![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Міжнародна торгівля інжиніринговими послугами: сутність інжинірингу, чинники розвитку цієї торгівлі, особливості ринку інжинірингових послуг
Инжиниринг — это комплекс инженерно-консультационных услуг относительно использование технологических та других научно-технических разработок. Сущность заключается в предоставлении на основе договора на инжиниринг одной стороной (консультантом) другой стороне (заказчику) коммерческих инженерно-расчетных, консультационных, инженерно-строительных услуг. Структура: подготовка производства: предпроектные услуги (социально-экономические исследования, полевые исследования, топографическая съемка, разведка полезных ископаемых, подготовка технико-экономических обоснований, консультации и надзор за проведением этих работ); проектные услуги (составление генеральных планов, схем, рабочих чертежей, технических спецификаций, консультации; послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, надзор за осуществлением работ, управление строительством, приемосдаточные работы и др.); обеспечение процесса производства (услуги по организации процесса производства, управления предприятием, учебы персонала); обеспечение реализации продукции; обслуживание строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Факторы, влияющие на развитие:ускорение научно-технического прогресса; рост объема государственных и частных инвестиций; наличие свободного капитала, размещаемого на рынке инжиниринговых услуг; высокий спрос на инжиниринговые услуги со стороны стран, вступивших на путь самостоятельного экономического развития; стремление больших ТНК к внешнеэкономической экспансии; увеличение числа крупных инженерных фирм. Особенности:Результаты торговли воплощены в некотором полезном эффекте, который может иметь или не иметь материальный носитель, то есть инжиниринг является косвенной формой передачи технологий; Связаны с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации, рассчитанных на промежуточное потребление материальных благ и услуг. Услуги производственного характера не относятся к инжиниринговым услугам; Объектом купли-продажи являются услуги, приспособленные к использованию в конкретных условиях и передаче в среднем доступных научно-технических, производственных, коммерческих и других знаний и опыта.
Міжнародна торгівля ліцензіями: визначення ліцензії; сучасний стан та чинники зростання торгівлі ліцензіями; об’єкти ліцензій Лицензия — разрешение на право, либо право на выполнение некоторых действий, которое может удостоверяться (подтверждаться) одноимённым документом. На практике лицензиями также сокращённо именуются лицензионные договоры (соглашения), предусматривающие выдачу частноправовых лицензий. Международная торговля лицензиями является основным экономическим механизмом международного технологического обмена и в настоящее время приобрела широкое и быстрое распространение. Факторы роста торговли лицензиями:коммерческая заинтересованность в осуществлении технологического трансферта; усиление конкурентной борьбы на мировом рынке; ускорение выпуска на рынок новой продукции; получение доступа к дополнительным ресурсам; проникновение и завоевание труднодоступных рынков в странах, где широко используются тарифные и нетарифные барьеры; получение прибыли от продажи лицензий на продукцию, которая не отвечает новым стратегическим приоритетам; страны с ограниченными ресурсами научно-технического развития, принимая участие в международном технологическом обмене, имеют возможность занять твердую позицию на мировом рынке без дополнительных расходов; с помощью лицензий создается реклама отечественной продукции и благодаря этому возрастает спрос на нее в других странах, а также изучаются заграничные рынки; • политические и правовые мотивы. Объекты лицензий: запатентованное изобретение или технологический процесс; технологические знания и опыт; ноу-хау — предоставление технических знаний, практического опыта технического, коммерческого, управленческого, финансового и другого характера, что является коммерческой ценностью, применяются в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой; авторское право; промышленные образцы (новое художественно-конструкторское решение, которое определяет его внешний вид); товарный знак.
Національні економіки в системі світового господарства: визначення національної економіки; показники ступеня розвитку національної економіки; регіональний підхід та типологічний підхід до класифікації країн світу. Национальная экономика - народнохозяйственный комплекс страны, который характеризуется отраслевой и территориальной структурой, системой управления и определенными социально-экономическими отношениями. Может быть выраженной через экономический потенциал, который означает совокупную способность отраслей народного хозяйства производить продукцию и оказывать услуги. Степень развития национальной экономики измеряется специальными показателями, они дают общее представление об экономическом потенциале страны, а также дают возможность сравнить развитие отдельных стран между собой. Наиболее важными показателями являются: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД), экспорт, импорт, товарооборот внешней торговли, объемы производства товаров и услуг и некоторые другие. ВВП - отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. ВНП - отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения. НД - вновь созданная в материальном производстве стоимость. Региональный подход заключается в группировке стран по географическому признаку. Выделяются большие регионы, которые содержат компактно расположенные страны, имеющие общие черты в естественных условиях, особенностях исторического и культурного развития: Западная Европа, включающая экономически развитые страны . Центральная Европа включает бывшие европейские социалистические страны за пределами бывшего СССР. Восточная Европа (Украина, Россия и т.д.) Юго - Западная Азия включает Турцию, Израиль, Азербайджан и т.д. Центральная Азия Казахстан, Узбекистан. Южную Азию составляют Индия, Пакистан, а также несколько мелких островных государств. Дальний Восток представляют Китай, Япония. Юго-Восточная Азия состоит из Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Таиланда. Австралия и Океания - это Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея и большое количество мелких островных государств. Северная Африка: Египет, Судан, Ливия. Западная Африка Нигер, Чад, Сенегал. Восточная Африка: Зимбабве, Мозамбик, Мадагаскар. Северная Америка: США, Канада, Мексика. Латинская Америка объединяет страны, подавляющее большинство которых прежде были в колониальной зависимости от Испании и Португалии. Аргентина, Бразилия. Чили, Перу. В этот регион отдельной подгруппой входит Карибский бассейн и Центральная Америка. Типологический подход учитывает: показатели уровня экономического развития и социально-экономическую структуру страны., динамика экономического развития, степень открытости экономики, ориентация на демократические перестройки. ООН: экономически развитые страны (иногда - индустриально развитые); развивающиеся страны (с выделением новых индустриальных и наименее развитых стран); страны с переходной экономикой; социалистические страны (или страны с командно-административной экономикой). Всемирный банк: высокоразвитые страны (ВВП на душу населения более 20 тыс. дол.) страны выше среднего уровня развития (10-20 тыс. дол.) страны ниже среднего уровня развития (5-10 тыс. дол.) бедные страны (менее 5 тыс. дол.).
Міжнародна економічна інтеграція: визначення поняття «міжнародна економічна інтеграція». Чинники міжнародної економічної інтеграції. Сутність рівнів міжнародної економічної інтеграції. Международная экономическая интеграция - это процесс сближения национальных экономик путем образования единого экономического пространства для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы через национальные границы. Современная международная экономическая интеграция происходит под влиянием ряда факторов мирового развития, среди которых наиболее существенными являются: Глобализация - тесное взаимодействие и переплетение экономических, политических, социальных, правовых, информационных, культурных и других трансакций на мировом поприще; распространение непосредственных и опосредованных связей между субъектами экономической деятельности всех стран мира; формирование единой (глобальной) для всего мирового сообщества системы мирохозяйственных отношений. Сопровождается образованием международных организаций, которые являются регуляторами этого процесса. Регионализация - это углубление международных связей на компактном пространстве, называемом регионом что характеризуется не только близким расположением стран друг к другу, но и общностью природных, исторических, экономических, политических, культурных условий. На региональном уровне создаются межгосударственные группировки, имеющие характер интеграционных объединений. В пространственном отношении можно выделить следующие уровни регионализации: макрорегиональный - объединение государств крупного региона. мезорегиональный - сотрудничество между пограничными административно-территориальными образованиями государств, например, еврорегионы; микрорегиональный - совместные специальные экономические зоны (СЭЗ). Зона преференциальной торговли - начальная стадия регионального интеграционного процесса, устранение препятствия в торговле некоторыми (но не всеми) товарами и услугами, не отработан единый механизм налогообложения при пересечении товаром границы, действуют различные таможенные правила. Квоты для импорта товаров из стран-партнеров могут быть расширены, но не ликвидируются полностью. Облегчаются условия для движения факторов производства. В свободном торговом пространстве все барьеры на пути торговли устранены, но каждая страна продолжает проводить свою собственную политику в отношении стран, не являющихся членами данного свободного торгового пространства. (ЕАСТ и НАФТА.) Таможенный союз предусматривает общую торговую политику в отношении стран, не входящих в Таможенный союз - импорт из стран, не входящих в таможенный союз, облагается одинаковой пошлиной при продаже товаров любой стране-участнице таможенного союза. Доходы от тарифов затем распределяются между участниками таможенного союза в соответствии с определенными установленными пропорциями. Общий рынок не имеет торговых барьеров и мобильными являются факторы - ограничения на иммиграцию, эмиграцию и перелив капитала через границы устранены. Начинается интеграция непосредственно в сфере производства, что заставляет членов общего рынка тесно сотрудничать в денежной, налоговой (фискальной) политике и в политике занятости. Повышение производительности труда стран-участниц общего рынка в целом не всегда предполагает одинаковую выгоду для всех стран, входящих в общий рынок. (МЕРКОСУР, Андский пакт). Экономический союз требует не только интеграции в сфере внешнеторговой и производственной деятельности, но и интеграции экономической политики, участники должны гармонизировать денежно-кредитную политику, налогообложение и государственные расходы и использовать общую валюту. (Европейский Союз.)
Європейський Союз: Основні етапи формування: І етап : назва договору, рік укладання, мета, ІІ етап: назва договору, рік укладання, мета, ІІІ етап: рік укладання договору, мета, IV етап: назва договору, рік укладання договору, цілі. Европейский Союз образован согласно Маастрихтскому соглашению, которое было подписано 7 февраля 1992 года; действие соглашения началось с ноября 1993 г. В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. Первый этапсвязан с созданием, по Парижскому договору 1951 p. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), который вступил в силу в августе 1952. Создателями ЕОУС стали Франция, ФРГ, Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды. Цель - способствовать экономическому сближению между странами, которые вошли в него, путем создания единого рынка угля и стали. Второй этап связан с Римским договором 1957 о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) и Евроатом, который вступил в силу 1 января 1958. Создателями ЕЭС и Евроатома стали те же 6 европейских стран. Цель (Общего рынка) - обеспечить постоянный и сбалансированное развитие экономик стран-участниц, повысить уровень жизни населения путем обеспечения свободы перемещения капиталов, товаров и рабочей силы. Цель Евроатома - развивать ядерную энергетику в странах, подписавших договор. Это сообщество позволило построить ряд АЭС, проводить совместные исследования в области ядерной энергетики. Третий этап 1967 «Договор слияния» (или Брюссельский договор) был европейским договором, который объединил органы Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в единую организационную структуру. В ЕС сначала вошли бы страны: Франция, Бельгия. ФРГ, Люксембург, Италия, Нидерланды; в 1973 г. - Великобритания, Дания, Ирландия; в 1981 г. - Греция; в 1986 г. - Испания, Португалия. Цели ЕС - создать единую Европу путем постепенного слияния` национальных экономик и развить общие институты. Четвертый этап связан с Маастрихтским договором (подписан 12 странами ЕС в 1992 и вступил в силу 1 ноября 1993 после ратификации его всеми странами) об образовании Европейского Союза. Основные цели Европейского Союза: закрепить результаты, достигнутые на предыдущих этапах интеграции стран Европейского сотрудничества, включая создание единого рынка; повысить эффективность механизмов и органов Европейского сотрудничества; способствовать сбалансированному, устойчивом развитии экономики и социальной сферы в странах - участницах Европейского сотрудничества в условиях ликвидации внутренних границ между ними и углублению экономического и валютного союза; повышать роль Европейского сотрудничества на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики безопасности 27 стран, выступающих как единое целое; усилить защиты прав и интересов граждан стран-участниц путем введения гражданства Европейского Союза. Інтеграції Східноєвропейських країн: Співдружність Незалежних Держав: рівень економічної інтеграції, основні напрями діяльності; напрями діяльності Організації Чорноморського економічного співробітництва. Содружество Независимых Государств (СНГ) образовалось в 1991 г. после распада Советского Союза. В него вошло 12 из 15 бывших советских республик: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Главной целью СНГ задекларировано сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, экологической и культурной областях для всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов. Такое сотрудничество должно превратиться в перспективе в экономический союз. Принципы СНГ: государства-члены суверенны и равны, государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Предполагалось, что СНГ станет мощным экономическим объединением вроде Европейского сообщества. С начала образования СНГ находилась на стадии зоны преференциальной торговли. Поэтому путь к экономическому союзу пролегает через промежуточные стадии: зона свободной торговли - таможенный союз - общий рынок товаров и услуг, капиталов, рабочей силы - валютный союз. В 1994 г. был подписан Договор об образовании зоны свободной торговли. Он предусматривал постепенное сокращение таможенных пошлин и образования в будущем межгосударственной экономического совета. Предполагалось образования таможенного союза. Однако соглашение подписали лишь несколько государств; частности, Украина к нему не присоединилась. В силу таких обстоятельств СНГ все еще находится на стадии зоны преференциальной торговли. Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) официально было основано в 1998 p., Насчитывает 11 членов: Азербайджан, Албания, Болгария, Армения, Греция, Грузия, Молдова, Россия, Румыния, Турция, Украина. Целями ОЧЭС являются: развитие многостороннего и двустороннего сотрудничества; улучшение условий для предпринимательской деятельности; сотрудничество в ведущих отраслях экономики, в частности, образование общей транспортной системы; сотрудничество по предотвращению загрязнения Черного моря. В 1994 г. был создан Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР), который должен способствовать экономическому развитию стран Черноморского региона.
![]() |