Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 5.1. Развитие школьников в условиях активизации познавательной деятельности во внеклассное время



Особенности психического развития детей с нарушением слу­ха осложняют процесс воспитания ученика, развитие познавательных, воле­вых и эмоциональных качеств его личности в процессе усвоения знаний, про­движения в умственном и социальном развитии.

Исследования психологов и сурдопедагогов (Р.М. Боскис, С.А. Зыков, Н.Г. Морозова, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, Л.И. Тигранова и др.) показыва­ют, что воспитание у младшего неслышащего школьника познавательной ак­тивности, интереса к учебной деятельности во внеклассное время связано с трудностями их умственной деятельности, недостаточным развитием мысли­тельных операций (анализ, синтез, конкретизация, сравнение, классификация и систематизация, обобщение, абстракция, установление логических зависи­мостей и др.), приемов запоминания (смысловое соотнесение, классификация запоминаемых объектов, выделение опорных пунктов, составление плана и др.), приемов изображения (воссоздания образа предмета по описанию, на основе текста, по рисунку, чертежу и др.). Овладение приемами умственной деятель­ности происходит на уроке в условиях коррекционно-развивающего обучения, где формируется умение учиться и реализуются умственные способности уче­ника. Развитие учебно-познавательной деятельности школьников совершенству­ется и во внеурочное время при продолжении коррекционного воздействия. Обогащаются их знания, наблюдения в разных видах практической деятельности на внеклассных занятиях и в повседневной жизненной деятельности. Вос­питание во внеклассное время младших школьников носит обучающий, разви­вающий характер и направлено на их культурное развитие.

Основой формирования положительного отношения к учебно-познаватель­ной деятельности во внеклассное время является развитие интереса. В иссле­дованиях Н. Г. Морозовой, Л. И. Тиграновой, Ж. И. Шиф рассмотрено значе­ние развития интереса у детей с нарушением слуха для лучшего усвоения зна­ний, формирования мотивов учения и овладения речью. Установлено, что у большинства младших школьников слабо выражен интерес к учебной деятель­ности из-за недоразвития речи, понятийного мышления, преобладает интерес к практическим действиям. Воспитание, информирование воспитанников, ус­воение ими нравственных ценностей осуществляется в условиях организован­ной коммуникативной деятельности.

Исследования ученых и педагогический опыт убедительно доказывают, что умственное развитие ученика взаимосвязано с речевым развитием. Для развития потребности в знаниях необходимо наличие мотива, интереса к познавательной деятельности и создание соответствующих условий для речевого общения.

В интернате, в группе продленного дня, в семье усилия педагогов, родите­лей должны быть направлены на подготовку к самостоятельной жизни в обще­стве, воспитание потребности в знаниях, формирование интереса к познанию окружающего мира и культуры.

Организация жизнедеятельности ученика во внеурочное время в школе, се­мье направлена на воспитание личностно-положительного отношения к учеб­ной деятельности, к школе, гордости своим образовательным заведением. У школьника формируется потребность личной причастности к школьным де­лам, изучению традиций, участию в ежегодных торжественных праздниках, таких, как День рождения школы, встреча с выпускниками, День знаний и т. д. Для положительного отношения детей к жизни в школе надо создать привлека­тельную для школьников и их родителей образовательно-воспитательную сре­ду, интересный дизайн классных, воспитательных и игровых комнат, эстети­чески оформить окружающую здание территорию. Внешний облик школы фор­мируется общими усилиями администрации, учителей и учеников, родителей и общественности, спонсоров.

Сбор материалов для школьного музея, участие в различных смотрах, олим­пиадах, проведение выставок творческих работ учащихся — все это также спо­собствует положительному отношению к школе, развитию интереса к учению. Воплощение творческих поисков сурдопедагогов, учеников, родителей в общих делах, разных формах внеклассных занятий и видах организованной воспиты­вающей деятельности развивают речевое общение и познавательные интересы детей. Создание видеотеки классных дел, организация тематических детских праздников, экскурсий, соревнований и т. д. формирует у ребенка и его семьи чувство причастности к жизни школы, вызывает познавательный интерес школь­ника к окружающей жизни и развивает культуру социальных отношений.

Важным условием умственного и речевого развития учащихся в начальной школе является создание на внеклассных занятиях и на самоподготовке ком­фортной обстановки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанника, уровень его готовности к познавательной и рече­вой деятельности. Для этого в школе психологи и педагоги изучают особенно­сти интеллектуального и речевого развития каждого ученика, определяют ве­дущий способ восприятия речи и получения учеником информации, возмож­ности ее усвоения (практические работы, использование наглядных материалов, работа с книгой, применение рисунков, чертежей и др.). Учитывается готов­ность ученика к репродуктивной, поисковой или творческой деятельности, определяются возможности его речевого общения, практических навыков, са­мореализации, жизненного опыта. Воспитатель уделяет внимание на занятиях развитию и коррекции способов умственной и речевой деятельности. У учени­ков формируется культура умственного труда, развивается эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу.



Просмотров 963

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!