![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Место производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» в структуре ООП ВПО
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование. Профиль подготовки: Логопедия. Уровень ООП: бакалавриат. Форма обучения: очная.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (приказ № 49 от 18.01.2010 г.) и учебного плана, утвержденного Ученым советом МордГПИ (протокол №_____ от __________________).
Разработчик: к.п.н., доцент кафедры логопедии и медицинских основ дефектологии Е. Г. Федосеева
Программа одобрена на заседании кафедры логопедии и медицинских основ дефектологии (протокол № 7 от 18.01.2011).
Саранск 2011
1. Цель производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» Целью производственной (педагогической) практики является теоретическая и практическая подготовка студентов к работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, овладение системой профессионально-педагогических компетенций, составляющих содержание деятельности логопеда дошкольного учреждения.
2. Задачи производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» Задачами производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» бакалавров по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю 050700 Логопедия являются: в области коррекционно-педагогической деятельности: - овладение формами организации и способами реализации коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением речи; - освоение путей и условий организации коррекционно-педагогической среды в условиях структур образования, ее методического и технического обеспечения; - овладение способами продуктивного взаимодействия в рамках комплексного сопровождения детей с речевыми нарушениями; в области диагностико-консультативной деятельности: - овладение приемами логопедического обследования дошкольников, страдающих расстройствами речи в условиях дошкольного учреждения; - совершенствование приемов анализа и интерпретации результатов комплексного, мультидисциплинарного обследования дошкольников с речевыми нарушениями; - освоение форм и способов проведения консультирования родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, а также других субъектов учебно-воспитательного процесса по проблемам социальной адаптации; в области культурно-просветительской деятельности: - освоение путей и условий организации педагогического сопровождения процессов восстановления общекультурных навыков личности, находящейся в условиях коммуникативной депривации; - овладение приемами популяризации логопедических знаний в условиях системы образования, здравоохранения и социального развития; - в области исследовательской деятельности: - совершенствование аналитико-синтетических умений работы с информацией и адекватного ее использования в сфере профессиональной деятельности; - развитие умений популяризации результатов исследовательской деятельности. Место производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» в структуре ООП ВПО Производственная практика «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю 050700 Логопедия. Программа производственной практики «Логопедическая практика в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями» составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) "Бакалавр"), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 18 января 2010 г. № 49). Производственная практика «Логопедическая практика в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями» является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных бакалавров логопедии. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умений и навыков практической работы по присваиваемой квалификации и избранному направлению подготовки, а также освоение навыков научно-исследовательской деятельности. Производственной практике «Логопедическая практика в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями» предшествует изучение дисциплин – 1) гуманитарного и социально-экономического цикла: Основы речевой культуры дефектолога, Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов, Техника речи; 2) математического и естественно-научного цикла: Информационные технологии в специальном образовании; 3) профессионального цикла: а) Педагогика, Психология, Специальная педагогика, Специальная психология, Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, Невропатология, Психопатология, Неврологические основы логопедии, Психолого-педагогическая диагностика лиц с речевыми нарушениями, Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях, б) вариативного компонента ФГОС ВПО: Введение в логопедическую специальность, Логопедия, Методика развития речи дошкольников (специальная), Логопедический практикум, Онтогенез языковой способности, в) курсов по выбору студентов: Основы превентивной логопедии, Развитие выразительной стороны речи у детей с речевыми нарушениями, Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированного образовательного процесса, Нейропсихологическая диагностика лиц с речевыми нарушениями, Педагогическая риторика, г) факультативов: Деонтологические аспекты в дефектологии, Клиника интеллектуальных нарушений, Организация работы логопеда лечебно-профилактического учреждения, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Производственная практика «Логопедическая практика в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями» является логическим завершением изучения данных дисциплин. Прохождение педагогической практики является необходимой основой для последующего изучения ряда следующих дисциплин: а) профессионального цикла базового компонента ФГОС ВПО: Семейное воспитание детей с нарушениями речи, б) вариативного компонента ФГОС ВПО: Логоритмика, в) дисциплин по выбору студента: Организация досуговой деятельности с речевыми нарушениями, Формирование коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями речи, Психологические аспекты деятельности логопеда, Формирование языковой способности у детей с общим недоразвитием речи, Технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, Логопедическое сопровождение детей с комплексными нарушениями развития, Профилактика и коррекция отклонений в здоровье у учащихся с тяжелыми нарушениями речи, а также служит базой подготовки выпускной квалификационной работы.
4. Место и время проведения производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» Производственная (педагогическая) практика бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «Логопедия» осуществляется на основе договоров между ГОУ ВПО «МордГПИ» и предприятиями, учреждениями и организациями, предоставляющими места для прохождения практики на базе дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями: - укомплектованностью образовательных учреждений педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем; - степенью квалификации логопедического персонала; - уровнем оснащенности учебной литературой; - наличием технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации); - наличием оборудования для проведения лабораторно-практических занятий. Производственная (педагогическая) практика проводится в течение: 3 недель на 3 курсе в 6 семестре (практика в качестве учителя-логопеда ДОУ); Группы формируются в составе не более 10 человек на одного руководителя.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях»: Общекультурные компетенции: - способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); - способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5); - способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7); Общепрофессиональные компетенции: - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности: - способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); - готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); - способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); - способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности - готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности: - готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13); - способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14). Специальные компетенции: - способностью к учету индивидуально-типологических проявлений речевого дефекта и различий в динамике его преодоления (СК-1); - готовность к использованию результатов диагностического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом, формой и степенью речевых расстройств (СК-2); - готовностью к проведению работы по профилактике вторичных нарушений речеязыкового, сенсомоторного и когнитивного развития (СК-3); - готовность к методически обоснованному ведению документации логопеда в различных институциональных условиях (СК-4); - готовность к реализации в профессиональной деятельности современных логопедических технологий (СК-5); - готовность к проведению логопедических занятий с детьми с сочетанными нарушениями в развитии (СК-6). В результате прохождения производственной практики «Логопедическая практика в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: иметь представление: - об основных направлениях работы логопеда в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями; знать: - механизмы, структуру и симптоматику различных форм речевой патологии (дислалии, дизартрии, ринолалии, заикания); - особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с речевым нарушениями; - классификации и систематизации различных нарушений речи (дислалии, дизартрии, ринолалии, заикания); - особенности логопедической диагностики детей, страдающих расстройствами речи в условиях дошкольного учреждения; - приемы анализа и интерпретации результатов комплексного обследования состояния дошкольников с расстройствами речи; - диагностические показатели сформированности разных сторон мысле-рече-языковой деятельности у детей с речевыми нарушениями; - формы организации и способы реализации логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении; - особенности коррекционно-педагогической среды в условиях структуры образования, ее методического и технического обеспечения; - формы и способы проведения консультирования лиц с расстройствами речи, их родственников, работающих с ними специалистов иных профилей по проблемам восстановительного обучения и социальной адаптации; уметь: - проводить логопедическое обследование речевой деятельности, анализировать его результаты и диагностировать уровень сформированности и возможные отклонения речевой функции у детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями; - ориентироваться в структуре нарушения речи у детей названной категории; - осуществлять выбор адекватных средств и методов логопедического воздействия детей; - реализовывать перспективное, календарное и текущее планирование содержания всех видов логопедической работы в группах разного типа (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, заиканием); - применять технологии индивидуального и группового обучения в условиях дошкольного образовательного учреждении для детей с речевыми нарушениями; - определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных и личностных особенностей детей с различными нарушениями речи; - реализовывать обеспечение материально-технической базы процесса обучения; - осуществлять консультирование родителей, имеющих детей с расстройствами речи, их родственников, работающих с ними специалистов иных профилей по проблемам обучения и социальной адаптации; - обеспечивать оптимальные условия для реализации комплексности - популяризировать логопедические знания среди населения, содействовать повышению педагогической компетенции других участников образовательного процесса и родителей детей. владеть: - формами и приемами логопедической диагностики; - способами рационального ведения логопедической документации; - эффективными формами и приемами логопедической пропаганды; - организации работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения для детей с речевыми нарушениями; - планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.
Производственная практика «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» проводится на III курсе в VI семестре. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий. Прохождение производственной/учебной (название вида) практики является необходимой основой для подготовки к итоговой государственной аттестации. Структура и содержание производственной практики 6.1. Структура и трудоемкостьпроизводственной практики Общая трудоемкость производственной практики составляет 9зачетных единиц, или 6 недель, или 324 часа.
6.2 Виды деятельности студентов на производственной практике
![]() |