![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Пиратский бизнес и государственное покровительство
Часто пираты находили поддержку у государства, которое во время войн прибегало к их помощи, легализуя положение морских разбойников и, превращая пиратов в каперов, т.е. официально разрешая им вести боевые действия против неприятеля, оставляя себе часть добычи. В периоды войн пираты, случалось, покупали у воюющего государства право на ведение боевых действий в море на свой страх и риск и грабили корабли воюющей страны. Заплатив в казну специальный налог и получив соответствующий документ (патент на каперство), пират уже считался капером и не нес ответственности перед законом до тех пор, пока не посягал на государственную собственность. Каперские свидетельства, выданные правительством, позволяли им грабить судна, принадлежащие "врагам государства". По условиям такого контракта пират должен был отдавать часть добычи своему правительству или местным властям, которые ему покровительствовали. Он не должен был нападать лишь на суда своей страны и ее союзников. Крупнейшими покровителями легализованного пиратства были Франция и Англия. Корсаров снаряжали не только правительства, но и отдельные лица, а также группы купцов. Свою долю с награбленного получали колониальные власти, а иногда и власти метрополий. Поэтому в английских, французских и голландских колониях Нового Света флибустьеров встречали с распростертыми объятиями. Некоторые пиратские вожаки становились чуть ли не национальными героями и доживали век в почете и достатке. А рядовой пират, если ему удавалось вернуться из набега живым, быстро спускал свои деньги в портовых притонах. Примерно к началу XIV века захват имущества на море должен был санкционироваться адмиралом королевского флота или его представителем. Чтобы стимулировать торговлю, правители государств подписывали соглашения, запрещающие частные акты мести. Например, во Франции после 1485 года подобные бумаги выписывались крайне редко. Позже и другие европейские державы стали резко ограничивать выдачу каперских патентов. Тем не менее, на время боевых действий частным военным кораблям предоставлялись другие виды лицензий. Например, в Англии во время войны с Испанией 1585-1603 Адмиралтейский суд предоставлял полномочия всем, кто заявлял, что каким-либо образом обижен испанцами (причем подтверждения слов не требовалось). Такие лицензии давали право обладателю нападать на любой испанский корабль или город. Выражение Right of Purchase означало "право на грабеж". Грань между пиратством и каперством была порой исчезающе тонка. С точки зрения испанцев, Френсис Дрейк был пиратом, но когда он вернулся в Англию из успешной экспедиции 1577--1580 годов, королева Елизавета пожаловала ему рыцарский сан прямо на палубе его флагманского корабля. И у нее были для этого причины: пайщикам товарищества, которое финансировало его экспедицию и к которому принадлежали сама Елизавета и ряд ее министров, он привез прибыль в 4700%. Невиль Вильямс оценивает прибыль Елизаветы не менее чем в 300 тысяч фунтов, включая сюда доход на ее долю акций и подарки[300]. Не удивительно, что требования испанского посла о возврате награбленного остались не услышанными. История средиземноморской торговли даже после эпохи средневековья неразрывно сплетена с историей пиратства и грабительских набегов. Вражда между христианством и мусульманством создала условия для взаимных грабежей. Военные действия никогда не прерывались. Пираты получили легальный статус под именем каперов, что ослабило военные флоты и лишило их сил противостоять пиратам и осуществлять правительственный контроль над такими местами, как Крит, без гаваней и рынков которого не могли бы существовать высокоприбыльные пиратство и контрабанда[301]. Врезка Самый богатый пират Самым опасным врагом испанцев после смерти Фрэнсиса Дрейка стал голландский пират Питер Хейн. Испанцы арестовывали Хейна по меньшей мере дважды. Ему довелось вкусить все прелести жизни галерного раба. Сумев сбежать при переводе из одной тюрьмы в другую, Хэйн снова попал в кабалу и оставался рабом в Вест-Индии до 1602 г. После его освобождения будущий адмирал вступил в Голландскую Вест-Индскую компанию и стал грабить чужие колонии. Каждое лето в Испанию отправлялись три флотилии. Одна из них везла сокровища Мексики и Перу, две другие составляли усиленную охрану. Три эскадры выходили из разных мест Карибского побережья и встречались на Кубе. В 1628 г. Хейну удалось перехватить суда казначейского флота до их встречи с конвойными кораблями. Понимая, что путь на Гавану отрезан, испанский адмирал направился в сторону бухты Матансас, в 50 милях от Гаваны с тем, чтобы разгрузить и сжечь корабли. Сюда же устремился и флот Хейна. Голландцу удалось захватить двенадцать небольших "посудин" и четыре галиона с пятьюдесятью тоннами серебра. Экипажи остальных испанских судов отправились на дно кормить акул. Вся добыча оценивалась в 14 млн. гульденов. Ни одному морскому разбойнику за всю историю пиратства не удалось добыть больше. Пирата немедленно произвели в адмиралы и сделали командующим флотом Нидерландов. Говорят, что часть несметных богатств до сих пор лежит на дне. И время от времени Карибское море отдает серебряные слитки с затонувших кораблей Испанского казначейского флота, разграбленного в бухте у кубинского города Матансас (http://vokrugsveta.ru) Государственное покровительство пиратам началось еще в античности. Так, в Афинах был принят закон, легализовавший Общество пиратов и регламентировавший его деятельность: помощь во время войны, охрана торговли и побережья и т. д. Этолийский Союз (300-186 годы до н.э.) поддерживал пиратство, которым занимались его члены, и извлекал пользу из их деятельности. Этолийцы получали причитавшуюся им часть пиратской добычи. Если какое-либо из соседних государств желало обезопасить себя от пиратских нападений, ему приходилось подписать договор, признававший власть Этолийского Союза. Периодически возникали целые государства, занимавшиеся пиратством. Поликрат Самосский в VI веке до н.э. вел в широких размерах морской разбой и грабил острова и побережья. Он организовал первый известный в истории морской рэкет: греки и финикийцы платили ему, чтобы обезопасить свои суда и грузы от нападений и грабежа, а моряков от смерти. Доход от пиратства был так велик, что Поликрат построил на острове Самос дворец, считавшийся одним из чудес света той эпохи. Победы и поражения Постепенно отношение к морским разбойникам начинает меняться. Древний Рим, держава по преимуществу сухопутная, очень страдал от их набегов, а потому взялся систематически истреблять заразу. Казнь на кресте - вот единственное наказание, которое Рим признавал подходящим для пиратов. В 3 в. до н.э. пиратские эскадры терроризировали все прибрежные города и полностью прервали торговлю в Эгейском и Адриатическом морях. Римляне выслали против царя Аргона, стоявшего во главе пиратов, 200 кораблей, которым удалось разгромить его флот и прекратить на время организованный морской разбой. В 102 году до н.э. Риму вновь пришлось снарядить экспедицию под руководством претора Марка Антония для борьбы против сицилийских пиратов, но она успеха не имела. Особенно прославились киликийские морские разбойники, которые организовали целое государство. Замки корсаров тянулись далеко в глубь ликийского, киликийского и памфилийского берегов, практически все Средиземное море было под их контролем. Греческие приморские города вынуждены были заключать с "новым царством" договоры, открывать им свои гавани для починки кораблей и рынки для торговли.
Южное побережье Малой Азии издавна было заселено воинственными киликийцами и ликийцами, которые сделали пиратство одним из своих главных занятий. Это были поистине идеальные места для пиратов: во времена расцвета Рима недалеко отсюда проходил важнейший торговый путь из Египта в Италию. Пиратский промысел достиг пика в I в. до н. э.: всего за несколько десятков лет киликийские пираты разграбили множество морских судов и около четырехсот небольших городков. В 67 году до н. э. пираты перехватили идущий из Египта караван с хлебом, из-за чего в Риме вспыхнул голод и народные волнения. Терпение римского сената истощилось. Для борьбы с пиратами знаменитому полководцу Помпею Великому были предоставлены диктаторские полномочия. С огромными военно-морскими силами, состоявшими из 500 кораблей и 120-тысячной армии, Помпей нанес одновременно удары по побережьям Испании, Франции, Африки, Сицилии и Сардинии. Последний оплот пиратов - Карацезиум - был взят штурмом и разрушен до основания. Пираты были разбиты, их замки разорены, пиратство надолго прекратилось. Но впоследствии римлянам в период правления императора Августа вновь пришлось бороться с пиратами. В V веке н.э. после шестивекового перерыва Карфагенский порт наполнился эскадрами новых пиратов - вандалов, которые быстро овладели почти всем побережьем Римской империи. Благодаря огромным усилиям Римской империи пиратство было ликвидировано в Средиземном море, но когда Римская империя распалась, пираты быстро вернулись обратно. В VI-VIII веках северная Африка и Пиренейский полуостров были покорены арабами. Под их властью оказались потомки карфагенских и финикийских мореходов, и завоеватели, поначалу чуждые моря жители пустынь, быстро научились строить корабли и управлять ими. В Ифрикии, на территории нынешнего Туниса, появилась новая база пиратов. В течение веков Средиземное море называли <мусульманским озером>, и это не было преувеличением. Арабы чувствовали себя здесь полновластными хозяевами. Они грабили торговые суда и устраивали набеги на прибрежные деревушки. Разграблению подвергались даже крупные города: Рим, Марсель, Генуя. Зато северная Африка купалась в роскоши, созданной руками тысяч христианских рабов. Только Адриатическое море, где процветала мощная Венецианская республика, было закрыто для разбойников.
![]() |