Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 12. Основы экологического и земельного права



Экологическое право — отрасль права, нормы которой ре­гулируют общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения, связанные с использова­нием и охраной природных ресурсов. Характеризуя экологи­ческое право как отрасль права, необходимо прежде всего под­черкнуть его единство со всеми другими отраслями права. Эко­логическое право обладает всеми теми признаками, которые присущи праву в целом. Эти признаки относятся к сущности права, свойствам позитивности и т.д.

Особенности экологического права вытекают из предмета его регулирования, иначе говоря, из регулируемых им общест­венных отношений.

Отношения в области взаимодействия общества и природы имеют своеобразный характер. Своеобразие этих отношений определяется тем, что природные ресурсы не созданы трудом человека, даются ему в готовом виде; при правильном и эффек­тивном их использовании они способны умножать богатства человеческого общества. Правовой режим природных ресур­сов всецело определяется их экономическим значением как ос­новных средств производства.

Экологические правоотношения возникают и развиваются по поводу владения, пользования, распоряжения и охраны природных ресурсов как основных средств производства во всех сферах хозяйственной жизни. В основе развития экологичес­ких отношений лежит требование эффективного использова­ния и охраны природных ресурсов. Все это не может не учиты­ваться при решении вопроса о правовом режиме природных ре­сурсов в условиях перехода к рыночным отношениям.

Экологическое право Республики Казахстан — сравнитель­но новое и молодое право. Оно быстро развивается, всесторон­не совершенствуется и углубляется. Появляются все новые и новые нормативно-правовые акты и документы, содержащие общие и конкретные, прямые и непосредственные нормы и тре­бования чисто экологического, природоохранного направления и характера. Созданы специально уполномоченные- органы, службы-механизмы обеспечения экологического оздоровления, рационального использования и надлежащей охраны природ­ных ресурсов.

Экологическое право Республики Казахстан, как и любое другое право в нашей Республике, имеет свои собственные ис­точники, благодаря которым обеспечивается правовое регули­рование общественных, экологических, природоохранных от­ношений.

Устанавливая правила должного поведения людей в окру­жающей природной среде, они призваны содействовать эколо­гическому оздоровлению и обеспечению экологического рав­новесия и гармонии в мире растений и животных. В них опре­деляются порядок и условия предоставления в пользование при­родных ресурсов и изъятия их в случае необходимости из ис­пользования с указанием оснований возникновения, измене­ния и прекращения права природопользования. Они содержат меры ограничений, запретов и поощрений при сочетании их с дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовно-правовой ответственностью.

Отсюда следует такой вывод — источниками экологическо­го права Республики Казахстан могут быть лишь такие норма­тивно-правовые акты, которые содержат эколого-правовые нормы и требования или имеют чисто экологическую, приро­доохранную направленность и характер. Но это не исключает, а напротив, предполагает возможность и даже целесообразность использования и международно-правовых средств-механизмов. К источникам экологического права Республики Казахстан относятся нормативно-правовые акты и документы и в первую очередь Конституция Республики Казахстан 1995 г. Эколого-правовой характер имеют ст.ст. 6, 31 и 38. В них впервые утверждена и введена в действие новая экологическая, приро­доохранная концепция, суть которой состоит в том, что "госу­дарство ставит целью охрану окружающей среды, благоприят­ной для жизни и здоровья человека", что "сокрытие должност­ными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здо­ровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом" (статья 31). В ней есть и такая основополагающая норма: "Граж­дане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам" (статья 38).

В системе природоохранного законодательства, включающей Закон "Об охране окружающей природной среды" и отрасле­вые акты - Земельный, Водный, Лесной, Экологический кодексы, первенство принадлежит первому, ибо Закон "Об охране окружающей при­родной среды" есть комплексный нормативный акт, призван­ный широко охватить вопросы пользования и охраны всех ви­дов природных ресурсов: земель, недр, лесов, вод и животного мира. Его основные положения должны найти отражение в за­конодательных актах по использованию и охране отдельных видов природных ресурсов.

В нем впервые в правотворческой практике в области охра­ны природы в качестве главной идеи закреплено положение о том, что он прежде всего призван обеспечить защиту прав че­ловека и благоприятную для его жизни и здоровья окружаю­щую природную среду. Это положение получило отражение в Конституции Республики Казахстан 1995 г.

В прежней системе природоохранного законодательства ха­рактерным являлся принцип подчинения интересов человека и гражданина интересам государства и его органов, ведающих вопросами освоения природных богатств. Соответственно в эколого-экономической системе пользования природа и ее ре­сурсы рассматриваются как главный, а их охрана — как второ­степенный элемент. В этих условиях проблема приоритета охраны жизни и здоровья человека над другими видами дея­тельности, обеспечения реальных гарантий прав граждан на бла­гоприятную для труда и отдыха окружающую природную сре­ду не могла не отойти на второй план. Трагедия живущих близ Аральского моря, в Семипалатинске и др. регионах Республи­ки Казахстан — результат такой политики.

Обеспечить своевременное и качественное развитие про­мышленности, сельского хозяйства, транспорта, капитального строительства на основе правильного, всестороннего решения задач по охране окружающей природной среды и рациональ­ному ее использованию — вот основные требования современ­ности. В соответствии с ними в Законе сформулирован прин­цип "научно обоснованного сочетания экономических и эко­логических интересов общества при приоритете последних". Такое решение является правильным, ибо здесь, во-первых, под­черкивается необходимость учета интересов как экологии, так и экономики; во-вторых, когда уже становится невозможным их сочетание, отдается приоритет экологии. Юридическим вы­ражением этого являются нормы об экологической эксперти­зе, экологических требованиях к хозяйственной и иной деятель­ности и т.д. Согласно закону государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшест­вовать принятию хозяйственных решений. При этом запреща­ется ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и объек­тов, не отвечающих экологическим требованиям, а также с не­завершенными природоохранными сооружениями.

Впервые в правотворческой практике в закон вводится тер­мин "экологическая безопасность" и раскрывается его содер­жание. Нарушение требований экологической безопасности влечет за собой приостановление, ограничение или прекраще­ние противоправной деятельности по решениям специально уполномоченных органов охраны окружающей среды.

Важнейшая составная часть природоохранного законода­тельства — земельное законодательство, которое состоит из множества нормативно-правовых актов, призванных регламен­тировать земельные отношения в Республике. К их числу преж­де всего относится Земельный Кодекс РК7 Соглас­но Кодексу задачами земельного законодательства Республики Казахстан являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны зе­мель, воспроизводства почв, сохранения и улучшения природ­ной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны прав на землю граждан и юриди­ческих лиц, создания и развития рынка недвижимости, укреп­ления законности в области земельных отношений.

Земля — главное богатство страны. В развитии и совершен­ствовании общественных отношений она играет иную, чем ре­зультаты труда, роль. Земля изначально обеспечивает человека пищей и полезными ископаемыми. Поэтому в Кодексе подробно регулируются отношения по использованию и охране земель­ных ресурсов.

Впервые в земельном законодательстве предусматри­вается возможность передачи гражданам права частной собствен­ности на земельный участок. В частной собственности не могут находиться земель­ные участки обороны, осо­бо охраняемых природных территорий, лесного и водного фон­дов, земли общего пользования на территориях населенных пунктов.

Кодекс определяет компетенцию государственных органов в области регулирования земельных отношений, права и обязан­ности землепользователей, основные пути охраны земель и т.д. Между тем в условиях перехода к рынку все земельно-правовые акты и их нормы должны быть сформулированы таким образом, чтобы они как можно лучше обслуживали интересы и нужды дальнейшего социально-экономического развития и демократического ре­формирования общества. В них целесообразно соответствую­щим образом отразить конкретные механизмы введения инсти­тута ограниченной частной собственности на определенные зем­ли Казахстана.

Корректировки требуют не только и даже не столько меха­низмы реализации права собственности на землю, а сколько пути и средства обеспечения более рационального использова­ния и охраны земель сельскохозяйственного и иного назначе­ния. Нужны более действенные меры коренного реформирова­ния всей системы земельных отношений (особенно организа­ции и проведения земельной реформы), земельного налога, зем­леустроительного процесса, рассмотрения и разрешения земель­ных споров, возникающих как внутри самой Республики, так и с сопредельными странами и их землепользователями на тер­ритории Казахстана.

Совершенствование земельного законодательства и повыше­ние его эффективности во многом облегчаются тем, что в на­шем распоряжении имеется Концепция рационального исполь­зования и охраны земельных ресурсов Республики Казахстан на период до 2010 г. Эта концепция разработана Государствен­ным комитетом Республики Казахстан по земельным отноше­ниям и землеустройству с учетом предложений и замечаний за­интересованных министерств и ведомств Республики и одобре­на постановлением Правительства от 11 октября 1994 г.

Среди природных объектов важное место занимают недра, которые составляют материальную основу суверенитета Респуб­лики Казахстан. От правильного и эффективного их использо­вания во многом зависят развитие рыночных отношений, обес­печение благосостояния народа. (Недра — часть земной коры, расположенная ниже земной поверхности и дна водоемов, про­стирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического про­гресса).

Республика Казахстан занимает одно из первых мест в мире по запасам многих видов полезных ископаемых. По некоторым данным, общесуммарные запасы разведанных полезных ископаемых оцениваются приблизительно в 10 трлн. долл. США. Задача законодательства о недрах — обеспечение их эффектив­ного и комплексного использования.

Водный кодекс Республики Казахстан, принятый 31 марта 1993 г., регулирует общественные водные отношения для наи­более рационального использования и строжайшей охраны вод­ных ресурсов. Значение его велико для охраны не только этого природного компонента, а всей окружающей природной сре­ды. Он служит в качестве базового, заглавного акта всей систе­мы республиканского водного законодательства1.

Но сегодня и этот нормативно-правовой акт, содержащий много эколого-правовых норм и требований, также нуждается в серьезной корректировке, особенно в плане полного отраже­ния в нем интересов развития рыночной экономики, социаль­ного развития и демократического реформирования общества, с учетом существенных особенностей тех общественных отно­шений, которые возникают в процессе водопользования и охраны водных ресурсов от всевозможных отрицательных, не­гативных факторов и явлений.

Новый Водный кодекс республики будет переработан с уче­том всех этих моментов, особенно касательно порядка реали­зации права совместного и комплексного водопользования, потому что совместное водопользование имеет довольно-таки широкое распространение в Республике. В связи с этим на прак­тике у нас между отдельными областями, районами и др. адми­нистративно-территориальными единицами часто возникают всевозможные споры. Поэтому при правовом регулировании всех этих и других моментов общего и совместного водополь­зования в новом водном законодательстве Республики вообще было бы целесообразно разработать проект специального нор­мативно-правового акта о порядке и условиях совместного во­допользования из рек и др. водоисточников межобластного, межрайонного значения. Это способствовало бы исключению из нашей практики всевозможных трений вокруг водопользо­вания между областями и районами. А самое главное - обеспе­чило бы наведение должного государственно-правового порядка в деле межобластного, межрайонного вододеления и водополь­зования. Закон "Об охране атмосферного воздуха" был принят 12 июня 1981 г. Это также жизненно важный, весьма нужный государственно-правовой документ. Есть отдельные норматив­но-правовые акты по вопросам организации и обеспечения охраны атмосферного воздуха. Имеются специально уполно­моченные на то органы, службы с соответствующим правовым статусом. Недавно создана специальная рабочая группа из чис­ла ученых-специалистов и практических работников по подго­товке новой его редакции.

Нормы и требования эколого-правового направления и ха­рактера содержатся также в законах "О земельной реформе" от 23 июня 1991 г.; "О земельном налоге" от 17 декабря 1991 г.; "О приоритетности развития аула, села и агропромышленного комплекса"; "О государственной границе" и "О пограничных войсках" от 13 января 1993 г.; "Об архитектуре и градострои­тельстве" от 22 октября 1993 г.; "О санитарно-эпидемиологи­ческом благополучии населения" от 8 июля 1994 г., "Об инди­видуальном жилищном строительстве" от 3 ноября 1994 г.

Своеобразные источники экологического права Республи­ки Казахстан — это Законы "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье" от 30 июня 1992 г. и "О социальной защите граждан, по­страдавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатин­ском испытательном ядерном полигоне" от 18 декабря 1992 г. В них есть специальные нормы и требования, касающиеся во­просов экологического оздоровления, улучшения использова­ния и охраны природных комплексов, о правовом режиме зон экологического бедствия в названных регионах2.

В результате ядерных испытаний, произведенных в разное время (1949—1990 гг.) в Уральской области (Нарынская степь, Азгырский полигон), огромный вред причинен природе, ее важ­нейшим объектам, местному населению1. Чтобы в какой-то сте­пени восполнить этот ущерб, следует разработать специальный законопроект "О социальной защите населения, пострадавше­го вследствие ядерных испытаний на Азгырском полигоне". Это явилось бы более чем своевременным и конкретным ответом на новую экологическую концепцию-политику, провозглашен­ную нашим новым главным законом. Благодаря ему мы полу­чим еще один государственно-правовой механизм — источник экологического права.

Особые эколого-правовые нормы и требования предусмот­рены в Законах "О туризме" от 3 июля 1992 г.; "О стандартиза­ции и сертификации" от 18 января 1993 г., "О транспорте в Рес­публике Казахстан" от 21 сентября 1994 г. Так, например, Закон "О транспорте" содержит конкретные нормы-предписа­ния о землях транспорта и их правовом положении (статья 41), об экологических принципах-правилах (статья 23).

Весьма разнообразны акты-постановления Верховного Со­вета Республики Казахстан по вопросам экологии, природо­пользования и охраны окружающей природной среды. Это, в частности, постановление "О перечне особо ценных земель, а также земель, занятых особо охраняемыми природными и ис­торико-культурными объектами, не подлежащих изъятию для государственных или общественных нужд" от 3 июля 1992 г.; Положение "О порядке предоставления земель в пользование совместным предприятиям, международным объединениям и организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан", утвержденное постановлением Парламента от 3 июля 1992 г.; Постановление "Об организации Западно-Ал­тайского государственного заповедника" от 3 июля 1992 г.

Важнейший источник экологического права Республики Казахстан — Гражданский кодекс Республики Казахстан. Его Общая часть принята 27 декабря 1994 г. Указом Президента Рес­публики Казахстан, имеющим силу закона, от 23 марта 1995 г. Он обеспечивает регулирование общественных экологических отношений, особенно по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды с учетом их своеобразия и осо­бенностей в части права собственности на природные ресурсы и защиты прав и законных интересов субъектов — участников экологических, природоохранных отношений. Это вытекает из смысла части 3 статьи 1 Кодекса: "К отношениям по использо­ванию природных ресурсов и охране окружающей среды, отве­чающим признакам, указанным в пункте 1 настоящей (т.е. пер­вой) статьи, гражданское законодательство применяется в слу­чаях, когда эти отношения не регулируются... законодательст­вом об использовании и охране окружающей среды". А там указано: "Гражданским законодательством регулируются товар­но-денежные и иные основанные на равенстве участников иму­щественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения".

Используя и применяя правила Гражданского кодекса к эко­логическим, природоохранным отношениям, следует иметь в виду, что большая часть земельных ресурсов, недра, воды, рас­тительный и животный мир, другие ресурсы находятся в госу­дарственной собственности. Это, во-первых. Далее, указанные объекты — не имущество, не товар, а дары природы, сама при­рода имеют естественно-природное начало. И не случайно по­этому они исключены из гражданского, имущественного, то­варно-денежного оборота. В силу этого к ним и к тем отноше­ниям, которые возникают по поводу и в связи с ними, нельзя подходить с позиции сугубо гражданского права, гражданско-правовых, имущественных, товарно-денежных отношений.

Как видно из названий приведенных выше кодексов и зако­нов, экологические законы, законы в области экологии, при­родопользования и охраны окружающей природной среды раз­ные: одни общие, универсальные, глобальные (о всех объектах природы, с охватом сферой своего регулирования всей эколо­гии, экологической среды, окружающей природной среды), другие — по отдельным объектам природы, об отдельных ас­пектах, формах природопользования и охраны окружающей природной среды.

В состав экологического законодательства Республики вхо­дят также подзаконные акты и документы в качестве источников правового регулирования общественных экологических от­ношений. Это указы Президента Республики Казахстан, поста­новления и распоряжения Правительства Республики, прика­зы министерств, государственных комитетов, ведомств и др. центральных органов государственного управления Республи­ки, акты и документы местных представительных органов — маслихатов и акимов. Все эти нормативно-правовые акты и до­кументы, содержащие эколого-правовые нормы, правила и тре­бования, принимаются указанными органами в пределах их ком­петенции, определенных в законах и положениях о них.

Но в основном источниками экологического права Респуб­лики Казахстан являются правительственные акты и указы Президента. Они принимаются по всем вопросам экологии, природопользования и охраны окружающей природной среды, а иногда — об отдельных сферах экологической, природоохран­ной деятельности больше в порядке обеспечения реализации законов об охране и использования природных ресурсов, для более конкретного определения правового статуса специально уполномоченных органов, служб в области экологии, приро­допользования и охраны окружающей природной среды, напри­мер, об утверждении положений о Министерстве экологии и биоресурсов, о Министерстве геологии и охраны недр, о Госу­дарственном комитете по земельным отношениям и земле­устройству, о Комитете по водным ресурсам, о государствен­ной экологической экспертизе, о государственном контроле за использованием и охраной земель, недр, вод, лесов, рыбных за­пасов и других объектов природы. Есть специальные правитель­ственные акты и документы о материальной ответственности за ущерб природе и отдельным ее ресурсам, о формах государ­ственных актов на право владения и пользования землей и по­рядке их выдачи, регистрации и хранения, о формах договоров на право временного пользования и аренду земли и порядке их заключения, выдачи, регистрации и хранения, о порядке воз­мещения убытков, потерь в области экологии, природопользо­вания и охраны окружающей природной среды.

Подзаконные акты как источники экологического права регулируют общие вопросы экологии, природопользования и охраны окружающей природной среды, а иногда отдельные формы их проявления, части и категории, виды и подвиды, по отдельным регионам, областям, районам, городам. Но в отли­чие от законов они подразделяются на республиканские и местные.

Обеспечение правового регулирования экологических отно­шений немыслимо без участия правоохранительных, в т.ч. су­дебных органов. Есть постановления Пленума Верховного Суда Республики Казахстан по вопросам экологии, природопользо­вания и охраны природы. Но они не содержат каких-либо но­вых эколого-правовых норм и требований. А поэтому их нель­зя считать источниками экологического права. Они принима­ются по результатам изучения и обобщения судебной практики применения экологического законодательства общего направ­ления или по отдельным объектам природы. Отсюда их смысл главным образом в том и состоит, что они облегчают правопри­менительную деятельность правоохранительных органов, улуч­шая защиту, права и охрану законных интересов собственника природных богатств, а также юридических и физических лиц — природопользователей.

 



Просмотров 866

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!