Этапы многоступенчатого и непрерывного
Изучения умственно отсталых детей
Изучение ребенка в семье после установления отклонений в его развитии
| Диспансеризация как система врачебного наблюдения за состоянием здоровья детей, профилактики и лечения их
| Наблюдение за ребенком в период пребывания его в массовой школе
| Обследование ребенка на медико-педагогической комиссии при отборе учащихся для обучения во вспомогательной школе
| Повторное изучение ребенка школьной психолого-медико-педагогической комиссией в начале пребывания его в школе
| Систематическое изучение ребенка учителем и воспитателем на протяжении всех лет его обучения в школе
| Катамнестическое изучение учащихся после окончания школьного обучения
|
Схема 3
Направления исследований
психолого-педагогическое изучение учеников, в частности, выявление структуры дефекта, черт личности и уровня развития их познавательных возможностей;
определение условий, в наибольшей мере способствующих коррекции недостатков умственного развития;
разработка новых и усовершенствование имеющихся способов педагогического влияния на учеников;
Изучение возможностей я путей дальнейшего улучшения системы образования и социально-трудовой адаптации.
Метод изучения учащихся
По источнику
| По длительности
| По наличию
вмешательства
в деятельность
| По методам получения
информации
| По методам
обработки
результатов
| 1. Использование
полученной ранее информации
(изучение личною дела, истории болезни, результатов тестирования)
2. Непосредственное нахождение новых данных
(эксперимент)
| 1.Кратковременные (недели, месяцы)
2. Лонгитюдные
(годы, десятилетия)
| 1. Пассивный
(наблюдение)
2. Активный
(обучение. лекция, тренинг тренировка, закаливание)
| А. Деятельность
воспроизводят
Наблюдение деятельности (урок, соревнование, операция)
Интроспекщя
(самонаблюдение)
Анализ продуктов деятельности
(почерк, изготавливаемые изделия)
Б. Деятельность моделируют
Тесты, анкеты, интервью, про-бы, испытания, социометрия, опросы.
В. Деятельность
представляют
Экспертные методы (ранжи-рование, парное сравнение)
Расчетные методы
Математическое моделирование
| I. Проверка
статистических
гипотез
2. Коррекционный анализ
3. Факторный
анализ
|
Схема научно-исследовательской работи
Введение Основная Выводы Литература Приложение
часть
Научно-теоретическая Исследовательско-
часть экспериментальгая часть
Очерк аналитический Описание хода Интепритация
объекта обзор решения полученных
исследо- литературы задач результатов
Поста- Методика Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Направления
новка исследования использвоания
задач результатов
Схема 6
Олигофренопедагогика разрабатывает
1 Концепцию о сущности умственной отсталости, пути компенсации и коррекции ее последствий-
2 Принципы построения специально организованных условий общественного воспитания умственно отсталых лиц; типов и структур специальных учреждений; содержание общего образования и профессионально-трудовой подготовки в них.
3 Методы педагогических исследований, направленных на изучение детей и оптимальных условий из развития.
4__ Формы и методы изучения и внедрения в практику передового педагогического опыта.
Глава 5. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
|