![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Ю.Корнейчук, В.Глебов, Ю.Соловов, И.Мухин, Л.Корнейчук (ВНИИ ГОЧС)
Предмет "Психологическая подготовка" входит в Программу боевой подготовки учебных соединений и частей войск Гражданской обороны Российской Федерации, а также в учебные программы боевой подготовки спасательных подразделений, подразделений инженерной, радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля, медицинских, связи, кинологических и др. Наименование тем и их содержание для различных программ одинаковы, время, отводимое в них на изучение предмета, колеблется незначительно. Поэтому излагаемые ниже материалы могут быть использованы при подготовке различных категорий специалистов войск ГО. Все темы разработаны на основе современных представлений об особенностях воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций на психику человека, опыта действий аварийно-спасательных формирований и войск ГО при ликвидации последствий ЧС при- родного и техногенного характера. Как распределить темы по учебным занятиям, решают руководители занятий. При подготовке к ним рекомендуем использовать следующую литературу: Социальная психология. М.: Политиздат, 1975; Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980; Приемы практической саморегуляции (практическое пособие). М.: ПАВС, 1992; Волович В.Г. С природой один на один (адаптация и выживание в экстремальных условиях). М.: Воениздат, 1989; Волович В.Г На грани риска (выживание в экстремальных условиях). М.: "Мысль", 1986; Бахарев В.Д. Аутотренинг. М.: "Знание11, 1992; Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. Л.: "Наука", 1988. В ходе занятий по психологической подготовке целесообразно использовать также кино- и видеофильмы: "Про- тив огненной стихии", "Землетрясение в Ташкенте", "В случае аварии на АЭС", "Действия в зоне карантина", "Пришедшие в час беды", "Меры безопасности при проведении спасательных и других неотложных работ" (все они выпущены Штабом ГО СССР), "Поисково-спасательные работы в горах" и "Поисково-спасательные работы на воде" (оба -ГосНИИГА), "Между жизнью и смертью" (НИИ общей реанимации). Тема 1. Морально-психологические особенности профессиональной деятельности спасателей 1.1. Особенности профессиональной деятельности спасателей Профессиональная деятельность спасателей - один из наиболее важных и гуманных видов человеческой деятельности. Главной целью выполнения спасателями своих профессиональных обязанностей является спасение людей и материальных ценностей, а также ликвидация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основной вид их профессиональной деятельности - проведение аварийно-спасательных работ (АСР). Г В процессе этих работ спасатели подвергаются воздействию поражающих и психотравмирующих факторов ЧС, Их деятельность связана с угрозой для жизни и здоровья, а ее результаты имеют высокую социальную значимость. Кроме того, содержание работ необходимость оперативного принятия решений в ходе их, сложность используемых технических средств, другие специфические факторы, возникающие при ЧС, определяют высокие требования к уровню знаний, умений, навыков и психологических особенностей спасателей. Чтобы установить эти требования, рассмотрим некоторые морально-психологические особенности профессиональной деятельности спасателей войск гражданской обороны. Распорядок дня их личного состава обычно включает в себя различные виды занятий, обслуживание технических средств и аварийно-спасательного инструмента, выполнение хозяйственных работ, несение караульной и внутренней службы, спортивно- и культурно-массовые мероприятия. Все это время спасатели постоянно находятся на виду друг у друга, общаются, совместно решают служебные задачи, принимают пищу, отдыхают и т.д. Это создает особую атмосферу быта спасательного подразделения, где все достаточно хорошо знают интересы, привычки и привязанности друг друга. Как положительные, так и отрицательные стороны поведения конкретного человека, проявляемые им при выполнении работ по ликвидации ЧС или в процессе учебно-боевой деятельности, быстро становятся известны всему личному составу По сигналу тревоги, который является началом этапа боевой профессиональной деятельности спасателей, личный состав надевает боевую одеаду и снаряжение, согласно боевому расчету открывает ворота гаражей, грузит аварийно-спасательный инструмент, водители запускают двигатели автомашин и все занимают места в автомобилях. На осуществление всех этих мероприятий нормативами отводится предельно короткое время. Сигнал тревоги всегда внезапный. Он застает спасателей во время учебных занятий, отдыха, принятия пищи и т.д. Вот эта неожиданность, дефицит времени, неопределенность предстоящей ситуации (из-за отсутствия достаточной ин- формации о возникшей ЧС) вызывают у спасателей эмоциональное напряжение, которое быстро нарастает В течение короткого времени может резко меняться вид их деятельности, что, безусловно, отражается на эмоциональном состоянии и двигательной активности спасателей. Речь становится отрывистой, движения быстрыми и зачастую несколько хаотичными. При этом им далеко не всегда удается мгновенно переключиться с одного вида деятельности на другой: на какое-то время эти виды как бы наслаиваются друг на друга, происходит их "столкновение,",j На пути следования к зоне ЧС спасатели при необходимости локализуют и тушат пожары на маршрутах выдвижения, разбирают завалы на дорогах, оборудуют переправы. /По прибытии в зону ЧС проводятся разведка очага бедствия (аварии или катастрофы) и боевое развертывание. Далее личный состав выполняет свои функции согласно боевому расчету и приказам непосредственных начальников. На этом этапе спасатели подвергаются воздействию большого количества стрессовых воздействий. Основными из них являются: угроза для жизни и здоровья, которая может быть вызвана обрушением конструкций зданий и сооружений, взрывами, выбросами пламени, радиационным и химическим воздействием, возможностью поражения электрическим током и др.; необходимость быстрого принятия решений в постоянно меняющейся опасной обстановке и высокая ответственность за их правильность. Это обусловлено задачей в кратчайшие сроки спасти людей и материальные ценности, а также осознанием спасателями цены ошибки, которая может привести к неоправданным людским потерям; экстремальные физические нагрузки, вызванные длительным выполнением трудоемких работ без полноценного отдыха, работой в средствах индивидуальной защиты, задымлением, высокими или низкими температурами воздуха, неблагоприятным шумовым и световым фоном и тд.; эмоциональные стрессы, обусловленные видом погибших и пострадавших людей и животных, разрушением зданий и сооружений, пожарами и др. Перечисленные стрессовые воздействия могут по-разному восприниматься каждым спасателем, однако в своей совокупности они, как правило, вызывают у них временные стрессовые состояния! Будучи по своей сущности коллективной, профессиональная деятельность спасателей предполагает оказание взаимной помощи, взаимозаменяемость, умение вовремя прийти на помощь. В зависимости от особенностей ЧС практически каждому спасателю приходится выполнять всевозможные виды работ по ее ликвидации. Следовательно, любая попытка спрятаться за спинами товарищей здесь не проходит незамеченной. Это значительно повышает ответственность человека перед коллективом за результаты своей работы. После ликвидации ЧС наступает этап, охватывающий период от окончания ликвидации до готовности спасательного подразделения к преодолению новой ЧС. Он включает в себя приведение в порядок техники, аварийно-спасательного инструмента, снаряжения и средств индивидуальной защиты, а также разбор действий спасателей на прошедшей ЧС. Затем вновь наступает этап учебно-боевой деятельности. Для профессиональной деятельности спасателей характерны также аритмичность процесса их службы и неравномерность интенсивности труда. Это объясняется случайностью возникновения ЧС, разнообразием их видов, масштабами последствий. Названные особенности тоже увеличивают эмоциональную напряженность, способствуют ее накоплению. Спасатель должен находиться в постоянной боевой готовности, у него нет возможности планировать свою деятельность. Ведь он не может знать, случится ли в определенный период времени ЧС, каковы ее характер и масштабы. Существенным неблагоприятным фактором является и периодическое нарушение нормального режима сна-бодрствования, возникающего в связи с дежурствами и в ходе ликвидации ЧС. Разные люди по-разному способны "переносить длительное бодрствование, а лишение ночного сна может привести некоторых из них к длительным расстройствам всего цикла "сон-бодрствование", что негативно скажется на психоэмоциональном состоянии. 1.2. Основные требования к личностным свойствам спасателей Особенности профессиональной деятельности спасателей предъявляют определенные требования к их индивидуальным личностным свойствам. Перечислим основные требования: быстрая адаптация спасателей к условиям ЧС; устойчивость к влиянию психотрав-мирующих факторов ЧС; способность принимать решения в условиях дефицита информации или времени на ее осмысление; надежная работа при выполнении АСР в течение длительного времени и в средствах индивидуальной защиты; устойчивость к экстремальным физическим и психологическим нагрузкам; эффективная и безаварийная эксплуатация технических средств и аварийно-спасательного инструмента; эффективное взаимодействие и взаимозаменяемость при проведении АСР. Опыт ликвидации крупных ЧС последнего времени (аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясений в Армении, Нефте-горске и др.) показал, что было много случаев, когда отдельные личностные качества спасателей не соответствовали указанным требованиям. Это проявлялось в виде растерянности, а подчас и полном непонимании сложившейся обстановки. Принимаемые решения зачастую были непродуманными, носили стереотипный характер и иногда приводили к неоправданным потерям. Спасатели оказывались неспособными выполнять АСР в условиях экстремальных физических и психических нагрузок. Их поведение зависело от воздействия психотравмирующих факторов. В результате резко снижалась работоспособность. Среди этой части спасателей, росло число физических и психических травм, что не только делало бессмысленным дальнейшее участие людей в проведении ACR но и требовало привлечения дополнительных сил и средств, Индивидуальные личностные качества спасателей, позволяющие им эффективно осуществлять профессиональные обязанности на этапах учебно-боевой и боевой деятельности, называются про- фессионально важными. Они будут рассмотрены в рамках следующей темы.
Контрольные вопросы по теме 1: 1. В чем заключается гуманность профессиональной деятельности спасателей? 2. Перечислите основные морально-психологические особенности их профессиональной деятельности. 3. Вследствие каких факторов у спасателей возникает и нарастает эмоциональное напряжение?
![]() |