Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Размеры моей благодарности будут безграничны в пределах разумного



Семен Альтов

Есть документальные подтверждения того, что смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства (как выражались предшественники большевиков) в новой административной среде. Перед революцией 1917 г. понятие взяточничества было неотделимо от фаворитизма. Прославилась балерина Кшесинская и великий князь Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

После того как 2 мая 1918 г. Московский революционный трибунал рассмотрел дело четырех сотрудников следственной комиссии, обвинявшихся во взятках и шантаже, и приговорил их к шести месяцам тюремного заключения, узнавший об этом Председатель СНК В.И.Ленин настоял на пересмотре дела. ВЦИК повторно вернулся к этому вопросу и приговорил троих из четырех к десяти годам лишения свободы. В архивах хранятся записка Ленина Д.И.Курскому о необходимости немедленного внесения законопроекта о строжайших наказаниях за взяточничество и письмо Ленина в ЦК РКП (б) с предложением поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей, вынесших слишком мягкие приговоры по делу о взяточниках. Декрет СНК "О взяточничестве " от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). В этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество подлежало конфискации[352].

В 1940-е годы с взяточничеством боролись сурово, и не только в нашей стране. В 1949 году Мао Цзэдун и Дэн Сяопин издали декрет <О наказаниях за растраты и расточительство>, по которому смертной казнью каралась растрата на сумму более 500 серебряных юаней. В 1950 году суровые наказания, вплоть до расстрела, предусматривались за <пять злоупотреблений>: коррупцию, бюрократизм, подкуп, неуплату налогов, недобросовестное исполнение госзаказов в частном секторе.

Коррупция, кажется, наступала по всем фронтам, особенно тем, которые было принято называть социалистическими. Так, в 1982 г. Дэн Сяопин выступил с самыми жесткими заявлениями на государственном совещании по борьбе с коррупцией. <Архитектор реформ> сказал, что все экономические реформы пойдут прахом, если не удастся подавить чудовищную коррупцию, пропитавшую китайское общество всего лишь за три года. Дэн был потрясен тем фактом, что за столь короткое время <...разложились многие кадровые партийцы на командных постах. Появились небывалые воры - <большие тигры>, расхитившие до десяти тысяч юаней!>

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6000 случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример - более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень - горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.

Мы, чиновники, во все времена получали очень мало

В документе перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются: серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе - и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень - горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК[353].

Удивительный случай описывает в своей книге "Взятка и коррупция в России" А.Кирпичников, который в начале 1960-х годов изучал крупное дело о злоупотреблениях в "Ленминводторге". Следствие по разветвленной цепи взяток вышло на ответственных работников ГУВД и горкома КПСС, добралось до председателя горсовета (члена Президиума Верховного Совета СССР и ЦК КПСС), что повлекло смену руководства прокуратуры города. Дальше прокурору пойти не дали, а то, что дело удалось довести до суда, объясняется лишь политической борьбой, которая шла в тот момент в верхушке КПСС.

Советская власть всю жизнь боролась против взяточничества и коррупции. Но она уже умерла, а те еще живут. Более того, при новой демократической власти и капиталистической экономике они чувствуют себя лучше прежнего.

Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества. Владимир Короленко

В постсоветской России растет взяточничество среди должностных лиц. Как сообщили в Генпрокуратуре, на подкуп российских чиновников уходит до половины всех незаконно добытых средств. В 2001 г. выявлено около 8 тыс. фактов взяточничества - на 14% больше, чем в 2000 г.

Социологический подход

Русские социологи и историки (В. Евреинов, Н. Коркунов, В. Ключевский, А. Градовский, К. Кавелин, Е. Карнович, Б. Чичерин, М. Ольшевский, Б Бразоленко, М. Александров, В. Ивановский, В. Мачинский, Н. Рубакин, М. Батыров, П. Берлин), пытавшиеся понять феномен русской взятки, видели ее причины в мате-риальной необеспеченности чиновников, особенно нижних рангов, огромной территории империи, в неэффективности социального конт-роля, отчуждении людей от общества.

Действительно, как показали уже дореволюционные исследования, значительная часть русских чиновников, занимавших нижние и отчасти сред-ние этажи социальной пирамиды, материально нуждалась, не имела гарантий занятости и отличалась нестабильность положения. Когда мздоимцев привлекали к суду, в качестве своего оправдания те указывали именно это обстоятельство.

Традиция давать подно-шения должностным лицам в нашей стране уходит корнями в систему "кормле-ний", окончательно сформиро-вавшуюся во временаМосков-ского великого княжества(XIV - XV века). Доверенные лица великого князя или госу-даря, занимавшие управленче-ские должности, не получали тогда жалованья из казны. Вместо этого их отправляли в города и волости, где местное население было обязано содер-жать ("кормить") государевых посланников весь срок службы. "Кормленщики" соби-рали подношения как натурой (хлебом, мясом, сыром, овсом и сеном для лошадей и т. д.), так и деньгами. В их карман шли судебные пошлины, по-шлины за право торговли и другие выплаты. Судя по ле-тописным источникам, произ-вол и злоупотребления носили массовый характер[354].

В допетровской Руси вся местная власть - воеводы и их штат - казенного жалованья от московс-кой власти не получала и лично устанавливала поборы на собственное содер-жание. Естественно, кто давал регулярно и обильно, получал от начальства искомое <снисхождение>. Петр 1 признал этот институт <кормления> пагубным, но назначенные им оклады чиновникам (даже губернаторам) выплачивал нере-гулярно, в уменьшенном размере и т.п., что неизбежно гальванизировало сис-тему <кормления> и подношения. Только при Екатерине II после пугачевского бунта, выявившего многие дисфункции управления, окончательно решается воп-рос о постоянной (ежемесячной) и несколько увеличенной оплате труда чинов-ников[355]. Но различия, и при том немалые, в окладах нижних, средних и высших чинов сохранились.

Мздоимство процветало в казенных учреждениях России. Русское чиновничество первой половины Х1Х в. состояло <из людей не только неразвитых, но сплошь и рядом малограмотных, образованнейшими среди которых являлись неудачники семинаристы, почему-либо не попавшие в духовное звание и перескочившие на службу гражданскую... Все это была нищета, гнавшаяся за куском хлеба, а так как этот кусок казной оплачивался более чем скудно, то каждый и заботился только о том, чтобы извлечь из своего служебного положения наибольшую выгоду. На этой почве и разрасталось до невероятных пределов взяточничество, как единственный источник, могущий обеспечить беспечальное житье, к которому весь этот наголодавшийся люд так стремился. Жалованья, получаемые чиновниками во всех (казенных) учреждениях, были до смешного малы. Писцы правительственного сената, этого высшего государственного учреждения, получали....менее городовых [оклад которых был 3 рубля]... И в этом отношении ни одно из министерств не представляло исключения. Старшие землемеры, кончившие по первой степени и получившие звание инженера, получали по 25 рублей; их помощники, окончившие семь классов Межевого института, - 12 руб. 50 коп. в месяц... А ведь весь этот служилый люд имел семьи, которые требовалось кормить, и каждому из них предстояла неразрешимая дилемма: или погибать с голоду или к получаемому жалованью еще что-либо промыслить. Это вполне сознавало и правительство и поневоле должно было сквозь пальцы смотреть на взяточничество, преследуя его лишь в тех случаях, когда оно переходило в открытый грабеж. Таким образом, доходы считались принадлежностью той или иной должности, которая сообразно этому и оценивалась не по окладу жалованья, а по количеству доходов, какие на том или другом месте можно было извлечь>, - писал тогдашний мемуарист[356].

Доскональное изучение доходов управленцев провел Н. Рубакин. Опираясь на данные переписи населения 1897 г. и ряд других официальных документов, он установил, во-первых, общую численность чиновничества (она составляла 435818 человек[357]), во-вторых, резкое расслоение этого класса. Оказалось, что 91204 из них, т.е. меньше четверти, получали содержание более 1000 рублей в год, у оставшихся 70% выходило и того меньше[358].

http://www.zakamennyi.ru/outrage/perform/index2.html

Встречались, как их именовали в печати, настоящие <рабы государственной службы>, получающие всего 7 рублей в месяц. Между тем на рубеже двух веков, с неизбежными колебаниями в ценах, фунт хлеба стоил 4 копейки, фунт говядины - 10, десяток яиц - 40, фунт сливочного масла - 75. Государствен-ные чиновники получали <квартирные деньги> в размере 1/5 жалования, но, как показало исследование квартирного вопроса в среде чиновничества, прове-денное Н. Бенедиктовым, этих добавок сплошь и рядом не хватало, рядовое чиновничество ютилось в гигиеническом отношении в малопригодных для жи-лья помещениях - сырых, темных, без удобств[359]. Случалось, рядовые чиновники не попав в число <любимчиков> у начальства, годами не получали положенный отпуск[360]. Оклады чиновников, из-за постоянного удорожания жизни, росли медленно, а размер пенсии не доставлял приличествующего существования. Уверенно чувствовала себя лишь высшая бюрократия - те 65 000 человек, которые в 1910 г. получали более 2000 рублей. Последние, выйдя в отставку, они получали значительную долю пенсионного капитала, выделяемого в государственном бюджете.

Материальная нужда толкает чиновника на преступления?

Материальная необеспеченность толкала чиновничество на дорогу на служебные преступления и прежде всего на взяточничество. Хотя русское чиновничество получало значительно меньше того, что перепадало их зарубежным коллегам, но, как правильно полагает И.А.Голосенко, взяточничество и тогда было международным явлением. Стало быть, его корни надо искать другом. Действительно, на Руси взятки брали и бедные, и богатые - только в разных масштабах. Коррупция, казнокрадство и взяточничество поразила и социальные верхи. <Гагарин был казнен, Несте-ров казнен, Курбатов умер перед судом, Шефиров едва избег смертной казни, Меньшиков держался только благодаря заступничеству императрицы>[361]. А ведь это все лучшая часть <птенцов гнезда Петрова>.

Скажи мне, с чем ты пришел, и я скажу тебе, с чем ты уйдешь. Вячеслав Чернышев

Взяточниче-ство было признанно общественным мнением негласной и обязательной статьей доходов чиновников всех рангов - от рядового до сановного. Отношение к должности как к <пожалованию для личного обогащения> превратилось у <кормленщиков> в устойчивую традицию, передающуюся из поколения в поколение[362].

Менялись кадры, покрой мундиров, технология делопроизводства, и даже общественные уклады, приходили и уходили цари, но неизменным оставалось право русских столоначальников дополнительно к выдаваемому государством окладу подкармливаться за счет населения.

Сенатские ревизии 1910-1913 гг., которые закончились шумными судебными процессами, показали, что у чиновничества (особенно высшего) существовали <неофициальные, аферистические, уголовно наказуемые источники доходов, которых нет в распоряже-нии других общественных групп и размеры этих доходов были отнюдь не не-значительные>[363].

Не меньшую роль, согласно выводам И.А.Голосенко, основательно изучившего историю русской взятки, сыграл фактор отчуждения. Чиновников не любили всегда. Как только их не именовали и в Х1Х, и в ХХ веке: <канцелярская крыса>, <чинодрал>, <приказная строка>, <крапивное семя>, <окурки>, люди типа - <чего изволите> или <нос по ветру>, <чернильные души>, <чернильное дворянство>, <лютое отродье>. Чиновники отдувались не только за свой непрофессионализм, но и за весь институт власти, доверие к которому народ не питал. В начале ХХ века Э. Берендс сетовал на то, что незатухающее не-довольство государственной властью, постоянные нарекания в адрес чиновни-чества в виду отсутствия честности сопровождают всю русскую историю[364].

Чиновник, как носитель и представитель нелюбимой власти, был буквально растворен в пространстве отчуждения: его не баловало своим вниманием государство, унижало началь-ство, третировало <об-щество>, боялся простой народ. Нравственное унижение делало свое дело - постепенно оно перерастало в нравственное ничтожество. А оно окончательно снимало все психологические барьеры к тому, чтобы просить, требовать, брать. В опросах и письмах в редакции разных журналов эти чиновники характеризовали самих себя словами - <рабы>, <плебеи>, <парии>, <пасынки России>. И брали, брали, брали:

Социально-психологической компенсацией нравственного ничтожества являлось нравственное унижение тех, кто был слабее. Так и формировался замкнутый круг русского чиновничества. Психологическое уродство подобной атмосферы подметил еще Ф. Достоевский: каждая <нич-тожность> на канцелярском стуле смотрит на просителя Юпитером, испытывая наслаждение от страдания людей, попавших под <нелепость буквы> закона.

Огромное высокомерие маленького чиновника по отношению к скромному обывателю являлось логическим продолжением и превращенной формой того высокомерия, которое к чиновнику выражало титулованное дворянство. Чиновник копировал обращение своего собственного начальства и <чем круче приходилось ему са-мому, тем сильнее возмещает он оскорбление своего достоинства на обывате-ле>, унижая его самого и не подозревая об этом - самого себя[365].

Упоминавшийся выше Н.А.Рубакин изучил влияние еще одного фактора - географического, и обнаружил неравномерное распределение гражданс-ких чиновников по территории страны: в целом по всей империи один чиновник приходился на 150 жителей, в Польше - на 87,4, в Европейской части - на 143,5, а на Кавказе - на 312,2. таким образом, на западе империи чиновников было в 4 раза больше, чем в центре, в 9 раз больше, чем на востоке (в Средней Азии) и в 20 раз больше, чем в Сибири[366]. Там, где меньше всего чиновников, там, естественно, был выше спрос на них. А неудовлетворенная потребность означает одно - очереди в кабинетах и взятки от тех, кто спешил побыстрее решить свой вопрос. И еще - безнадзорность и произвол. И это уже начало социальной деформации в управленческой сфере общества.

О том же и А. Герцен предупреждал: чем дальше от центра - тем больше произвола, меньше ответственности перед управляемым народом, а то и полное его отсутствие.

Фрэнсис Бэкон(1561-1626) - великий английский философ и государственный деятель. Бэкон происходил из знатного рода и в течение всей своей жизни занимался общественной и политической деятельностью: был адвокатом, членом палаты общин, лорд- канцлером Англии. Незадолго до конца жизни общество выразило ему осуждение, обвинив во взяточничестве при ведении судебных дел. Он был приговорен к крупному штрафу (40 000 ф.ст.), лишен парламентских полномочий, уволен из суда. А случилось вот что. В марте 1603 года день коронации короля его жалуют званием рыцаря. В 1616 году он назначается членом Тайного совета, на следующий год - хранителем большой печати, в 1618-м - лордом - верховным канцлером и пэром Англии. В сентябре 1618 года Бэкон получил титул барона Веруламского. 22 января 1621 года он отпраздновал шестидесятилетие своего рождения в кругу друзей и почитателей. А через несколько дней лорд Бэкингем торжественно наградил Бэкона титулом виконта Сент-Альбанского. Но через три дня по инициативе Якова I, остро нуждавшегося в субсидиях, собрался новый парламент. Депутаты высказали свое недовольство ростом монополий, с раздачей и деятельностью которых было связано множество злоупотреблений. Комитет нижней палаты, ревизовавший дела государственной канцелярии, предъявил обвинение во взяточничестве лорду-канцлеру. Король в своем послании общинам предложил образовать специальную комиссию по расследованию этого дела из членов обеих палат. Лорды поддержали обвинение против Бэкона, и он предстал перед судом, на котором признал свою вину и отказался от защиты. Умер в 1626 г., простудившись, когда набивал курицу снегом, чтобы доказать, что холод обеспечивает сохранение мяса от порчи, и тем самым продемонстрировать силу разрабатываемого им экспериментального научного метода.

При авторитарном правлении царскому правительству, как ни странно, хватало сил только для центра. Тут чиновники раболепствовали перед высшим начальством, а в провинции они уподоблялись армейским <дедам>, позволявшим творить с подчиненными все, что им вздумается. Провинциальное чиновничество, по характеристике И. Блинова, это <медлительность, неисполнение распоряжений централь-ного правительства, лихоимство, прямое воровство и всевозможные злоупот-ребления>[367]. Так, при проверке канцелярий Курской губернии в 1834 г. было обнаружено неразобранных бумаг - 280378, разобранных, но не испол-ненных - 59752, неоконченных дел 9413[368]. Правда, и столичные города отстали не намного. Ревизии 1840-1841 гг. обнаружили картину полного развала дел и в ряде столичных департаментов. В одном из них оказа-лось нерешенных дел до 600, в другом - 375, неисполненных указов более 1500[369]. Ревизии проходили, а беспорядок оставался, ибо принимал форму организационной бо-лезни наследственного характера, одной гранью его было бездействие власти, другой - злоупотребление ею, когда она приступала к действиям[370]. Многочисленные указы и постановления, часто противоречащие друг другу, создавали законодательную неразбериху, в которой обыватель ощущал себя беспомощным, а чиновник видел для себя кормушку[371].

Про-цесс <давать - брать> взятку был обоюдным и к нему привыкали обе сторо-ны - чиновники и просители любых сословий: дворяне, купцы, мещане, крес-тьяне. Ненормальность, уродливость подобного способа управления перестава-ли замечать, он становился повседневным, как бы естественным, само собою разумеющимся[372]. Особенностью <русской взятки> было то, что ее перестали сты-диться, а если кто и возмущался, то его считали неисправимым <идеалистом>. <Брали губернаторы, председатели гражданских и уголовных палат, брали в Сенате. Все это узаконилось, вошло в обычай и проситель никогда не приходил в присутственные места с пустыми руками>[373].

Общими усилиями историки и социологи, проанализировав разнообразный круг источников, убедились в том, что подкуп административного лица есть прочная традиция российского государственного быта, по крайней мере, несколько последних столетий, фор-мы взятки менялись - брали съестным, мехами, крепостными, деньгами, услу-гами, но суть ее как формы злоупотребления властью, как служебного преступ-ления сохранялась. Историческая устойчивость и поразительная живучесть мздоимства и лихоимства нашли отра-жение в языке (известны некоторые народные эквиваленты термина, широко ходившие в обиходе: <оказать почесть>, <проявить уважение>, <мзда>, <корм>, <добыча>, <подарок>, <детишкам на молочишко>, <вернуть долг>, <любостяжательность>, <лихоимство>, <сребролакомство>), кроме того взятка возбуждала воображение писателей и государственных мужей; так родились: <богопротив-ное лакомство> (Петр Великий), <произвольное самовознаграждение> (С. Ува-ров), <служебные сладости> (М. Салтыков-Щедрин)[374].

С точки зрения современной социологии взятка выступает ложной формой ответной реакции подчи-ненного на расположение начальника. Во-первых, взятка является не платой после, а авансом, своеобразным выпрашиванием (покупкой) будущих милостей. Во-вторых, взятка не имеет никаких юридических или политических прав на существование. Теоретически, например при монархии, в государ-стве все принадлежит первому лицу, и любой чиновник, покупающий его взяткой, фактически берет государственное добро из одного ме-ста и перекладывает его в другое. Государственное лицо покупают за казенный счет то добро, за которое это лицо собственно и отвечает. В-третьих, взятка - это откуп, равный обычной чиновничьей отписке, отговор-ке и т.д. Взяткодатель как бы говорит: я тебе заплатил и не тре-буй от меня лояльности или преданности. Деньги заменили чувство верности и исполнительность. Но это неэквивалентный обмен.

Один чинов-ник Минобороны Великобри-тании получил взятки в общей сложности на сумму 2,25 млн. долл. Эксперты прикинули ущерб от его деятельности, получилось 200 млн. долл., почти в 100 раз больше! Поса-дили его, кстати, на 4 года.

Во всем цивилизованном мире мздоимство преследуется законом как фактор, нарушающий рациональные принципы управления, вносящий в организацию дисфункции. Взятка ставит вышестоящее лицо в зависимость от нижестоящего, первый подпадает под власть второго, ибо должен ответить ему каким-то знаком особого расположения: ускорить решение вопроса или решить тяжбу в его пользу. Взятка часто служит средством сделать карьеру, продвинуться по службе раньше других. Но нарушение равенства среди подчиненных, если оно происходит по инициативе нижестоящего, а не начальника, подрывает основы иерархии. В конечном счете взятка есть присвоение не принадлежащих тебе прав одаривать должностное лицо, покушение на привилегии начальника, косвенный способ распределения богатства (льгот и привилегий) в пользу одних и в ущерб другим. Взятка - социальная форма добровольного унижения. Чем больше чиновников кланяется и умилостивляет вышестоящее лицо, тем быстрее продвигается по служебной лестнице. Гипертрофированный вид унижение принимает в восточной бюрократии. В восточной деспотииу подчиненных существует единственное право - унижаться и смиренно ждать милости, а у начальника - унижать и снисходить. Уважение лишь скрывает стремление одного занять место другого. И когда такое происходит, этот другой перенимает все атрибуты власти, манеру поведения и образ жизни начальствующего лица.

Чиновник в бюрократической организации делает карьеру не обязательно так, как требуют того формальные правила и нормы. "Сделать карьеру" означает для многих чиновников в Германии осесть в молодые годы в тепленьком местечке. Каста чиновников пользуется неслыханным преимуществом - они не подлежат увольнению. Чтобы предотвратить возможность подкупа, чиновникам запрещается брать подарки. Этот формальный запрет они успешно обходят, взимая наличными. Издаются строгие инструкции, пресекающие взяточничество. Но чиновников контролируют сами чиновники.

Элитарная преступность Приватизация - одно из самых доходных дел. Здесь совершается каждое десятое должностное преступление. Почти в половине регионов России чиновники, занимавшиеся приватизацией, привлечены к уголовной ответственности Доход депутатов, которые имеют возможность лоббировать, достигает 300 тыс. долл. в год. Правда, из-за "неприкосновенности" случаи осуждения законодателей разных уровней - не более 3% от числа привлеченных. По свидетельству экспертов, взяткой сопровождается почти половина актов по распределению бюджетных средств.

Сегодня в России исследовательскую работу проводит Институт государства и права РАН и Московский исследовательский центр по проблемам организованной преступности и коррупции, учрежденный Институтом государства и прав РАН и Американским университетом (г. Вашингтон). Аналогичные центры есть в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Владивостоке. Многие исследования, конференции и круглые столы проводятся общими усилиями всех центров. Исследованием влияния коррупции на экономику занимаются Центр по изучению нелегальной экономической деятельности при РГГУ под руководством директора центра - Л.М. Тимофеева; Государственный Университет Высшей школы экономики, Центральный экономико-математический институт и др. Анализ состояния коррупции во всем мире оценивает Transparency International (TI). В Глобальном докладе о коррупции 2001г. Transparency International исследует текущее "состояние коррупции" во всем мире, анализируя последние достижения в этой области, указывая на их возможные решения. Социально-экономическое изучение коррупции и взяточничества сегодня базируется на трех основных методах: статистические исследования, эконометрический анализ, модельные исследования по динамике коррупции, ее развитию, происхождению. Социологи чаще всего оперируют опросами экспертов, раскрывающих внутренние механизмы взяточничества, опросами населения, характеризующих оценочную и поведенческую стороны явления, анализ статистики и прессы.

Статистика взяточничества

Как свидетельствует статистика, в России практически не осталось отрасли, в которой бы не действовали чиновники-мздоимцы. Взятки берут все - от глав администрации до служащих райсобесов.

По данным ГУВД, только в Подмосковье в 2001 г. было выявлено 153 человека, получивших взятки. Среди задержанных - 47 глав и сотрудников администраций, районный архитектор, руководители комитета по управлению имуществом, сотрудники торговых и иных инспекций. Взятки пытались получить полковник таможенной службы, 14 руководителей системы высшего и среднего образования, 18 сотрудников милиции, 7 сотрудников налоговой полиции, 54 сотрудника медицинских учреждений. Среди экзотических для этой области должностных лиц - заведующая ЗАГС, администратор кладбища и дежурный железнодорожной станции. При этом каждый взяточник скромно трудится в своей области, стараясь полнее охватить свой сектор. Так, полковник таможенной службы получал деньги за выдачу и продление лицензий на создание складов временного хранения и таможенных терминалов, а также создание благоприятных условий при таможенном оформлении грузов. Благодаря такому специфическому источнику дополнительных доходов таможенник разжился на 20 тыс. долларов. Один из заместителей главы администрации города Сходня Истринского района в сговоре с ведущим специалистом администрации специализировался на систематическом вымогательстве взяток у граждан и предпринимателей. Оперативникам удалось зафиксировать факты вымогательства 10 тыс. долл. от директора коммерческой фирмы за выделение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство; 3 тыс. долл. и 30 тыс. рублей от руководителя военно-строительного объединения МВД России за перечисление задолженности в сумме 1 млн. 318 тыс. рублей с расчетного счета администрации на счет военно-строительного объединения МВД России; 5 тыс. 400 долл. от одного из гражданин за безвозмездное выделение земельного участка под строительство жилого дома. Одним из распространенных видов завуалированной дачи взяток стало устройство на работу родственников. Всего за 2001 год выявлено 260 прямых фактов получения и дачи взяток[375].

Взяточничество о носится к числу латентных преступлений

Взяточничество относится к числу латентных преступлений - скрытых от глаз правоохранительных органов и общественности. Несмотря на широкую распространенность этого явления, статистика выявленных в России за 1991-1996 гг. фактов взяточничества выглядит достаточно скромно: 1991 г. - 2534, 1992 г. - 3331, 1993 г. - 4497, 1994 г. - 4921, 1995 г. - 4889, 1996 г. - 5453.[376] Заметим, что численность населения Российской Федерации меньше населения СССР на 40 %. В то же время число осужденных за взяточничество сократилось в пять раз[377].Согласно представленным данным доля взяточничества в общем массиве выявленных преступлений колеблется в пределах 0,1-0,2%. По данным Министерства внутренних дел РФ, структура привлеченных к ответственности коррумпированных должностных лиц в 1996 г. Представляла собой следующее: работники министерств, комитетов и структур на местах - 41,1%, сотрудники правоохранительных органов - 8,9%, работники таможенной службы - 3,2%, депутаты - 0,8%, прочие - 7,8%. Особенно высокая криминальная активность чиновников в сфере приватизации, где выявлено свыше 1,7 тыс. преступлений.[378]

По данным МВД, в 1999 г. было выявлено 6871 фактов взяточничества (на 18,3% больше, чем в 1998 г.), а в 2000 г. - 7047; злоупотребления должностными полномочиями в 1999 г. - 3732, в 2000 г. увеличилось на 12,2% - 4186 случаев.

Сегодня в России более 1,5 млн. чиновников, в чьей власти "дать" или "не дать", ре-шить или не решить тот или иной вопрос, подписать или не подпи-сать ту или иную бумажку. Ины-ми словами, потенциальных взя-точников. Асколько же среди них реальных? По оценочным данным,не менее70%. Кстати, эту ошеломляю-щую цифру подтверждают и ре-зультаты социологических иссле-дований. Более половины опро-шенных либо сами, либо их род-ственники и знакомые в той или иной ситуации были вынуждены давать взятки. Среди опрошен-ных коммерсантов этот показа-тель превышает 75%[379].

Взяточник не так безобиден, как это кажется на первый взгляд, хотя сам он не убивает, не грабит и не насилует, но многим преступлениям "по мере сил" способствует. По данным МВД, в России сейчас активно действует около 100 тыс. крупных крими-нальных группировок. И практи-ческикаждой седьмой банде под-купленные чиновники содейству-ют в совершении преступлений.

Все серьезные этические и религиозные системы не допускают оправдания взяточничества. Другое дело, что они оказываются слишком высокими для простого человека. На протяжении столетий нравственные нормы человека деградируют. Конечно, можно представить себе дворянина, ворующего носовые платки, но вице-премьер, который может стащить серебряную ложку на приеме где-нибудь в Госдепартаменте - это уже слишком. В.В.Игрунов

На подкуп должностных лиц различного ранга уходит от 30 до 50% доходов, получаемых за счет рэкета, финансовых афер, мо-шенничества, грабежей, разбоев и легального бизнеса. Это сотни миллиардов рублей. Не будем брать в расчет несчастного ра-ботника ЖЭКа, который продает-ся -за 500 баксов, поставляя све-дения об одиноких стариках и алкоголиках. Гораздо дороже стоит "свой" человек в банковско-фи-нансовой системе. Самое выгод-ное дело - кредиты на льготных условиях. В МВД утверждают, что до 40% от сумм кредита или ссуды возвращается в виде налич-ности в карманы благодетелей.

В конце 1990-х годов специалисты Европейского банка реконструкции и развития недавно провели анализ деятельности около 3 тысяч компаний бывших соцстран и подсчитали, какую сумму из годового дохода эти фирмы вынуждены выплачивать в виде взяток. Оказалось, что по этому показателю первенство держит Грузия (8,1%), затем идут Армения (6,8%), Азербайджан (6,6%), Украина (6,5%), Молдавия (6,1%), Узбекистан (5,7%), Киргизия (5,5%), Казахстан (4,7%), Литва (4,2%). Россия набрала 4,1%[380].

Аргументы и факты. 2000. № 10.

Для криминала самым ценным челове-ком считается чиновник высо-кого полета. У него почти неограниченные возможности, например, продажа лицен-зий на нефть, газ, цветные ме-таллы и многие другие. За ока-занные услуги здесь расплачи-ваются счетами в зарубеж-ных банках на сотни тысяч дол-ларов, презентами в виде особня-ков в живописных местах Под-московья, надежными гарантия-ми "теплого" местечка после за-вершения государственной карь-еры. Причем высокостатусных мздоимцев не только покупают - их делают: про-талкивают наверх лю-быми способами, не жалея ни сил, ни средств.

По данным ВЦИОМ, 80% опрошенных убеж-дены, что услуги, полученные за взятки, вполне соответ-ствуют затратам.

Несмотря на захлестнувшую страну волну коррупции и взя-точничества, за последние годы не было ни одного крупного ра-зоблачения. Хотя видимость дея-тельности все же соблюдается. В 1996 г. бы-ло выявлено более 5 тыс. фактов взяточниче-ства. Эта поистине смехотвор-ная цифра не отражает и тысячной до-ли того, что происходит в кабинетах чи-новников. В се-ти, как правило, попадает мелкая рыбешка. Среди продав-шихся служак, представ-ших в прошлом году пе-ред судом, 42,7% - работ-ники различных мини-стерств, комитетов и структур на местах, 25,8% - сотрудники правоохранитель-ных органов, 11,3% - представи-тели кредитно-финансовой сис-темы, 3,8% - работники контро-лирующих органов, 2,2% - народ-ные избранники всех уровней. Но даже из этих 5 тыс. уголовных дел на скамье подсудимых окажется не более 200 человек.

Из общего числа осужденных за взяточничество в 1994-1996 гг. приговоры, связанные с лишением свободы, получили лишь 1169 человек (34 %). Если сопоставить эти сведения с данными Прокуратуры РФ, которая за тот же период выявляла в среднем около 5 тысяч "проявлений" взяточничества в год, то выяснится, что обвинительные приговоры выносятся не более чем каждому пятому обвиняемому Прокуратурой, а вероятность попасть за решетку после возбуждения дела Прокуратурой не превосходит 0,08. Одновременно сама Прокуратура постоянно и не без оснований сетует на то, что от МВД она получает дела с таким количеством процессуальных нарушений, что позиции адвокатов в последующих судебных процессах оказываются практически беспроигрышными.

Низкая эффективность правоохранительной системы будет видна еще отчетливее, если рассмотреть КПД ее деятельности в сферах, особо подверженных коррупции во всех странах. Так, по данным Государственной налоговой службы в 1998 г. уголовные дела за получение взяток были возбуждены против 97 работников этой службы; осуждено всего шесть. При этом число дел, возбуждаемых против работников службы, год от года нарастает. И это характерно не только для налоговых органов.

По мнению большинства рядовых граждан, причины коррупции заключаются в экономическом кризисе, несовершенстве законов, низкой зарплате чиновников и падении моральных ценностей.

Сегодня к уголов-ной ответственности можно привлечь только 6% от тех, кто регулярно получает "ле-вые" деньги. Приговоры, связанные с лишением свободы, выносят-ся в каждом пятом случае. И каждый четвертый из них - с отсрочкой испол-нения.

Привлечь чиновников к суду очень сложно. Это же относится и к служащим банков. Почти невозможно посадить за взятку депутатов всех уровней, судей и прокуроров, даже если их поймают за руку, хотя сделать это непросто. Так уж хитро устроено наше законодательство. Кстати сказать, его принимают все те же чиновники и депутаты.

К сожалению, мздоимство присуще не только высшим эшелонам власти, но практически всем слоям населения. По даннымВЦИОМ, только 16% наших сограждан думают, что можно прожить без взяток. Оставшиеся 84% сами платили либо знают о таких случаях от знакомых. Разумеется, взятка взятке рознь - одно дело ваза школьной учитель-нице, шоколадка медсестре или тысяча рублей в конвертике, совсем другое - чемодан, набитый валютой. Первым грешит рядовой гражданин, вторым не брезгует крупный управленец.

В конце 1990-х годов своеобразный прейскурант на взятки и не вполне законные услуги выглядел примерно так (см. табл. 1).

Таблица 1

Прейскурант на взятки[381]

Подчистка документов для приватизации квартиры 100 долл.
Прописка 150 долл.
Телефон вне очереди 600 - 1000 долл.
Телефон правительственной связи 1 тыс. долл.
Приватизация в доме под реконструкцию 1 тыс. долл.
Выпускные экзамены 150 долл.
Прием в детский сад 3 тыс. руб.
Прием в спецшколу 5 тыс. руб.
Золотая медаль 1 тыс. долл.
Поступление в престижный вуз 1,5-7 тыс. долл.
За управление автомобилем в нетрезвом состоянии 100-300 долл.
Загранпаспорт вне очереди 600 долл.
Установка проблескового маячка до 1,5 тыс. долл.
Установка нужного дорожного знака (например, для подъезда к дому) до 1,5 тыс. долл.
Отправить на доследование уголовное дело 5тыс. долл.
Прекращение поиска бандита 10 тыс. долл.
Оправдательный приговор 10 тыс. долл.
Прекратить уголовное дело 30 тыс. долл.
Растаможка машины 3,5 тыс. долл.
Перевод сына-призывника поближе к дому 3 тыс. руб.
Заключение медкомиссии о негодности к военной службе 2 тыс. долл.
Войти в контакт с важным должностным лицом 1 тыс. долл.
Подпись в акте приемки жилого дома Однокомнатная квартира
Бюджетные подряды Отделка дома и установка системы обогрева полов (400 тыс. руб.)
Подпись государственных финансовых документов 250 тыс. долл.
Перевод бюджетных средств на счета коммерческого банка 10-20%
Содействие в приватизации Автомобиль, отдых на Кипре, 10-15 тыс. долл.

Самые благодатные для взяток - госзаказы и госзакупки. Взятки здесь составляют до 20% суммы заключае-мых сделок. Антикоррупционные меры только в военной сфере помогли бы сэкономить 8 млрд. руб. По оценкам наших правоохранительных органов, в отдельных отраслях про-мышленности - нефть, газ, ред-кие металлы - тратят на взятки до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируе-мой!). Мелкие предпринимате-ли по России пускают на взятки минимум 500 млн. долл. в месяц (6 млрд. долл. в год).

Численность населения РФ меньше населения СССР на 40%, но количество осужден-ных за взятки уменьшилось даже не в 2, а в 5 раз. Подобное случается только в те периоды развития общества, когда взятка становится нормой жизни. Это парадокс - нормой стало отклонение, но это факт.

Эксперты авторитетной международной организации Transparency International в 2002 г. опросили 5666 граждан и 1838 представителей малого и среднего бизнеса в 40 регионах России. Респондентов спрашивали, когда, кому и в каких размерах они давали взятки. Объем коррупционного рынка в России эксперты оценили 520,9 миллиарда руб. в год. От граждан чиновники получают 170,4 миллиарда руб. в год, а от предприятий малого и среднего бизнеса - еще 350,47 миллиарда руб. Эта сумма равна четверти расходов федерального бюджета за этот год.

Выяснились и географические особенности национального мздоимства. Наиболее развит институт взяточничества в Московской, Нижегородской, Саратовской и Челябинской областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Непривлекательны для взяточников Карелия, Ярославская, Тюменская, Архангельская и Омская области. При этом авторы исследования обнаружили на юге России "пояс коррупционной пораженности, простирающийся от Ростовской области до Поволжья".

За последнее десятилетие ХХ века отмечен постоянный рост коррупции. Например, если раньше граждане оценивали риск вымогательства при встрече с инспектором ГАИ в 60%, то сейчас этот показатель подскочил до 72%. Риск заплатить милиции увеличился с 30% до 40%, суду - с 26% до 47%, а попасть в коррупционную ситуацию в стенах вуза - с 36% до 52%. При этом средний размер взятки преподавателю вуза вырос с 4300 руб. до 10 000 руб. По данным прошлого исследования, работники ГАИ в масштабах страны зарабатывали на взятках 370 миллионов долл. в год, а сейчас - до 1 миллиарда долларов (www.newsru.com)

Взяточничество в российских вузах[382]

Возможно, взяточничество в России неискоренимо. Сообщения о разоблачения высокопоставленных чиновников-мздоимцев, преподавателей вузов, сотрудников таможни приходят почти каждый день.

Более 7000 преступлений в сфере образования России раскрыли сотрудники МВД в 2001 г. Самая большая взятка в вузе, которую удалось зафиксировать подразделению по борьбе с экономическими преступлениями - 4000 долларов США. Среди экономических преступлений в сфере российского образования, по мнению заместителя начальника Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД И.Галимова, лидирующее место занимает взяточничество во время вступительных экзаменов и сессии. В 2001 г. в Москве во время получения взяток задержаны 50 преподавателей. Понятно, что эта цифра не отражает реального положения дел. Часто инициаторами являются не столько преподаватели, сколько сами студенты или абитуриенты. Поэтому доказать факт взятки непросто.

В одном из своих опросов в 2002 г. ВЦИОМ задавал такой вопрос: как вы думаете, что прежде всего необходимо для поступления в институт на бесплатное обучение? Было пять вариантов ответа возможных - хорошая успеваемость, хорошие способности, занятия с репетиторами, связи, взятки. Взятки вышли на первое место - с отрывом от других вариантов в 1,5 раза. На втором месте - связи. За ними идут хорошая успеваемость и личные способности.

Регулярно за последние годы в преддверии вступительных экзаменов в российских вузах Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ активизирует работу по выявлению фактов взяточничества со стороны членов приемных комиссий. Сотрудникам на места направлены методические указания по выявлению взяток. Затем оно отчитывается перед прессой о проделанной работе.

По словам замначальника ГУБЭП МВД России И. Галимова, в 2001 г. в высших и средних профессиональных учебных заведениях России были выявлены 1 тыс. 88 фактов взяточничества, что на 32% больше, чем в 2000 г. Особое беспокойство МВД вызывает тот факт, что в вузах для вымогательства взяток создаются организованные преступные группы из числа студентов, аспирантов, лаборантов и преподавателей. Например, в Астраханском государственном техническом университете разоблачена шайка, в которую входили завкафедрой, старший преподаватель и заведующий лабораторией. За год эта группа "заработала" 450 тысяч рублей.

В Екатеринбурге 13 государственных вузов, на каждое место в среднем ежегодно претендуют по пять абитуриентов. По данным опросов общественного мнения, почти каждый десятый из не поступивших говорит о том, что мог бы стать студентом, если бы дал взятку. Тем не менее, в последний раз дело о коррупции в Свердловском вузе было доведено до суда еще в 1960-е годы. С тех пор борьба с взяточничеством в учебных заведениях на Урале проходит без участия правоохранительных органов.

Готовую дипломную работу в Екатеринбурге можно заказать по объявлению в газете за полторы тысячи долларов, очевидно и защита не составит проблемы, если знать цену. Фиктивное образование за деньги можно было получить и при советской власти, но не так явно. Бывали и показательные процессы над взяточниками в учебных заведений. В середине 1960-х годов три аспиранта Уральского политехнического института были осуждены на 2-4 года за то, что брали взятки, принимая вступительные экзамены. Следующая попытка довести до суда дело о взятках в стенах УПИ, ныне Уральского государственного технического университета (УГТУ) была уже в 2000 г., но дело было закрыто за отсутствием состава преступления, что бывает при отсутствии прямых улик, тем не менее, преподаватель был уволен. Другие вузы Екатеринбурга не афишируют просто скорбные факты своей биографии, пытаясь побороть беду внутренними силами - созданием общественных наблюдательных комитетов в период сессии и вступительных экзаменов.

Врезка



Просмотров 1058

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!