![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Минимальное расстояние отлета груза при его падении Х
5.5. Под высотой возможного падения груза при его перемещении грузоподъемными машинами следует понимать расстояние от поверхности земли (или площадки, для которой определяется граница опасной зоны) до низа груза, подвешенного на грузозахватном приспособлении (строп, траверса и др.). 5.6. Граница опасной зоны, возникающая от перемещения подвижных рабочих органов грузоподъемной машины, устанавливается на расстоянии не менее 5 м от предельного положения рабочего органа, если в инструкции завода-изготовителя отсутствуют иные повышенные требования. 5.7. Граница опасной зоны принимается: - для грузопассажирских подъемников от габарита кабины и противовеса и составляет 5 м (п. 7.2.9 СНиП 12-03-2001); - для грузовых подъемников с платформой от габарита грузовой платформы согласно рис. 16, для подъемников (вышек) и фасадных подъемников - от габарита люльки. 0119S10-06357 Рис. 16.Опасная зона при работе грузового строительного подъемника Граница опасной зоны принимается согласно графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении, как вблизи строящегося здания. Граница опасной зоны для грузовых подъемников с консольной стрелой определяется согласно графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении как при перемещении груза краном с учетом габарита наибольшего груза согласно СНиП 12-03-2001, приложение 4. 5.8. Нормативными документами не предусматривается возникновение опасных зон от падения крана и его отдельных узлов, поэтому противовесная консоль и часть балочной стрелы, на которую не может заходить грузовая тележка при наличии соответствующего концевого выключателя (или упора), могут перемещаться за пределами строительной площадки и над местами, где могут находиться люди при соблюдении требований ПБ 10-382-00. 5.9. При определении границы опасной зоны вдоль луча, ограничивающего поворот стрелы, у кранов, имеющих подъемную стрелу, необходимо учитывать изменение высоты подъема в зависимости от вылета, поэтому расстояние от линии ограничения (по лучу) до границы опасной зоны является переменной величиной при изменении вылета (при отсутствии мероприятий по ограничению высоты подъема). 5.10. Границу опасной зоны обозначают на местности знаками в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001, предупреждающими о работе крана (знак № 3, приложение 8). Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, в темное время суток они должны быть освещены. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках для предотвращения опасности от их падения при проходе людей и передвижении техники. 5.11. На границе опасной зоны в местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана (знак № 3, приложение 8). 5.12. В необходимых случаях в стесненных условиях строительства величина опасной зоны может быть сокращена за счет применения технических и организационных решений. 5.13. К техническим решениям по сокращению величины опасной зоны относятся: ограничение высоты подъема и зоны обслуживания путем ограничения поворота стрелы или ограничения вылета, применения кранов с меньшей высотой подъема, применение удлиненных стропов, отвечающих требованиям ГОСТ 25573-82*, и грузозахватных приспособлений, оборудованных устройствами для испытания прочности монтажных петель, или страховочного приспособления, исключающих возможность падения грузов, применение защитных ограждений (экранов). 5.14. К организационным решениям относятся мероприятия, содержащие дополнительные требования, связанные с обеспечением производства работ (мероприятия по выполнению погрузочно-разгрузочных работ с обозначением на местности зон подъема груза не на полную высоту и т.п.), которые в письменном виде выдаются крановщикам и стропальщикам. 5.15. Эксплуатация зданий и их отдельных частей, находящихся вблизи строящихся или реконструируемых зданий, допускается при условии, если перекрытие верхнего этажа эксплуатируемого здания не находится в опасной зоне возможного падения предметов, определяемой в зависимости от высоты возможного падения груза до перекрытия верхнего этажа эксплуатируемого здания, и при выполнении следующих мероприятий: - оконные, дверные проемы эксплуатируемого здания и его отдельных частей, попадающие в зону возможного падения предметов, должны быть закрыты защитными ограждениями; входы и выходы эксплуатируемого здания должны быть устроены за пределами опасной зоны; - перемещение грузов у существующих (находящихся вблизи строящихся) зданий с глухими капитальными стенами или стенами с проемами, закрытыми защитными ограждениями, может производиться на расстоянии не менее 1 м от стены или выступающих конструкций зданий и сооружений согласно рис. 17, если максимальная высота подъема груза меньше высоты здания, с применением средств для искусственного ограничения зоны работы стреловых кранов. 0119S10-06357 Рис. 17.Пример перемещения грузов у существующего здания Примечание - У глухой капитальной стены или стены с проемами, закрытыми защитным ограждением, груз может перемещаться на расстоянии не менее 1 м, если максимальная высота подъема груза меньше высоты здания и в опасной зоне от перемещения груза краном отсутствуют входы в существующее здание. 5.16. При строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, граница которых определяется в соответствии с п. 5.4 настоящих «Методических рекомендаций», попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного нахождения людей на территории строительной площадки или вблизи ее, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе: - оснащение стреловых кранов для предотвращения их столкновения с препятствиями в стесненных условиях работы системами координатной защиты; - устройство защитных сооружений (укрытий), обеспечивающих защиту людей от действия опасного фактора; - ограничение скорости поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м; - установка на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания по периметру здания защитных экранов, имеющих равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном. Зона работы крана ограничивается таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитных экранов, расположение которых показано на рис. 18, 19, 20, 21, 22, 23 и 24. В случае ограничения зоны действия крана по наружному габариту здания (стене) защитный экран проектируется с учетом динамических нагрузок от перемещаемых грузов кранами. 0119S10-06357 Рис. 18.Установка защитного экрана на консоль в окна Lгр - габариты груза; SБ - расстояние от линии ограничения зоны обслуживания до наружной грани здания. 0119S10-06357 Рис. 19.Установка защитного экрана на консоль настенную 1 - консоль настенная; 2 - защитный экран; 3 - сетка декоративная; 4 - профнастил ограждения; 5 - связи; 6 - возводимое здание. 0119S10-06357 Рис. 20.Установка защитного экрана на землю 1 - леса строительные; 2 - щит декоративный; 3 - опора винтовая; 4 - заземление; 5 - площадка навесная; 6 - стяжка; 7 - профнастил ограждения; 8 - щит с люком; 9 - сетка декоративная; 10 - возводимое здание; 11 - место крепления стяжки к перекрытию; 12 - места крепления лесов к зданию. 0119S10-06357 Рис. 21.Возведение девятиэтажного здания административного назначения, расположенного между двумя жилыми зданиями разной высоты 1 - граница зоны обслуживания краном; 2 - граница опасной зоны от действия крана (определяется в соответствии с п. 5.4 настоящих «Методических рекомендаций»); 3 - зона складирования грузов; 4 - площадка приема раствора и бетонной смеси; 5 - стоянка транспорта под разгрузкой; 6 - место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 7 - линия ограничения зоны обслуживания; 8 - линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания; 9 - стенд схем строповок; 10 - шкаф электропитания крана; 11 - контрольный груз; 12 - ограждение крановых путей; 13 - временный забор; 14 - козырек над входом в здание; 15 - пешеходная дорожка; 16 - граница опасной зоны от строящегося здания; 17 - знак, предупреждающий о работе крана с пояснительной табличкой; 18 - пункт мойки колес автотранспорта; α - угол принудительного ограничения поворота стрелы; α1 - угол привязки ограничения к оси пути. ____________ * - Стоянка крана в нерабочее время Примечания 1. Главным условием строительства примыкающих зданий без отселения людей или остановки производства в существующих зданиях является исключение возможности образования опасных зон в местах нахождения людей (в том числе при максимальных высоте подъема или вылете) за счет разработки соответствующих технических мероприятий (принудительное ограничение поворота стрелы, вылета или высоты подъема, устройство защитных ограждений, а также других мероприятий). 2. Над зданием 3. Оконные проемы зданий 4. Монтаж и перемещение конструкций в 7-метровой зоне у прилегающих зданий производится в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, все работы в зоне примыкания выполняются по наряду-допуску на производство работ в местах действия опасных факторов. За 7 метров (размер от габарита груза) от примыкающих зданий груз опускается на высоту 0,5 м от встречающихся на пути препятствий при последующем перемещении и успокоен от раскачивания, а дальнейшее горизонтальное перемещение производится на минимальной скорости с удерживанием его от разворота оттяжками. 5. Перемещение стрелы в сторону здания 6. Со стороны здания а перемещение груза должно быть принудительно ограничено на высоте не менее, чем на 0,5 м ниже верха защитного ограждения. 7. При необходимости, когда стрела не доводится на 2 м до примыкающего здания и может образовываться участок мертвой зоны у здания, работы на этом участке должны выполняться вручную. 8. Разрез 1-1 смотри на рис. 22. 0119S10-06357 Рис. 22.Разрез 1-1 0119S10-06357 Рис. 23.Возведение многоэтажного здания, примыкающего к более низкому жилому дому и выходящего на магистраль с интенсивным движением транспорта 1 - граница опасной зоны от действия крана; 2 - граница опасной зоны строящегося здания; 3 - зона складирования грузов; 4 - площадка приема раствора и бетонной смеси; 5 - стоянка транспорта под разгрузкой; 6 - место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 7 - линия ограничения зоны обслуживания; 8 - линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания; 9 - стенд схем строповок; 10 - шкаф электропитания; 11 - контрольный груз; 12 - ограждение крановых путей; 13 - временное ограждение с козырьком; 14 - временное ограждение; 15 - навес над входом в здание; 16 - пешеходная дорожка; 17 - знак, предупреждающий о работе крана ____________ * - Стоянка крана в нерабочем состоянии. Примечания. 1. Перемещение грузов у примыкающего жилого здания Защитное ограждение у здания 2. В связи с выходом строящегося здания на городскую магистраль с интенсивным движением городского транспорта, когда не представляется возможным выгородить опасную зону от действия крана, работы производить аналогично работе у примыкающих зданий - под защитой ограждения из элементов трубчатых лесов и с принудительным ограничением высоты подъема. Максимальная высота перемещения груза должна быть ниже защитного ограждения не менее чем на 0,5 м, а высота защитного ограждения должна быть не менее 3 м от уровня монтажного горизонта. Со стороны проезжей части леса должны быть защищены на всю высоту тканой синтетической или проволочной сеткой. Пешеходный переход вдоль защитного ограждения должен иметь козырек, сплошную обшивку со стороны строящегося здания и расположен от него не ближе двух метров. Подаваемый груз за 7 м от защитного ограждения должен быть опущен на высоту 0,5 м от монтажного горизонта (или препятствий, встречающихся на пути), успокоен от раскачивания и на минимальной скорости с удерживанием от разворота оттяжками должен перемещаться к наружной стене с защитным ограждением. Работы производятся в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, по наряду-допуску на работы в зонах постоянно действующих опасных производственных факторов. 0119S10-06357 Рис. 24.Разрезы 1-1 и 2-2 В качестве защитных экранов могут применяться: - конструкции строительных лесов стоечных, если расстояние от линии ограничения до наружной грани здания составит (см. рис. 18, 20) SБ ≥ 0,5Lгр + 1,0, где SБ - расстояние от линии ограничения зоны обслуживания до наружной грани здания; Lгр. - максимальный габарит груза. - при значениях SБ меньше указанных выше защитный экран должен быть рассчитан на динамические нагрузки от перемещаемого груза (рис. 19). Элементы защитного экрана, расположенные у мест подъема груза, изготавливаются сплошной стенкой из досок толщиной 25 мм (профлистом). Намеченные мероприятия согласовываются с организацией, эксплуатирующей соответствующие здания и территории. 5.17. Для уменьшения или ликвидации опасной зоны у реконструируемых зданий (сооружений), выходящих на городские магистрали с интенсивным движением транспорта, когда не представляется возможным выгородить на длительное время опасную зону, как от реконструируемого здания, так и от перемещаемого краном груза, необходимо выполнить следующие мероприятия: - установить сплошное ограждение, закрепляемое за наружные стены реконструируемого здания или за инвентарные трубчатые леса, устанавливаемые у реконструируемого здания; - принять высоту защитного ограждения не менее 3 м от верха существующих наружных стен; - на лесах установить два защитных настила и наружную сторону лесов выгородить тканой сеткой; - закрыть все оконные и дверные проемы защитными ограждениями; - максимальную высоту перемещения грузов (до низа груза) принять ниже верха защитного ограждения на величину не менее 0,5 м. - вдоль лесов или здания выполнить для пешеходов защитный козырек не менее 2,2 м; - при выполнении работ в зоне, примыкающей к наружной стене с защитным ограждением, необходимо груз за 7 м опустить на 0,5 м над перекрытием или выступающими конструкциями и подводить к месту установки у наружной стены на минимальной скорости, удерживая его оттяжками; - при нахождении стропальщика вне видимости крановщика между ними должна быть организована радиосвязь; - монтаж или перестановку ограждений без устройства лесов производить в ночное время в период наименьшего движения транспорта с установкой на проезжей части сигнальных ограждений за границей опасной зоны от перемещения грузов и необходимых дорожных знаков по согласованию с ГИБДД.
![]() |