Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методика констатирующего эксперимента



На этапе констатирующего эксперимента моей целью было:

1.Выявить и уточнить на каком уровне развития находится пассивный и активный глагольный словарь.

2. Определить понимание близких по значению глаголов и употребление глагола в переносном значении.

3.Выявить умение изменять и образовывать грамматические формы глагола.

Методика исследования основывалась на методических разработках Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Бессоновой Т.П.. Грибовой О.Е., Архиповой Е.Ф., Иншаковой О.Б.

Из методикиЖуковой Н.С[46] берется материал по обследованию различения единственного и множественного числа глаголов, различения мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, префиксальных изменений глагольных форм.

При обследовании словаря действий использовать следующие приемы предложенные Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.[60]:показ по называнию, а затем называние действий; добавление в предложение недостающего слова в нужной форме, подходящего по смыслу; подбор слов-синонимов, антонимов.

Используется материал по выявлению следующих грамматических категорий глагола: число глаголов;выявляется понимание глаголов близких по значению (красит, выкрасит, раскрасил); категории числа и рода глаголов.

Применялись рекомендацииШашкиной Г. Р.[68] - обследование речи детей рекомендует проводить с помощью наглядного материала, предлагаемого О. Е. Грибовой и Т П Бессоновой (1994); О.Б.Иншаковой (1993); В.В.Коноваленко и С. В. Коноваленко (2000).

Изучение грамматической стороны речипредполагает выявление у детей уровня сформированности словообразования и словоизменения (морфология) и уровня владения различными типами структуры предложения (синтаксис).

Некоторые приемы исследования пассивного и активного словаря глаголов взяты из методики Архиповой Е.Ф[6]:объяснение значения глаголов, дополнение к глаголу. Ребенок должен как можно больше слов подобрать к глаголу (идет – человек, поезд, дождь, снег).При исследовании словообразования глаголов, смотрят умеет ли ребенок дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, глаголы с одной основой , но разными приставками.

Речевой и наглядный материал предлагает О.Б. Иншакова[4] Материал предназначен для детей старшего и младшего дошкольного возраста и состоит из шести частей.

Из предложенной методики взято обследование грамматического строя речи (понимание обращенной речи словоизменение, словообразование).

 

Использавался наглядный материалБессоновой Т.П.. Грибовой О.Е. [7].

Основываясь на приведенные выше методики по обследованию речи детей с нарушениями речи, я составила свою методику исследования развития глагольного словаря.

Программа исследования состоит из следующих этапов:

IОбследование словаря:

1.Исследование пассивного глагольного словаря.

2.Исследование активного глагольного словаря.

3.Называние близких по значению слов-действий.

4.Дополнение к глаголу.

II Исследование грамматических форм глаголов.

Словоизменение:

1.Исследование преобразования грамматических форм глаголов изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени в форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа.

2.Изменение глаголов по лицам.

3.Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

4.Изменение глаголов по временам.

Словообразование:

1.Образование возвратных глаголов. Уточнение понимания залоговых отношений

2.Образование глаголов единственного и множественного числа.

3.Дифференциация и образование глаголов совершенного и несовер­шенного вида.

4.Дифференциация и образование приставочных глаголов.

5.Образование глаголов с противоположным значением.

6. Образование глаголов от других частей речи.

При оценке ответов использовались следующие критерии оценок:

Высокий уровеньправильное, самостоятельное выполнение задания, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу.

Средний уровеньребенок выполняет больше половины предложенных заданий самостоятельно, без дополнительных наводящих вопрсов со стороны экспериментатора.

Низкий уровеньребенок выполняет правильно меньше половины предложенных заданий самостоятельно без помощи со стороны экспериментатора.

Исследование пассивного глагольного словаря:

Для данного исследования использовался материал из книги

Цель:Установить уровень сформированности глагольного словаря

1.Инструкция: «Покажи, кто ...?»

скачет, прыгает, ползает, летает, стирает, вяжет, причесывается, рубит, моется, моет, подметает, режет.

Примечание: предлагают сюжетные картинки с изо­бражением действий (Приложение 1 лист№1, №2).

2. Инструкция: «Покажи, кто ...?»
воркует, кудахчет, каркает, чирикает, гогочет, пищит, кукарекает, крякает, рычит, воет, квакает, мычит
Примечание: предлагают предметные картинки ( го­лубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышка, медведь, корова) (Приложение 1 лист №3).

3. Инструкция: «Покажи, кто ...?»

варит (повар) пашет (тракторист)

учит (учитель) летает (летчик)

работает (рабочий) лечит (врач)

шьет (портниха) продает (продавец)

Примечание: предлагают сюжетные картинки с изо­бражением профессий (Приложение 1 лист№4, №5).

4. Инструкция: «Покажи, чем ...?»

пилят вытираются подметают

шьют рубят причесывают

гладят рисуют прибивают

режут красят копают

Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов ( Приложение1 лист №6, №7).

Например: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, ка­рандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.

Исследование активного словаря:

1.Инструкция: « Скажи, кто что делает?»

Лошадь - ( скачет)

Гусеница - (ползает)

Птица - (летает)

Рыба - (плавает)

Собака - (бегает)

Повар - (варит)

Рыбак - (ловит рыбу)

Строитель - (строит)

Врач – (лечит)

Продавец _(продает)

Солдат – ( служит)

Спортсмен – (соревнуется)

Учитель – (учит)

Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов (Приложение 1 лист №8, №9).

2.Инструкция: «Скажи, кто как подает голос?»

Голубь - (воркует)

Лягушка - (квакает)

Медведь - (рычит)

Ворона - (каркает)

Мышка - (пищит)

Собака - (лает)

Курица - (кудахчет)

Воробей - (чирикает)

Кукушка - (кукует)

Волк - (воет)

Петух – (кукарекает)

Соловей - (поет)

Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов (Приложение 1 лист №3).

3.Инструкция: «Скажи, что делают ...?»

Пилой -

Иглой –

Ручкой –

Краской –

Утюгом –

Ножницами –

Топором –

Карандашами –

Молотком –

Ложкой –

Ножом –

Расческой –

Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов ( Приложение 1 лист №6, №10).



Просмотров 3443

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!