![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Деинституциализация детей и новые технологии
Во многих государствах наряду с общими социальными существуют специальные попечительские программы. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведёт ЮНИСЕФ. Необходимую помощь беспризорным детям в большинстве стран оказывают благотворительные общества, частные лица и религиозные организации. Опыт зарубежных стран показал, что традиционные меры профилактики беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т.д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата. Закрытое учреждение - тюрьма, казарма, психбольница и детдом - негативно отражаются на нашем развитии, потому что здесь а) выстраивается извращенная иерархия межличностных и межгрупповых отношений, основанная на <дедовщине> и произвольном праве сильного; б) не удовлетворяются эмоциональные и потребности в привязанности и духовные в доверии; в) практикуется неестественный, отсутствующий в повседневной жизни режим дня и распорядок, построенный на жесткой дисциплине и гипертрофированной роли негативных санкций; г) происходит ограничение потока информации, к которому привык человек. Закрытое учреждение, как и закрытое общество, не подчиняется общественному контролю, оно не просвечивается снаружи и целиком погружено в решение собственных проблем. В таких системах чаще всего распространяются авторитарные методы руководства, групповщина, распределение ценностей и дефицитных благ по принципу свойства и лояльности, процветает круговая порука и взаимовыручка. Семь миллионов американцев не могут за собой ухаживать и нуждаются в посторонней помощи. В 2050 каждому пятому в США будет старше 80 лет. Кроме того, дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей, так как они чаще всего ходят в школу, где учатся такие же дети, как они, или это специализированные школы. В них нет образцов нормальных взаимоотношений между детьми. А даже если они и посещают обычную школу, то их общение с нормальными детьми заканчивается за порогом школы. Их привозит и увозит автобус, и они не знакомы даже с таким простым обстоятельством, как возможность самостоятельно добраться до дома. Основными мерами профилактики беспризорности специалисты считают усыновление, опеку и попечительство. Только при невозможности обеспечить ребёнку семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, детские деревни и др.). В США громадное большинство пропавших без вести людей составляют подростки, которые добровольно убегали из дома на очень короткое время, большинство из них возвращались через неделю. Лишь очень небольшая часть беглецов, обычно жертвы физического или сексуального надругательства, становились частью сексуального или наркотического дна больших городов. Другая значительная часть пропавших детей, по оценкам составлявшая 100000 ежегодно, находилась у родителей, не являющихся попечителями[203]. Размещение сирот и беспризорников в государственных, реже - частных, учреждениях, осуществляющих надзор, прежде всего в детских домах, приютах и интернатах, называется институциализацией безнадзорных детей. Деинституциализацией детей называют альтернативные формы опеки, при которых надзор за ними осуществляют не казенные инспектора, чиновники и наемные воспитатели, а простые люди, добровольно взявшие на себя нелегкий труд по ресоциализации потерянных детей. По отношению к детям, оставшимся без попечения родителей и проживающим в сиротских учреждениях, больницах, государственных домах или интернатах, в учреждениях для инвалидов, применяется определение <уход в учреждение>. Деинституциализация означает перемещение детей из массовых государственных учреждений (институтов) надзора в альтернативную, неучрежденческую среду. Этно-конфессиональные приюты, православные или буддийские, также относятся к институциональным средствам общественного призрения. Но итог их деятельности позитивный, поэтому по отношению к ним термин <деинституциализация> обычно не применяется. Детские дома являются частью системы охраны детства. Альтернативными им формами, также относящимися к охране детства, выступают усыновление, приемные семьи, групповые дома, программы по планированию семьи и усилия по реинтегрированию детей в их кровные семьи и другие семейные формы воспитания сирот. Многие из владык прошлого были очень молоды, и так же молоды были их придворные. Александр Македонский умер в 33 года, Нерон - в 32, Калигула - в 29 лет, Иван Грозный и Петр I взошли на трон в 16 и в 17 лет соответственно. По данным зарубежных и отечественных исследований, институциональное воспитание негативно влияет на развитие ребенка, формируя у него <сиротский симптомокомплекс>, который нередко становится непреодолимым препятствием на пути к социализации у бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов. В результате более 80% выпускников учреждений для детей-сирот не могут найти свое место в обществе. По некоторым данным через 10 лет после выпуска бывшие воспитанники практически исчезают из социума: многие сидят за тяжелые преступления, другие убиты или покончили с собой. При этом ситуация сиротства влияет не только на самого сироту. Происходит трансляция сиротского симптомокомплекса в вертикальной семейной системе - сиротство в одном поколении порождает сиротство в последующих[204]. Когда ребенок-сирота покидает стены детского дома и вступает во взрослую жизнь, перед ним сразу же встает много сложных проблем: как и на что жить, где жить, как наладить свою жизнь, быт и т.д. По сводкам МВД за 1994 г., каждый третий выпускник интерната для детей-сирот становился бездомным, каждый пятый совершал преступление, каждый десятый кончал жизнь самоубийством. Около 60% выпускников этих учреждений оказываются потерянными для общества людьми и представляют угрозу его благополучию. Врезка Филатова И. Архипелаг <Детский дом> Пока они маленькие, о них говорят с надрывным состраданием, как о бездомных собаках. Со страхом и брезгливостью - когда они вырастают. В сиротских учреждениях воспитываются сейчас 700 тыс. детей. Почти все они имеют роди-телей. После выхода из детских домов 30% этих ребят становятся бомжами, 20% - преступника-ми, 10% заканчивают жизнь самоубийством... Откуда берутся дети Все чаще детишек оставляют в роддоме женщи-ны от 14 до 17 лет (в 1995 г. таких было более 55 тыс.). В три года их распределяют по детдомам: "физиологические" - для нормальных детей и "вспо-могательные" - для отсталых. Тест на отсталость - умение гово-рить и ходить. 60% "абитуриен-тов" из домов малютки отсеива-ются в специнтернаты. Второй экзамен на "норму" они сдают в 5 лет. Если ребенок на вопрос: "Земля круглая?" отвечает: "Не знаю", в его личном деле появля-ется отметка: "олигофрен в ста-дии дебильности". Только в 1994 г. таким образом были "вы-явлены" 103 тыс. ребят. Медицинские же эксперты из Швейцарии после обследова-ния московских специнтернатов заключили, что действительно больных детей в них всего 5-10%. Зато к моменту выпуска даже "нормальные", как прави-ло, имеют диагноз: "нервно-пси-хические расстройства с интел-лектуальной недостаточно-стью" и "эмоционально-волевая незрелость". Лишь 3% выпуск-ников способны овладеть самой примитивной профессией. Впрочем, дожить до выпуска суждено не всем. 109-й интернат отдыхал в пионерском лагере. В тот день ребята собирались купаться. Всех построили, пересчитали. Не хватало только Лешки Ко-ролева, "отказника" (от него от-казались родители) из 3-го клас-са. Он украдкой смотрел видак в "воспитательской". Из-за этого купаться никого не пустили. Би-ли Лешку восьмером - ребята из 8-го и 9-го классов. Умер он той же ночью в больнице... Этот случай мне рассказали в Общественном комитете защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов. И он не единичен, 98-й интернат для слаборазвитых детей мест-ные жители обходили стороной: "здесь живут бандиты". Здание все в решетках и замках. За 10 лет более 100 воспитанников "переехали" отсюда в колонии для несовершеннолетних. Ин-тернат закрыли после скандала с 9-летним Сашей Егорушкиным "из-за финансовых нарушений". Саша опоздал на урок. Вече-ром девятиклассник К. Балаба-нов "воспитывал" его с помо-щью "морковки". "Морковка" - это туго скрученное полотенце, смоченное в воде. "Жертву" за-ставляют поднять руки и бьют по почкам... (За помощь в вос-питательном процессе сотрудни-ки интерната расплачивались, как правило, гуманитарной по-мощью и алкоголем). Сашу по-хоронили в тот же день. Очень тихо. На запрос прокуратуры больница ответила, что ребенок умер от острого лейкоза... Больше всего поступает в комитет жалоб на жестокое об-ращение с детьми. А во время проверок обычно обнаружива-ется массовое исчезновение гу-манитарной помощи, ранняя бе-ременность, венерические забо-левания и наркомания.В 6 про-веренных интернатах из 20 вос-питанниц, сделавших аборт в 1995 году, 12 девочкам не было и 13 лет. В каждом интернате в среднем по 15 человек стоят на учете у наркологов. Жизнь на острове У входа в детский дом - ПТУ №8 меня встретил ОМОН. Уже три месяца <черные береты> несут здесь круглосуточное дежурство. Всего тут 74 воспитанника, У каждого свое "основание". Больше всего тех, чьи родители лишены родительских прав. Один мальчик -"по договоренности" из благополучной се-мьи. Он токсикоман. Живут ребята в комнатах на четыре человека. В каждой - обязательно магнито-фон. Почти все стены увешаны плакатами с рок-группами. Один только мальчишка из 9-го класса повесил красивое деревянное панно - сделал сам. "Удобства" в конце коридора. Одеты все прилич-но. Фирменные джин-сы, майки, жилетки. Это гуманитарная по-мощь. Ребята в ПТУ получают стипендию 40 тыс. руб. (Им еще повезло. В других до-мах стипендия сохра-нилась с советских времен - 40 р.) Только за последний год здесь сменились около 40 воспи-тателей. Почти 10 воспитанни-ков были в бегах. Комиссия недо-считалась 7 холодильников и II телевизоров, подаренных спонсо-рами. Зато были обнаружены "левые" трудовые книжки, про-сроченный сок в столовой и пол-ное отсутствие каких-либо доку-ментов на 10 ребят... Директора поменяли. Новый директор С. Костенко начала с того, что предложила ребятам пойти в бухгалтерию и самим проверить все доходы и расхо-ды. Такое доверие помогло ей найти общий язык с воспитан-никами. Детдому выделяется в сред-нем по 87 млн. руб. в месяц. Этих денег хватает только на еду и зарплату персонала. Кор-мят ребят 6 раз в день, и на столах у них даже зимой есть фрукты (на каждого 24 тыс. в день). А зарплата в среднем 350 тыс. руб. В этом месяце Департамент образования перечислил им 31 млн. руб. на "приданое" выпуск-ников. Если следовать постано-влению правительства от 1992 г., то ребятам должны дать не только жилье (место в общежи-тии), но и полный комплект оде-жды, обуви на все сезоны, а так-же необходимую мебель и посу-ду. На выделенные деньги им смогли купить лишь стол, стул и набор посуды. Недавно здесь было ЧП. По-гибла девочка. Поехала на мо-тоцикле с какими-то ребятами и... Все четверо были пьяны. Аллу Шпеклер хоронили всем домом. Деньги взяли из "пита-ния". Никто не знал, что у нее есть родные. Но возле гроба по-явилась бабушка с... 20-летним мужем.
![]() |