![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
I.ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 1 часть
Определите, какие категории эстетики раскрываются в этих текстах? Аргументируйте ответы. 1.Вас всех в свидетели зову: смотрите, Что ныне, Бог, терплю я от богов. В составлении практикума принимали участие также доценты А.В. Сердюк, О.А. Стасевская и преподаватель О.В. Уманец Поглядите, в каких Суждено мне терзаниях жизнь проводить Мириады годов. Позорные узы обрел для меня Новоявленный царь блаженных богов. Увы: я рыдаю об этой беде И о бедах грядущих, - и где же предел Моих бесконечных страданий? Но что я говорю? Ведь я и сам Предвидел все грядущее, и нет Нежданных бедствий для меня. Я должен Свою судьбу переносить легко: Нельзя преодолеть необходимость, Но тяжко и молчать, и говорить Об участи моей. Ведь я, злосчастный, За благодеяние смертным. Божественное пламя я похитил, Сокрыв в стволе пустого тростника. И людям стал наставником огонь Во всех искусствах, помощью великой... За это преступленье казнь терплю, Вися в оковах под открытым небом... Эсхил. Прометей прикованный Стыжусь, что, горький видя плач, о женщины, Меня отчаявшейся назовете вы. Но принуждает к этому безвыходность - И вы простите... Разве благородная Жена при бедах отчих не печалится? А я всегда и днем, и ночью видя их, И мучаюсь, злосчастная, и слезы лью... Ко мне, как прежде, меня родившая, Вражду пытает злую, - и в дому своем Я и досель живу с отцеубийцами И также под началом нахожусь у них, Терпя подачки и снося отказы все. Что думаешь ты, я должна испытывать В те дни, когда я вижу, как сидит Эгисф На троне отчем... вижу, как свершает он, Надев отца одежды, возлияния У очага - на месте, где его убил... Когда неслыханную дерзость вижу я - ЭСТЕТИКА Убийцу рядом с матерью преступной На ложе отчем, - если тем же именем Его возлюбленную звать мне следует?.. И столь она бесстыдна, что с таким живет Злодеем, вовсе не страшась Эринии, -Но, словно издеваясь над грехом своим И тот же выбрав день, в который некогда Отца коварно погубила, - плясками Приказывает ЧТИТЬ богов - спасителей И им овец приносит ежемесячно... Софокл. Электра 3. Быть или не быть - вот в чем вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы. Иль надо оказать сопротивленье, И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними? Умереть. Забыться. У. Шекспир. Гамлет, принц Датский 4. Мне ль осуждать супруга моего? О бедный мой, кто ж пощадит тебя, Коль я, твоя жена трехчасовая, Не пощадила? Но зачем, злодей, Убил ты брата моего? Но брат ведь Злодейски моего убил супруга. Прочь, слезы глупые, вернитесь снова В источник свой. День скорби - капли Вы ж их, ошибкой, радости несете. Супруг мой жив; Тибальд его убил бы; Тибальд убит - иль стал- бы сам убийцей. Вот утешенье. Так чего ж я плачу? Но слово есть страшней, чем смерть Тибальда, - Оно меня убило. Я б хотела Его забыть, но скована им память, Как злодеяньем грешная душа. Тибальд убит, Ромео же - в изгнанье. У. Шекспир. Ромео и Джульетта 5. Не знаю, можете ли вы представить себе с моих слов лицо этого человека, которое я, с дозволения Академии, готов назвать лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминала цвет се- ПРАКТИКУМ ребра, с которого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные и с сильной проседью - пепельно-серы. Черты лица неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он защищал их большим козырьком потрепанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинами, походил на буравчик, а губы были тонкими, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Метсю. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился. Возраст его был загадкой; и никогда не мог понять, состарился он до времени, или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки вечные. Зимою в камине у него чуть тлели головни, прикрытые горкой золы, никогда не разгораясь пламенем. Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно. По примеру Фонтенеля, он берег жизненную энергию, подавлял в себе все человеческое. И жизнь его протекала так же бесшумно, как сыплется струйкой песок в старинных песчаных часах. О. де Бальзак. Гобсек 6. Репетилов Зови меня вандалом: Я это имя заслужил. Людьми простыми дорожил! Сам бредил целый век обедом или балом! .Об детях забывал! обманывал жену! Играл! проигрывал! в опеку взят указом. Танцовщицу держал! и не одну: Трех разом! Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Все отвергнул: законы! совесть! веру!.. Все служба на уме! Mon cher, гляди сюда: И я в чины бы лез, да неудачи встретил, Как, может быть, никто и никогда; По статской я служил, тогда Барон фон Клоц в министры метил, А я К нему в зятья. Шел напрямик без дальней думы, С его женой и ним пускался в реверси, Ему и ей какие суммы Спустил, что боже упаси! Он на Фонтанке жил, я возле дом пострил, ЭСТЕТИКА С колоннами! огромный! сколько стоил! Женился наконец на дочери его, Приданного взял - шиш, по службе - ничего. Тесть немец, а что проку? - Боялся, видишь, он упреку За слабость будто бы к родне! Боялся, прах,его возьми, да легче ль мне? Секретари его все хамы, все продажны, Людишки, пишущая тварь, Все вышли в знать, все нынче важны. А.С. Грибоедов. Горе от ума 7. Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд , Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов; И грозды полные на них, Серег подобье дорогих, Висели пышно, и порой К ним птиц летал пугливый рой. М.Ю. Лермонтов. Мцыри 8. Есть упоение в бою, У бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении Чумы. Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья - Бессмертья, может быть, залог, И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и видеть мог. А.С. Пушкин. Пир во время чумы 9. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи. Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и ПРАКТИКУМ дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную теш. от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод п нзредкл лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Иееь ландшафт спит. Л вверху все дышит, все дивно, все торжественно. Л на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно вошикиют в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! I! вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался ею посереди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село Н.В. Гоголь. Майская ночь, или Утопленница 10. Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Так томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши к неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летяг по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными* подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало - река в зеленых, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето! Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка И. Писатель рассказывает о смерти двух русских поморов, братьев Личутиных, оказавшихся на безлюдном островке в море без еды, снастей, баркаса, на котором приплыли. ЭСТЕТИКА Оставалось ножом на доске нацарапать несвязные слова предсмертного вопля, - повествует автор. - Но эти два мужика - мезенские мещане по званью - были вдохновенными художниками по призванью. Не крик, не проклятье, судьбе братья Личутины оставили по себе.Они вспомнили любезное сердцу художество. Простая столешница превратилась в произведение искусства. Вместо сосновой доски видим резное надгробие высокого стиля. Чудное дело. Смерть наступила на остров, смерть взмахнула косой, братья видят ее - и слагают гимн жизни, поют песнь красоте... Б.В. Шергин. Океан - море русское 12. Три брата строили крепость, но она все не строилась, наконец; какое-то видение сказало им, что надобно закласть в стену первую особу, которая на другой день принесет им завтрак... Но старшие братья предупредили своих жен. Меньшой смолчал. На другой день его жена кормила грудью ребенка, и мать ее предложила ей идти за нее нести завтрак, но она остановила старуху, дала ей нянчить младенца и пошла. Муж обнял ее с горькими слезами и отдал каменщикам. Они начали закладывать бедную женщину, она сначала думала, что с нею шутят, потом, испуганная, начала молить, просить - все от нее убежали, тогда она стала молить каменщиков оставить два окошечка - одно для груди, чтобы покормить своего малого ребенка, другое для глаз, чтобы взглянуть на него. Так жила она год, потом окаменела, и остались окошечки, и из обоих льются два вечных ручья, - один из ее груди, другой ручей слез из ее глаз. А.И. Герцен. Запись в дневнике за 1844 г. 13. ...Про Кармазинова рассказывали, что он дорожит связями своими с сильными людьми и сообществом высшим чуть не больше души своей. Рассказывали, что он вас встретит, обласкает, прельстит, обворожит своим простодушием, особенно если вы ему почему-нибудь нужны и, уж, разумеется, если вы предварительно были ему зарекомендованы. Но при первом князе, при первой графине, при первом человеке, которого он боится, он почтет священнейшим долгом забыть вас с самым оскорбительным пренебрежением, как щепку, как муху, тут же, когда вы еще не успели от него выйти; он серьезно считает это самым высоким и прекрасным тоном. Несмотря на полную выдержку и совершенное знание хороших манер, он до того, говорят, самолюбив, до такой истерики; что никак не может скрыть своей авторской раздражительности даже и в тех кругах общества, ПРАКТИКУМ где мало интересуются литературой. Если же случайно кто-нибудь озадачивал его своим равнодушием, то он обижался болезненно и старался отомстить. Ф.М. Достоевский. Бесы 14. По глади черных вод, где звезды задремали, Плывет Офелия, как лилия бела, Плывет медлительно в прозрачном покрывале... В охотничьи рога трубит лесная мгла. Уже столетия, как белым привиденьем Скользит Офелия над черной глубиной, Уже столетия, как приглушенным пеньем Ее безумием наполнен мрак ночной. <...> Кувшинки смятые вокруг нее вздыхают: Порою на ольхе гнездо проснется вдруг, И крылья трепетом своим ее встречают... От звезд таинственный на землю льется звук. <...> С вобода. Взлет. Любовь. Мечты бездумны были, И ты от их огня растаяла, как снег: Веленья странные рассудок твой сгубили, Вид Бесконечности взор погасил навек. А. Рембо. Офелия 15. Есть минуты, когда не тревожит Роковая нас жизни гроза. Кто-то на плечи руки положит, Кто-то ясно заглянет в глаза... И мгновенно житейское канет, Словно в темную пропасть без дна... И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина... И напев заглушённый и юный В затаенной затронет тиши Усыпленные жизнию струны Напряженной, как арфа, души. А. Блок. Любовь 16. То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует. То в инее ярком блеснет, Почудится в дремле левкоя Но верно и тайно ведет От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке. А. Ахматова 17. Слаб голос мой, но воля не слабеет, Мне даже легче стало без любви. Высоко небо, горный ветер веет, И непорочны помыслы мои. Ушла к другим бессонница-сиделка, Я не томлюсь над серою золой, И башенных часов кривая стрелка Смертельной мне не кажется стрелой. Так прошлое над сердцем власть теряет. Освобожденье близко, все прощу. Следя, как луч взбегает и сбегает По влажному весеннему плющу. А. Ахматова 18. Два солнца стынут, - о господи, пощади.-Одно - на небе, другое - в моей груди. Как эти солнца - прощу ли себе сама? Как эти солнца сводили меня с ума. И оба стынут - не больно от их лучей. И то остынет первым, что горячей. М. Цветаева 19. Я не могу без тебя жить. Мне и в дожди без тебя - сушь, Мне и в жару без тебя стыть. Мне без тебя и Москва - глушь. Мне без тебя каждый час - с год, Если бы время мельчить, дробя. Мне даже синий небесный свод Кажется каменным без тебя. Я ничего не хочу знать -
ПРАКТИКУМ Ни бедность друзей, ни верность врагов. Я ничего не хочу ждать, Кроме твоих драгоценных шагов. Н. Асеев 20. Чтоб ты не страдала от пыли дорожной, Чтоб ветер твой след не закрыл, -Любимую, на руки взяв осторожно, На облако я усадил. Когда я промчуся, ветра обгоняя. Когда я пришпорю коня, Ты с облака сверху нагнись, дорогая, И посмотри на меня... Я другом ей не был, я мужем ей не был. Я только ходил по следам, -Сегодня я отдал ей целое небо, А завтра всю землю отдам. М. Светлов. Песенка
21. Положение было ужасное. В Москве, в центре города на площадке девятого этажа стоял взрослый усатый человек с высшим образованием, абсолютно голый и покрытый шевелящейся еще мыльной пеной. Идти ему было некуда. Он скорее согласился бы сесть в тюрьму, чем показаться в таком виде. Оставалось одно -пропадать. Пена лопалась и жгла спину. На руках и на лице она уже застыла, стала похожа на паршу и стягивала кожу, как бритвенный камень. Так прошло полчаса. Инженер терся об известковые стены, стонал и несколько раз безуспешно пытался выломать дверь. Он стал грязным и страшным. И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев 22. В то время Саша Корейко представлял себе будущее таким образом: он идет по улице - и вдруг у водосточного желоба, осыпанного цинковыми звездами под самой стенкой находит вишневый, скрипящий, как седло, кожаный бумажник. В бумажнике очень много денег, две тысячи пятьсот рублей... А дальше все будет чрезвычайно хорошо. Он так часто представлял себе, как найдет деньги, даже точно знал, где это произойдет. На улице Полтавской Победы, в асфальто ном углу, образованном выступом дома, у звездного желоба На ЭСТЕТИКА улицу Полтавской Победы Саша ходил каждый день, но, к его крайнему удивлению, бумажника не было... И Саша ошалело брел домой, валился на красный плюшевый диван и мечтал о богатстве, оглушаемый ударами сердца и пульсов. Пульсы были маленькие, злые, нетерпеливые. И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок 23. И вот однажды, когда каждый из них свое дело сделал, к ним почтальон Печкин пришел. - Здесь кот Матроскин живет? - Я Матроскин, - говорит кот. - Вам посылка пришла. Вот она. Только я вам ее не дам, потому что у вас документов нету. Дядя Федор спрашивает: - Зачем же вы ее принесли? - Потому что так положено. Раз посылка пришла, я должен ее принести. А раз документов нету, я не должен ее отдавать. - А как же быть? - спрашивает дядя Федор. - Не знаю как. Только я к вам теперь каждый день приходить буду. Принесу посылку, спрошу документы и обратно унесу. Так две недели. А потом посылка в город уедет. Раз ее не получил никто. Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот 24. Однажды Шоу рассказал друзьям о том, как он увидел самую лучшую карикатуру на себя на одном приятельском ужине: - Она висела на противоположной стене зала и сразу привлекла мое внимание тем, что напоминала оригинал. Правда, карикатура была зла, но не скрывала чего-то хорошего в тайниках моей души. Чтобы рассмотреть портрет получше, я надел очки, подошел поближе и увидел зеркало. 25. Когда по Лондону разнесся слух, что Шоу тяжело заболел, а журналистская братия жаждала узнать подробности и звонила ему домой, он просил лишь об одном: - Будьте любезны, объявите всем, что я умер. Это резко сократит мои мучения. ПРАКТИКУМ II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИСКУССТВА Какие версии о происхождении искусства отражены в приведенных высказываниях? 1. Да и богов создает, если молвить дозволено, песня: Их величье мертво без воспевающих уст. Овидий 2. Живопись с философским и тонким размышлением рассматривает все качества форм: моря, местности, деревья, животных, травы и цветы - все, что окружено тенью и светом. И поистине, живопись - наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой. Леонардо да Винчи 3. Наши предки собрали, насколько это было в силах человеческих, те законы, которыми природа пользуется при создании вещей, и применили их к правилам зодчества. Леон-Баттиста Алъберти 4. Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод. Леонардо да Винчи 5. Пассивных слушателей у первобытных народов нет вообще. Если временами и не все непосредственно играют, танцуют или поют, то все-таки стоящие вокруг всем телом двигаются в такт музыке, хлопают в ладоши или поют припев, всячески подчеркивая, что все они «тут» и все слышат и понимают. В. Шрамек 6. Прогресс образования приводит у каждого народа к тому, что наступает время, когда искусство указывает нечто, стоящее выше его и выходящее за его пределы. Г. Гегель ЭСТЕТИКА 7. Вся жизнь человеческая наполнена произведениями искусства всякого рода, от колыбельной песни, шутки, передразнивания, украшений жилищ, одежд, утвари до церковных служб, торжественных шествий. Все это деятельность искусства. Л.Н. Толстой Какие особенности художественного образа комментируют приведенные высказывания? 1. Женщин невозможно фотографировать... Впрочем, и мужчин тоже. Они говорят: «Вы не сможете уловить выражение моего лица». Что касается меня, то я всегда нахожу, что у меня на фото слишком добрый вид. Э.Дега 2. ...если человек позирует неподвижно, он никогда не бывает похожим на самого себя. Л. Бернина 3. Фотографические снимки чрезвычайно редко бывают похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя в тот момент, который он описывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застает человека, как он есть, и весьма возможно, что Наполеон в иную минуту вышел бы глупым, и Бисмарк - нежным. Ф.М. Достоевский 4. Делатели искусства, создавая его, говорят вам о,своем создании языком своего я. Этот язык создания есть умение артиста вызвать в вас духовное наслаждение. К.А. Коровин 5. Купец. Эту самую картину вы продавать изволите? Художник. Да, я ее продаю. Купец. Оптом, всю, значит? Хоть по частям разрешите, в розницу. К.А. Коровин ПРАКТИКУМ 6. ...Художник - это... честное жульничество. Формулы натуры иные, чем формулы живописи, и только в формулах, присущих живописи, полная ее выразительность... И это... это только и есть искусство. В.А. Серое 7. Художник думает год, а делает в течение дня красоту. В.А. Серое 8. Артист не утомляет вас трудностью своего произведения. А. Корн 9. Мастерство такое, что не видать мастерства. Л.Н. Толстой о портрете М.П. Мусоргского работы И.Е. Репина 10. Для того чтобы идти вперед в искусстве, необходимо быть прочно связанным с прошлым... подобно тому, как ветви дерева связаны со стволом. Ветвь, отторгнутая от ствола, быстро погибает... А. Онеггер О каких функциях искусства говорят эти тексты? 1. Не надо больше музыки. Устал я. Хоть, говорят, безумных ею лечат, -Боюсь, что от нее сойду с ума. В. Шекспир 2. Когда я произвожу на свет сочинение, я люблю узнавать, какие струны оно заставило звучать в «другом». Но объяснить себе -«почему» - я и сам не умел и от других не дождался объяснений. Г. Малер 3. Искусство - это вопль тех, которые на себе не пытали судьбу человечества, которые не мирятся с судьбой, но с нею борются... и внутри их, в них происходит движение мира. А извне - только один звук: произведение искусства. А. Шенберг ЭСТЕТИКА 4. Артисты, художники, поэты есть достояние народа, и страна будет сильна, если народ будет проникнут пониманием их. К.А. Коровин 5. Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение. Иоанн Златоуст 6. ...Искусство я люблю... больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, неизлечимо... Оно, всегда и везде, в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях лучших, сокровенных. Часы утра, которые я посвящаю ему - лучшие часы моей жизни. И радости, и горести, радости до счастья, горести до смерти - все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все эпизоды моей жизни. И.Е. Репин 7. Вызвать в себе испытанное чувство. И, вызвав его в себе посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, в этом состоит деятельность искусства. Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают. Л.Н. Толстой 8. Искусство - микроскоп - дает новые радости жизни. Л.Н. Толстой 9. Без наук и искусств человек бы не был тем, кем он есть. Л.Н. Толстой 10. Роман - это в первую очередь художественное произведение, и в нем я использовал также и свое право на вымысел. В основу романа положено немало фактического материала. Но назвать эту вещь документом нельзя. И. Островский ПРАКТИКУМ 11. Мало знать чистописанья ремесла, расписать закат или цветенье редьки. Вот когда к ребру душа примерзла, Ты ее попробуй отогреть-ка. В. Маяковский 12. Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Б. Пастернак III. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА О каких видовых особенностях художественного образа говорят приведенные высказывания? 1. Архитектура - музыка, застывшая в камне. Н.В. Гоголь 2. Архитектура - искусство вписывания линий в небо. Ле Корбюзье 3. Живопись - это немая поэзия, а поэния - это слепая живопись. Леонардо да Винчи 4. У художника только один способ рассказать про мир и про себя - это цвет. М.С. Сарьян 5. Живопись - не слово, в нем дается одно мгновение, но в этом мгновении должно быть все, а если нет - нет и картины. Н.Н. Ге 6. Хорошая живопись - это уже музыка. Б. Микеланджело ЭСТЕТИКА 7. Без идеи нет искусства, но в то же время, и еще более того, без живописи, живой и разительной, нет картины, а есть благие намерения и только. И.Е. Репин 8. Краски и формы в своих сочетаниях дают гармонию красоты - освещение. Краски могут быть праздником глаза, как музыка -праздник слуха, души. Глаза дарят вашей душе радость, наслаждение, краски, аккорды цветов, форм. К.А. Коровин 9. Как суетна та живопись, которая восхищает нас точным изображением предметов,, отнюдь не восхищающих в натуре. Б. Паскаль 10. Реализм в живописи имеет нескончаемые глубины, но пусть не думают, что протокол есть художественное произведение. К.А. Коровин 11. Всякое лицо имеет уйму выражений - остановиться на одном, чтоб не разбежались глаза, чтоб несхожие выражения не появились одновременно в различных частях лица, - в этом состояла задача. К.С. Петров-Водкин 12. Помню, как-то зимою в Куоккале, у него (Репина) в саду, разговаривая с ним, я увидел, что у меня под ногами на белом снегу какая-то из репинских собак оставила узкую, но глубокую желтую лужу. Сам не замечая, что делаю, я стал носком сапога сгребать окружающий снег, чтобы засыпать неприятное пятно... И вдруг Репин застонал страдальчески: - Что вы! Что вы! Я три дня хожу сюда любоваться этим чудным янтарным тоном. А вы... И посмотрел на меня так укоризненно, словно я у него на глазах разрушил высокое произведение искусства. К.И. Чуковский 13. Я хотел, чтобы то белое, которое изображает сияние вокруг фонаря, было очень напряженным, оно должно как бы расталкивать черноту ночи. Белое на снегу - несколько иное, не такое напряжен- ПРАКТИКУМ ное, более спокойное. Но и белое вокруг фонаря, и белое на снегу -совсем иное, чем белое бумажного листа, окружающее гравюру. Белое же бумажного листа не выражает никакого конкретного явления, оно совершенно отвлеченное и поэтому не может нести в себе такого напряжения. В. Фаворский 14. Скульптор в процессе работы... имеет перед собой модель. А бедняге музыканту, прежде чем он сможет воспроизводить свои модели, необходимо самому создать их. А, Онеггер 15. Наверно и сам бог - скульптор, он создал человека не при помощи волшебства, а кусок за куском, как ваятель. ,//. Бернини 16. Начало нашей музыки - слово, а исток слова ищите в природе, в голосах животных и птиц, в верещании сверчков, шуме ветра, журчании реки, разрывах грома... Обама 17. Хорошо произнесенное слово - это музыка К. Станиславский 18. Симфонии исчерпывают содержание всей моей жизни. Я вложил в них все, что испытал и выстрадал, это «поэзия и правда» в . звуках. Г. Малер 19. Музыка не есть нечто туманное, не создана из ничего бессознательным буйством художника, не смутное высказывание, смутно воспринятое... В процессе создания и восприятия музыки вы должны стоять на твердой почве земли, хотя ваше воображение может блуждать по вселенной. П. Хиндемит 20. В основе музыки лежит закон вечного становления, вечного движения: ведь и мир, даже в одном и том же месте, всегда бывает иным, вечно изменчивым и новым. Г. Малер ЭСТЕТИКА 21. Музыка открывает человеку неведомое царство, мир, не имеющий ничего общего с внешним, чувственным миром, который его окружает... Э.Т.А. Гофман 22. Музыка должна высекать огонь из людских сердец. Л. ван Бетховен 23. Театр - страна истинного: на сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие сердца, в зале - человеческие сердца. В. Гюго 24. Герои на сцене должны обнаруживать свои чувства, выражать открыто свои страдания и не мешать проявлению естественных наклонностей. Искусственность и принужденность героев трагедии оставляют нас холодными, и забияки на котурнах могут возбудить в нас одно только удивление. Г. Лессинг 25. «Парадокс» (актера) состоит в том, что производит впечатление не тот актер, который играет «нутром», а актер с «холодной головой». Истинный характер - это великий притворщик. Его слезы «испускаются» из мозга.
![]() |