Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 4. Подростки и молодежь



Подростки и молодежь - самые опасные с точки зрения вовлечения в различные формы девиантного поведения категории населения. детям нарушать законы еще раньше, а взрослые, в большинстве своем, если не успели вступить на преступный путь, уже <перебесились>, наладили семейную жизнь, обзавелись детьми и строят свое карьерное будущее. А вот подростки и молодежь только еще пробуют занять свое место в обществе, а потому ошибаются, экспериментируют, растут, меняют жизненные приоритеты и делают еще много такого, что добавляет головной боли местным властям и заставляет социологов более внимательно разобраться с теми проблемами, которые возникают на их жизненном пути.

Возрастные границы

Подростковый возраст еще называют тинэйджерским. Под определение тинэйджера, строго говоря, попадают только те, кому от 13 до 19. Однако дети (особенно девочки) часто в 13 лет уже созревают физи-чески, поэтому 11-летняя девочка может выглядеть и вести себя как тинейд-жер, а 15-летний мальчик, если он не достиг половой зрелости, может все еще казаться ребенком.

Само слово тинэйджер сравнительно новое. Впервые оно появилось в вы-пуске <Читательского путеводителя по периодической литературе> за 1943- 1945 годы, впоследствии стало широко использоваться в повседневном обще-нии. Наряду с ним, как одинаковое ему, используется слово подросток.

По отношению к под-росткам могут применять еще одно слово - юный. Хотя юность - это период развития, следу-ющий за подростковым. Однако в связи с удлинением подростково-го периода специалисты договорились употреблять слова подростковый и юный как синонимы.

В США подростковый период подразде-ляют на две со-ставляющие: ранний подростковый возраст (обычно от 11 до 14 лет) и старший подростковый воз-раст (от 15 до 19 лет).

Тинейджеры - люди, которые выражают страстное желание отличаться от других тем, что одеваются почти одинаково.

В России в подростковый возраст включают две категории людей - малолетних и несовершеннолетних.

Малолетними наш закон называет детей в возрасте от 6 до 14 лет. Такие ребята имеют право совершать мелкие бытовые сделки, например, купить игрушки. С 10 лет мнению ребёнка придаётся юридический смысл. Например, выбрать школу для ребенка или сменить его фамилию можно родители не могут без учета мнения ребёнка. С 14 лет за защитой своего права можно обратиться в суд.

Несовершеннолетние - это лица в возрасте от 14 до 18 лет. Термин несовершеннолетний чаще всего используется в области юрис-пруденции: это тот, кто в глазах закона не является взрослым, в большинстве случаев таковыми считаются лица, не достигшие 18 лет.

Несовершеннолетние - лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. По законодательству Российской Федерации несовершеннолетние - лица, не достигшие 18 лет. Законные интересы несовершеннолетних (полностью или частично) осуществляют их родители, иные законные представители, опекуны, попечители. Закон предусматривает ряд мер, специально охраняющих трудовые, гражданские, алиментные и другие права несовершеннолетних. В уголовном процессе установлен особый порядок рассмотрения дел о несовершеннолетних, обеспечивающий наиболее тщательное их расследование и рассмотрение.

Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. С 16 лет можно заниматься предпринимательской деятельностью и даже быть признанным безработным.

Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. По уголовному праву Ирландии привлекают к ответственности с 7 лет, а в Португалии с 12. Но это не означает, что преступление, совершенное более молодыми людьми, у нас останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за целый ряд проступков, указанных в ст. 20 Уголовного кодекса РФ:

<Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения>.

Арест как мера наказания от 1 до 4 месяцев может применяться лишь к тем, кому уже исполнилось 16. И административная ответственность наступает с 16 лет. С несовершеннолетними работают специальные комиссии - комиссии по делам несовершеннолетних. За правонарушения они могут направить детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно-воспитательного характера, а с 14 лет - в спецпрофучилище.

В США несовершеннолетним в банках разрешается получать кредит на свое имя. По закону эти юные граждане уже несут ответственность за свои долги. Многим несовершеннолетним владельцам недвижимости требуется согласие родите-лей на то, чтобы сдать в аренду дом или квартиру. В США и западноевропейских странах алкогольные напитки продаются лицам, достигшим 21 года.

Зрелость - тот период в жизни челове-ка, когда он становится взрослым фи-зически, эмоционально, социально, ин-теллектуально и духовно.

Юноши в возрасте от 15 до 16 лет, пишет Клейр Шорт[211], не имеют определенного положения в обществе. У них нет постоянного дохода, поэтому их не рассматривают в качестве надежных бизнес-партнеров или отцов семейства. И если общество не дает вам определенной роли ил уважения, то это означает, что оно вас ни во что не ставит. Юношам в этом смысле приходится труднее, чем девушкам, поскольку в школе они учатся хуже, часто не получают квалификации, а потому имеют более низкие жизненные шансы. Как следствие, их пристанищем становится улица, а формой выражения своих интересов - молодежная субкультура. Выброшенные за борт общества подростки становятся невежественными, угрюмыми, замкнутыми и строптивыми. Ведомые своими лидерами, уличные подростки превращаются в уличных хулиганов, добывающих деньги незаконным путем.

После наступления совершеннолетия вам дается право голоса, мы превращаемся в полноправных и политически активных граждан. С этого момента, если рассматривать юридическую сторону дела, подросток переходит в категорию взрослых, или в зрелый период. Большинство подростков буквально раз-дирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает все, что подчеркивает, будто они все еще остаются детьми.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не заботятся об этом. Почти девять десятых опрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т Фроловой (1969) московских девяти- и десятиклассников надеялись, что их желания иметь определенные вещи осуществятся, причем две трети были уверены, что осуществить их желание - дело родителей. Оказалось, что запросы старшеклассников совпадали с планами родителей только на 10%. Иначе говоря, родители готовы им были покупать дорогие <игрушки>, но совсем другие. Тем не менее взрослеющие дети уверены, что их пожеланиям будет отдано предпочтение. Они давно привыкли, что обеспеченные и чадолюбивые родители, немного поломавшись, идут им навстречу.

Зрелым человек становится не с того момента, когда ему вы-дали паспорт или разрешили участвовать в голосовании, но лишь после того, как он в состоянии принимать на себя ответственность за свои поступки, вести себя в соответствии с теми правилами и нормами, которые разделяются данным обществом. Взрослый отли-чается от ребенка способностью ориентироваться не на свои же-лания и инстинкты, а на социальные нормы, регулирующие поведе-ние и ожидания людей.

С возрастом меняются и медицинские проблемы подростков: уходят одни болезни и проблемы, появляются другие. До 15 лет подростки все еще лечатся в детской поликлинике, а после - переходят во взрослую.

Сегодня принято считать границы молодежи в интервале от 14 до 30 лет. Нижняя граница молодежного возраста связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения, т.е. за нижнюю границу молодежного возраста принят возраст в 14 лет. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка, а это возраст до 30 лет.

Это значит, что молодежь, как демографическая категория, объединяет население в пределах 16-ти летнего возрастного интервала. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

За столь относительно короткий отрезок жизни молодежь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз:

Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) - находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).

Средняя группа: молодежь 18-24 года (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.

Старшая группа: молодые взрослые 25-30 лет - это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

Социологи в качестве социального признака верхней границы молодежного возраста, на которой он заканчивается, нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина - это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия <молодежь>. Но дело в том, что в разные исторические эпохи, в разных культурах и в разные общественно-экономические формации люди женятся в разное время: в одном случае распространены ранние браки (16-18 лет), в других - поздние (27-30 лет). Стало быть, установить единые возрастные параметры на все случаи жизни невозможно. В этом случае надо учитывать культурную специфику общества. Вот почему социологический подход к возрасту тесно соединен с культурологическим.

Молодежь социально неоднородна и различные ее отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются ценностных ориентаций, материального достатка, образа и стиля жизни. Рабочая молодежь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьей, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в течение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, чтобы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, молодость у одних заканчивается раньше, чем у других. Молодой ученый, которому разрешается участвовать по своей категории в конкурсе научных проектов или публикаций, не должен превышать 35 лет. Таким образом, к культурно-историческим критериям приходится добавлять социально-классовые.

Акселерация

Подростковый период отличается ярко выраженным динамизмом. У него быстро изменяется не только внутренний духовный мир, но и внешние физические свойства - рост, вес, пропорции тела.Процесс ускорения соматического и физиологического созревания детей и подростков, а также их умственного развития в науке принято называть акселерацией.Акселерация (от лат. acceleratio - ускорение) означает следующее: 1) в биологии развития - ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития (напр., раннее развитие ротового аппарата у рыб и бесхвостых земноводных, обеспечивающее их питание после исчерпания запасов желтка); 2) в антропологии - ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

Предполагают, что акселерация связана с цивилизацией и урбанизацией населения, изменением характера питания, чрезмерным потреблением белков и сахара. Если вдуматься, то акселерация моложе капитализма, научно-технического прогресса, хотя старше Октябрьской революции 1917 г. и компьютерных технологий. В экономически развитых странах она наблюдается лишь последние 100-150 лет. Один из самых молодых исторических процессов, акселерация ярче всего проявляется в самом молодом и активно развивающемся возрасте - подростковом. Хотя в меньших масштабах акселерация обнаруживается у всех социальных групп населения и относится к разнообразным анатомическим и физиологическим признакам.

В подростковом возрасте самые заметные изменения, по крайней мере на первый взгляд, происходят во внешнем облике, прежде всего сильно изменяются размеры тела: к первому сентябрю родители покупали своему увальню костюмчик на вырост, а к новому году из пиджака уже руки по локоть видны.

Согласно последним антропо-метрическим исследованиям, рост среднего европейца за последние 150 лет увеличился на 20 см. А это верный показатель улуч-шения качества жизни, в который включаются десятки составляющих, таких, как общее благосостояние, ка-чество питания, жилищные условия, уровень загрязнения окружающей среды, болезни, стрессы. Рост насе-ления в высоту, как считают некото-рые ученые, отражает эти показатели точнее, чем валовой национальный продукт или доход на душу населения.

Акселерация - ускорение соматического и физиологического созревания детей и подростков, а также их умственного развития - приходит в противоречие с устоявшимися, традиционными социальными условиями воспитания и нормами поведения, а это источник конфликтов и аффективных форм поведения[212].

Во времена моего детства, если я просил у родителей на 50 центов в неделю больше, чем обычно, они начинали подозревать, что я содержу женщину.

Роберт Орбен

Понятно, что чем лучше условия жизни, тем выше люди. Судя по пос-ледним замерам, лучше всего жить в Голландии, где средний рост населе-ния составляет сегодня 179 см. Нор-вежцы, шведы и датчане отстали на 1 сантиметр. Американцы и англичане дотягивают в среднем лишь до 175 см. Самые низкорослые в Европе - пор-тугальцы: в среднем 168,5 см[213].

Таким образом, на исторической шкале времени можно наблюдать несколько прогрессивных процессов:

· Улучшение условий жизни по мере приближения к нашим дням;

· Увеличение среднего роста мужчин и женщин с каждой следующей исторической эпохой;

· Зависимость физического роста человека от социального положения, сословия, класса;

· Прямо пропорциональная зависимость среднего роста жителей от уровня экономического развития страны.

Социальное и духовное развитие людей с каждой следующей эпохой особенно заметно на детях, которые опережают в развитии своих родителей, когда те были в их возрасте. Социологи установили, что на акселерацию влияют множество факторов, связанных с ситуацией в обществе и семье. Так, в группе детей от 5 до 11 лет ог-ромное влияние на рост оказывает наличие работы у отца. У безработ-ных отцов дети примерно на 4 см ни-же. Но, как выяснилось, рост детей зависит не только от питания, дохо-дов родителей и состояния окружаю-щей среды. Не менее важно, любят детей в этой семье или нет. Бывали случаи, что дети, испытывающие из-девательства со стороны родителей, переставали расти и набирать вес. А помещенные после этого в Дом ре-бенка, снова пускались в рост, причем быстрее других детей. И наоборот, когда сироту даже из самого лучшего приюта передают любящим прием-ным родителям, ребенок начинает усиленно расти[214].

Исследования показали, что подростки из богатых и зажиточных семей в целом выше ростом и крупнее, чем из бедных. Причем так обстоит дело во всех странах мира. Причина кроется в качестве питания, а не в более высоком доходе. Семья может жить весьма небедно, но о питании детей совсем не заботиться: дети едят не вовремя, всухомятку, потребляют много всевозможных концентратов из универсама и т.д.

Так что большие деньги не всегда приводят к качественному питанию. Вспомните старую русскую деревню. Жили совсем не в роскоши, а какой крепкий народ был.

Изменения в обществе способ-ствуют наступлению половой зрелости в более раннем возрасте. У каждого конкретного ребенка она наступает тогда, когда его организм в процессе развития достигает определенного уровня. Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в прежнее время. Совре-менные данные показывают, что средний возраст половой зрелости приблизился к 13 годам вместо 17 столетие назад. В результате девочки и мальчики стали раньше влюбляться, ухаживать и назначать свидания. Бабушки и мамы удивляются, а иногда и раздражаются этим обстоятельством. Ведь в их время все наступало гораздо позже.

Подростки конца 1990-х взрослеют быстрее своих сверстников конца 1980-х. Если ра-нее молодые люди выбирали свой жиз-ненный путь к 17-18 годам, то у нынешних 14-15-летних, особенно в мегаполисе, уже сформировано представление о своем будущем. Они понимают, что в первую очередь должны рассчитывать на собственные силы, а не на родителей. Для них характерна устойчивость к никотину, алкоголю и наркотикам. В то же время подростки сейчас более тре-вожны, чаще подвержены страху ока-заться несостоятельными в любви, учебе или на рабочем месте.

Мост из детства в зрелость

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. В историческом плане выделение этого периода как особой возрастной ступени произошло в промышленно развитых странах в XIX-XX вв. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста. В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертатный возраст, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, старший школьный возраст. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни человека перемен, когда он переходит от детства к юности.

Подростковый период - это отрезок жизни между детством и зрелостью, а именно с 13 до 16 лет. В античности и в средневековье он был довольно коротким, а сейчас, под воздействием научно-технического прогресса и удлинения сроков обучения (после школы сразу в вуз) он постоянно растягивается.

Известно, что подростковый период- этот <трудный возраст> - прежде всего кризис, проявляющийся как на биологическом, так и на психологиче-ском уровнях. Мощные гормональные и вегетативные сдвиги потрясают орга-низм подростка, он быстро утомляется, становится раздражительным, а неред-ко и агрессивным. Его чрезмерная ранимость, доходящая до попыток нало-жить на себя руки по совершенно незначительным, с точки зрения взрослых, поводам, ввергает в отчаяние родителей.

Низкий тонус, неуверенность в себе, высокая тревожность на фоне общего недомогания - частые спутники подросткового периода. Плохое самочувствие заставляет даже взрослого человека воспринимать объективно нейтральные внешние обстоятельства в черном цвете. Что же говорить о подростке? А ведь кризис- не эпизод, он может продолжаться несколько лет.

Ко всем бедам, обусловленным эндогенными процессами, добавляется неопределенность социального положения, что также усиливает ситуативную тревожность: еще не взрослый, но уже не ребенок, почти не школьник, но еще не рабочий или студент. Родители с каждым днем отдаляются все больше, а своя семья - когда еще она будет и будет ли вообще?

Удивительно, однако, не то, что до вас прошло так много людей, а то, что их опыт ничему вас научить не может. Подростковый период - это такой жизненный опыт, который нельзя передать другому, такому же как ты. Опыт, который каждый начинает сызнова, ничему не обучаясь у предшественников. Вот именно, юношеские ошибки миллиардов людей, тоже когда-то проходивших тем же путем, ничему вас не научат. Вы будете совершать те же самые ошибки, мучиться на решением тех же самых вечных вопросов, делать бесчисленные глупости. Даже если вам дадут тысячу готовых рецептов мудрости, вы все равно, чисто инстинктивно, повинуясь голосу природы, не воспользуетесь ни одним из них, упорно набивая собственные шишки.

А что вы можете сделать? Вы можете понять механизм прохождения по этому мосту. Научиться самостоятельно анализировать те ловушки, которые расставляет жизнь, разбираться в запутанном лабиринте психологических и социальных проблем. Только развивая мышление, выясняя причины того, почему в общественной жизни события происходят так, а не иначе, формируя логику и аналитику, обучившись докапываться до самой сути вещей, вы сможете избежать многих ошибок и глупостей.

В наше время всем приходится нелегко. Подростки живут в мире, который терроризируют экстремисты; взрослые живут в мире, который терроризируют подростки.

Роберт Орбен

Самыми трудными месяцами в жизни подростка чаще всего ока-зывается время, которое приходится на возраст в 13-14 лет. Именно в эти годы сомнения в возможностях собственной личности и чувство неполноценности достигают обычно наибольшей силы. Подросток ис-пытывает постоянное давление со стороны взрослых и одновременно чувствует придирчивую оценку своих свер-стников. Если подросток уже зачислил себя в категорию неудачников, то даже малейшее неприятие его со стороны окружа-ющих или попытки посмеяться над ним могут сыграть роковую роль1).



Просмотров 5451

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!