Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Социально значимых трудовых дел школьников с нарушением слуха



Основной труд учащихся общеобразовательной школы (как общего типа, так и для детей с нарушением слуха) — учебный труд по усвое­нию знаний, умений и навыков в процессе изучения основ наук. Вместе с тем само по себе научное образование, учебная деятельность не могут обеспечить всестороннее развитие личности. Для становления школьника с нарушенным слухом необходимы постоянная практика общения с окружающими и коллек­тивная созидательная деятельность во внеурочное время. В трудовой деятель­ности формируются самостоятельность и инициативность, способность к пре­образованию окружающего, развиваются коммуникативные умения и творчес­кое отношение к делу.

Сказанное не означает противопоставления учебного и социально значимо­го (общественно полезного) труда. Обе формы деятельности неразрывно свя­заны, и в развитии учащихся средних и старших классов решающую роль иг­рает именно их органическое единство. Организационные формы основных видов труда старших школьников весьма разнообразны, как разнообразны со­провождающие их нравственные поступки, эмоциональные состояния и фор­мы сотрудничества воспитанников, их родителей и педагогов.

Школьники с нарушением слуха охотно включаются в трудовую деятель­ность, если она посильна и интересна, соответствует их возрасту и общему развитию, регулируется и направляется педагогами в соответствии с их инди­видуальными особенностями.

Опыт специальных (коррекционных) образовательных учреждений свиде­тельствует о том, что объем социально значимых трудовых дел для неслыша-щих учащихся должен занимать около 30% времени. Такие временные затра­ты, как правило, не мешают воспитанникам справляться с домашними задани­ями и выполнять трудовые обязанности дома или в интернате специальной школы. Более того, только единство учебного, семейно-бытового и обществен­но значимого труда (в том числе производительного) обеспечивает разносто­роннее развитие учащихся с нарушением слуха.

Важным условием эффективности трудового воспитания является регуляр­ность, системность внеурочных трудовых дел школьников. Это позволяет сфор­мировать у глухих и слабослышащих привычку к труду, потребность в нем в повседневной жизни, моральную готовность к трудовой деятельности в тех сферах, которые особенно важны сегодня для развития экономики страны.

В системе трудового воспитания учащихся с нарушением слуха особое место ринадлежит труду по самообслуживанию. Самообслуживание — простейший вид овседневного организационного и бытового физического труда. С него начинает-я подлинно трудовое воспитание в семье, оно продолжается в школьные годы и по кончании школы. Самообслуживание прививает школьникам трудовое отноше-ие к жизни, уважение к труду, учит беречь его результат, дисциплинирует участни-эв трудовой деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед кружающими. Самообслуживание превращает труд в постоянную обязанность, овышает эмоционально-эстетическую чуткость учащихся к окружающему их быту.

Уже в младшем школьном возрасте глухие и слабослышащие дети должны ыть приучены к выполнению различных трудовых поручений: уходу за иг-ушками, одеждой и обувью, уборке постели, покупкам в магазине и т. д. При-;м пребывание ребенка в интернате специального (коррекционного) образовательного учреждения не является основанием для его изоляции от физичес-)го труда по самообслуживанию.

Современная школа-интернат для детей с нарушением слуха в полной мере гужит воспитанникам вторым домом. Не последнюю роль в характеристике колы-интерната играет внешний вид ее помещений, материальная оснащен-зсть, дисциплина учащихся. Это обязывает школьников принимать активное шстие в труде по самообслуживанию, по созданию в школе и интернате уюта, шашней теплоты, чистоты и образцового порядка.

Жизнь школы-интерната для детей с недостатками слуха, как и жизнь лю->го коллектива, предполагает большое количество видов самообслуживаю-его труда:

• труд по соблюдению учащимися личной гигиены и внешнего вида;

• труд по поддержанию санитарно-гигиенического порядка и оздоровитель­ного режима в школе и интернате;

• труд по созданию и поддержанию эстетического оформления школьной жизни;

• труд по поддержанию порядка и дисциплины в школе;

• созидательный труд, направленный на улучшение материальной базы об­разовательного учреждения.

Обращение к наиболее типичным видам указанной трудовой деятельности идетельствует, прежде всего, о большом воспитательном значении соблюде-[я школьниками личной гигиены и внешнего вида. Это дисциплинирует уча-ахся, делает их более внимательными к себе и окружающим, повышает от-гственность, объединяет коллектив в выполнении единых требований к по-цению и порядку в школе-интернате.

Воспитательное значение внешнего вида, организованности учащихся, чи-эты и оформления кабинетов, классов, рекреаций, лестниц, школы в целом зачастую недооценивается. Вместе с тем культура быта и труд по ее поддержа­нию отражает и нравственный уровень людей, их самосознание, достоинство, общественную активность. Не случайно А.С. Макаренко сравнивал труд по самообслуживанию с производительным трудом на серьезной хозяйственной основе, критиковал его определенную территориальную и содержательную ог­раниченность. Все наследие замечательного педагога показывает, как тонко и всесторонне он использовал именно воспитательные возможности труда по са­мообслуживанию.

Если театр, по образному выражению К.С. Станиславского, начинается с вешалки, то школа — с чистоты. В ней с утра до вечера кипит жизнь множе­ства детей. И только их труд и забота могут сохранить чистоту и порядок. Это значит, что все учащиеся должны содержать в опрятном виде свои рабочие места в классной комнате, кабинетах, мастерских, рационально располагать вещи во время учения и работы. В период пребывания в школе-интернате вос­питанники обязаны поддерживать чистоту и порядок во всех помещениях не­зависимо от работы дежурных, заботиться о проветривании, нетерпимо отно­ситься к пыли и грязи. Чистоту необходимо поддерживать не вечерней убор­кой, а систематическим трудом в течение дня всего коллектива школы. Эта своеобразная форма непрерывно текущей работы и определяет культуру быто­вого поведения учащихся.

Труд по поддержанию эстетического оформления школы-интерната пред­полагает вовлечение школьников со слуховой недостаточностью в работу по созданию уюта и красоты в классных и групповых комнатах, в других обще­ственных местах школьного здания. Для этого можно использовать детские рисунки, аппликации, изделия в технике чеканки, керамики, причудливые кор­ни деревьев и т. д. Особую красоту и изысканность помещениям придают уме­ло подобранные и заботливо выращиваемые комнатные растения.

Важное место в организации труда по самообслуживанию занимает под­держание дисциплины и порядка как в школе, так и вне ее. С этой целью в школах для детей с нарушением слуха организуются традиционные дежурства в классах и кабинетах, рекреациях, столовой. Однако истинным «регулятором» школьной дисциплины должна быть воспитанность, сознательность учащих­ся. Меры контроля, надзора и дисциплинарного воздействия — лишь внешние стимулы, роль которых не следует переоценивать.

Труд по самообслуживанию предусматривает и выполнение школьниками значительного количества мелких хозяйственных работ: ремонта школьной мебели, изготовления и ремонта различных учебных пособий, моделей, маке­тов, предметов оборудования учебных мастерских, кабинетов, учебно-опыт­ных участков. Глухие и слабослышащие среднего и старшего возраста, как правило, принимают участие в благоустройстве школьного двора и участка.Они занимаются разбивкой дорожек, устройством их покрытий, озеленением участка, разбивкой и устройством клумб и цветников.



Просмотров 1069

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!