Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 4.5. Развитие нравственной культуры воспитанников в коллективной творческой деятельности



Внеурочная коллективная творческая деятельности школь­ников развивается как самостоятельное тематическое направление воспитатель­ной системы и имеет большой потенциал для нравственного развития школь­ников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. В условиях кол­лективной творческой деятельности формируется всесторонне и гармонично развитая нравственная личность, самостоятельно мыслящая, с активной жиз­ненной позицией и творческим отношением к делу. Комплексный подход к вос­питанию с учетом индивидуальных особенностей детей с проблемами здоро­вья имеет свою специфику.

Формирование и развитие у школьника нравственных чувств, представле­ний, привычек, общественного сознания помогает ему усваивать нормы соци­ального поведения, нравственно-этические и правовые, эстетические, трудо­вые ценности через образ жизни, семейные традиции, культуру, воспитание, образование.

В опыте специальных школ, в исследованиях ученых технология и методи­ка коллективного воспитания реализуются через организацию коллективной творческой деятельности учащихся в условиях интегрированных воспитываю­щих внеклассных занятий, на которых планируется и осуществляется творчес­кое дело, устанавливается взаимосвязь уроков и внеурочных занятий. Воспи­татель помогает школьнику адаптироваться в окружающей действительности, готовит его к жизни в условиях организации коллективной деятельности.

Коллективная творческая деятельность учащихся рассматривается и как объективное условие формирования нравственной культуры личности. В ус­ловиях организованных коллективных дел школьники усваивают нормы куль­турного поведения, морально-этические нормы, овладевают нравственными знаниями, осознают их и на основе развития нравственных мотивов в жизнен­ной деятельности следуют им. Если ученик не усваивает модели нравственно­го поведения в коллективной деятельности, не может себя контролировать и оценивать поведение и поступки других, то он недостаточно адаптируется к различным жизненным ситуациям. Поведение такого ребенка определяется как отклоняющееся от нравственных норм.

Изучение педагогической практики показывает необходимость организации творчества школьников как на уроках, так и на внеурочных занятиях в услови­ях приобщения к культуре, изучения традиций, личностного отношения уче­ника к объекту деятельности. При этом творческая деятельность учащихся соровождается позитивным эмоциональным интересом и радостным удовлет-орением от совместных успехов. Формируются и одобряются такие нравствен-ые черты, как честность, ответственность, трудолюбие, взаимопомощь, и все-ца осуждаются жестокость, грубость, ложь, жадность. Воспитывается отри-ательное отношение к проявлению безнравственных чувств и поступков. У етей не только формируются знания о жизни и творчестве взрослых, о приро-е, труде, взаимоотношениях, но и усваиваются нравственные, моральные ка-ества личности. Необходимо воспитывать у школьников самостоятельность, шоконтроль, самооценку. В коллективной деятельности осваивается добро-елательный стиль и этикет общения. В современной педагогике утверждает-I необходимость признания ценности личности каждого ребенка, уважения ю достоинства независимо от уровня психофизического развития, возможно-гей в коллективной творческой деятельности.

В современной практике воспитания детей в школах-интернатах, в группах эодленного дня для детей с нарушением слуха и отклонениями в развитии эй новых взглядах на развитие личности ребенка на основе опыта педагоги-;ских коллективов формируются инновационные подходы к воспитанию нрав-венной культуры школьника. Путь к созданию более эффективной воспита-льной системы в специальной школе проходит через осмысление педагога-1 цели нравственного воспитания в современных условиях, ориентированной I развитие личности ребенка, ее социализацию.

Педагог является организатором культурно-речевой среды, в которой вос-[тываются школьники во внеурочное время. Опыт воспитательной работы колы показывает значимость личностно-ориентированного воспитания, ак-визации речевого общения и познавательной деятельности. Признаются за ждым ребенком права на осознание себя как творческой личности, на разви-е собственных интересов, активного стиля жизнедеятельности. Ведущим в спитательном процессе утверждается ориентация воспитателя на создание я каждого ученика условий для нравственного развития в коллективной дея-иьности.

Индивидуализация воспитания детей с отклонениями в развитии осущест-ается на основе самореализации их творческого начала с учетом психиче-ях, нравственных особенностей и потенциальных возможностей. Учащиеся инимают и усваивают ценности определенного' социального окружения, дагогический коллектив должен организовывать такую социальную среду, в горой у детей развиваются нравственные чувства и формируется нравствен-I личность. Следует учить школьников не только оценивать свои действия и гтупки, но и учитывать мнение окружающих, особенно одноклассников, раз-зать такие сложные нравственные чувства, как чувство ответственности, гга. Совместная коллективная деятельность воспитанников при решении конкретных практических заданий и коррекционных задач (развитие слуха, речи, мышления и др.) создает благоприятные условия для нравственного раз­вития учащихся. У детей создается критическое отношение к поступкам ок­ружающих, к проявлению отрицательных качеств личности, развивается слу-хоречевое общение, формируется нравственное сознание, связанное с мышле­нием, развитием речи. Младшие школьники в условиях практической деятельности во внеурочное время постепенно усваивают самые простые нрав­ственные понятия: можно — нельзя; хорошо — плохо; стыдно; вежливость, вежливые слова и т. п. Постепенно воспитанники в разных совместных делах на внеклассных занятиях усваивают новые слова и овладевают более сложны­ми отвлеченными нравственными понятиями: честность, трудолюбие, добро­совестность, дружба, верность и т. д.

Во внеурочное время в школе в условиях организации коллективных дел реа­лизуются следующие задачи: взаимосвязь эмоционального, умственного, рече­вого и нравственного развития воспитанника; совершенствование нравственных знаний в разных видах организованной практической деятельности; формирова­ние необходимых знаний о нравственной культуре и социальных отношениях; применение нравственных знаний в поведении, в разных жизненных обстоятель­ствах, в общении с окружающими; воспитание гражданского самосознания, со­циальной активности, ответственного стиля жизнедеятельности.

Воспитательный процесс в группе продленного дня, в интернате на вне­классных занятиях и в коллективных школьных делах построен на сотрудни­честве воспитателей, школьников, родителей и ориентирован на индивидуаль­ное нравственное развитие каждого ученика. Воспитательная система органи­зуется таким образом, чтобы в ходе внеклассной коррекционно-развивающей деятельности, особенно в начальной школе, обеспечить учащимся возможность непрерывного нравственного развития на основе учета индивидуальных осо­бенностей и компенсаторных возможностей.

М.И. Никитина считает, что содержание нравственного воспитания услов­но можно определить как гуманное отношение к окружающим на основе доб­роты, милосердия, уважения, соблюдения законов, правил социального пове­дения, культуры взаимоотношений, культуры трудовой деятельности, эколо­гии, охраны психического, физического здоровья, жизнедеятельности.

В школе-интернате создаются все условия для нравственного творческого развития личности. На жизнь детей в интернате и в группе продленного дня оказывает положительное влияние эстетика окружающей среды, для усвоения эстетических, моральных норм создаются благоприятные условия для коллек­тивной интересной деятельности. Эстетические возможности окружающей школьной среды, оригинальные дизайнерские решения при оформлении поме­щений интерната, воспитательных групп располагают детей к творческой саорганизации. Уют окружающей обстановки, созданный администрацией шко-ы совместно с педагогическим коллективом, традиционная организация и эдготовка школьных праздников, трудовых коллективных дел, творческих шкурсов, встреч с интересными людьми, создание детских спектаклей, про­шение концертов учащихся и многое другое также способствуют развитию у утей нравственных привычек, культуры поведения, дисциплины и организо-1нности, опыта коллективных отношений, интересов и желания участвовать творческих делах, особенно художественной эстетической направленности, цним из ведущих содержательных направлений воспитательной системы пе-1гогический коллектив определяет нравственное творческое развитие школь-исов в условиях создания культурно-эстетической среды жизнедеятельности. Содержание творческой познавательной, художественной, практической и угой деятельности учащихся на занятиях в воспитательной группе и в тру-1вых, экологических, эстетических, физкультурно-оздоровительных делах иентировано на воспитание самостоятельной, нравственной личности, фор-фование культуры поведения, речевого общения и взаимоотношений, на раз-тие художественных интересов и эстетических представлений и т. д. Педа-гический коллектив направляет усилия для нравственного воспитания всех ащихся в разных видах коллективной творческой деятельности: познаватель-й, трудовой, речевой, художественной, экологической, театральной, художе-зенно-технической и т. п. Моделирование и работа с природными материа-ми, художественно-изобразительное и техническое творчество, игровая дея-1ьность также формируют нравственное сознание, нравственные чувства и циальное поведение. Организованная деятельность воспитанников способ-»ует как формированию нравственной культуры, раскрытию и совершенство-шю нравственных задатков, так и творческих способностей при решении эрекционно-развивающих задач.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте смысл понятий «нравственное развитие», «воспитание в коллекти-, «личностно-деятельный подход в воспитании».

2. Покажите значение коллективной творческой деятельности воспитанников с не­татками слуха для воспитания нравственной личности.

3. Раскройте значение коллективного воспитания и индивидуального подхода в питании неслышащих и слабослышащих в начальной, основной и старшей школе

нравственного развития воспитанников с нарушениями слуха.

4. Определите задачи нравственного воспитания школьников с недостатками слу-I условия их реализации.

5. Раскройте содержательные линии нравственного воспитания.

6. Охарактеризуйте особенности формирования нравственных привычек, поведе­ния и воспитания нравственных чувств у глухих и слабослышащих в школе-интерна­те. Раскройте на примерах зависимость формирования нравственного сознания у де­тей с недостатками слуха от уровня речевого развития школьников и их мышления.

7. Определите задачи экологического воспитания детей с недостатками слуха. Со­ставьте план проведения беседы на этическую тему с учащимися средних или стар­ших классов (приложение 1).

8. Раскройте методику проведения бесед с глухими и слабослышащими учащи­мися. Докажите необходимость использования наглядного материала (картин, диапо­зитивов, видеофильмов, диафильмов) для проведения бесед с неслышащими школь­никами.

9. Изучите опыт использования воспитателями этической беседы в нравственном воспитании школьников с недостатками слуха. Посетите этическую беседу воспита­теля средних классов, сделайте ее запись, составьте анализ беседы по следующим воп­росам: условия начала проведения беседы, организация учащихся, включение воспи­танников в речевое общение. Какими приемами педагог настроил детей на восприятие материала беседы? Как была построена беседа? Какие задачи ставил воспитатель и как они были решены в ходе проведения беседы? Какой материал использовался из жизни школьников? Правильно ли было определено нравственное понятие, как его усвоили дети? Какие проводились практические упражнения (игра, инсценировка и т. п.)? Какие приемы использовал педагог для усвоения новых слов-понятий, для раз­вития слуха и навыков речевого общения? Как закончилась беседа? По каким показа­телям можно судить о решении на занятии задач, которые ставил воспитатель? (прило­жение 2).

10. Выделите основные тематические направления в системе общественно-патри­отического воспитания учащихся во внеклассное время.

11. Продумайте, какие занятия можно провести в группе воспитанников разного возраста по теме «Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности выдаю­щихся личностей с нарушенным слухом современности и прошлого». Используйте материалы журналов «В едином строю».

12. Назовите основные формы внеклассных занятий по воспитанию детей с недо­статками слуха на боевых, героических традициях нашей страны.

13. Выделите формы работы во внеклассной деятельности, развивающие интерес у школьников к общественной, экономической жизни в стране, к общественным де­лам в школе.

Приложение 1

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

ПО ВОСПИТАНИЮ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,

РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ1

1. Настроение у ученика в школе и после уроков: какое бывает настроение у ребят? От чего оно зависит? Как его улучшить?

2. Злые, жадные, завистливые люди в литературе и в жизни. Что с ними : случается? Какие чувства испытывает добрый человек?

3. Почему мы говорим неправду? В каких случаях и почему мы обманываем родителей? К чему может привести хвастовство и притворство? Как ложь становится привычкой? Неправда, ложь в пословицах и поговорках.

4. Что является причиной несдержанности? Капризные дети: как к ним от- , носятся взрослые и другие дети? Как воспитывать в себе сдержанность?

5. Вредные привычки. Почему дети имеют вредные привычки? Как отучить себя от вредных привычек?

6. Как относиться к подаркам? В каких случаях люди делают друг другу подарки? Как вести себя, когда тебе приносят подарок? Когда надо отка­заться от подарка? Подарки не просят. Советы, как нельзя дарить подар­ки, что можно дарить взрослым и детям.

7. Как следует относиться к наказаниям? За что и как наказывают порой родители и учителя детей? Какие чувства они при этом испытывают? Что переживает наказанный ребенок? Можно ли обойтись без наказания?

8. Как нужно одеваться? Для чего человек одевается? Как одеваться в шко­лу, на прогулку, торжество, в других случаях? Что значит одеваться со вкусом?

9. Как вести себя за столом? Правила поведения за столом. Сервировка сто­ла. Умение пользоваться столовыми приборами.

10. Как вести себя в гостях? О чем не следует говорить и что не следует де­лать в гостях? Что такое такт? Находясь в гостях, уважай чужие мнения, увлечения, привычки и уклад жизни! «Со своим самоваром в гости не ходят».

11. Как вести себя в общественных местах? Внешняя и внутренняя культура человека. Как вести себя в школе, в транспорте, в театре, на концерте? Как вести себя при переходе улицы? Как научиться контролировать свое поведение?

12. «Нехорошие» слова. Злые шутки. Грубые слова, слова-паразиты. «Нет, не знаю, не могу». Как общаться с людьми? Как говорить по телефону? Надчем нельзя шутить и смеяться? «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».

13. Как выбирать себе друзей? Кого можно считать другом? Что надо знать, когда выбираешь друзей? Как проверить, кто настоящий друг, а кто при­творяется?

14. Как помочь родителям? Хорошо ли мы знаем своих родителей? Чем они озабочены и что ждут от нас? Все родители хотят видеть своих детей сча­стливыми и гордиться ими. Как доставить своим родителям радость и помочь им?

15. Для чего человеку зеркало? Надо ли человеку быть красивым? Внешняя и внутренняя красота человека.

Приложение 2



Просмотров 1471

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!