![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Динамика о зарегистрированной преступности в РФ в 1991-2000 гг
По данным МВД и независимых экспертов, в экономическом пространстве организованная преступность контролирует от 40000 до 50000 российских компаний и промышленных предприятий. Они также считают, что организованная преступность держит под контролем более 40% частных предприятий, около 60% государственных предприятий, от 50 до 85% банков. По всем официальным и неофициальным данным, около двух третий российской экономики находится в той или иной степени под контролем организованной преступности. Если же взять отдельно только торговлю и сферу услуг, где в основном присутствуют <живые> деньги, то этот показатель становится намного выше. По данным МВД на начало 1997 г., только в Москве имелось 189 действующих преступных организаций, 23 из которых имели устойчивые международные связи. Из 189 преступных организаций 151 в своей деятельности применяла насилие. Начиная с конца 1995 - начала 1996 г. стала четко проявляться тенденция образования альянса между московскими преступными группировками и группировками в других регионах России и стран СНГ. Это сразу сказалось на увеличении нелегального оборота наркотиков и оружия. Для отмывания незаконной прибыли и <грязных денег> организованные группировки в Москве создали или купили собственные юридические фирмы, банки и прочие предприятия, через которые происходит легализация незаконных доходов. При этом необходимо учитывать, что банки, предприятия, коммерческие фирмы, совместные предприятия преступники используют не только для отмывания денег, но и для использования рыночной экономики в своих корыстных целях. Организованные преступные группировки, располагая крупными финансовыми средствами, завоевывают позиции на внутреннем рынке, осуществляют крупномасштабные преступные операции по вывозу из страны валюты, сырья, товаров и других средств. С учетом продолжающейся консолидации преступных сообществ в рамках отдельных территорий в России, в стране в целом, в международном масштабе и установление прочных связей между крупными криминальными формированиями, происходит процесс сосредоточения в руках преступных авторитетов, лидеров <теневой экономики> контроля над целыми отраслями торговли, производства, транспорта, мытого, среднего и крупного предпринимательства. В результате экономическое поведение субъектов экономических отношений в России во многом воспроизводит нравы и порядки уголовного мира. Необходимо учитывать, что российские криминальные группировки занимаются всеми видами незаконной деятельности, включая торговлю наркотиками, нелегальный алкогольный бизнес, вымогательство, угон автомобилей в крупных размерах, наркобизнес, включая и международную проституцию, незаконный въезд в страну, банковские махинации, налоговые махинации, фальшивомонетство, мошенничества, манипуляции с акциями, контрабанда металлов, минералов, антиквариата, драгоценностей, незаконная торговля оружием и заказные убийства. Одним из самых прибыльных аспектов деятельности групп организованной преступности является преступная финансовая деятельность и спекуляция с собственностью. Группировки организованной преступности приобрели значительное число бывших государственных предприятий посредством приватизации на подстроенных <аукционах> по заниженным ценам. Получив с помощью спекуляций с финансами и собственностью огромные средства, организованная преступность до одной трети этих средств тратит на подкуп чиновников и законодателей для обструкции ими неугодных законодательных актов или для обеспечения для себя режима благоприятствования на фоне нормативно-правовой сумятицы, отразившей вхождение России в либеральную рыночную экономику. Эта деятельность существенно подрывает развитие рыночной экономики в России, затрудняя возможности законного предпринимательства для нормального функционирования. В отсутствии эффективного закона о предпринимательстве, эффективного судопроизводства и наличии весьма неэффективных административно-правовых мер (так называемые режимные меры), преступники и преступные группировки стали вершителями судеб. Они узурпировали традиционные государственные юридические функции и средства защиты. Организованная преступность разрабатывает правила, которые принудительно и безжалостно выполняются - в отличие от законов, принимаемых Госдумой. Мало того, криминальному давлению подвергаются участники судебного процесса, судьи, потерпевшие, свидетели по уголовным делам. Угрозами, насилием и подкупом их заставляют менять показания, отказываться от обвинения, справедливого правосудия. В итоге от уголовной ответственности и наказания освобождаются наиболее опасные преступники. При дальнейшем развитии этой тенденции возможно резкое снижение эффективности ряда структур судебной власти. В результате в стране будут созданы условия, при которых преступник окажется более защищенным, чем жертвы преступности. Постсоветские бандиты использовали вакуум власти с тем, чтобы создать единственную работающую систему управления в России. Они смогли использовать институты и структуры, государственных служащих, которые уже были криминализированы в предшествовавшие годы[343]. Глава 4. Взяточничество Вместе с произведениями классиков художественной литературы Радищева, Гоголя и Салтыкова-Щедрина в нашем сознании закрепилось представление о старой России как о стране повального взяточничества. Правовая квалификация Взяточничество - собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки. По Уголовному Кодексу РФ 1996 г. понятие "взяточничество" охватывает два преступления: получение взятки (ст.290) и дачу взятки (ст. 291). Специальной статьи, говорящей об ответственности за посредничество во взяточничестве, в Кодексе нет. Провокация взятки (ст. 304) отнесена к числу преступлений против правосудия.[344] Взяточничество - получение должностным лицом любым путем и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или несовершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица. Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции - опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан. Опасность получения и дачи взятки обусловлена и тем, что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями: организованным хищением имущества; с легализацией денежных средств и имущества, приобретенных незаконным путем; незаконным приобретением оружия. Взяточничество - получение должностным лицом любым путем и в любой формах материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или несовершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица. Такие деяния совершаются во вред интересам службы, т.е. препятствуют нормальному функционированию тех или иных звеньев государственной и исполнительной власти, объективно противоречит требованиям, предъявляемым к государственным органам. В законодательстве любой страны мира взяточничество рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть его заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. За взятки выдаются лицензии на право заниматься определенной деятельностью, обеспечивается заключение выгодных контрактов и проведение нужных экспертиз, затрудняется доступ к государственным заказам фирмам конкурентам. Во многих ежегодниках криминальной статистики ведущих стран мира взяточничество учитывается либо в общей графе <все остальные преступления> (США), либо в графе <экономические и финансовые преступления> (Франция). Нередко специалисты называют взяточничество ядром коррупции. К примеру, Дж. Най полагает, что коррупция включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиций долга), непотизм (покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение публичных средств для частного использования[345]. Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в понятие коррупции: 1) кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами; 2) злоупотребления служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса; 3) конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.
Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Из этого определения видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества. Дореволюционное право подразделяло взяточничество на мздоимствои лихоимство. Мздоимство заключалось в принятии лицом, состоящим на государственной или общественной службе, подарков в связи с исполнением действий, касающихся его обязанностей по службе, если совершение этого действия не составляло нарушения его служебных обязанностей. Наказание за мздоимство было незначительным - всего лишь денежное взыскание. Принятие подарка за совершение действия, противного служебным обязанностям, называли лихоимством - за него было предусмотрено достаточно серьёзное наказание.
Российские источники упоминают мздоимство еще в XIII веке. Начиная с Ивана III, имеют место попытки законодательного ограничения коррупции. Первой такой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые "кормы" для наместников и их аппарата. В Судебнике великого князя Ивана Васильевича впервые были официально запрещены взятки - "посулы" и зафиксирован размер судебных пошлин. В наше время законодатель ни в квалификации деяния, ни в определении наказания не учитывает такого разделения. Ему все равно, получен ли подарок за действия правомерные или неправомерные. Дача взятки наказуема независимо от того, добивался ли субъект удовлетворения своих законных прав и интересов или он склонял должностное лицо к деянию противозаконному - в этом случае присутствует квалифицирующий признак ч.2 ст. 291 УК (дача взятки). Опасность получения взятки преступления состоит в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрывает престиж работников государственной власти, органов власти и управления, создаёт у людей убеждение в том, что все их желания, и прежде всего те, для удовлетворения которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает занимаемую должность в предмет купли - продажи. Его суть состоит в получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если они (действия) входят в служебные полномочия должностного лица либо это лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно покровительство или попустительство по службе. Предмет взяткикак получения незаконной выгоды имущественного характера включает деньги или ценные бумаги, валюту, дорогостоящие вещи, имущество (мебель, импортная аудиовидеотехника), автомашины, антикварные и коллекционные предметы (марки, монеты). Другая форма взятки состоит из выгод имущественного характера, оказываемых виновному безвозмездно; услуг, подлежащих оплате (производство ремонта). Сюда же входятполучение без оплаты туристических путевок для поездок за рубеж или организация круизов, бесплатный ремонт гаража за освобождение от уголовной ответственности и другие формы.При этом безвозмездность получения взятки может быть полной и частичной (получение ценной вещи за бесценок либо по значительно меньшей стоимости, чем действительная).
В настоящий период в условиях перехода к рыночной экономике выявились новые формы взяточничества, например, за приобретение в аренду или собственность помещений, офисов, квартир, земельных участков, за перевод денежных средств со счетов в наличные, за приватизацию предприятий, в частности в сфере торговли и обслуживания населения. Меняются и формы дачи взяток. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открывают счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или имя их близких недвижимость, как в России, так и за рубежом, организуют престижные выезды за рубеж в качестве "специалистов", "консультантов" и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте. На практике встречаются две основные формы получения взяток: открытая и завуалированная. Открытая форма - взяткодатель лично или через посредника непосредственно передаёт взяткополучателю предмет взятки. Завуалированная - взятка облекается во внешне законные формы (совместительство, выплаты по договору или соглашению, премии без оснований на то. Не образует состава получения взятки принятие должностным лицом презентов, подарков, сувениров и т.п. в связи с юбилейными датами, награждением государственными наградами, присвоение почётных званий. Преступление налицо и тогда, когда за взятку удовлетворяются интересы как самого взяткодателя, так и тех, кого он представляет (организации, учреждения, близкие люди). При этом подразумевается совершение за взятку конкретного действия или бездействия. Даже если взятка даётся за покровительство либо попустительство, то и другое должно выражаться в конкретных формах. Субъективная сторонаполучения взятки характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. Как и для любого вида должностного преступления, для состава получения взятки исключается неосторожность и косвенный умысел. Совершая данное преступление, виновный сознаёт, что получает незаконную имущественную выгоду (взятку) за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя, либо воздействует на других лиц, либо оказывает взяткодателю покровительство или попустительство с использованием своих должностных полномочий, и желает получить взятку. В содержание умысла входит также сознание виновным того факта, что и взяткодателю известно о незаконности получаемого должностным лицом от него вознаграждения и о том, что оно даётся за действия ( или воздержание от них), связанные с использованием служебного положения виновного. Если же должностное лицо, получая взятку, сознаёт, что эти обстоятельства неизвестны взяткодателю, такие действия не могут квалифицироваться как взяточничество, а составляют должностное злоупотребление. Независимо от конкретной формы посредничество выступает как связующее звено между взяткодателем и взяткополучателем. Понятие посредничество охватывает не только физическое посредничество (непосредственную передачу предмета взятки от взяткодателя к взяткополучателю), но и посредничество интеллектуальное (любую форму способствования достижения или реализации соглашения о даче - получении взятки, например: сведение взяткодателя и взяткополучателя, передача условий соглашения, предоставления помещения для их встречи либо устранения для их встречи либо устранение препятствий к достижению соглашения). История вопроса История взяточничества не уступает по своей древности истории человеческой цивилизации. Без него не могли обойтись чиновники Египта, Рима и Иудеи. Само это явление возможно там, где существуют должности и должностные лица, распределяющие социальные блага. Взяточничество как подкуп должностного лица упоминается в папирусах Древнего Египта. Злоупотребления среди египетских чиновников были достаточно частым явлением. Хотя они вряд ли принимали столь массовую форму, как в наше время. Чиновники из аппарата фараона склоняли местных богатеев к тому, чтобы те давали им рабов, инструмент и транспортные средства для работы в личном хозяйстве (своеобразной загородной даче), у бедных отнимали овощи под видом сбора для царского стала. Опять же под видом сбора в царскую казну они занимались мздоимством. Иногда они опускались до прямого насилия и взяточничества. В дошедшей до нас жалобе царю на губернатора Янхаму сообщается о том, что он принуждал одного горожанина заплатить ему 2 тыс. сиклей, отдать ему жену и детей, иначе он их убьет. Правда, злоупотребления пресекались самими фараонами, они наносили его престижу не меньший вред, чем происки внешних врагов: виновники то и дело карались, отстранялись от должности, платили непомерный штраф, отдавались в рабы или лишались жизни. Бюрократическая машина египтян легко приносила в жертву рядовых чиновников, когда под угрозу ставилось ее существование.
Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. К временам Алексея Михайловича Романова относится практически единственный народный бунт антикоррупционной направленности. Он произошел в Москве в 1648 г. и закончился победой москвичей: часть города сгорела вместе с немалым количеством мирных жителей, и заодно царем были отданы на растерзание толпе два коррумпированных "министра" - глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов. При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерен эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен при всем истеблишменте сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина. Петр 1 вешал казнокрадов на улицах, они качались на виселицах, развеваемые ветром, и мимо проходили другие чиновники, направляясь за очередными взятками. Во многом происходило так потому, что Петра 1 были любимчики, которые крали, но он их не наказывали. Вот почему 100 лет спустя на вопрос, как можно одним словом описать ситуацию в России, Карамзин ответил: "Воруют". Еще через 100 лет несмотря на самую жестокую борьбу с коррупцией в сталинские времена, сам сталинский аппарат был насквозь коррумпирован. Прошло еще 70 лет и масштабы взяточничества побили все предшествующие рекорды.
На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве "агента влияния") - двенадцать тысяч в той же валюте. Развитие капиталистиче-ских отношений, появление первых акционерных обществ в конце ХУШ - начале XIX ве-ка создали новые возможно-сти для обогащения бюрокра-тии. Устав любой акционер-ной компании подлежал не-пременному утверждению са-мим государем императором. Но, прежде чем предстать пе-ред взором монарха, проект устава должен был получить одобрение в различных ведом-ствах "по принадлежности". Для предотвращения волокиты предприниматели часто старались включить в состав учредителей влиятельных вы-сокопоставленных лиц, имев-ших связи в столичных коридо-рах власти. Недаром, скажем, акции железнодорожной ком-пании Курско-Киевской доро-ги в обществе называли "акциями Государственного Совета и Сената": сановники этих уч-реждений активно - и небеско-рыстно - "проталкивали" же-лезнодорожные проекты.
По мнению П.А.Берлина, основательно проследившего генезис русского капитализма в ХУ111-Х1Х вв., взяточничество играло огромную роль в образовании крупных капиталов в стране: <Взятка, несомненно, сыграла в истории частных богатств в России чрезвычайно большую роль. Через всю историю России, начиная с древнейших времен и кончая нашими днями, прохо-дит глубоко въевшееся и широко распластавшееся взяточничество, неразрывно сросшееся со всем духом и плотью социально-по-литического организма. Взяточничество создало обширный источник большого неза-работанного дохода для широкого круга бюрократии, полиции, поставщиков, инженеров и т. д. Из взяток создались огромные состояния, нажитые обманом и подлогами. Возможность образования богатств этим путем явилась открытым подстрекательством к противозаконной дея-тельности, граничащей с уголовщиной>[346].
С помощью взяток от правительства русские промышленники добивались получения выгодных заказов по ба-снословным ценам, всевозможных льгот и послаблений, концессий, поставок, субсидий. <Возможность при помощи взятки получить миллионные ба-рыши заставляет многих промышленников в борьбе с конку-рентами прибегать не к повышению производительности труда, не к улучшению техники и удешевлению производства, а к заполучению нужных связей и к изучению подземных ходов, ведущих к казенному сундуку. Целый ряд предприятий, рабо-тающих отсталыми техническими орудиями, основанных на гнилых началах, делают превосходные дела и наживают огром-ные барыши только благодаря тому, что они сумели обзаве-стись нужным человеком, имеющим соответствующие связи. Взятка служила, таким образом, костылем для экономически-хромающих предприятий, она задерживала рост производитель-ности труда, тормозила переход к более совершенной технике, к удешевлению производства. Непросыхающее болото взяточничества напитывало всю социально-экономическую атмосферу страны лихорадочным исканием протекций, связей, обхода за-конов, как путей и источников быстрого и легкого обогащения>, - пишет П.А.Берлин[347]. Значительные капиталы, помыслы и силы людей отвлекаются на то, чтобы кому-то дать, пролезть без очереди, получить кредит или ссуду, уговорить чиновника и т.п. вместо того, чтобы все внимание сосредоточить на проблемах производительности и эффективности труда. <И все это вертится и суетится вокруг казенных учреждений, просовывая всюду, во всякую щель закона взятку, ища и находя в ней ключ к богатству> (П.А.Берлин). Особенно оно процветало в отдаленных уголках российской империи - там, где можно было, не боясь контроля со стороны центральных органов власти, злоупотреблять служебным положением. Известный русский статистик, экономист и социолог А.А.Исаев, объездивший, изучая крестьянские переселения, всю Сибирь, так отзывался о местных чиновниках: <Злоупотребления чиновников в Сибири настолько общеизвестны, что излишне даже на-поминать о них.... мы находим так много злоупотреблений, что должны считать исключениями тех людей, кото-рые в Сибири довольствуются окладом жалованья... Типичным же, средним чиновником Сибири нужно признать того, кто считает свою должность источником, быть может, незаконного, но извинительного корма... Отдаленность сибирской администрации от центра и низших служебных агентов Сибири от высших органов управления, отсутствие глас-ности, слабость контроля должны быть сведены, как к причине, к таким двум основным фактам: недостатку путей сообщения и редкости населения>[348].
Переселение крестьян из центральных, законопослушных, губерний России А.А.Исаев рассматривал как важнейший фактор борьбы с чиновничьем произволом и мздоимством. Чем больше население, тем с большим числом людей сталкиваются чиновники, тем, следовательно, больше появится фактов злоупотреблений и тем труднее их будет скрывать. Размеры взяток при этом не увеличатся, так как при росте численности населения и сокращении земель уровень материального благополучия людей скорее должен снижаться, нежели повышаться. Кроме того, с ростом населения у них прибавится хлопот, чего настоящий чиновник боится как огня. Понятно, что переселенец для сибирского чиновника -- фигура нежелательная. Еще одно обстоятельство, вызывающее опасение тамошних чиновников - экспорт в Сибирь из центральной России более высокого уровня законопослушности и правопорядка. <Сибирский чиновник, - пишет А.А.Исаев, - знает, что поселок, основанный вятчанами, курянами, или тамбовцами, создается из элементов, чуждых сибир-ской жизни: эти люди знакомы с порядками, устанавли-вающимися в русских земских губерниях; в никоторых из этих местностей вовсе неизвестны ни хронические, ни острые нашествия земских заседателей на карман благодушного россиянина. Сибирский чиновник знает, что пришельцы образуют массу, которая, при всем своем смирении, уже потому представляется менее привлекательным для администрации материалом, что не имеет при-вычки к поборам, установившимся в Сибири>[349]. Борьба с мздоимством велась на протяжении веков - то с большей, то с меньшей интенсивностью, но всегда безуспешно. Иван Грозный, стремив-шийся, выражаясь современ-ным языком, упрочить власт-ную вертикаль, отменил систе-му "кормлений" в середине XVI века. На смену ей пришел налог в пользу казны, из которого должностные лица отныне должны были получать содер-жание. Однако другие условия, порождавшие практику подно-шений, - централизованная ад-министративная иерархия, же-сткий контроль над всеми сфе-рами жизни, правовая незащи-щенность "низ-ших сословий", оказались незатронутыми реформами. Чиновничество по-прежнему занималось поборами. Особой лютостью по отноше-нию ко взяточникам и казно-крадам отличался Петр 1. Да-же любимец царя А. Меньшиков чудом избежал ссылки в Сибирь, когда выяснилось, что он брал взятки за предос-тавление выгодных военных подрядов. Екатерина II особым ука-зом запретила любые виды акциденций" (так в ту эпоху называли подношения). Весь XVIII в. шла упорная и бесплодная борьба с взяточничеством, монархи издавали новые указы и манифесты. Сенат проводил ревизии по всей гигантской стране, мздоимцев (иногда очень санов-ных) <нещадно> били кнутами и батогами, рвали им ноздри, клеймили, ссылали с конфискацией всего имущества. Александр III, видя, что коррупция принимает все более изощренные фор-мы, в 1884 г. утвердил "Правила о порядке сов-мещения государствен-ной службы с участием в торговых и промышлен-ных товариществах", в результате чего соче-тать государственную службу со службой в ча-стной фирме стало фор-мально невозможно. А взяточничество и казнокрадство плодились еще больше. В действовавшем в Российской Империи "Уложении о наказаниях уголовных и исправительных" все противоправные деяния служащих были включены в Уложение с 1885 г. и имели статус уголовно наказуемого преступления. Начиная с Екатерины II русские госу-дари один за другим признавались в бессилии победить повальное казнокрад-ство и другую сторону этой медали - взяточничество. <Через всю русскую ис-торию, - писал П. Берлин, - лишь сменяя свою форму, лишь увеличивая и умень-шая свои размеры, тянется колоссальное взяточничество и взяткою широко пользуются как отмычкою казенных сундуков, крышки которых гостеприимно раскрываются перед людьми, сумевшими в соответствующий момент дать со-ответствующему человеку соответствующую взятку>[350]. Все это не означало, что царская Россия была уникаль-ной "страной взяточни-ков". Некоторые из скандалов, разразившихся в Западной Европе в XIX веке, носили не виданный для Рос-сии масштаб. Так, Всеобщая компания межокеанского ка-нала во Франции (получившая в просторечии название "Па-намы") на протяжении почти десятилетия подкупала ряд высших должностных лиц, включая трех премьер-мини-стров. Более того, в России по мере становления граждан-ского общества в конце XIX -начале XX века взяточник оказывался под двойной угрозой: потери должности и общественного осужде-ния. Многие высшие чи-новники имели репута-цию людей, которые "не возьмут ни при каких об-стоятельствах". В число людей, прославившихся особой нетерпимостью к коррупции, входил известный рефор-матор министр финансов С. Витте. Когда раскрылось, что ди-ректор Департамента желез-нодорожных дел Министерст-ва финансов В. Максимов по-лучал взятки от известного дельца С. Мамонтова, высо-копоставленный чиновник был немедленно уволен в от-ставку. Были безжалостно уволены и чиновники Минфи-на, получавшие деньги от Пе-тербургского международно-го банка, хотя его директор А. Ротштейн считался близ-ким Витте человеком. В 1911 - 1912 гг. россий-ская пресса открыла охоту на должностных лиц, получав-ших "содержание" от дочер-него предприятия компании "Вестингауз", в задачу кото-рого входила прокладка в сто-лице трамвайных путей. И снова герои скандала лиши-лись должностей и безнадеж-но испортили свою репута-цию[351].
![]() |