![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 5.3. Использование развивающих упражнений в игровой деятельности
Развивающее воспитание определяется в сурдопедагогике как система развития психоречевой, мыслительной деятельности школьников, их познавательной активности. На внеклассных занятиях и в игровой деятельнос ти во внеурочное время используются разные развивающие упражнения. В про грамму обучения в 1-3-х классах в некоторых школах входят уроки развития. В авторской программе Л.П. Назаровой (2001) приведены развивающие упражне ния, используемые в процессе развития слухового восприятия учащихся с недо статками слуха. Под редакцией И.А. Михаленковой (2003) издано пособие, включающее упражнения по развитию и коррекции сенсорных и интеллектуальных способностей младших школьников с нарушением слуха. На внеклассных занятиях и в играх во внеклассное время можно использовать упражнения по развитию психических свойств учащихся, опираясь на пособия для родителей и педагогов Л.Ф. Тихомировой, А.В. Басова (1995), А.Э. Симановского (1996), Л.В. Че-ремошкина (1996). Может быть использован практический материал пособия С.Д. Забрамной для психолого-педагогического обследования детей (1981). Развивающие упражнения проводятся на наглядном красочном материале с учетом общих указаний и методических рекомендаций к их проведению в условиях свободной игры. При этом воспитатель, руководствуясь рекомендациями, может использовать различный игровой материал, специально подобранные игрушки: пирамиды, матрешки, разноцветные палочки, брусочки, различные лото с изображением предметов, муляжи предметов, предметные и сюжетные картинки, серии картин и др. Развивающие упражнения на внеклассных занятиях включают следующие содержательные направления. 1. Развитие восприятия. У младших школьников с нарушениями слуха наблюдается недостаточная активность, целенаправленность и недифференциро-ванность восприятия из-за речевого недоразвития всех компонентов речи, нарушения фонетической, лексической, грамматической ее сторон. Не у всех школьников, особенно 1-2-х классов, сформировано дифференцированное восприятие цвета, формы предметов, пространственных отношений. Возникают трудности при соизмерении ширины, длины, высоты и объема предметов. Отмечаются особенности в ориентировке в пространстве и во времени. Школьникам предлагаются следующие игры: «Волшебная шкатулка»; «На что похоже?»; «Соотношение цвета и предмета»; «Соотношение предмета и его формы или величины» и др. Детям предлагается таблица с изображением контура фруктов, овощей. Необходимо назвать их цвета или оттенки. Далее закрасить предметы карандашами или красками. Игра «Дорисуй правильно, чего нет»: предлагается на картинке дом без крыши, или кошка без лапы, или незаконченные контуры изображений бабочки и др. Ребенок должен дорисовать предметы («Дорисуй дом»). Развивается способность к целостному восприятии формы предметов. 2. Развитие осязательных ощущений для знакомства глухих с окружающими предметами. Они влияют на процесс формирования и восприятия устной речи и развитие слухозрительнотактильных ощущений при тяжелой степени потери слуха. Воспитанникам 1-2-х классов на занятии предлагаются игры для определения на ощупь разных предметов или их муляжей по темам «Игрушки», «Школьные принадлежности», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты» и т. д. Например, проводя игру «Волшебный мешочек» или «Волшебная шкатулка», дается задание «Что нашел?» или «Назови предмет», «Выбери огурец» и т. д. Постепенно во 2-м классе задания усложняются. Предмет ребенок находит на ощупь, называет его и определяет цвет, форму, вкус, если эти понятия и ощущение сформировались. 3. Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия. Младшие школьники иногда с трудом переключают внимание с одного объекта на другой. Отмечаются у некоторых трудности при необходимости распределения внимания между несколькими объектами. Отрицательно влияет на развитие внимания повышенная утомляемость. Предлагаются упражнения на определение непроизвольного внимания. Школьникам предъявляют две картинки. Например, на одной у девочки в руках кукла, около девочки мяч. На другой все то же, но нет мяча. Предлагается посмотреть на картинки. Воспитатель быстро их переворачивает и задает вопросы: Что отсутствует на одной картинке? Что забыл нарисовать художник на другой картинке? 4. Развитие наблюдательности, зрительного внимания, способности запоминать материал, концентрировать внимание на нескольких объектах. Постепенно предлагаются более сложные по содержанию картинки, отличающиеся цветом, формой, отсутствием одного или нескольких предметов или их деталей на одной из картин и т. п. Картинки с небольшими одинаковыми сюжетами, но с некоторыми отличиями могут предъявляться одновременно или поочередно. Задается вопрос: Чем отличаются картинки? Такие упражнения развивают память, учат переключать внимание. 5. Развитие восприятия пространственных отношений. У некоторых отмечаются трудности формирования зрительных образов букв, цифр. Предлагается упражнение для развития пространственных представлений. На картине 5 разных предметов. Они расположены: вверху слева, вверху справа, посередине, внизу слева, внизу справа. Задания: назвать, что художник нарисовал на картине (для проверки знания детьми слов). Далее предлагаются вопросы: Что нарисовано вверху? Что нарисовано внизу, посередине? Затем более сложные вопросы: Что нарисовано вверху слева? Что изображено внизу справа? На внеклассных занятиях проводятся занятия по развитию фонетической ритмики, чаще в начале занятия, т. е. используются упражнения на развитие произношения звуков речи в сочетании с сопровождающими движениями рук с целью . подготовки органов речи к активной речевой деятельности на самоподготовке, в речевых играх или на занятиях внеклассным чтением и др. Например: произне- | сение звука а — разведение рук в стороны, звука о — поднятие рук вверх, звука ; у — движение ладонями вперед от губ, звука и — спиралеобразные движения указательных пальцев рук вверх. Для развития мелкой моторики и после выполнения письменных работ или занятий изобразительной деятельностью во внеурочное время проводится гимнастика для пальцев рук (в основном на занятиях ручной деятельностью) (приложение 2). Гимнастика для глаз снимает утомление после чтения, рисования и т. д. Упражнения включают: вращение глаз направо — налево; вниз — вверх; открывание — закрывание; круговые движения глаз направо — налево. Проводятся упражнения постепенно, по 3-4 раза. Количество упражнений увеличивается. Методические положения развивающих занятий: • усиление их развивающей и коррекционной роли за счет реализации на каждом занятии коррекционно-развивающих задач, включения упражнений по развитию подражания, внимания, памяти, развития мыслительных операций; • использование разных форм продуктивного ролевого сотрудничества и общения воспитанников; • введение в структуру занятий разных форм организации работы над произношением и развитием речи: организация беседы к началу занятия, проведение фонетической зарядки, упражнений из программы фонетической ритмики; • физкультурная пауза на занятиях в сочетании с проговариванием речевого материала стихотворений, скороговорок, загадок. Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов 1. Как определяется в сурдопедагогике развивающая направленность воспитания и обучения? 2. Раскройте цели, дайте характеристику содержания развивающих упражнений, определите особенности использования наглядного, игрового материала на внеклассных занятиях (приложение 1). 3. Назовите факторы, способствующие развитию психических функций ребенка, его мыслительной деятельности, формированию понятий в процессе применения развивающих упражнений и игровой деятельности. 4. Разработайте конспект дидактической игры, направленной на развитие психических процессов и познавательных способностей учащихся 1-2-х классов с нарушенным слухом. Для этого определите цель, вид и тему дидактической игры: а) игры с предметами («Чудесная шкатулка», «Что пропало?», «Рыболов» и т. д.); б) настольно-печатные игры («Лото», «Мозаика», «Лабиринт» и др.); в) словесные игры («Что нарисовано», «Угадай, кто (что) это?» и т. п.); раскройте дидактические задачи, игровые правила; подберите наглядно-дидактический материал, приемы формирования у детей понятий, представлений, интереса, положительного эмоционального отношения к игре (подбор иллюстративного материала, выполнение заданий практического характер, проведение наблюдений и т. д.); подготовьте описание игры, обобщающие вопросы, приемы усвоения нового словаря понятий и ведения диалога. 5. Самостоятельно потренируйтесь в проведении упражнений для развития мелкой моторики и активизации произносительной стороны устной речи (приложение 2). 6. Проведите в период педагогической практики на внеклассных занятиях в школе упражнения для снятия усталости и развития мелкой моторики рук воспитанников (см. приложение 2). 7. Подберите наглядный материал: картинки (предметные, сюжетные картинки, серии картинок), игровые предметы для развивающих упражнений. 8. На практических занятиях студентов в школе проведите с воспитанниками развивающие игры и упражнения, используйте материалы данной темы и программу развивающих упражнений (приложение 1). Приложение 1
![]() |