Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методы научных исследований в олигофренопедагогике



Предмет исследования олигофренопедагогики - научное обобщение практики и разработка теории обучения, воспитания и коррекции умственно отсталых детей.

В исследовании педагогических явлений олигофренопедагогика использует общеизвестные педагогические, психологические и клинические методы и методики: наблюдение, беседу, различные виды психолого- педагогического эксперимента, клиническое обследование, анализ продуктов деятельности учащихся, социологические методики (опрос, интервью, анкетирование, самооценка).

При использовании методов широко применяется сравнение нормального и аномального развития, показателей учеников различных клинических форм умственной отсталости. Основными направлениями исследований являются:

а) педагогическое изучение учеников;

б) определение условий, способствующих коррекции недостатков умственного развития;

в) разработка новых способов педагогического влияния на учеников;

г) изучение возможностей и путей дальнейшего улучшения системы образования и социально-трудовой адаптации.

Решение любой научной проблемы включает выдвижение некоторых догадок, предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез, с помощью которых исследователь пытается объяснить факты, которые не укладываются в старые теории.

Объект исследования - это та достаточно широкая область научной деятельности, в рамках которой ведется исследование. Объект - это то, что будет глубоко и всесторонне изучаться исследователем.

В качестве объекта педагогического исследования может быть выбран, например, целостный учебно-воспитательный процесс или обучение какому-либо конкретному предмету (система внеклассной работы или факультативные занятия в школе и т.д.).

Предмет исследования - это конкретно взятая сторона, часть объекта, которая исследуется наиболее глубоко и тщательно. Так, если объектом исследования выбран учебно-воспитательный процесс, то в качестве предмета может быть его содержание или, например, методы, стимулирующие творческую деятельность учащихся.

После того, как вы выделили то, что является объектом и предметом вашего исследования, уточните цель исследования. Формулировка цели обычно начинается со слов: "определить", "обосновать, создать", "выявить", "проверить" и т.д. Обозначая цель исследования, вы, как правило, должны ответить на вопрос: "Чего вы хотите достичь в результате экспериментально-исследовательской работы?"

Цель педагогического эксперимента - это конкретный, качественно и количественно охарактеризованный, наиболее вероятный ожидаемый результат, который планируется достичь к определенному моменту времени. Для самоконтроля правильности формулировки цели педагогического эксперимента необходимо иметь в виду, что она (цель) должна соответствовать следующим семи критериям:

1) четкости формулировки;

2) полноте признаков ожидаемого конечного результата;

3) контролированности, то есть возможности оценить, сравнить с некоторым эталоном;

4) реальности достижения;

5) связи с проблемой, концептуально значимой идеей, гипотезой исследования;

6) временной определенности и ограниченности;

7) прогностичности, то есть она должна отвечать на вопрос не что нужно сделать, а чего следует достичь?

Гипотеза эксперимента - это лаконично, ясно сформулированное предположение о причинно-следственных связях явлении, процессов, достоверность которых можно проверить не иначе как экспериментально.

Следует помнить, что гипотеза всегда содержит в себе вероятностное знание, нуждающееся в экспериментальной проверке. Выдвижение гипотезы чаще всего осуществляется: а) по аналогии, б) в результате дедуктивных выводов, в) на основе обобщения эмпирических фактов. Гипотеза должна быть непротиворечивой, экспериментально проверяемой, эвристичной, то есть обладающей информационной новизной, предсказательно-объясняющей.

Чтобы проверить правильность формулировки выдвигаемой вами гипотезы, необходимо иметь в виду, что она должна отвечать следующим требованиям-критериям:

1. Концептуальности - гипотеза должна развивать ранее существующую педагогическую концепцию или быть основой для разработки новой педагогической теории.

2. Новизне - гипотеза должна отражать новую для педагогической теории и педагогической практики идею.

3. Проверяемости - гипотезу необходимо сформулировать так, чтобы ее можно было экспериментально проверить.

4. Практической значимости - гипотеза, будучи реализована на практике, должна позитивно и существенно влиять на педагогическую практику, то есть повышать эффективность и качество учебно-воспитательного процесса.

5. Объяснительности и доказательности - гипотеза должна объяснять и доказывать некоторую совокупность ранее не объясненных, недоказанных фактов, явлений.

Формулировка задач исследования - это разбивка проблемы с учетом целей и гипотезы эксперимента на ряд взаимосвязанных задач, из которых некоторые могут быть решены теоретически, другие - экспериментально, третьи - на основе осмысления и обобщения результатов эксперимента. Например:

1. Изучить педагогическую и методическую литературу по организации и приемам стимулирования учебно-творческой деятельности учащихся в процессе решения творческих задач по естественному циклу предметов.

2. Отобрать и структурировать педагогические приемы и правила в виде эвристических предписаний для учащихся.

3. Проверить экспериментально эффективность применения эвристических предписаний для решения определенного класса творческих задач в обучении физике, химии, биологии в старших классах.

4. "Проанализировать и обобщить результаты экспериментально - исследовательской работы.

Этапы экспериментально-исследовательской деятельности. Следует иметь в виду, что процесс исследовательской деятельности, чаще всего с учетом решаемых задач - разделяется на ряд этапов.

I этап - как правило, этап теоретического изучения исследуемой проблемы и проведения, если это соответствует логике исследования, отдельных кратковременных поисковых и педагогических экспериментов.

II этап - проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики - проведения, как это принято говорить у педагогов-исследователей, "срезов" с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений, особенно на начальном и конечном этапе педагогического эксперимента.

Ш этап - обработка материалов педагогического эксперимента, теоретическое осмысление и обобщение его результатов, написание статей и выступления по итогам экспериментально-исследовательской работы на научных семинарах, конференциях с целью обсуждения полученных результатов.

IV этап - более широкое внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

Схема2



Просмотров 767

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!