![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Педагогическое руководство самостоятельной учебной работой вне уроков
Рассмотрим некоторые методические приемы совершенствования самоподготовки младших школьников с нарушением слуха и речи. Домашняя учебная работа — составная часть процесса обучения и воспита-1ия учащихся с нарушенным слухом — решает образовательные (познаватель-ше), развивающие, коррекционные и воспитательные задачи. На самоподготовке, как и на уроке, осуществляется коррекция особенностей мыслительных процессов, развитие слухового восприятия речи, формирование положитель-1ых черт личности ребенка. Дидактическим требованием, предъявляемым к самостоятельной учебной домашней работе, является ее взаимосвязь со всеми организационными формами обучения, особенно в начальной школе для детей с нарушением слуха. Учебные знания, умения, которыми овладевают школьники на уроках, учебных экскурсиях, на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению, повторяются, закрепляются и систематизируются во время выполнения домашних заданий. Для закрепления знаний в практической деятельности на самоподготовке необходимо применять не только репродуктивные, но и частичнопоисковые и творческие виды работ. Домашняя учебная работа тесно связана со всеми этапами урока: проверка выполнения домашнего задания; оценка знаний учащихся; самостоятельная деятельность учащихся. При овладении новыми знаниями, закреплении учебного материала осуществляется работа с учебниками, подготавливающая учеников к домашней учебной работе. Объяснение учителем на уроке системы действий при работе с текстом, при выполнений письменных упражнений по русскому языку, при решении примеров и задач и т. д., объяснение содержания домашнего задания, способов его выполнения подготавливает ученика к самостоятельному выполнению домашней учебной работы под руководством воспитателя. Учитывая разные возможности учеников, уровень подготовленности к усвоению учебного материала, их индивидуальные особенности, учитель должен продумывать и организовывать, особенно для средних и старших школьников, дифференцированные домашние задания по всем учебным предметам для лучшего продвижения школьников в развитии. Предусматривая усложнение задания сильным ученикам, учитель готовит для них задания творческого характера. А более слабым предлагает выполнение упражнений или заданий на основе анализа подготовленного на уроке образца или подготовительных упражнений по составленному плану или схеме и т. д. В задачи педагогического руководства воспитателем самоподготовкой школьников входит: формирование познавательного интереса к учебной работе; воспитание у детей навыков самостоятельной учебной деятельности, организованности, инициативы; активизация словесного общения учеников; развитие речевого слуха на основе использования звукоусиливающей аппаратуры; развитие речи и коррекция дефектов произношения; закрепление навыков самоконтроля, взаимопроверки; оказание индивидуальной дифференцированной помощи. Для успешного осуществления этих задач воспитатель изучает личные дела каждого воспитанника группы, состояние слуха, уровень развития речи, состояние произношения, уровень обученности, трудности и успехи по разным предметам, индивидуальные особенности учебной деятельности школьника, его интересы и др. В начале учебного года изучаются программы своего класса и объяснительные записки к ним, учебники. Воспитатель знакомится с планами учителя, методической литературой. Успешное выполнение учениками домашних заданий зависит от взаимосвязи работе воспитателя, учителя класса, учителя по индивидуальной работе по азвитию слухового восприятия и обучению произношению, от единства тре-ований к школьникам при подготовке уроков. Особое внимание уделяется силению взаимосвязи в работе воспитателя и учителя класса. Создание в ин-ернате условий для правильной организации подготовки уроков младшими жольниками требует систематической работы всего педагогического коллек-ива, прежде всего методических объединений учителей начальных классов и оспитателей. Необходимо регулярно на основе графика проводить взаимопо-гщение учителями и воспитателями уроков и самоподготовок с последующи их анализом в работе методических объединений. Систематический ана-из качества проведения подготовки уроков учащимися, самостоятельной учебой деятельности школьников под руководством воспитателя, форм работы чеников на самоподготовке, количества времени, затраченного на самоподго-?вку, особенностей коррекционной работы дадут четкое представление об рфективности домашней учебной работы. Изучение в методических объеди-гниях организации и методики проведения самоподготовки учащимися в ин-;рнате, в группе продленного дня будет способствовать более глубокому оз-исомлению педагогического коллектива с деятельностью воспитателей и ока- : 1нию им методической помощи. Для установления ежедневной связи в работе учителя и воспитателя в не- ' угорых школах практикуется ведение специального журнала, в котором учи-:ль записывает домашнее задание по каждому предмету, воспитатель — свои ю"людения о трудностях выполнения заданий отдельными учениками. Целе-юбразно в таких журналах учителю записывать и индивидуальные задания : юникам, раскрывать содержание коррекционной работы по развитию слу- , »вого восприятия и закреплению произносительных навыков в соответствии ' программой. Схема записи в журнале может быть следующей:
В ежедневном плане воспитатель указывает наглядно-дидактическое орудование и особое внимание уделяет планированию коррекцион-й работы на самоподготовке.
![]() |