![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Использование различных кодировок
Время выполнения 2 часа Цель работы Научиться переводить числа в те системы счисления, которые использует ЭВМ, подсчитывать объем занимаемой данными информации и уметь переводить значения количества информации из одних единиц измерения в другие. Задачи лабораторной работы После выполнения работы студент должен знать и уметь:
Перечень обеспечивающих средств Для обеспечения выполнения работы необходимо иметь компьютер с операционной системой и методические указания по выполнению работы. Общие теоретические сведения Система счисления – это способ представления чисел цифровыми знаками и соответствующие ему правила действий над числами. Системы счисления можно разделить:
В непозиционной системе счисления значение (величина) символа (цифры) не зависит от положения в числе. Самой распространенной непозиционной системой счисления является римская. Алфавит римской системы записи чисел состоит из символов: I – один, V – пять, X – десять, L – пятьдесят, C – сто, D – пятьсот, M – тысяча. В позиционных системах счисления значение (величина) цифры определяется ее положением в числе. Представим развернутую форму записи числа: Aq = an-1∙qn-1 + … + a1∙q1 + a0∙q0 + a-1∙qn-1 + … + a-m∙q-m , где q – основание системы счисления (количество используемых цифр) Пример Двоичная система счисления Официальное «рождение» двоичной системы счисления (в её алфавите два символа: 0 и 1) связывают с именем Готфрида Вильгельма Лейбница. В 1703 г. он опубликовал статью, в которой были рассмотрены все правила выполнения арифметических действий над двоичными числами. Преимущества:
Недостаток: быстрый рост числа разрядов, необходимых для записи чисел. Перевод чисел (8) → (2), (16) → (2) Перевод восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в двоичную систему: каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной триадой (тройкой цифр) или тетрадой (четверкой цифр). Примеры: Задание для самостоятельного выполнения Переведите:
Перевод чисел (2) → (8), (2) → (16) Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную или шестнадцатеричную, его нужно разбить влево и вправо от запятой на триады (для восьмеричной) или тетрады (для шестнадцатеричной) и каждую такую группу заменить соответствующей восьмеричной (шестнадцатеричной) цифрой. Примеры: Задание для самостоятельного выполнения Переведите:
Перевод чисел (q) → (10) Запись числа в развернутой форме и вычисление полученного выражения в десятичной системе. Примеры:
Задание для самостоятельного выполнения Переведите:
Перевод чисел (10) → (q) Последовательное целочисленное деление десятичного числа на основание системы q, пока последнее частное не станет меньше делителя. 200910=310145 Задание для самостоятельного выполнения Переведите:
Для перевода правильных дробей из десятичной системы счисления в произвольную используется метод последовательного умножения на основание системы счисления дробных цифр числа до тех пор, пока не получим в дробной части всех нулей или не достигнем заданной точности (если число не переводится точно). Пример. Перевести из десятичной системы счисления в двоичную число 0,325. 0,375 Выделяем целую часть: 0 0,750 Выделяем целую часть: 1 0,500 В дробной части получили все нули, т. е. число перевелось в двоичную систему счисления точно: 0,0112. Двоичная арифметика 1. Таблица сложения 2. Таблица вычитания 3. Таблица умножения Пример. Сложить два числа в двоичной системе счисления. Количество информации, которое вмещает один символ N-элементного алфавита, равно i = log2N. Пример 1. Вычислить количество информации в слове «Информатика» при условии, что для кодирования используется 32-значный алфавит. Решение. Вычислим количество информации, соответствующее 1 символу при использовании 32-значного алфавита: 32 = 2х, х = 5 бит. Слово "Информатика" состоит из 11 символов, получаем 11* 5 = 55 (бит). Пример 2. Растровый графический файл содержит черно-белое изображение с 2 градациями цвета (черный и белый) размером 800 х 600 точек. Определите необходимый для кодирования цвета точек (без учета служебной информации о формате, авторстве, способах сжатия и пр.) размер этого файла на диске в байтах. Решение. Поскольку сказано, что изображение двуцветное, следовательно, для указания цвета одной точки достаточно двух значении, кодирующих белый или черный цвет. Два значения могут быть закодированы одним битом. Объем графического файла рассчитывается по формуле V=i*k, где i - глубина цвета, а k - количество точек. Использование различных кодировок В кодировке ASCII на каждый символ отводится 1 байт = 8 бит. В кодировке Unicode на каждый символ отводится 2 байта = 16 бит. Пример 1. При кодировании с помощью Unicode найти информационный объем фразы «Ученье – свет, а неученье – тьма!». Решение. Подсчитаем число символов в заданной фразе, учитывая буквы, пробелы и знаки препинания (тире, запятую, восклицательный знак). Всего символов – 33. Вычислим объем фразы: 33 (символа) * 2 (байта) = 66 байт = 528 бит. Пример 2. Сообщение содержит 4096 символов. Объем сообщения при использовании равномерного кода составил 1/512 Мбайт. Найти мощность алфавита, с помощью которого записано данное сообщение. Решение. Мощность алфавита – количество символов в алфавите. Переведем информационный объем сообщения в биты.
Тогда мощность алфавита по формуле Р. Хартли равна N = 2i = 24 = 16. Пример 3. Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28 800 бит/с для передачи 100 страниц текста в 30 строк по 60 символов каждая в кодировке ASCII. Решение. В кодировке ASCII каждый символ занимает 8 бит или 1 байт.
секунд.
![]() |