Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ-ЭКСКУРСИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ1



Тема интегрированных уроков и внеклассных занятий: «Достопримечатель-сти Санкт-Петербурга». В подготовке и проведении игры-экскурсии прини-ли участие ученики 2-го и 5-го классов. Задачи интегрированных уроков и 1ятий: обогащение знаний и представлений о Санкт-Петербурге; развитие :темных знаний учащихся по предмету; формирование сознательного отноше-

1Конспект разработан учительницей школы слабослышащих № 33 СПб. А.Е. Наумовой, >ектор — заслуженный учитель школы детей России Г. А. Киреева. ния к окружающему миру; развитие речи, активизация речевого общения вос­питанников с использованием индивидуальных слуховых аппаратов.

Структура организации и проведения игры-экскурсии

Подготовительный

Предварительное обучение на этом этапе проводилось на уроках культуры, чтения, развития речи, ознакомления с окружающим миром, ИЗО, на индиви­дуальных занятиях по развитию слухового восприятия. На уроках чтения и РСВ, на занятиях внеклассным чтением ученики 2-го класса и 5-го класса изу­чали рассказы М. Басиной «Мы идем по Ленинграду» («Петропавловская кре­пость», «Адмиралтейство», «Зимний дворец»), стихотворения С. Сеченкова «Ко­раблик Адмиралтейства», М. Борисовой «Над грохотом и пылью», «Вот па­мятник царю Петру», «Стреляет в полдень пушка».

На уроках развития речи ученики составили план будущей экскурсии, сло­весно описали иллюстрации-фотографии, вели записи по собственным наблю­дениям. По материалам уроков развития речи и речевого общения учились ве­сти диалоги по темам, написали сочинение-миниатюру «Символы Санкт-Пе­тербурга». На уроке ознакомления с окружающим миром и во внеурочное время побывали на автобусных экскурсиях с учителями и родителями. Ознакомились с архитектурными памятниками Дворцовой площади, Петропавловской кре­пости. По ходу экскурсии делали зарисовки, на уроке рисования подготовили рисунки понравившихся памятников. Итогом подготовительной работы к игре-экскурсии стали конкурс детских рисунков и викторина «Наш город».

Второй этап — основная часть, ход игры

Воспитанники 2-го классов совершали «автобусную экскурсию» заочно вигре с остановками у памятников архитектуры. В игре принимали участие ученики 5-го класса, которые исполняли роли ведущих, героев книг (Карлсон, Незнай­ка, экскурсоводы, фотографы). В ходе игры-экскурсии использовались видео-и аудиозаписи, картины, книги с объемными иллюстрациями, карты-схемы.

Конспект игры-экскурсии

Организация начала игры

Ведущий (ученик 5-го класса): Ребята, готовы к игре? У всех есть аппараты? Как слышите?

Ученики: Я слышу хорошо. Слушаю внимательно. И т. п.

Ведущий (обращаясь к ученику): Попроси ребят уточнить, как будем говорить.

Ученики 2-го класса: Буду говорить громко. Я буду проговаривать все звуки правильно. Буду говорить выразительно и понятно. И т. д. В ходе занятия создаются привычные ситуации для вариативных высказы-1ний и включения школьников в диалог. Ведущий: Попроси ребят уточнить тему игры-экскурсии, Сережа. Ученик: Тема экскурсии «Достопримечательности Санкт-Петербурга».

2. Проведение игры-экскурсии

Ведущий: Кого мы пригласили на экскурсию, Лена?

Ученики: Мы пригласили Незнайку. Незнайка не пришел.

Ведущий: Как вы думаете, что случилось?

Ученики: Незнайка не знает наш город. Он заблудился, опоздает, но обяза-льно придет.

Ведущий: Незнайка первый раз в нашем городе, давайте его найдем. Где мы дем его искать?

Карлсон (ученик 5-го класса): Я знаю, где его искать!

Ведущий: Кто это к нам пришел?

Ученики: Это Карлсон. Герой интересной книги. Карлсон нам поможет.

Карлсон: Я прочту стихотворение, а вы угадайте, где я видел Незнайку.

Над грохотом и пылью, Над шумной суетой Плывет на тонком шпиле Корабл ик золотой.

(М. Борисова)

Ученики: Незнайка был у Адмиралтейства. Кораблик золотой на шпиле доиралтейства. Будем искать Незнайку. Карлсон: Правильно. Я видел Незнайку у Адмиралтейства. Ведущий: Когда началось строительство Адмиралтейства? Ученики 5-го класса: В 1704 г. начали строить Адмиралтейскую судострои-1ьную верфь. Строили Адмиралтейство по чертежам Петра Первого. Шпиль [сотой в 32 м, сверкает золотом.

Ведущий: Мы поедем к Адмиралтейству. Наш экскурсовод Ольга (5-й класс). Экскурсовод: Приглашаю ребят на экскурсию. Займите, пожалуйста, места втобусе. Мы едем к Адмиралтейству, я буду задавать вопросы. Кому будет удно ответить, обращайтесь к рабочим блокнотам. Кто основал наш город? Ученики: Санкт-Петербург основал царь Петр Первый. (Основатель горо-— царь Петр Первый).

Экскурсовод: Назовите главную улицу нашего города? Ученики: Главная улица—Невский проспект. (Невский проспект—цент-тьная улица.)

Экскурсовод: Куда мы приехали? Смотрите на экран. (Показ сюжета об Адми-ггействе.) Мы находимся у здания Адмиралтейства. Что здесь раньше строили? Ученики: Во дворе Адмиралтейства строили корабли. Начал созда­ваться флот России.

Экскурсовод: Что находится на башне Адмиралтейства? Ученики: На башне — шпиль с золотым корабликом. Кораблик — символ нашего города.

Ведущий: Кто знает стихотворение о кораблике Адмиралтейства? Ученик: Мой маленький кораблик

В городе огромном,

В небе над Невою,

Синем и просторном.

Маленький кораблик

Высоко плывет—

Это символ города:

Здесь рождался флот.

Ведущий: Ребята, где же Незнайка?

Ученики: Я нашел билет в музей. Этот билет уронил Незнайка.

Ведущий: Что за здание на билете?

Ученики: Это Зимний дворец. В Зимнем дворце находится музей Эрмитаж. Поедем на Дворцовую площадь искать Незнайку.

Ведущий включает видеосюжет о Дворцовой площади. Просмотр видео­фильма.

Экскурсовод: Куда мы приехали? На какую площадь?

Ученики: Мы приехали на Дворцовую площадь. Это главная площадь наше­го города. На площади находится Эрмитаж.

Экскурсовод: Что находится в центре Дворцовой площади?

Ученики: В центре площади стоит Александровская колонна. Это памятник победы России в Отечественной войне 1812 года. Я знаю, что это самая высо­кая колонна в мире — 47,5 м. Автор памятника Огюст Монферран. *

Фотограф (ученик 5-го класса): Не хотите ли вы сфотографироваться?

Ученики: Мы ищем Незнайку. Вы его не видели?

Фотограф: Я фотографировал Незнайку у Александровской колонны. Он пошел к Медному всаднику. Там его ищите.

Экскурсовод: Ребята, где находится Медный всадник? Что знаете о памятнике?

Показ видеосюжета о Медном всаднике.

Ученики: Медный всадник — памятник Петру Первому. Памятник очень красивый. Автор памятника Фальконе.

Ведущий: Кто расскажет стихотворение о Медном всаднике?

Ученица: Вот памятник царю Петру

И царскому коню.

Царь много славных дел свершил, И конь неоднократно Его на подвиги возил И привозил обратно.

Ученик: Ребята, я вспомнил, что Незнайка оставил мне план своего марш-ута. Давайте посмотрим.

Ведущий: У некоторых памятников мы побывали (показывает иллюстрации I плане маршрута). Что это за здание?

Ученики: Это Адмиралтейство. Тут Зимний дворец, Эрмитаж. Александ-эвская колонна на Дворцовой площади. Это Медный всадник — памятник фю Петру Первому.

Ведущий: Незнайки там не было. Что еще мы видим на плане маршрута?

Ученики: Это Петропавловская крепость. Там мы встретим Незнайку.

Ведущий: У Петропавловской крепости мы не были.

Экскурсовод: Внимание на экран. Это Петропавловская крепость. Внима-льно смотрите и слушайте.

Просмотр видеосюжета о Петропавловской крепости, о бое курантов.

Экскурсовод: Ребята, что вы услышали? Ученики: Это куранты Петропавловской крепости.

Включение магнитофонной записи с боем часов и со звуком стреляющей шки.

Ученики: Мы услышали, как стреляет пушка. Я слышал бой часов.

Экскурсовод: В Петропавловской крепости в какое время стреляет пушка?

Ученики: Пушка стреляет в полдень. (Пушка стреляет в 12 часов.) Выстрел шки говорит жителям о наступлении дня. Часы бьют 12.

Ведущий: Кто знает стихотворение о пушке Петропавловской крепости?

Ученик: Стреляет в полдень пушка,

Скрывается в дыму, Когда стреляет пушка, Не страшно никому!

Ученица: Шумит волна речная

У крепостной стены. А пушка ведь ручная: Она — не для войны.

(М. Борисова)

Незнайка (входя): Я заблудился. Но я так много увидел! Ведущий: Ребята, мы нашли Незнайку! Расскажи ребятам, где ты был.

Незнайка показывает, где он был, по книге с объемными фигурами памятников.

Незнайка: Ребята, называйте здания и памятники, где мы были. Школьники называют памятники архитектуры, у которых они побывали во время «автобусных экскурсий».

Ведущий: Ребята, в каком городе вы живете.

Ученики: Мы живем в удивительном, красивом городе. В Петербурге много прекрасных памятников. Я люблю наш город. Мне нравится памятник Мед­ный всадник и т. д.

Ученица: Я расскажу отрывок из стихотворения Майи Борисовой «Мы очень любим город свой»:

Сияет солнце над Невой Или дожди стучат в окно — Его м ы любим все равно... И т. д.

Незнайка: Я очень рад, что познакомился с вами и с прекрасными местами Петербурга, с памятниками. Это вам на память от меня. Дарит ребятам кален­дари с видами Санкт-Петербурга.

Ведущий: Ребята, наша экскурсия закончилась. Вы все очень внимательно слушали, верно и активно отвечали на вопросы. Молодцы! Но мы еще подве­дем итоги нашей игры в группе. Спасибо экскурсоводу.

3. Заключительная часть

Обсуждение проведения игры-экскурсии, оценка деятельности школьников. Проведение конкурса рисунков, викторины, конкурса чтецов стихотворений о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.

Приложение 2

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ

КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА1

Стремление педагогов максимально развивать творческие способности де­тей, формировать интерес к учению, овладевать живой, эмоциональной, выра­зительной речью как диалогической, так и монологической побуждает учите­лей искать новые формы проведения урока. Они предполагают активное учас­тие глухих детей в учебном процессе: учитель не просто передает детям знания, а учит ребят активно и сознательно эти знания приобретать и применять в жиз. Учителями школы разработаны нетрадиционные формы проведения уро-| 1в: урок-игра; урок-экскурсия (очная и заочная); урок-праздник; урок-инсце-фовка; урок-викторина; урок-диспут; урок с применением укрупненных ди-истических единиц; интегрированный урок.

Нетрадиционные формы проведения уроков учат неслышащих детей наблю-ть, сравнивать, осмысливать и обобщать, делать выводы, переносить знания ; одной ситуации в другую, активно использовать знания, полученные ранее. :бенок учится думать и чувствовать, а главное, учится получать радость от навания нового.

Можно заметить, как из года в год, от класса к классу растет самостоятель->сть ребят, развивается эмоциональная сфера. Дети легче вступают в контакт экружающими людьми, чувствуют себя увереннее вне стен школы.

Новые формы проведения уроков позволяют моделировать поведение ре-яка в разных ситуациях (урок-игра, урок-инсценировка). Например, при ин-[енировании сказок, при участии в ролевых играх дети передают характер рсонажа при помощи движений, голоса, мимики лица. Учащимся помогают шученные на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию юизношения умения изменять силу и высоту голоса, правильно выбирать [тонацию и эмоциональную окрашенность речи.

Урок-игра воздействует на эмоциональную сферу ребенка, позволяет в нео-1чной, занимательной форме усваивать знания об окружающем мире и отно-гниях между людьми. На начальном этапе обучения уроки-игры обеспечива-г включение малышей в учебную деятельность, а в дальнейшем стимулиру-г творческую и познавательную активность учащихся.

Уроки-экскурсии помогают ребятам научиться пользоваться справочным ма-риалом, извлекать знания из книг, журналов, газет. Уроки-экскурсии развива-г воображение ребят, воспитывают любознательность и расширяют кругозор.

Уроки с применением системы укрупненных дидактических единиц и ин-грированные уроки позволяют ребенку обобщать полученные знания, систе-сгизировать их. На таких уроках развиваются творческие способности уча-лхся, перед ними открываются законы окружающего мира, взаимосвязь при-дньгх явлений. Таким образом формируется научное мировоззрение.

Уроки-диспуты и уроки-викторины учат ребят спорить, доказывать, отстаи-гь свое мнение. Ребенок при использовании новых форм организации обуче-1я и воспитания становится активным исследователем, а не равнодушным ителем. Знания, полученные при активном участии глухого ребенка, усваи-ются им прочно и сознательно, могут быть применены на практике, в реаль-й жизни.

Известно, что прочному и сознательному усвоению знаний способствует здание проблемной ситуации, наличие поиска, который всегда присутствует на уроках с использованием нетрадиционных методов обучения. Опрос, про­веденный нами среди учителей школы, показывает, что на всех этапах обуче­ния применяются новые формы работы, каждая из которых имеет свой удель­ный вес в младших, средних и старших классах.

В младших классах больше уроков-игр, уроков-инсценировок, уроков-праз­дников. В средних и старших классах широко используются уроки-викторины, уроки-диспуты.

В течение всех лет обучения есть уроки-экскурсии, очные и заочные. Это не только экскурсии в музеи, к памятникам, по городу. Это экскурсии в весенний и осенний лес, знакомство с литературными местами России, экскурсии в про­шлое и будущее. В 9-м классе, например, на уроке физики было необыкновен­ное путешествие «В страну Калорию», а в 10-м классе — заочная экскурсия в Тарханы (при изучении биографии М.Ю. Лермонтова).

На всех возрастных уровнях обучения проводятся интегрированные уроки и внеклассные занятия. В младшей школе это элементы интеграции, в средней и старшей — это интеграция разных предметов. При этом обязательна совмест­ная деятельность разных учителей, воспитателей, школьников, родителей. На­блюдения показали, что нетрадиционные формы уроков и занятий делают процесс обучения и воспитания более интересным для детей, воспитывают любознательность, способствуют развитию гибкости и самостоятельности ума, повышают интерес к учению и раскрывают творческие способности детей. Нетрадиционные формы обучения и воспитания помогают сформировать ду­мающую, самостоятельную личность, обладающую системой знаний, нрав­ственных принципов, умеющую чувствовать.

Ниже приводим примерные темы нетрадиционных уроков:

Начальная школа

Уроки-игры: «Внимание — светофор!»; «В гостях»; «Личная гигиена».

Уроки-инсценировки: «Теремок»; «Три медведя»; «У страха глаза велики».

Уроки-экскурсии: «Невский проспект»; «Летний сад»; «Набережные, мос­ты и решетки Санкт-Петербурга».

Уроки-праздники: «Здравствуй, осень!»; «Хозяюшка»; «Виват, Петербург!».

Уроки-викторины: «Здесь начинался Петербург...»; «Улицы и проспекты Петербурга».

Интегрированные уроки: «У врача»; «Равнины и горы»; «Петербург — го­род-порт»; «Знай и люби свой город».

Средняя школа

Уроки-инсценировки: инсценировка отрывков из произведений: «Ревизор», «Капитанская дочка», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Песня о купце Калашникове».

Уроки-экскурсии: «Музей-квартира А.С. Пушкина»; «Лицей (г. Пушкин)»; Павловск»; «Мосты Фонтанки»; «Площади Санкт-Петербурга»; «Летний сад»; Музеи города».

Уроки-праздники: «Праздник урожая»; «Кто виновник торжества?».

Уроки-викторины: «Знай и люби русский язык»; литературная викторина э рассказам А.П. Чехова; «Я — Петербуржец!».

Уроки-диспуты: «О доброте»; «О любви и дружбе».

Интегрированные уроки: «Летний сад»; «Соседи по планете — лошади»; $ода».

Один из вариантов нетрадиционных уроков—урок-праздник. Как любой >угой урок, он должен иметь конкретную тему, цель и задачи. Содержание юка должно соответствовать возрасту учащихся. В его основе должна лежать тивная деятельность учащихся. Отличается урок-праздник от других уроков м, что в его основе лежит сценарий, в который включаются игры, песни, нцы, выразительное чтение, инсценировки, конкурсы.

Список литературы

1. А ндреева Л. В. Организация общественно-трудовой деятельности глухих старше­классников // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных уч­реждениях. Л., 1985.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

X. Касавина М. О. и др. Нетрадиционные формы проведения уроков как условие со­вершенствования учебного процесса // Реабилитация. Образование. Развитие / Под ред. М.И. Никитиной. СПб., 1998.

5. Крылова Т. В. Развитие творческих способностей во внеурочное время // Реаби­литация. Образование. Развитие /Под ред. М.И. Никитиной. СПб., 1998.

). Пенин Г. И. Внеурочная творческая деятельность младших школьников с наруше­ниями слуха // Воспитание младших школьников с нарушениями слуха. СПб., 1996.

I Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. М., 2003. Кн. 2.

!. Поиск нового в обучении и воспитании слабослышащих /Под ред. Г.А. Кирее-вой, О.А. Красильниковой и др. СПб., 1997.

К Пономарева З.А. Воспитание детей с нарушением слуха в условиях творческой деятельности // Реабилитация творчеством — важнейшая составляющая коррек-ционно-развивающей работы. СПб., 1998.

I. Речицкая Е.Г. Формирование навыков самоорганизации глухих младших школь­ников в процессе выполнения общественных поручений //Дефектология. 1989. №4.



Просмотров 1136

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!