![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Этап III. Основной этап педагогической практики
На данном этапе студенты-практиканты выполняют все виды и функции профессиональной и общественной деятельности логопеда дошкольного образовательного учреждения. Систематически и планомерно проводят фронтальные логопедические занятия с группой/подгруппой детей. Занятия с группой/подгруппой проводятся 3 раза в неделю (через день). Продолжительность группового занятия 30-35 минут. Наиболее сложным видом деятельности в процессе педпрактики является подготовка к логопедическому занятию. Необходимо ознакомиться с тематическим планом логопеда, с содержанием данного логопедического занятия в интерпретации логопеда, с материалом предшествующей и последующей тем. Эта работа позволит правильно определить место и значение логопедического занятия в общей системе коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия. Непосредственная подготовка к логопедическому занятию включает: формулировку темы, цели и задач логопедического занятия, отбор и дидактическую обработку его познавательного и языкового материала, выбор методов и приемов логопедического воздействия, подготовку необходимых средств и оборудования, продумывание организации логопедического занятия (последовательности этапов занятия, содержания каждого этапа и т. д.). Завершается подготовительная работа составлением подробного плана-конспекта логопедического занятия. Под структурой логопедического занятия принято понимать соотношение и последовательность частей (компонентов, этапов) занятия. Общими компонентами логопедических занятий являются: организация начала занятия, проверка степени овладения ранее отработанного речевого материала, сообщение задач логопедического занятия, введение нового рече-языкового материала, закрепление его, повторение, подготовка детей к самостоятельной работе над ним, подведение итогов логопедического занятия. Наиболее распространенными в дошкольном образовательном учреждении являются комбинированные занятия, в которых равноценно представлены все компоненты. В зависимости от содержания работы и учебных задач соотношения частей занятия меняются. Некоторые из них занимают главное место на занятии, другие отсутствуют или занимают незначительное место. В процессе проведения занятий студенты учатся решать различные педагогические проблемы, овладевают системой специальных профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения профессией. У студентов вырабатывается навык составления планов-конспектов занятий, умения четко формулировать тему, цель, программное содержание; определять соотношение образовательных, коррекционных и воспитательных задач; соблюдать логическую последовательность структурных компонентов занятия; подбирать речевой материал; методически грамотно использовать наглядный и дидактический материал; применять специальные методы и приемы обучения детей с интеллектуальными расстройствами. Указанная работа завершается проведением открытого зачетного занятия. Студенты самостоятельно разрабатывают развернутый конспект зачетного занятия, в котором указывают цель, задачи; подробно раскрывают содержание каждого из структурных компонентов занятия с приведением перечня основных вопросов, адресуемых детям с учетом их индивидуальных интеллектуальных и речевых возможностей; отмечают время, которое компоненты занятия предположительно займут; отражают использование демонстрационного и раздаточного материала. После проведения открытых занятий организуется их обсуждение. Все студенты, присутствующие на занятии, принимают участие в аналитическом его разборе, что способствует формированию умения критически анализировать педагогический процесс, делать аргументированные выводы, вести поиск наиболее оптимальных путей коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия. Результаты наблюдений и анализы занятий фиксируются студентами-практикантами в дневнике педпрактики по определенному плану. Помимо подгрупповых и групповых занятий в течение основного этапа студенты проводят индивидуальные логопедические занятия с прикрепленными за ними детьми. При планировании индивидуальной работы (на ребенка заводится отдельная тетрадь-дневник индивидуальных занятий) указывается дата проведения, номер занятия, тема, цель, задачи, план, речевой материал. По окончании занятия отмечаются его результаты. Работа завершается проведением открытого зачетного занятия (рекомендации к оформлению соответствующей документации). По завершении индивидуальной работы студенты-практиканты дают рекомендации по дальнейшему планированию коррекционно-компенсирующей и образовательно-развивающей логопедической работы с ребенком. Одним из направлений деятельности студентов является реализация воспитательного аспекта логопедического воздействия. При проведении любого мероприятия воспитательного характера необходимо учитывать следующие моменты: - тема должна быть интересной для данного возраста воспитанников дошкольного образовательного учреждения, а они должны осознавать цель проводимого мероприятия, - необходима соответствующая предварительная подготовка практиканта и детей, активное включение их на всех этапах подготовки и собственно проведения мероприятия, - определение средств, методов и приемов, которыми студент воспользуется, должно осуществляться с учетом структуры дефекта и личностных особенностей детей логопедической группы, - выбор формы и стиля проведения данного мероприятия должен быть актуален как для времени проведения, так и для детей данной логопедической группы. Во время основного этапа студенты, помимо изготовления наглядного и дидактического материала к текущим логопедическим занятиям, выполняют задания логопеда дошкольного учреждения по оформлению кабинета и его оборудованию. В процессе осуществления всего комплекса учебно-педагогических, коррекционных и организационных мероприятии, проводимого логопедом дошкольного образовательного учреждения, практиканты ведут работу по пропаганде общепедагогических и логопедических знаний среди педагогического коллектива и родителей детей: готовят тематические доклады, консультации для педагогического коллектива и родителей, оформляют логопедический стенд. На основном этапе под руководством методиста и логопеда организуется исследовательская работа студентов, являющаяся научной составляющей производственно-педагогической практики. Данный компонент педагогической практики, обязательный и необходимый, оптимизирующий профессиональную подготовку, ориентирует студентов на необходимость поиска решений актуальных проблем теоретической и практической логопедии, на творчество, на проявление индивидуальных способностей в процессе научного познания. В качестве основных задач обозначенной составляющей практики необходимо выступают: · совершенствование навыков умственного труда, ориентированного на оптимизацию процесса познания с целью формирования системы мировоззренческих представлений и обобщений, · подготовка студентов к творческой деятельности в области избранной профессии, · овладение современными методами научного поиска, обработки и использования информации, · формирование умений организации и осуществления исследовательской работы, · развитие осознанного и творческого отношения к педагогической профессии. Исследовательская работа студентов предполагает определённую логику её организации. Осуществляется определение темы исследовательской работы по проблеме изучения и преодоления нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ее актуальности и значимости (совместно с научным руководителем и, возможно, консультантом); составляется программа исследования; определяется список научных и методических литературных изданий (или иной информации), существующих по проблеме исследования, осуществляется подробное изучение информационного материала в аспекте феноменологического рассмотрения изучаемого явления/проблемы с выделением значимых характеристик и особенностей, а также в плане анализа существующих и возможных теоретических подходов к исследовательской работе; основании результатов аналитической работы с имеющейся по изучаемой проблеме информацией реализуется дефиниция понятийно-категориального аппарата исследования (уточняются предмет и задачи, формулируется рабочая гипотеза, устанавливаются адекватные методы и приемы работы) и теоретических положений собственно исследовательской работы (ее организации и исполнения); осуществляется проведение собственно исследовательской работы с учетом разработанного плана, однако при возможности корректирования в процессе исполнения; проводятся анализ (качественная и количественная обработка исследовательского материала), обобщение и интерпретация полученных результатов исследования, формулируются выводы, определяющие эффективные пути и оптимальные условия решения изучаемой проблемы детской логопедии; реализуется литературное оформление проведенной исследовательской работы (в виде научного отчета, сообщения, статьи, доклада, дипломного сочинения или иного научного жанра); осуществляется публичное обсуждение и/или защита результатов исследовательской работы. В ходе выполнения исследовательской работы студент может использовать разнообразные методы научного исследования особенностей развития и возможностей формирования речевой деятельности детей дошкольного возраста с речевой патологией: · организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный), · эмпирические – обсервационные методы, экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, обучающий эксперименты); психодиагностические методы (тесты, анкеты, интервью, беседы и т. д.); биографические методы (сбор и анализ анамнестических сведений), · обрабатывающие методы (количественная и качественная математическая обработка полученных материалов), · интерпретационные методы (способы теоретического исследования в области установления внутренних и внешних связей изучаемого явления). Практическим выходом проведенного научного исследования могут быть выступление на научно-практической конференции, издание статьи в периодической печати, издание методических рекомендаций для практикующих логопедов и/или защита итоговой аттестационной (дипломной) работы. Таким образом, одним из главных требований проведения научно-исследовательской работы студентов становиться реализация ее практической направленности и ориентация на совершенствование профессиональной подготовки будущего логопеда. Формы работы со студентами: помощь в разработке конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, планирование занятий студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных занятий. Этап IV. Заключительный Основной целью заключительного этапа производственно-педагогической практики является обобщение результатов профессиональной подготовки практиковавшихся студентов. После проведения всех видов работ, предусмотренных содержанием программы производственно-педагогической практики, и оформления отчетной документация на базе дошкольного образовательного учреждения проходит заключительная конференция, где дается общая оценка деятельности студентов, их отношения к педагогической практике, отмечаются особо отличившиеся студенты, вносятся предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации логопедической практики. По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки на кафедру логопедии. Пакет документов должен содержать: 1) дневник педагогической практики, 2) речевые карты детей закрепленной логопедической подгруппы, 3) конспекты открытых (зачетных) логопедических занятий с анализом и оценкой, заверенными подписью методиста или логопеда 4) конспект мероприятия воспитательного характера с анализом и оценкой, заверенными подписью методиста или логопеда, 5) документацию, отражающую деятельность студента по пропаганде логопедических занятий, 6) дневник индивидуальной работы с ребенком, содержащий и подробную карту его обследования, 7) наглядно-дидактический материал для методического кабинета с подробным описанием применения, Формы работы со студентами: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление протокола и психолого-педагогической характеристики на группу детей, дневника педагогической практики, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах.
7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» В ходе производственной практики «Логопедическая практика в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями» используются такие современные образовательные и научно-исследовательские технологии, как лекция-диалог, интерактивные технологии, средства ИКТ (мультимедийное оборудование, интерактивная доска, ресурсы Интернет и пр.), анализ психолого-педагогической литературы, подбор методик логопедического обследования и пр. При выполнении различных видов работ на производственной практике обучающийся может использовать следующие научно-исследовательские технологии: апробация новых форм обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями; научно-производственные технологии (в процессе педагогической практики научно-производственными технологиями выступают педагогические технологии): традиционная (репродуктивная) технология; технология разноуровневого обучения; технология адаптивного обучения; технология компьютерного обучения. Студенты активно используют интерактивные образовательные технологии в процессе прохождения педагогической практики: технология портфолио, технологии интерактивных лекций.
![]() |