![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
И профессиональная ориентация учащихся
Жизненное самоопределение учащихся с нарушением слуха, их социальная адаптация и интеграция в разных сферах трудовой и куль турной жизни общества неразрывно связана с получением образования и вы бором профессиональной деятельности, что позволяет добиться высокого урон ня развития личности слабослышащего или глухого и включить его и экономическую, общественную и культурную жизнь общества. Жизнь в уело виях рыночной экономики предъявляет к выпускникам с нарушением слух;| очень жесткие требования. Это касается их общеобразовательной и профессиональной подготовки, умения адаптироваться к условиям производства. В этих условиях резко возрастает роль педагога специального коррекционного учреждения, его педагогических умений, желания помочь ученику с нарушением слуха найти свое место в жизни. В исследованиях А.П. Гозовой, А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, М.И. Никитиной, Г.Н. Пенина рассматриваются многие аспекты профессионального определения школьников с нарушением слуха. Ученые отмечают, что трудовое воспитание 11 профессионально-трудовое обучение учащихся в специальной школе занимай > I одно из важных мест в формировании всесторонне развитой личности. Результаты многолетних исследований Г.Н. Пенина показывают, что выпускники специальных школ чувствуют себя неуверенно перед будущей самостоятельной жизнью и профессиональной деятельностью. Оценка учащимися с нарушением слуха жизненных перспектив напрямую связана с уровнем образования и трудовой подготовкой. Профессиональная ориентация остается важным направлением в работе педагогов в школе для детей с нарушением слуха как в образовательном процессе, так и во внеурочное время. Основные задачи данного направления работы—ознакомление учащихся с разными областями труда и профессиями; формирование представлений о труде взрослых и о производстве; расширение кругозора во всех областях жизнедеятельности общества. Интересный опыт в подготовке учащихся к выбору профессии накоплен в школах I и II вида Санкт-Петербурга. Изучение данного опыта позволяет выделить основные направления профессионального развития и становления личности ученика при подготовке к дальнейшей трудовой деятельности или обучению в средних и высших учебных заведениях: совершенствование учебно-воспитательного процесса; дифференцированное обучение и индивидуальное коррекционно-педагогическое сопровождение учащихся; организация психологической службы помощи, постоянная, целенаправленная деятельность школы по профориентации учащихся с учетом их интересов, возможностей и потребностей региона в тех или иных специалистах; комплексность и коррекционно-развивающая направленность, взаимосвязь образовательного и воспитательного процессов. Одним из направлений работы является совершенствование учебно-воспи-^ тательного процесса: системы трудового воспитания и профессиональной ориентации во внеурочное время. Уже в начальной школе учащиеся на уроках и во внеурочной деятельности знакомятся с профессиями родителей и близких людей. Их знания расширяются и обогащаются в ходе учебной деятельности, на экскурсиях, в играх, на внеклассных занятиях чтением, ИЗО, при знакомстве с разными профессиями. Постепенно школьники приобретают представления об организации и содержании труда в разных профессиональных областях, формируются знания о предприятиях, учебных заведениях нашего города. В основной школе продолжается знакомство с профессиями и трудовыми процессами в учебных мастерских, так как важную роль в трудовом воспитании и профессиональной ориентации занимает практическая подготовка учащихся к трудовой деятельности. Но и во внеклассных трудовых делах развиваются трудовые умения, навыки и привычки, необходимые для профессионального образования и творческого труда. Особое место в этом плане занимают уроки трудового обучения, общешкольные трудовые дела, а также технические кружки, производственные экскурсии, встречи с выпускниками школы и т. п. Через перечисленные формы обучения и воспитания учащиеся знакомятся с профессиями, видами труда, инструментами и материалами, орудиями и результатами труда, различными производствами и их техническим оснащением. Важное место в старшей школе в трудовом воспитании и профессионально-трудовом обучении занимает теоретическая подготовка учащихся, вооружение их общеобразовательными, политехническими, художественными знаниями на уроках математики, информатики, физики, химии, биологии и др., при использовании компьютерных технологий и в творческих объединениях по интересам (художественный дизайн, тематические деловые игры, оформительская работа в школе и т. д.).
![]() |