![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ» Для студентов заочной формы обучения
Курск 2012
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» для студентов заочной формы обучения /Т.А. Олейникова, А.И. Овод. - Курск: КГМУ, 2012. – 45с. Настоящие методические рекомендации составлены на кафедре управления и экономики фармации Курского государственного медицинского университета с целью методического обеспечения выполнения курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение», предусмотренной государственным образовательным стандартом по специальности 040500 – «Фармация».
Составители: Олейникова Т.А. - к. ф. н., доцент кафедры управления и экономики фармации Овод А.И. - д. ф. н., профессор кафедры управления и экономики фармации
Рецензент:Репринцева Е.В.- к.ф.н., доцент кафедры экономики и управления здравоохранениемКГМУ
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
ВВЕДЕНИЕ Курсовая работа является заключительным этапом изучения дисциплины«Медицинское и фармацевтическое товароведение» для студентов фармацевтического факультета, обучающихся по специальности 040500 – Фармация. Основные цели подготовки курсовой работы: - систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение», изучающей ассортимент медицинских и фармацевтических товаров (МФТ), особенности товароведческого анализа и маркетинговых исследований товаров в системе товародвижения; - овладение навыками самостоятельной практической работы при решении проблем и вопросов, исследуемых в курсовой работе. При выполнении работы студент должен показать глубокие знания по маркетинговым исследованиям; продемонстрировать умения анализировать ассортимент МФТ по определенным показателям, оценивать их конкурентоспособность, определять этапы жизненного цикла товаров и т.д.; научиться рассчитывать, систематизировать и анализировать фактический материал с использованием методов и технологий маркетингового анализа, делать соответствующие выводы и предложения. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа, согласно Инструкции по подготовке курсовых работ в высших учебных заведениях и Положению о курсовой работе КГМУ, должна носить научно-практический характер и иметь экспериментальную часть. В соответствии с этими документами, представленная в данных методических рекомендациях структура курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» включает в себя 2 главы: Глава 1. Обзор литературы по изучаемой проблеме. Глава 2. Экспериментальная. Выполнение курсовой работы по дисциплине предполагает следующую последовательность действий (рис. 1): - получить тему курсовой работы; - определить актуальность, основную цель, задачи, объекты, методы выполняемой работы; - собрать, обработать и отразить в первой главе необходимую информацию по научным литературным источникам по выбранной проблеме; - собрать и обработать необходимый информационный материал для выполнения экспериментальной главы курсовой работы; - проанализировать полученные данные, сформулировать выводы; - привести список использованной литературы; - представить в виде приложений НТД и другую информацию, используемую при выполнении курсовой работы.
Таким образом, структура курсовой работы содержит следующие разделы (рис. 1): Содержание (с указанием страниц начала всех глав и подглав). Введение Глава 1. Обзор литературы. Глава 2. Экспериментальная часть. Выводы Список литературы Приложения По мере выполнения и написания структура курсовой работы должна быть детализирована с указанием конкретных наименований глав и подглав. Темы курсовых работы с развернутым планом представлены в разделе 4 данных методических рекомендаций. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Введение.Отражается актуальность темы, цели, задачи, объекты и методы исследования. Глава 1. Обзор литературы – в курсовой работе необходимо указать конкретное название главы с учетом выполняемой темы. В данной главе раскрывается содержание вопросов в соответствии с планом выполняемой темы работы. Для написания обзора по конкретной проблеме необходимо изучить и проанализировать не менее 20 научных литературных источников. Обзор излагается доступным языком, в тексте обязательно должны быть ссылки на использованные источники литературы. Объем главы 1 должен составлять от 15 до 20 страниц машинописного текста. Глава 2. Экспериментальная часть – в курсовой работе необходимо указать конкретное название с учетом выполняемой темы. В данной главе излагаются результаты маркетинговых исследований, проведенных студентом, в соответствии с планом выполняемой темы работы. Для написания данной главы необходимо воспользоваться справочной информации, представленной в разделе 3 и методическими советами по выполнению курсовой работы, представленными в разделе 4 данных методических рекомендаций. Выводы В выводах кратко формулируются результаты курсовой работы. Первый вывод формулируется по первой главе, следующие 3-4 вывода - по результатам второй главы.
Список литературы Список литературы содержит библиографическое описание используемых студентом источников литературы. Список литературы формируется в алфавитном порядке. Источники на иностранном языке указываются после перечня всех источников на русском языке. Правила оформления списка литературы приведены в Приложении 4. Приложения Приложение – это часть текста, которая имеет дополнительное (справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы курсовой работы. В зависимости от выполняемой темы курсовой работы в приложениях должна быть представлена следующая информация: - ассортимент лекарственных средств (ЛС), разрешенных к применению в РФ; - ассортимент ЛС, имеющихся в конкретной фармацевтической организации; - ассортимент лекарственных препаратов, выпускаемых на основе изучаемого лекарственного средства, разрешенных к применению в РФ; - ассортимент лекарственных препаратов, выпускаемых на основе изучаемого лекарственного средства, имеющихся в конкретной фармацевтической организации; - фактические объемы продаж (закупок) отдельных ЛС (не менее трех) изучаемой ФТГ в динамике за 3-5 лет; - анкета социологического исследования потребителей ЛС (фармацевтических товаров); - анкета экспертной оценки конкурентоспособности ЛС изучаемой ФТГ; - ассортимент ЛС, выпускаемых конкретной фирмой-производителем и т.д.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В данном разделе представлена информация, необходимая для осуществления расчетов в экспериментальной части курсовой работы. Показатели ассортимента товаров 1. Структура ассортимента ЛС – доля отдельных групп в общем количестве наименований ЛС (форм.1). Доля % = Аг / Ао х 100%, где (1) Аг - количество наименований ЛС данной группы, Ао – общее количество наименований ЛС. 2. Степень обновления (Iо) (форм.2): Iо = m / Ао, где (2) m – количество наименований новых ЛС, разрешенных к применению за последнее 3 или 5 лет, Ао – общее количество наименований ЛС. 3. Коэффициент полноты ассортимента ЛС (Kn) (форм.3): Kn = Пфакт / Пбаз, где (3) Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации, Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране. 4. Коэффициент глубины ассортимента ЛС (Кг) (форм.4): Кг = Гфакт / Гбаз, где (4) Гфакт – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации, Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране. 5. Степень (полнота) использования ассортимента ЛС (Пи) (форм.5): Пи = а / А х100%, где (5) а - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, пользующихся спросом в фармацевтической организации или используемых в практике определенного врача за исследуемый период времени, А - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации на протяжении исследуемого периода времени. Пример расчета показателей ассортимента ЛС: Задание: Проведите маркетинговое исследование и рассчитайте показатели инструмента ЛС, содержащих пироцетам (исходная информация предоставлена в таблице). Таблица
Решение. 1. Структура ассортимента. Общий ассортимент пирацетамсодержащих ЛС, разрешенных к применению в России составляет 10 наименований, в т.ч.: - ЛС российского производства – 4 наименования; - Зарубежные ЛС – 6 наименований. Т.о. Доля (отеч) = (4:10) х 100% = 40% Доля (имп) = (6:10) х 100% = 60% 2. Степень обновления за последние 5 лет (1998-2002гг). По регистрационным номерам устанавливаем новые ЛС, которые были зарегистрированы в 1998-2002 годах. Это 2 лекарственных препарата: - Пирацетам гранулы для сиропа для детей, - Стамин р-р для инъекций. Следовательно, Iо = 2:10 = 0,2 3. Коэффициент полноты ассортимента в аптеке. Всего разрешено к применению 5 лекарственных форм ЛС, содержащих пирацетам (капсулы, р-р для инъекций, таблетки, гранулы, р-р д/инф.). Пбаз = 5 В аптеке имелось 4 лекарственные формы данных ЛС (капсулы, р-р д/ин., таблетки, р-р для инфузий). Пфакт = 4 Следовательно, Кn = 4:5 = 0,8 4. Коэффициент глубины ассортимента в аптеке. В аптеке имелось 7 наименований ЛС, содержащих пирацетам (Гфакт = 7), а всего разрешено к применению в стране – 10 наименований (Гбаз = 10). Следовательно, Кг = 7:10 = 0,7 5. Полнота (степень) использования ассортимента в аптеке. Из 7 имеющихся в аптеке наименований изучаемых ЛС пользовались спросом – 6 (не было продано ни одной упаковки станина). Т.о. Пn = (6:7) х 100% = 85,7% 3.2. Показатели для определения жизненного цикла товаров (ЖЦТ) Темпы прироста объемов продаж (Т) рассчитываются по формуле 6: Утек Т = (-------- )- 1 х 100% (6), где Упред Утек – показатель объема продаж в текущем году, Упред – показатель объема продаж в предшествующем году. Интервалы темпов прироста объемов продаж для определения стадий ЖЦТ:
3.3. Показатели для определения конкурентоспособности товаров 1. Коэффициент качества ЛС (потребительский индекс). На основе экспертной оценки определяют среднеарифметические оценки потребительских параметров конкурентоспособности анализируемых ЛС (Сср.). Далее с учетом весовых коэффициентов параметров конкурентоспособности, представленных в примечании, рассчитывают коэффициент качества ЛС (форм. 7): S Сср. х Kwj Ini = --------------, где (7) S Kwj Ini – потребительский индекс или коэффициент качества i-го ЛС, Kwj – весовой коэффициент j-го параметра.
2. Экономический индекс ЛС. Экономический индекс рассчитывают по формуле 8. Iэi = Цi х Кw, где (8) Iэi – экономический индекс i-го ЛС, Цi – цена i-го ЛС в момент исследования, Кw – весовой коэффициент цены ЛС (см. примечание). 3. Интегральный показатель конкурентоспособности ЛС (Кi): Ini Ki = ------ (4) Iэi Более конкурентоспособным считается ЛС, имеющее большее значение Ki. Примечание. Весовые коэффициенты параметров конкурентоспособности ЛС
![]() |