![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Утечки из воздухопроводной сети
Утечки из воздухопроводной сети ΔVс горок происходят непрерывно и, как правило, пропорционально общему объёму Ос этой сети; утечка ΔVс на горках с тремя тормозными позициями при давлении 0,7 МПа (7 кгс/см2) определяется по формуле
Производительность компрессорной станции
Автономная компрессорная станция на горке
Если компрессорная станция предназначена в основном только для обслуживания вагонных замедлителей, то суммарный расход воздуха складывается из следующих составляющих
V = Vр.з + Vм +ΔVс . (26)
На горках с последовательным и параллельным роспуском потребная производительность автономной компрессорной станции равна
П = φVр.з + Vм +ΔVс + Пр , (27)
где Пр – подача резервного компрессора (Пр = 20 м3/мин); φ – коэффициент, учитывающий увеличение расхода воздуха на горке в связи с постепенным ростом скоростей роспуска, а также воз- можностью появления непредвиденных расходов (φ = 1,15; 1,10 и 1,05 при общем расходе воздуха соответственно менее 60 м3/мин; 60-100 м3/мин и свыше 100 м3/мин).
Объединенная компрессорная станция на горке
Суммарный расход воздуха при наличии нескольких потребителей, в том числе устройств очистки стрелок от снега и др., м3/мин,
V = Vр.з + Vав.с + Vш + Vм +ΔVс + Vдр , (28)
где Vдр – другие возможные потребители воздуха, в том числе вагонное (в среднем 25 м3/мин) и локомотивное (в среднем 35 м3/мин) хозяйства.
Производительность объединенной компрессорной станции на горках с последовательным и параллельным роспуском составит
П = φVр.з + Vав.с+ Vш + Vм +ΔVс + Vдр + Пр . (29)
Сравнение выбранных вариантов
Сравнение и выбор типа вагонных замедлителей, которыми будет оборудована сортировочная горка, производится путем сопоставления капитальных вложений и эксплуатационных расходов. Для сравнения вариантов достаточно определить капиталовложения на устройство замедлителей Kз и компрессоров Kк , а также расходы C на оплату электроэнергии, потребляемой компрессорами. Капиталовложения на устройство одного замедлителя приведены в таблице 6, а на устройство одного компрессора – в таблице 7.
Таблица 6
Таблица 7
Все компрессоры на горке должны быть однотипными. При выборе типового компрессора должно выполняться условие: П < Пк, где Пк – суммарная производительность компрессоров данного типа. Годовые эксплуатационные расходы на оплату электроэнергии определяются по формуле
C = cэл ∙ A ∙ 365, (30)
где сэл – стоимость одного кВт∙ч электроэнергии, руб. (сэл = 2,50 руб., на 2012 г.); A – суточный расход электроэнергии*, кВт∙ч
где q – производительность компрессора, м3/мин; Nдв – мощность, потребляемая электродвигателем компрессора, кВт (таблица 7); T – суточная продолжительность работы компрессоров, ч
где tр – среднее время роспуска одного состава, мин; Nсост – суточное количество расформировываемых составов; Tдоп – время на повторную переработку, Tдоп = 0,05∙ Tр , ч.
Критерием эффективности (выбора) типа замедлителей будет минимум годовых приведенных затрат Эпр
где i – номер варианта; Ki – капитальные вложения по i-му варианту; Сi – годовые эксплуатационные расходы по i-му варианту; Eн – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложе- ний, Eн = 1/Tн, Tн – нормативный срок окупаемости капитальных вложений, лет.
Экономически выгодным будет вариант (тип замедлителя), имеющий минимальное значение Эпр . 6 Пример расчёта
Требуется выбрать тип замедлителей, определить производительность компрессорной станции и необходимый объём воздухопроводной сети на механизированной горке с последовательным роспуском составов. Исходные данные: Количество расформировываемых составов Nсост = 52 сост./сут; Число путей в парке приёма mп = 5; Число путей в парке отправления mо = 9; Число путей в транзитном парке mтр = 4; Число путей в сортировочном парке mс = 26; Средняя скорость роспуска νр = 5 км/ч; Средняя длина отцепа nв = 1,2 вагона; Продолжительность роспуска tр = 8 мин; Тип рельсов в парках станции – Р50; Компрессорная станция на горке – объединённая; Другие потребители воздуха – локомотивное депо; Нормативный срок окупаемости Tн = 9 лет. Решение. По формуле (1) определяем количество поступающих в переработку вагонов
Сравнивая значение Согласно таблице 2 для ГСМ потребная расчётная мощность тормозных средств hТП будет следующей: IТП – от 1,5 до 2,0 м; IIТП – 2,5 м (так как νвх ≈ νр = 5 км/ч); IIIТП – 1,05 м. Поскольку конкретные указания по выбору hТП для IТП отсутствуют, значение hIТП принимаем самостоятельно в указанном промежутке (Например, hIТП = 1,7 м). На основании имеющихся данных выбираем два варианта оснащения сортировочной горки тормозными средствами. Выбор осуществляем с учётом того, чтобы соблюдалось условие – суммарная наличная мощность монтируемых на ТП замедлителей hзам была не менее потребной hТП. Также, при выборе вариантов требуется учесть имеющиеся ограничения по типу рельса, типу вагонного замедлителя и числа замедлителей на ТП. Так как на самой сортировочной горке допускается использование только рельсов Р65, для оборудования I и IIТП возможно применение следующих типов вагонных замедлителей: КВ-2, КВ-3, КНП-5, ВЗПГ-3, ВЗПГ-5, НК114, ВЗП-3 и ВЗП-5 (приложение 2). По заданию в парках станции уложены рельсы Р50, поэтому для оснащения IIIТП должны использоваться замедлители РНЗ-2 (приложение 2). Также, согласно приложению 2, при рельсах Р50 на IIIТП допускается применение замедлителей КНП-5, ВЗПГ-3 и ВЗПГ-5. В соответствии с данными таблицы 2 на IТП должно быть 2 вагонных замедлителя, на IIТП – 2-3, на IIIТП – 1-3. Исходя из изложенного, самостоятельно осуществляем выбор вариантов оснащения горки вагонными замедлителями. Вариант I. На IТП по два замедлителя КНП-5 (hзам = 1,25; Проверяем сделанный выбор на соответствие условию (2): - для IТП (hIТП = 1,70 м)
1,70 ≤ 1,25 ∙ 2;
- для IIТП (hIIТП = 2,50 м)
2,50 ≤ 1,30 ∙ 2;
- для IIIТП (hIIIТП = 1,05 м)
1,05 ≤ 0,40 ∙ 3.
Условие выполнено для всех тормозных позиций. По формуле (3) рассчитаем число вагонных замедлителей каждого вида, необходимых для полного оснащения горки. Общее количество замедлителей: - КНП-5 (используются на IТП для которой
- ВЗПГ-3 (используются на IIТП для которой
- РНЗ-2 (используются на IIIТП для которой
Вариант II. На IТП по два замедлителя ВЗПГ-3 (hзам = 1,30; Проверяем сделанный выбор на соответствие условию (2): - для IТП (hIТП = 1,7 м)
1,70 ≤ 1,30 ∙ 2;
- для IIТП (hIIТП = 2,5 м)
2,50 ≤ 1,00 ∙ 3;
- для IIIТП (hIIIТП = 1,05 м)
1,05 ≤ 1,30 ∙ 1.
Условие выполнено для всех тормозных позиций. По формуле (3) рассчитаем число вагонных замедлителей каждого вида, необходимых для полного оснащения горки. Общее количество замедлителей: - ВЗПГ-3 (используются на IТП и IIIТП; для IТП
- КВ-3 (используются на IIТП для которой
Результаты расчётов по принятым вариантам сведём в таблицу (приложение 3.)
Число спускаемых в 1 мин отцепов при скорости 5 км/ч по формуле (5)
nот = 1,2 ∙ 5 / (1 + 0,6 ∙ 1,2) = 3,5.
При nв = 1,2 вагона, коэффициент пропорциональности
kпр = 0,7 + 0,15 ∙ 1,2 = 0,88.
Число включений замедлителей на механизированной горке по формуле (4)
B = 0,88 ∙ 3,5 ∙ (1,2 + 1,35 + 1,25) = 3,70 + 4,16 + 3,85.
Далее расчёты требуется выполнить для каждого варианта отдельно.
Вариант I. Расход свободного воздуха на включение замедлителей по формуле (6) с учётом количества замедлителей на каждой тормозной позиции
Vз = 1,49 ∙ 3,70 ∙ 2 + 0,20 ∙ 4,16 ∙ 2 + 0,2 ∙ 3,85 ∙ 3 = 15 м3/мин. Утечки из пневматических узлов замедлителей:
– замедлители КНП-5 (формула (10))
– замедлители ВЗПГ-3
– замедлители РНЗ-2 (формула (9))
ΔVз = 1 + 0,1 ∙ 78 = 8,8 м3/мин.
Общий расход воздуха на работу замедлителей (формула (12))
Vр.з = 15 + 5,94 + 0 + 8,8 = 29,74 м3/мин.
Расход воздуха на автоматическую очистку стрелок (nав = mс = 26): – расход воздуха на ручную (шланговую) очистку (формула (13))
ΔVр = 0,05 ∙ 26 = 1,3 м3/мин;
– расход воздуха на автоматическую очистку для рельсов типа Р50 (формула (15))
Vав = 0,134 ∙ 26 = 3,48 м3/мин.
При расчёте Vав использовалась формула (15) поскольку по заданию в парках станции уложены рельсы Р50. Общий расход воздуха при автоматической очистке стрелок (формула (16))
Vав.с = 3,48 + 1,30 = 4,78м3/мин.
Общее число стрелок на сортировочной станции (формула (21))
nоб = 7 ∙ (5 + 9 + 4) + 26 = 152 стрелки.
Число стрелок очищаемых шлангами (формула (20))
nш = 152 – 26 = 126 стрелок.
Расход воздуха на шланговую очистку стрелок по формуле (19)
Vш = 0,1 ∙ 126 = 12,6 м3/мин. Расход на местные нужды (формула (22))
Vм = 0,02 ∙ 29,74 = 0,60 м3/мин.
Расход воздуха перечисленными потребителями (формула (23))
Vс = 29,74 + 4,78 + 12,60 +0,60 = 47,72 м3/мин.
Потребный объём воздухопроводной сети по формуле (24) равен
Утечка воздуха из сети по формуле (25)
Расчёт суммарного расхода воздуха на горке несколькими потребителями (для объединённой компрессорной станции) производим по формуле (28). В задании указано, что на станции имеются другие потребители воздуха (локомотивное хозяйство), расход воздуха которыми можно принять равным 35 м3/мин (см. подраздел 4.2). Суммарный расход воздуха будет равен
V = 29,74 + 4,78 + 12,60 + 0,60 + 8,88 + 35,00 = 91,60 м3/мин. Потребная производительность объединенной компрессорной станции рассчитываем по формуле (29). Поскольку общий расход воздуха на горке находится в промежутке от 60 до 100 м3/мин (V = 91,60 м3/мин), коэффициент φ принимаем равным 1,10. П = 1,10 ∙ 29,74 + 4,78 + 12,60 + 0,60 +8,88 + 35,00 + 20,00 = 114,58 м3/мин.
Капитальные вложения в замедлители Kз определяем с использование таблицы 6: – замедлители КНП-5 (4 шт.)
– замедлители ВЗПГ-3 (8 шт.)
– замедлители РНЗ-2 (78 шт.)
Общие капитальные вложения в замедлители будут равны
Kз = 13800 + 23000 + 118560 = 155360 тыс. руб.
Капитальные вложения в компрессоры Kп рассчитываем с использование таблицы 7. В соответствии с величиной П = 114,58 м3/мин принимаем пять компрессоров типа 2ВМ4-24/8 (Пк = 24 ∙ 5 = 120 м3/мин). Таким образом будет выполнено условие П ≤ Пк (114,58 ≤ 120). Капитальные вложения в компрессоры будут равны
Kп = 1000 ∙ 5 = 5000 тыс. руб.
Суммарные капитальные вложения по I варианту составят
KI = Kз + Kп = 155360 + 5000 = 160360 тыс. руб.
Продолжительность работы компрессоров в течение суток составит: – при роспуске составов (формула (33))
Tр = 52 ∙ 8 / 60 = 6,94 ч;
– при дополнительной переработке вагонов
Tдоп = 0,05 ∙ 6,94 = 0,35 ч;
– общая (формула (32))
T = 6,94 + 0,35 = 7,29 ч.
Суточный расход электроэнергии (формула (31))
Эксплуатационные расходы по варианту I (формула (30))
CI = 2,5 ∙ 3561,41 ∙ 365 · 10-3 = 3250 тыс. руб. Вариант II. Расход свободного воздуха на включение замедлителей по формуле (6) с учётом количества замедлителей на каждой тормозной позиции
Vз = 0,20 ∙ 3,70 ∙ 2 + 1,72 ∙ 4,16 ∙ 3 + 0,20 ∙ 3,85 ∙ 1 = 23,72 м3/мин. Утечки из пневматических узлов замедлителей: – замедлители ВЗПГ-3
– замедлители КВ-3 (см. подраздел 3.2)
Общий расход воздуха на работу замедлителей (формула (12))
Vр.з = 23,72 + 0 + 2 = 25,72 м3/мин.
Расход воздуха на автоматическую очистку стрелок (nав = mс = 26): – расход воздуха на ручную (шланговую) очистку (формула (13))
ΔVр = 0,05 ∙ 26 = 1,3 м3/мин;
– расход воздуха на автоматическую очистку для рельсов типа Р50 (формула (15))
Vав = 0,134 ∙ 26 = 3,48 м3/мин.
Общий расход воздуха при автоматической очистке стрелок (формула (16))
Vав.с = 3,48 + 1,30 = 4,78м3/мин.
Общее число стрелок на сортировочной станции (формула (21))
nоб = 7 ∙ (5 + 9 + 4) + 26 = 152 стрелки.
Число стрелок очищаемых шлангами (формула (20))
nш = 152 – 26 = 126 стрелок.
Расход воздуха на шланговую очистку стрелок по формуле (19)
Vш = 0,1 ∙ 126 = 12,6 м3/мин. Расход на местные нужды (формула (22))
Vм = 0,02 ∙ 25,72 = 0,52 м3/мин.
Расход воздуха перечисленными потребителями (формула (23))
Vс = 25,72 + 4,78 + 12,60 +0,52 = 43,62 м3/мин.
Потребный объём воздухопроводной сети по формуле (24) равен
Утечка воздуха из сети по формуле (25)
Расчёт суммарного расхода воздуха на горке несколькими потребителями (для объединённой компрессорной станции) производим по формуле (28). В задании указано, что на станции имеются другие потребители воздуха (локомотивное хозяйство), расход воздуха которыми можно принять равным 35 м3/мин. Суммарный расход воздуха будет равен
V = 25,72 + 4,78 + 12,60 + 0,52 + 8,65 + 35,00 = 87,27 м3/мин. Потребная производительность объединенной компрессорной станции рассчитываем по формуле (29). Поскольку общий расход воздуха на горке находится в промежутке от 60 до 100 м3/мин (V = 87,27 м3/мин), коэффициент φ принимаем равным 1,10. П = 1,10 ∙ 25,72 + 4,78 + 12,60 + 0,52 +8,65 + 35,00 + 20,00 = 109,84 м3/мин.
Капитальные вложения в замедлители Kз определяем с использование таблицы 6: – замедлители ВЗПГ-3 (4 шт. + 26 шт.)
– замедлители КВ-3 (12 шт.)
Общие капитальные вложения в замедлители будут равны
Kз = 86250 + 17280 = 103530 тыс. руб.
Капитальные вложения в компрессоры Kп рассчитываем с использование таблицы 7. В соответствии с величиной П = 109,84 м3/мин принимаем четыре компрессора типа 305ВП-30/8 (Пк = 30 ∙ 4 = 120 м3/мин). Таким образом будет выполнено условие П ≤ Пк (109,84 ≤ 120). Капитальные вложения в компрессоры будут равны
Kп = 1810 ∙ 4 = 7240 тыс. руб.
Суммарные капитальные вложения по II варианту составят
KII = Kз + Kп = 103530 + 7240 = 110770 тыс. руб.
Продолжительность работы компрессоров в течение суток составит: – при роспуске составов (формула (33))
Tр = 52 ∙ 8 / 60 = 6,94 ч;
– при дополнительной переработке вагонов
Tдоп = 0,05 ∙ 6,94 = 0,35 ч;
– общая (формула (32))
T = 6,94 + 0,35 = 7,29 ч.
Суточный расход электроэнергии (формула (31))
Эксплуатационные расходы по варианту II (формула (30))
CII = 2,5 ∙ 3371,85 ∙ 365 · 10-3 = 3077 тыс. руб. Сравнение выбранных вариантов. Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений Eн будет равен Eн = 1/9 = 0,11. Годовые приведённые затраты Эпр по сравниваемым вариантам (формула (34)) будут равны
Таким образом, экономически выгодным является второй вариант. Библиографический список
1 Технико-экономическое обоснование выбора типа вагонных замедлителей на сортировочных горках: методические указания / В.В. Васильев, В.И. Смирнов. – СПб.: ПГУПС, 2004. – 20 с. 2 Железнодорожные станции и узлы: учебное пособие / Ю.И. Ефименко, С.И. Логинов, В.Е. Павлов, В.С. Суходоев, М.М. Уздин. – СПб.: ПГУПС, 1996. – 202 с. 3 Правила и нормы проектирования сортировочных устройств на железных дорогах Союза ССР ВСН 207-89. – М.: Транспорт, 1992. – 105 с. 4 Проектирование сортировочных горок: учебное пособие к курсовому и дипломному проектированию / В.Е. Павлов, М.М. Уздин, Ю.И. Ефименко. – Л.: ЛИИЖТ, 1987. – 97 с. 5 Техническое обслуживание горочных устройств / Н.К. Модин, Е.В. Щербаков. – М.: Транспорт, 1989. – 167 с. 6 Устройства механизированных и автоматизированных сортировоч-ных горок / B.C. Сагайтис, В.Н. Соколов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1988. – 208 с. 7 Правила и технические нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм. – М.: МПС, 2001. – 255 с. 8 Эксплуатация механизированных сортировочных горок / В.П. Шейкин. – М.: Транспорт, 1992. – 240 с. 9 Пособие по применению Правил и норм проектирования сортировочных устройств / Ю.А. Муха, Л.Б. Тишков, В.П. Шейкин и др. – М.: Транспорт, 1994. – 220 с.
Приложение 1
Исходные данные для выполнения практической работы Исходные данные принимаются самостоятельно по таблицам П.1.1-П.1.2 по первой букве фамилии и последней цифре номера зачётной книжки. Таблица П.1.1
Таблица П.1.2
Во всех вариантах принять последовательный роспуск составов. Приложение 2
Основные технико-технологические параметры вагонных замедлителей
Приложение 3
Рекомендуемая форма оформления результатов расчётов по разделу 2
Содержание
Введение ……………………………………………………………. 2 1 Определение мощности сортировочной горки ………………… 3 2 Выбор тормозных средств. Расчёт числа замедлителей на тормозных позициях …………………………. 3 3 Определение расхода воздуха на сортировочной горке ………. 5 3.1 Расход воздуха на включение замедлителей ……………... 5 3.1.1 Последовательный роспуск составов ……………...... 5 3.1.2 Параллельный роспуск составов …………………... 8 3.2 Утечки воздуха из цилиндров замедлителей …………….. 8 3.3 Расход на очистку стрелок ………………………………… 9 3.3.1 Автоматическая очистка …………………………….. 9 3.3.2 Шланговая очистка …………………………………... 10 3.4 Расход на местные нужды ………………………………….11 3.5 Необходимый объём воздухопроводной сети …………….11 3.6 Утечки из воздухопроводной сети ………………………... 11 4 Производительность компрессорной станции …………………. 12 4.1 Автономная компрессорная станция на горке …………… 12 4.2 Объединенная компрессорная станция на горке ………… 12 5 Сравнение выбранных вариантов ……………………………….. 12 6 Пример расчёта …………………………………………………… 15 Библиографический список ……………………………………...... 25 Приложение 1 ………………………………………………………. 26 Приложение 2 ………………………………………………………. 28 Приложение 3 ………………………………………………………. 29
Учебное издание
СМИРНОВ ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ
ЧЕТЧУЕВ МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ
![]() |