАЛ - род религиозных одноголосных песнопений в католической и протестантской церквях 162 ХОРЕОГРАФИЯ - весь объем танцевальных компонентов, входящих в балет или танец; запись танца, искусство сочинения танца; вид искусства 147, 164, 165 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - особый вид человеческой деятельности, направленный на художественное освоение мира, результатом которого является произведение искусства. Х.д. воспроизводит мир в его цельности и слитности, как бы возвращает человеку его самого в целостной изначальной сущности. В процессе и результатах Х.д. происходит своеобразное освоение человеческой жизни, ее до- полнение, осмысление, в инегдй м замена 6, 98, 101, 106, 112, 111 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - специали.шрин.ш ная сфера культуры, в которой СО держанием и целью деятельности всех субъектов являются эстетическое освоение мира, дополнение практического и иного опыта художественным; бытий-ственных и производственных эмоций эстетическими, совершенствование человека красотой. Х.К. состоит из субстанциональных элементов: ценности, нормы, традиции, обычаи, обряды, социальные институты (учреждения), и функциональных - художественная деятельность по созданию, сохранению, обмену, распределению, распространению, потреблению художественных ценностей, норм, традиций, обычаев, обрядов и социальных институток 111 113, 171 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - имеющее отношение к искусству, являющееся видом эстетического как рода 3, 5, 6 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС - способность к индивидуальной оценке и отбору художественных ценностей 5, 74 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству вид освоения и выражения действительности, являющийся результатом конфликтной художественно-творческой деятельности и одновременно ре- Т ЭСТЕТИКА ализацией исторического культурного опыта человечества в сфере индивидуально-личностного и общественного сознания; форма мышления в искусстве, выражения мыслей и чувств художника. Х.О. рождается в воображении автора, воплощается в создаваемом им произведении искусства и воссоздаётся воображением зрителя, слушателя, читателя 118-132 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ - общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством художественного содержания. Различают Х.С. отдельного произведения или жанра; индивидуальный Х.С. (творческая манера); Х.С. крупных художественных направлений 175, 178, 195 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования) - ирра-ционалистическое направление в современной философии. Ее центральное понятие - человеческое существование как нерасчленен-ная целостность объекта и субъекта, основными проявлениями которого являются забота, страх, решимость, совесть и т.п. 52, 181 ЭКСПРЕССИОНИЗМ - художественное направление в западноевропейском искусстве 10-20-х годов XX в., провозгласившее выражение сути современной действительности через беспокойное движение, столкновение сил, враждебных естественной природе человека 51, 181, 191, 195 ЭПИКУРЕИЗМ - учения, исходившие из идей Эпикура. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия). Познание природы освобождает от страха смерти, суеверий 23 ЭРГОНОМИКА - область знаний, изучающая человека и его деятельность в условиях производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда. Объект исследования Э. - системы (человек-машина) 104 ЭСТЕТИКА - философская наука о сущности и формах прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного и т.д. в художественном творчестве, в природе, обществе и человеке, концентрирующая внимание на искусстве и законах его развития; красота, художественность в оформлении, организации окружающей среды (Э. производства, труда, быта, одежды, поведения, техническая Э.-дизайн) 3-10, 13, 19 ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид человеческой деятельности, детерминированный эстетическими потребностями, т.е. потребностями преобразовывать действительность по законам красоты. Осуществляется на основе чувственно-образного восприятия 3, 6, 9, 11,74,97-101 ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - составляющая духовной ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ жизни общества, представляющая собой совокупность эстетических ценностей,способов их создания, сохранения, обмена, распространения, распределения и потребления, определяющаяся эстетическим сознанием людей и их способностью создавать, преобразовывать окружающий мир по законам красоты. Ядро Э.К. - художественная культура 196, 198, 199 ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ - наиболее общие понятия эстетики, отражающие существенные стороны эстетической реальности 10, 20 ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС -способность к индивидуальной оценке и отбора эстетических ценностей, которая определяет возможность личности к саморазвитию 74, 91,92, 95-97 ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ -рационально-чувственное представление о прекрасном 77, 93-97 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - основная категория эстетики, специфическое чувственное духовное отношение человека к действительности, в процессе которого в соответствии со своими идеальными представлениями о совершенстве, красоте и гармонии субъект оценивает форму различных проявлений бытия 4, 5, 73, 74 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - система целенаправленной передачи эстетического опыта от поколения к поколению и от общества к личности, осуще- ствляющаяся черея si и пии ну hi организацию п|)гдм1ТМв=мищр ственной среды и труде, н щ.пу, общении с искусством, включение человека в создание прекрасно го, возвышенного во всех сферах жизни и призванная научить его воспринимать, оценивать эствТИ ческое в труде, жизни, общении, поведении людей, природе и искусстве 3, 76, 201-206 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - одна из форм сознания, отражающая окружающую действительность в эмоционально чувственной «образной форме» 3, 9, 86,87,96 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО - непосредственное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности 4, 9, 88-90, 96, 97 ЭТИКЕТ - регламент, совокупность норм, правил, форм куль ——хурьытоведепия, обусловленных эстетическими, психологическими, моральными, гигиеническими и др. потребностями человеческого бытия 208-210, 217-223 ЮМОР - форма проявления комического; изображение чего-либо в смешном виде беззлобно и сочувственно; добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выставлять на смех забавное и несураз ное в жизненных явлениях 83
ЛИТЕРАТУРА 1. Алешина Л.О. О вежливости, о такте, о деликатности. - М., 1986. 2. Аронов В.Р. Дизайн и искусство. Сер. «Эстетика». - М., 1984. -№2. 3. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1968. 4. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. - М., 1962. 5. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990. 6. Бахтин М. М. Человек в мире слова. - М., 1995. 7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. 8. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб., 1996. 9. Безруких М.М. Я и другие. Я или правила поведения для всех.-М., 1991. 10. Белый А. Символизм как миропонимание. - М., 1994. 11. Борев Ю.Б. Критика современных буржуазных эстетических концепций. - М., 1977. 12. Борев Ю. Эстетика: В 2-х т. - Смоленск, 1997. 13. Брунов Н.И. Барокко в России. - М., 1926. 14. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - К., 1991.
![]() |