![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ-ЭКСКУРСИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ1
Тема интегрированных уроков и внеклассных занятий: «Достопримечатель-сти Санкт-Петербурга». В подготовке и проведении игры-экскурсии прини-ли участие ученики 2-го и 5-го классов. Задачи интегрированных уроков и 1ятий: обогащение знаний и представлений о Санкт-Петербурге; развитие :темных знаний учащихся по предмету; формирование сознательного отноше- 1Конспект разработан учительницей школы слабослышащих № 33 СПб. А.Е. Наумовой, >ектор — заслуженный учитель школы детей России Г. А. Киреева. ния к окружающему миру; развитие речи, активизация речевого общения воспитанников с использованием индивидуальных слуховых аппаратов. Структура организации и проведения игры-экскурсии Подготовительный Предварительное обучение на этом этапе проводилось на уроках культуры, чтения, развития речи, ознакомления с окружающим миром, ИЗО, на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия. На уроках чтения и РСВ, на занятиях внеклассным чтением ученики 2-го класса и 5-го класса изучали рассказы М. Басиной «Мы идем по Ленинграду» («Петропавловская крепость», «Адмиралтейство», «Зимний дворец»), стихотворения С. Сеченкова «Кораблик Адмиралтейства», М. Борисовой «Над грохотом и пылью», «Вот памятник царю Петру», «Стреляет в полдень пушка». На уроках развития речи ученики составили план будущей экскурсии, словесно описали иллюстрации-фотографии, вели записи по собственным наблюдениям. По материалам уроков развития речи и речевого общения учились вести диалоги по темам, написали сочинение-миниатюру «Символы Санкт-Петербурга». На уроке ознакомления с окружающим миром и во внеурочное время побывали на автобусных экскурсиях с учителями и родителями. Ознакомились с архитектурными памятниками Дворцовой площади, Петропавловской крепости. По ходу экскурсии делали зарисовки, на уроке рисования подготовили рисунки понравившихся памятников. Итогом подготовительной работы к игре-экскурсии стали конкурс детских рисунков и викторина «Наш город». Второй этап — основная часть, ход игры Воспитанники 2-го классов совершали «автобусную экскурсию» заочно вигре с остановками у памятников архитектуры. В игре принимали участие ученики 5-го класса, которые исполняли роли ведущих, героев книг (Карлсон, Незнайка, экскурсоводы, фотографы). В ходе игры-экскурсии использовались видео-и аудиозаписи, картины, книги с объемными иллюстрациями, карты-схемы. Конспект игры-экскурсии Организация начала игры Ведущий (ученик 5-го класса): Ребята, готовы к игре? У всех есть аппараты? Как слышите? Ученики: Я слышу хорошо. Слушаю внимательно. И т. п. Ведущий (обращаясь к ученику): Попроси ребят уточнить, как будем говорить. Ученики 2-го класса: Буду говорить громко. Я буду проговаривать все звуки правильно. Буду говорить выразительно и понятно. И т. д. В ходе занятия создаются привычные ситуации для вариативных высказы-1ний и включения школьников в диалог. Ведущий: Попроси ребят уточнить тему игры-экскурсии, Сережа. Ученик: Тема экскурсии «Достопримечательности Санкт-Петербурга». 2. Проведение игры-экскурсии Ведущий: Кого мы пригласили на экскурсию, Лена? Ученики: Мы пригласили Незнайку. Незнайка не пришел. Ведущий: Как вы думаете, что случилось? Ученики: Незнайка не знает наш город. Он заблудился, опоздает, но обяза-льно придет. Ведущий: Незнайка первый раз в нашем городе, давайте его найдем. Где мы дем его искать? Карлсон (ученик 5-го класса): Я знаю, где его искать! Ведущий: Кто это к нам пришел? Ученики: Это Карлсон. Герой интересной книги. Карлсон нам поможет. Карлсон: Я прочту стихотворение, а вы угадайте, где я видел Незнайку. Над грохотом и пылью, Над шумной суетой Плывет на тонком шпиле Корабл ик золотой. (М. Борисова) Ученики: Незнайка был у Адмиралтейства. Кораблик золотой на шпиле доиралтейства. Будем искать Незнайку. Карлсон: Правильно. Я видел Незнайку у Адмиралтейства. Ведущий: Когда началось строительство Адмиралтейства? Ученики 5-го класса: В 1704 г. начали строить Адмиралтейскую судострои-1ьную верфь. Строили Адмиралтейство по чертежам Петра Первого. Шпиль [сотой в 32 м, сверкает золотом. Ведущий: Мы поедем к Адмиралтейству. Наш экскурсовод Ольга (5-й класс). Экскурсовод: Приглашаю ребят на экскурсию. Займите, пожалуйста, места втобусе. Мы едем к Адмиралтейству, я буду задавать вопросы. Кому будет удно ответить, обращайтесь к рабочим блокнотам. Кто основал наш город? Ученики: Санкт-Петербург основал царь Петр Первый. (Основатель горо-— царь Петр Первый). Экскурсовод: Назовите главную улицу нашего города? Ученики: Главная улица—Невский проспект. (Невский проспект—цент-тьная улица.) Экскурсовод: Куда мы приехали? Смотрите на экран. (Показ сюжета об Адми-ггействе.) Мы находимся у здания Адмиралтейства. Что здесь раньше строили? Ученики: Во дворе Адмиралтейства строили корабли. Начал создаваться флот России. Экскурсовод: Что находится на башне Адмиралтейства? Ученики: На башне — шпиль с золотым корабликом. Кораблик — символ нашего города. Ведущий: Кто знает стихотворение о кораблике Адмиралтейства? Ученик: Мой маленький кораблик В городе огромном, В небе над Невою, Синем и просторном. Маленький кораблик Высоко плывет— Это символ города: Здесь рождался флот. Ведущий: Ребята, где же Незнайка? Ученики: Я нашел билет в музей. Этот билет уронил Незнайка. Ведущий: Что за здание на билете? Ученики: Это Зимний дворец. В Зимнем дворце находится музей Эрмитаж. Поедем на Дворцовую площадь искать Незнайку. Ведущий включает видеосюжет о Дворцовой площади. Просмотр видеофильма. Экскурсовод: Куда мы приехали? На какую площадь? Ученики: Мы приехали на Дворцовую площадь. Это главная площадь нашего города. На площади находится Эрмитаж. Экскурсовод: Что находится в центре Дворцовой площади? Ученики: В центре площади стоит Александровская колонна. Это памятник победы России в Отечественной войне 1812 года. Я знаю, что это самая высокая колонна в мире — 47,5 м. Автор памятника Огюст Монферран. * Фотограф (ученик 5-го класса): Не хотите ли вы сфотографироваться? Ученики: Мы ищем Незнайку. Вы его не видели? Фотограф: Я фотографировал Незнайку у Александровской колонны. Он пошел к Медному всаднику. Там его ищите. Экскурсовод: Ребята, где находится Медный всадник? Что знаете о памятнике? Показ видеосюжета о Медном всаднике. Ученики: Медный всадник — памятник Петру Первому. Памятник очень красивый. Автор памятника Фальконе. Ведущий: Кто расскажет стихотворение о Медном всаднике? Ученица: Вот памятник царю Петру И царскому коню. Царь много славных дел свершил, И конь неоднократно Его на подвиги возил И привозил обратно. Ученик: Ребята, я вспомнил, что Незнайка оставил мне план своего марш-ута. Давайте посмотрим. Ведущий: У некоторых памятников мы побывали (показывает иллюстрации I плане маршрута). Что это за здание? Ученики: Это Адмиралтейство. Тут Зимний дворец, Эрмитаж. Александ-эвская колонна на Дворцовой площади. Это Медный всадник — памятник фю Петру Первому. Ведущий: Незнайки там не было. Что еще мы видим на плане маршрута? Ученики: Это Петропавловская крепость. Там мы встретим Незнайку. Ведущий: У Петропавловской крепости мы не были. Экскурсовод: Внимание на экран. Это Петропавловская крепость. Внима-льно смотрите и слушайте. Просмотр видеосюжета о Петропавловской крепости, о бое курантов. Экскурсовод: Ребята, что вы услышали? Ученики: Это куранты Петропавловской крепости. Включение магнитофонной записи с боем часов и со звуком стреляющей шки. Ученики: Мы услышали, как стреляет пушка. Я слышал бой часов. Экскурсовод: В Петропавловской крепости в какое время стреляет пушка? Ученики: Пушка стреляет в полдень. (Пушка стреляет в 12 часов.) Выстрел шки говорит жителям о наступлении дня. Часы бьют 12. Ведущий: Кто знает стихотворение о пушке Петропавловской крепости? Ученик: Стреляет в полдень пушка, Скрывается в дыму, Когда стреляет пушка, Не страшно никому! Ученица: Шумит волна речная У крепостной стены. А пушка ведь ручная: Она — не для войны. (М. Борисова) Незнайка (входя): Я заблудился. Но я так много увидел! Ведущий: Ребята, мы нашли Незнайку! Расскажи ребятам, где ты был. Незнайка показывает, где он был, по книге с объемными фигурами памятников. Незнайка: Ребята, называйте здания и памятники, где мы были. Школьники называют памятники архитектуры, у которых они побывали во время «автобусных экскурсий». Ведущий: Ребята, в каком городе вы живете. Ученики: Мы живем в удивительном, красивом городе. В Петербурге много прекрасных памятников. Я люблю наш город. Мне нравится памятник Медный всадник и т. д. Ученица: Я расскажу отрывок из стихотворения Майи Борисовой «Мы очень любим город свой»: Сияет солнце над Невой Или дожди стучат в окно — Его м ы любим все равно... И т. д. Незнайка: Я очень рад, что познакомился с вами и с прекрасными местами Петербурга, с памятниками. Это вам на память от меня. Дарит ребятам календари с видами Санкт-Петербурга. Ведущий: Ребята, наша экскурсия закончилась. Вы все очень внимательно слушали, верно и активно отвечали на вопросы. Молодцы! Но мы еще подведем итоги нашей игры в группе. Спасибо экскурсоводу. 3. Заключительная часть Обсуждение проведения игры-экскурсии, оценка деятельности школьников. Проведение конкурса рисунков, викторины, конкурса чтецов стихотворений о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях. Приложение 2 НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА1 Стремление педагогов максимально развивать творческие способности детей, формировать интерес к учению, овладевать живой, эмоциональной, выразительной речью как диалогической, так и монологической побуждает учителей искать новые формы проведения урока. Они предполагают активное участие глухих детей в учебном процессе: учитель не просто передает детям знания, а учит ребят активно и сознательно эти знания приобретать и применять в жиз. Учителями школы разработаны нетрадиционные формы проведения уро-| 1в: урок-игра; урок-экскурсия (очная и заочная); урок-праздник; урок-инсце-фовка; урок-викторина; урок-диспут; урок с применением укрупненных ди-истических единиц; интегрированный урок. Нетрадиционные формы проведения уроков учат неслышащих детей наблю-ть, сравнивать, осмысливать и обобщать, делать выводы, переносить знания ; одной ситуации в другую, активно использовать знания, полученные ранее. :бенок учится думать и чувствовать, а главное, учится получать радость от навания нового. Можно заметить, как из года в год, от класса к классу растет самостоятель->сть ребят, развивается эмоциональная сфера. Дети легче вступают в контакт экружающими людьми, чувствуют себя увереннее вне стен школы. Новые формы проведения уроков позволяют моделировать поведение ре-яка в разных ситуациях (урок-игра, урок-инсценировка). Например, при ин-[енировании сказок, при участии в ролевых играх дети передают характер рсонажа при помощи движений, голоса, мимики лица. Учащимся помогают шученные на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию юизношения умения изменять силу и высоту голоса, правильно выбирать [тонацию и эмоциональную окрашенность речи. Урок-игра воздействует на эмоциональную сферу ребенка, позволяет в нео-1чной, занимательной форме усваивать знания об окружающем мире и отно-гниях между людьми. На начальном этапе обучения уроки-игры обеспечива-г включение малышей в учебную деятельность, а в дальнейшем стимулиру-г творческую и познавательную активность учащихся. Уроки-экскурсии помогают ребятам научиться пользоваться справочным ма-риалом, извлекать знания из книг, журналов, газет. Уроки-экскурсии развива-г воображение ребят, воспитывают любознательность и расширяют кругозор. Уроки с применением системы укрупненных дидактических единиц и ин-грированные уроки позволяют ребенку обобщать полученные знания, систе-сгизировать их. На таких уроках развиваются творческие способности уча-лхся, перед ними открываются законы окружающего мира, взаимосвязь при-дньгх явлений. Таким образом формируется научное мировоззрение. Уроки-диспуты и уроки-викторины учат ребят спорить, доказывать, отстаи-гь свое мнение. Ребенок при использовании новых форм организации обуче-1я и воспитания становится активным исследователем, а не равнодушным ителем. Знания, полученные при активном участии глухого ребенка, усваи-ются им прочно и сознательно, могут быть применены на практике, в реаль-й жизни. Известно, что прочному и сознательному усвоению знаний способствует здание проблемной ситуации, наличие поиска, который всегда присутствует на уроках с использованием нетрадиционных методов обучения. Опрос, проведенный нами среди учителей школы, показывает, что на всех этапах обучения применяются новые формы работы, каждая из которых имеет свой удельный вес в младших, средних и старших классах. В младших классах больше уроков-игр, уроков-инсценировок, уроков-праздников. В средних и старших классах широко используются уроки-викторины, уроки-диспуты. В течение всех лет обучения есть уроки-экскурсии, очные и заочные. Это не только экскурсии в музеи, к памятникам, по городу. Это экскурсии в весенний и осенний лес, знакомство с литературными местами России, экскурсии в прошлое и будущее. В 9-м классе, например, на уроке физики было необыкновенное путешествие «В страну Калорию», а в 10-м классе — заочная экскурсия в Тарханы (при изучении биографии М.Ю. Лермонтова). На всех возрастных уровнях обучения проводятся интегрированные уроки и внеклассные занятия. В младшей школе это элементы интеграции, в средней и старшей — это интеграция разных предметов. При этом обязательна совместная деятельность разных учителей, воспитателей, школьников, родителей. Наблюдения показали, что нетрадиционные формы уроков и занятий делают процесс обучения и воспитания более интересным для детей, воспитывают любознательность, способствуют развитию гибкости и самостоятельности ума, повышают интерес к учению и раскрывают творческие способности детей. Нетрадиционные формы обучения и воспитания помогают сформировать думающую, самостоятельную личность, обладающую системой знаний, нравственных принципов, умеющую чувствовать. Ниже приводим примерные темы нетрадиционных уроков: Начальная школа Уроки-игры: «Внимание — светофор!»; «В гостях»; «Личная гигиена». Уроки-инсценировки: «Теремок»; «Три медведя»; «У страха глаза велики». Уроки-экскурсии: «Невский проспект»; «Летний сад»; «Набережные, мосты и решетки Санкт-Петербурга». Уроки-праздники: «Здравствуй, осень!»; «Хозяюшка»; «Виват, Петербург!». Уроки-викторины: «Здесь начинался Петербург...»; «Улицы и проспекты Петербурга». Интегрированные уроки: «У врача»; «Равнины и горы»; «Петербург — город-порт»; «Знай и люби свой город». Средняя школа Уроки-инсценировки: инсценировка отрывков из произведений: «Ревизор», «Капитанская дочка», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Песня о купце Калашникове». Уроки-экскурсии: «Музей-квартира А.С. Пушкина»; «Лицей (г. Пушкин)»; Павловск»; «Мосты Фонтанки»; «Площади Санкт-Петербурга»; «Летний сад»; Музеи города». Уроки-праздники: «Праздник урожая»; «Кто виновник торжества?». Уроки-викторины: «Знай и люби русский язык»; литературная викторина э рассказам А.П. Чехова; «Я — Петербуржец!». Уроки-диспуты: «О доброте»; «О любви и дружбе». Интегрированные уроки: «Летний сад»; «Соседи по планете — лошади»; $ода». Один из вариантов нетрадиционных уроков—урок-праздник. Как любой >угой урок, он должен иметь конкретную тему, цель и задачи. Содержание юка должно соответствовать возрасту учащихся. В его основе должна лежать тивная деятельность учащихся. Отличается урок-праздник от других уроков м, что в его основе лежит сценарий, в который включаются игры, песни, нцы, выразительное чтение, инсценировки, конкурсы. Список литературы 1. А ндреева Л. В. Организация общественно-трудовой деятельности глухих старшеклассников // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. Л., 1985. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. 3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989. X. Касавина М. О. и др. Нетрадиционные формы проведения уроков как условие совершенствования учебного процесса // Реабилитация. Образование. Развитие / Под ред. М.И. Никитиной. СПб., 1998. 5. Крылова Т. В. Развитие творческих способностей во внеурочное время // Реабилитация. Образование. Развитие /Под ред. М.И. Никитиной. СПб., 1998. ). Пенин Г. И. Внеурочная творческая деятельность младших школьников с нарушениями слуха // Воспитание младших школьников с нарушениями слуха. СПб., 1996. I Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. М., 2003. Кн. 2. !. Поиск нового в обучении и воспитании слабослышащих /Под ред. Г.А. Кирее-вой, О.А. Красильниковой и др. СПб., 1997. К Пономарева З.А. Воспитание детей с нарушением слуха в условиях творческой деятельности // Реабилитация творчеством — важнейшая составляющая коррек-ционно-развивающей работы. СПб., 1998. I. Речицкая Е.Г. Формирование навыков самоорганизации глухих младших школьников в процессе выполнения общественных поручений //Дефектология. 1989. №4.
![]() |