![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Возраст социального экспериментирования
Молодость - это период времени, отведенный человеку для социальных экспериментов, цель которых - найти себя и свое место в обществе. Другого времени на осмысленные поиски у человека не будет. Сверху его поджимает взрослость, семья, дети, работа, а снизу - безответственный, неосмысленный и во многом бессмысленный подростковый период, когда индивид еще не созрел для серьезных философских вопросов и осмысления своей личности. Чем сложнее общество и насыщеннее историческая эпоха, чем больше вокруг информации и знаний, тем труднее и конфликтнее проходит в нашей жизни период социального экспериментирования, тем труднее разобраться в себе и окружающем. Колоссальное количество молодежных субкультур, которые позволяют молодому поколению во всем мире группироваться по своим интересам, политическим пристрастиям, музыкальным или досуговым предпочтениям, кругу общения, отражает пестроту и многообразие культурной жизни планеты. Глобализация общества, общение людей поверх политических границ, туризм и культурные обмены расширяют субкультурную географию, позволяя молодежи из слаборазвитых стран перенимать и развивать дальше новейшие веяния и тенденции в мировой молодежной культуре. Возможно, здесь, как и в экономике, страны делятся на культурный авангард, создающий новый интеллектуальный продукт, и культурный арьергард, воспринимающий этот продукт, модифицирующий его в соответствии со своими нуждами и привносящий в него нечто новое, своеобразное, которое, однако, уже не возвращается на мировую арену и не становится источником подражания. Американские хиппи 1960-х годов и советские хиппи 1970-х годов - яркий пример культурной столицы и культурной провинции. Важно не то, что мир поделился на лидеров и ведомых, а то, что ведомые через короткий промежуток времени могут использовать тот же интеллектуальный продукт, удовлетворяя свои потребности, развивая собственную личность. Как часто бывало в Римской империи, да и не только в ней, провинция, сохранившая культурную самобытность, вскоре обгоняла столичный регион, создавая уникальные культурные продукты. Молодежно-подростковый период в жизни каждого человека - время неустанного экспериментирования, творческого подъема и профессионального самоопределения. Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди. И.Ньютону не было еще и 24 лет, а он уже разработал идею дифференциального и интегрального исчисления, открыл закон всемирного тяготения. Французский математик Э.Галуа, исследования которого оказали огромное влияние на развитие алгебры и математики, прожил всего 20 лет. А.Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, В.Гейзенбергу было 24 года, когда он совместно с Н.Бором разработал основы квантовой механики. Свои вполне зрелые произведения А.Пушкин начал создавать совсем еще в юном возрасте. Замечательную поэму "Руслан и Людмила" он написал в 21 год. С.Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу "Алеко", которая была его - студента Московской консерватории - дипломной работой. А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет. Подтверждение сказанному выше мы находим в концепции кризисных точек социализации, которая изложена в томе 7 <Фундаментальной социологии>. Там речь шла о трех кризисных точек, которые описывают кривую человеческой жизни ·от 1 года до 17 лет - завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду, ·от 18 до 60 лет - активный трудовой период, становление профессиональных роле, ·от 60 лет и старше - выход из активного трудового периода. Период активной социализации АВС обозначен тремя точками кризиса. На рис. 1 обозначены три критические точки в жизни человека: А - окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы, В - кризис середины жизни, С - выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой АВС, представляет собой время максимальной творческой и трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной деятельности - 10-11-летнее обучение в школе. Возраст от 16 до 18 лет приходится на окончание школы и профессиональное самоопределение юноши. Возраст 16-18 лет - самый критический. Он должен выбрать только одну профессию из 40000 занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда его не сталкивали с реальным производством и реальными профессиями. Он знает о них понаслышке. Другое дело человек, находящийся в точке С. Он уже пожил и много видел, знает мир производства и множество профессий не понаслышке, а на собственном опыте, ведь ему не 16, а 61 год. Вот когда бы выбирать будущую профессию. Здесь риск выбрать неправильное занятие сведена к минимуму. Но жизнь распорядилась иначе. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их спешат пожилые люди - дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь. В отличие от юноши, который может, но не умеет, пожилые умеют и знают, но уже не могут. Они не могут начать жизнь снова, не могут физически выполнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может выбрать будущую карьеру. Так несправедливо распоряжается с нашими жизнями судьба. Период от 18 до 25 лет отводится на поиски самого себя, что период перебора различных профессий и занятий. В это время еще нет молодой семьи, приковывающей к одному роду занятий, человек получает материальную основу от своих родителей, в семье и за счет которых он живет. После 17 лет для рабочей молодежи и 23-25 лет для интеллигенции с высшим образованием начинаются хлопоты с профессиональным самоопределением. В это время все торопятся активно заняться бизнесом и сделать свою карьеру. Партнеры, коллеги, товарищи по работе - вот те люди, к мнению которых взрослый больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации, которые определяют его служебный рост, оклад, престиж и многое другое. Часто ли звонят своим <маманькам> повзрослевшие дети-бизнесмены, которые, кажется, совсем недавно держались за материнскую руку? В чем слабы подростки Подростки - существа не такие, как мы ("мы" - это, увы, взрослые), и на сей раз это научно доказано. Мы долго задавались вопросами: ну почему подросток ведет себя так глупо? Почему своими десятью пальцами он только и умеет, что взрывать петарды? И что заставляет его совершать столько идиотских поступков, например гонять на мотороллере без каски? Неужели он делает это только затем, чтобы досадить нам? Вовсе нет, отвечают американские ученые в статье, опубликованной в последнем номере Journal of Neurosciences: все это потому, что подросток немножко слаб на striatum ventrale. Эта зона серого вещества отвечает за мотивацию нашего поведения. Иначе говоря, именно здесь мы соизмеряем риск с затрачиваемым усилием и планируемым результатом нашего поступка. И что же мы видим? У подростка striatum менее активен, чем у взрослого. Грубо говоря, это означает, что нашего юного друга (или подругу) труднее "расшевелить". Чтобы вывести свой striatum на уровень "нормальной" активности, подросток нуждается в экстремальных действиях. Вот почему он часто склонен к риску, утверждают ученые (www.inopressa.ru) Критической возраст 16 лет является еще и потому, что в это время человек как ежик все воспринимает в штыки. Он хочет быть самостоятельным, формирует свое Я и во весь голос заявляет его миру. А взрослые суются со своими советами и наставлениями. Он романтик, они - прагматики. Столкнулись два разных мира и им трудно понять друг друга. Романтики воспринимают советы прагматиков как чужеродное тело. Они отторгают его. Ценности отцов расходятся с ценностями детей. Последние упрямы и несговорчивы, они хотят наделать собственных ошибок и не слушают тех, кто стремится оградить их от ошибочных шагов. Кстати сказать, они совершенно правы. В период с 16 до 23 лет, когда ты не обзавелся собственной семьей и живешь у мамочки на шее, только и надо совершать ошибки. Причем, как можно больше. В будущем за них придется платить дороже. Все следует делать в свое время. Принятие чужого жизненного опыта в шестнадцатилетнем возрасте влечет за собой: первое, реакцию отторжения того, что вам навязывают чужую модель образа жизни. Отторжение - здоровая реакция здорового организма, но собственного жизненного опыта еще нет. Таким образом, в 16 лет происходит навязывание чужого образа жизни через агентов социализации, как реакция отторжения. И в это же время происходит построение идеальной (мысленной) траектории жизненных планов. У социального и культурного экспериментирования существует глубокая психологическая причина. Возрастной период от 14 до 20 лет характеризуется таким свойством, как легкостью увлечения новым и переход от одного занятия к другому. Интерес к познанию нового сопрягается в это время с неустойчивостью привязанности: юноши быстро увлекаются и быстро теряют интерес к тому, что познали. Молодежные субкультуры способны поддерживать постоянный интерес к познанию благодаря своему внутреннему разнообразию. В каждой субкультуре тысячи музыкальных направлений, групп, песен, а также новых социальных практик, мероприятий и дел, с которыми интересно познакомиться. Молодежные тусовки предполагают новые знакомства, новые встречи, обмен интересными сведениями. Ни учеба в школе, ни обучение в вузе и уж тем более работа на производстве неспособны к интенсивному обновлению. Обучение и работа строятся на дисциплине, рутинном повторении пройденного, выполнению того, что не просит душа. Молодому человеку и физиологически, и психологически необходим опыт смены видов деятельности, увлечений, привязанностей, расширение круга знакомств. В зрелом и особенно пожилом возрасте ничего подобного уже не требуется. В этот период жизни мы ценим старых друзей, выработанные привычки, домашний уют и удобный диван. Мессианский комплекс Поскольку подростки хотят стать взрослыми, у них появляется стремление поскорее занять свое место в их сообществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ выражения себя. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и себя. Они начинают вести <взрослые разговоры>, прежде всего на запретные темы, судить о правильности супружеских отношений, подразумевая родителей. Мальчики соревнуются в физической силе с отцами, стараясь побороть их на армрестлинге. Возраст - то все, что можно сказать о себе с полной уверенностью. Г.Е.Малкин Вхождение в мир взрослых поначалу носит чисто подражательный характер. Юноши перенимают походку вразвалочку, манеру чертыхаться и сплевывать на пол, даже курить и пить водку <как взрослые>. Об игре в азартные игры и говорить нечего. Это самая распространенная форма времяпрепровождения, особенно в городских подвалах и подворотнях. Юноши и девушки, только еще освоившие азы нравственных требований и не постигшие их глубины, стараются выносить моральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу взрослых. Эти оценки имеют две особенности. Во-первых, они очень категоричны и резки, в них только да и нет. Во-вторых, они проводятся с позиций желаемого или идеального. Они еще не знают. насколько сложно устроено реальное общество, зато знают, как его надо переделать. Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданного воображением или позаимствованного из книг. Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалистов. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действительность далека от идеалов, и немедленно становятся в позу негодующих критиков. Взрослых они осуждают за то, что те не смогли за свою жизнь создать более достойного, более цивилизованного и гуманного общества. Желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, видя в том особое свое предназначение, в психологии называется мессианским комплексом. Он состоит в приписывании себе важной роли в спасении человечества и представляет собой детскую или возрастную болезнь становящегося духа, которой должны переболеть практически все - мальчики в больше степени, а девочки в меньшей. Только не все рассказывают об этом либо не осознают, что приключилось. С мессианским комплексом тесно связан так называемый подростковый синдром который, по мнению И.С.Кона[227], включает в себя: а) недостаток историчности (<все, что происходило до нас, не имеет никакой ценности>), б) максимализм (<все или ничего>), в) негативизм (<все устроено плохо и его надо изменить>). Революционный идеализм и мессианский комплекс, по его мнению, были присущи русской молодой интеллигенции как в период большевистской революции 1917 г., так и в эпоху демократических преобразований 1990-х годов. Чаще всего мессианский комплекс не выходит за пределы словесных диспутов и споров с друзьями, но иногда выливается, как у молодых революционеров, в создание подпольной организации. Таким людям присущ политический идеализм и утопические иде-и перестройки общества. В то же время, когда подростки увлекаются политическим идеализмом, они становятся защитниками угнетенных. Способность сочувствовать чужим страданиям появляется у юных именно потому, что в их собственных душах постоянно идет брожение. Из-за своей психологической незащищенности под-ростки легко отождествляют себя со слабыми, бедными и угнетаемыми жерт-вами эгоистического общества. Таким образом, их восприятие социальной несправедливости отражает личную внутреннюю борьбу. Только позднее, говорят психологи, уже в юности, молодые люди начинают связывать свои идеалы с конкретными действиями, соизмерять свои возможности, не парить в облаках. Они становятся более понимающими, терпимыми и полезными. Подростки проходят через этап, когда они приписывают неограничен-ную силу своим мыслям. Отсюда мечты о блестящем будущем или об из-менении мира с помощью идей. Любопытные факты ? На долю молодежи (15-30 лет) во всех странах мира приходится больше всего браков, но и больше всего разводов. ? В США 500 тыс. девушек-тинэйджеров стали в 1995 г. мамами и пыта-лись совмещать обучение в школе с воспитанием ребенка. В России эта цифра на порядок ниже - 57 тыс. ? Ученые из Карлсруэ установили связь между физическим развитием детей и социальным положением родителей. Если родители занимаются умственным трудом, то их дети в среднем на 5-7 см выше, чем дети родителей, занимающихся физическим трудом. Юноша становится взрослым, когда он поступает на настоящую работу. Именно тогда он превращается из идеалиста-реформа-тора в человека, стремящегося к реальным достижениям. У многих, если не у большинства подростков понятие личности идентично понятию взрослости. Стать личность и стать взрослым для них, еще не разбирающихся во всех перипетиях этого явления, означает часто одно и то же. Школьники-подростки, а тем более юноши и девушки тянутся к тем, кто обращается с ними, как со взрослыми. К сожалению, наша школа пока не дает им такой возможности. Тра-диции нашей школы ориентируют учителей обращаться со всеми школьниками как с детьми. Тогда навыки общения со взрослыми старшие школьники получат за воротами сво-ей школы. Именно здесь они приобретают и осознание своей собственной взрослости. Родители, в отличие от школь-ных наставников, тоньше чувствуют у своих детей психологию возмужания, а потому гиб-че реагируют на изменения в их поведении. Однако реальные родители не могут преодо-леть барьер своего собственного Super-Ego и поэтому вынуждены подходить к своим по-взрослевшим детям с позиций принятых в обществе стандартных стереотипов: это мож-но, а то нельзя[228]. Известный психоаналитик, дочь З.Фрейда Анна Фрейд, подробно иссле-довавшая становление взрослости у подростка в своей знамени-той книге "Психология "Я" и защитные механизмы" (1936), писала о том, что подростки исключительно эгоистичны. Они считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса. Они убеждены, что горят желанием до конца отстаивать и бороться за свои идеалы и, в то же время, ни в один из последующих периодов своей жизни не отчаиваются на такую преданность и самопожертвование. С од-ной стороны, подростки с энтузиазмом вклю-чатся в жизнь общества, а с другой - страстно стремятся к одиночеству. Они колеблются, подчеркивает Анна Фрейд, между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызы-вающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, аскетичны и в то же время распущенны, они ведут себя то этично, то бесцеремонно. Их настроение колеблется между сияющим оп-тимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энту-зиазмом, а иногда медлительны и апатичны. Большинство подростков буквально раз-дирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает все, что подчеркивает, будто они все еще остаются детьми. Когда, на-пример, подростка видят вечером в пятницу с мамочкой и папочкой, то чувство унижения, которое он переживает, порой становится не-выносимым. Самое любопытное, что ребенок в данной ситуации нс стыдится своих родителей, его смущает соотношение ролей: родители - малое дитя. Подросток, как мы выяснили, разрывается между двумя мирами - миром детей и миром взрослых. По своему характеру, привычкам, неокрепшей нравственности и несформировавшемуся мировоззрению он еще, конечно же, ребенок, но по своим претензиям, часто очень взрослым суждениям, житейскому опыту, умению зарабатывать деньги он нередко выглядит как вполне взрослый человек. А самое главное - взрослым он стремится казаться по своей жизненной интенции. Подросток это, пожалуй, единственная возрастная группа, которая больше других стремится попасть в другую категорию. Взрослые не стремятся стать стариками, молодежь - взрослыми. Дети вполне довольны собой и наслаждаются безоблачным периодом. Но подросток тянется к самостоятельности и независимости.
![]() |