![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Формы организации и условия подготовки воспитательных дел
Организация воспитывающей деятельности требует методического и материально-технического обеспечения, владения техникой проведения коллективных воспитательных дел. Формами организации творческой воспитывающей деятельности во внеурочное время в современной школе являются: индивидуальные занятия с воспитанником, занятия в воспитательной группе и массовые общешкольные коллективные дела. Разные виды творческой деятельности осуществляются в одновозрастных и разновозрастных группах с разницей в возрасте 2,3,4 года. Занятия коллективной творческой деятельностью проводятся в воспитательной группе интерната, в группе продленного дня и в условиях семьи. Кроме того, во внеурочное время функционируют в школе различные творческие объединения, кружки и клубы по интересам для учащихся средних и старших классов на основе разных программ творческой деятельности: художественно-изобразительное искусство, хоровое пение, «зримая песня», художественная самодеятельность, детский театр, любители природы, литературы, спорта и др. В педагогической теории и практике широко используется понятие «коллективное воспитательное дело»—одна из форм подготовки и осуществления организованной воспитывающей деятельности во внеурочное время. По мнению И.П. Подласого, воспитательный процесс состоит из целенаправленных, комплексных, последовательных воспитательных дел, которые имеют коллективный и творческий характер. Воспитательные дела могут быть социально-ориентированнымицЦель таких воспитательных дел — формирование у школьников с нарушениями слуха системы социальных отношений, воспитание гражданской ответственности, чувства долга, социального поведения и т. д. Для формирования социальных отношений в современных условиях первостепенное значение имеют экологические, здоровьесберегающие, социально значимые трудовые дела в школе, семье, коллективные тематические познавательные и деловые игры и т. п. Для воспитательных дел этической направленности характерно использование методов и средств, развивающих нравственные чувства, формирующие нравственное сознание, социальное поведение. Нравственные поступки детей определяются условиями коллективных взаимоотношений в организованной деятельности. Экологические, трудовые, физкультурно-оздоровительные и другие дела воспитывают такие нравственные качества, как гуманизм, уважение к людям, забота об охране природы, здоровья, окружающей среды, забота и сочувствие пожилым, обязательства перед семьей, другими школьниками, милосердие, ответственность за свои обещания и действия и т. п. Непременное условие воспитания школьников — создание атмосферы творческого и познавательного комфорта. Воспитание творческой индивидуальности связано с реализацией гуманистических, нравственных отношений с окружающими с учетом интересов и потребностей других. В творческой работе у школьников формируется осознание себя как личности, расширяется кругозор, развивается интерес, познание, собственное отношение к миру, поступкам окружающих. Совместная интересная деятельность в условиях организации общего коллективного дела приобщает воспитанников к нравственной и коммуникативной культуре, реализует их творческие возможности, формирует отношение к общечеловеческим ценностям. В практике воспитания детей с недостатками слуха на внеклассных занятиях в любой из сфер творческой деятельности педагоги придерживаются определенной последовательности воспитывающего воздействия, связанного с закономерностями развития личности ребенка, с коррекционной направленностью и логикой хода воспитательного процесса. Сначала формируют у учащихся положительное отношение, интерес, желание проявить себя, попробовать свои силы в той или иной сфере доступной коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей. У воспитанника создается положительный мотив для вхождения в коллективную творческую деятельность. Учитывается развивающее, созидательное влияние коммуникативной и коллективной творческой деятельности, в которую включается школьник. Воспитатель внимательно изучает ребенка и прогнозирует те изменения в нравственном развитии, которые произойдут на индивидуально-личностном уровне в результате развивающей творческой деятельности и коррекционной работы. При этом не остается без внимания и дальнейшее развитие ученика в деятельности. Наоснове такого подхода развивается социальное поведение, достигается осознанность и причастность воспитанника к совместной коллективной творческой деятельности. В этих условиях школьник овладевает культурой речевого поведения и общения, необходимой информацией, умениями и навыками, обеспечивающими целостное представление о той или иной сфере творческой практической деятельности. При включении в совместные с педагогом и другими воспитанниками интересные дела ребенок не только входит в развивающую многообразную деятельность, где приобретается опыт социальных отношений, отвечающий целям нравственного воспитания и полученной информации, но и у него формируется система деловых, познавательных, коммуникативных и нравственных отношений. При решении воспитательных и коррекционно-развивающих задач на основе содержания совместной деятельности определяются методы и средства педагогического воздействия, формы организации деятельности воспитанников, совокупность основополагающих идей и взаимоотношений педагога и школьников, распределяются роли делового сотрудничества, устанавливаются правила поведения и общения, усваивается необходимый словарь и фразеология, развивается нравственная культура.
![]() |