![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Направления допрофессиональной подготовки
В современных условиях на первое место ставится значение своевременной информированности учащихся. С целью обеспечения разной информацией при подготовке рефератов в школах открыты компьютерные классы. Учащиеся средних классов овладевают правилами работы на компьютере, а ученики старших классов готовят рефераты, доклады по теоретическим вопросам трудового обучения, подбирают интересные материалы для стендов, организуются выставки-презентации. В старших классах учащиеся ориентируются на дальнейшее обучение в разных учебных центрах, которые осуществляют профессиональную подготовку неслышащих и слабослышащих. С учениками во внеурочное время проводятся беседы, деловые игры, экскурсии в учебные заведения, в которых они смогут продолжить свое образование. Другим направлением профессионального развития неслышащих и слабослышащих и подготовки их к дальнейшему профессиональному образованию является совершенствование дифференцированного трудового обучения и кор-рекционно-педагогического сопровождения развития каждого ученика. Изучение педагогического опыта дифференцированного обучения в школах для детей с нарушениями слуха показывает, что коллективами учителей ведется поиск современных моделей трудового воспитания и обучения, обеспечивающих учащимся возможное личностное развитие и трудовое самоопределение. В некоторых школах организовано дифференцированное обучение и индивидуальное коррекционно-педагогическое сопровождение воспитания учащихся, имеющих разный уровень речевого развития, разные возможности профессионально-трудовой подготовки. Предусматривается обучение в параллельных группах по разным программам образовательного и трудового обучения с учетом особенностей развития и обучаемости учащихся для интенсификации и индивидуализации образования и трудового воспитания. Программа «А», например, разрабатывается с учетом обучения учащихся с достаточно высоким уровнем обучаемости. Построение программы «Б» учитывает более низкий уровень обучаемости учащихся. Возможно и совместное обучение в классе или в группе трудового обучения по одной программе, учитывающей, что большинство имеет более высокий уровень обучаемости, а к слабоуспевающим применяется индивидуальный подход и дополнительная помощь. По решению педагогического коллектива школы и желанию родителей хорошо успевающие ученики имеют возможность получить среднее образование в стенах родной школы и продолжить обучение в высших учебных заведениях или профессиональное обучение в центрах профессиональной подготовки. Высокая результативность коррекционной работы в специальных школах Санкт-Петербурга обеспечивается созданием определенных условий, к которым относятся: наличие высококвалифицированных специалистов-сурдопедагогов по трудовому обучению, доверие учителю в составлении вариативных программ коррекционно-развивающего трудового обучения учащихся с учетом понимания сложной структуры дефекта и индивидуальных особенностей каждого ученика; организация консультативно-педагогической помощи родителям и учащимся по вопросам профессионально-трудовой ориентации. Большое место в настоящее время занимает психологическая готовность! учащихся с нарушением слуха к выбору профессии, к трудовой деятельности,« формирование у них профессиональных способностей и интересов. Это важное направление работы тесно связано с воспитанием у учащихся положительного отношения к самообслуживанию, организованным коллективным трудовым делам в школе. В школах работает психологическая служба, помощь которой заключается не только в определении уровня развития ребенка, его отдельных психических процессов. Когда речь идет об учащихся, имеющих сенсорные нарушения, основное внимание сосредоточено на раскрытии индивидуального своеобразия ученика, создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, условий для подготовки к выбору будущей профессии. Специалисты (психологи, сурдопедагоги, учителя трудового обучения, воспитатели) в процессе индивидуальных бесед выясняют интересы ученика, его ценностные ориентиры, особенности личности. Психолог проводит профессиональную диагностику, по результатам которой осуществляется консультация ученика и его родителей по вопросу выбора учебного заведения после окончания специальной школы. Профориентация объединяет профконсультирование, профессиональное просвещение учащихся и их родителей, профессиональную, психологическую, медицинскую, педагогическую подготовку и профадаптацию. Профориентация во внеурочное время предполагает знакомство учащихся с различными значимыми для неслышащих и слабослышащих профессиями, оказание помощи в ее выборе, соответствующем интересам, возможностям школьников. На занятиях по профессиональному просвещению и профориентации воспитанники знакомятся с профессиями родителей. Знакомство с трудовой деятельностью выдающихся личностей с недостатками слуха вызывает большой интерес у школьников. Постепенно расширяются знания о разных профессиях и видах труда, формируются основы правовых, экономических знаний. Развивается активность, самостоятельность, инициатива, деловое общение, организаторские умения в деловых играх и тренингах. Широко используются такие формы организованной деятельности, как коллективные трудовые творческие дела, экскурсии, деловые игры и тренинги, беседы, диспуты, конкурсы, викторины, соревнования, трудовые праздники, создание видеофильмов, тематических стендов, выставок, анкетирование учеников и анализ результатов, опросы или анкетирование родителей.
![]() |