![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Белый шлейф доисторических индо-иранцев
ТИНА ДЗОКАЕВА ОСЕТИНЫ В ПЛЕНУ У АЛАНОВ (Долгая жизнь идеологемы) Формула
Сложившаяся и принятая официально осетиноведами Формула осетинского этногенеза выражена в следующей цепи племенных образований: Скифы-Сарматы-Аланы. За цепью водяным знаком располагаются арийцы. Они предшествуют скифам и отождествляются с аланами, которые и считаются непосредственными предками осетин. Неискушенному читателю Формула кажется то ли слишком длинной, то ли немного даже разнородной. И в то же время как будто чего-то в ней недостает. Соли, что ли? Или каких кавказских пряностей? Разобраться во всем этом трудно и читатель вынужден сам отправляться в поиски. Читатель не против. Ну, когда еще забредешь в такие дебри, в самую Предысторию! История - это не то, что было, а то, что мы знаем о ней
Предисловие Две истории осетин У осетин - будто две истории. Одна - ближняя и реальная, начинающаяся примерно с XІІІ века, когда многочисленные нашествия тюркских народов вынудили родственные племена и родовые семьи наглухо закрыться в горах Кавказа. С того времени в горных ущельях вдоль рек Терека, Гизельдона, Ардона, Уруха началась своя внутренняя активная жизнь. История ясная и понятная. Собственно, она у нас у всех в сознании и в крови. Всякий осетин считает свой народ детищем гор. А эта могучая стихия равнодушным никого не оставляет. Даже тот, у кого лишь предки жили в горах, считает себя горцем. Горы - это особое восприятие жизни. Конечно, горы горам тоже рознь. Одни горы располагают к пасторального толка воспоминаниям, другие рождают трагическое мироощущение. "Гоняю оленя, пасу ли козу, В горах мое сердце, а сам я внизу" - напоет свирелью горец Роберта Бернса. "Додой фǽкǽнат мǽ райгурǽн хǽхтǽ" - застонет горец Коста. В горах прошла драматическая часть осетинской истории. Горы создали и внешний, физический облик осетин, и влили в него свою энергию, свое понимание человеческого бытия, взаимного сочувствия и помощи. Горы стали жесткой колыбелью для осетин. В них не было мягких пуховиков, а музыкой служили звуки постоянно раздающегося набата и стона. "О, хусауты хусау!" "Приди на помощь!" То сосед сорвался с горы. То хищный зверь у порога караулит. Где-то снежные обвалы перекрыли тропинки - главные горские магистрали. А то затопило урожай, выращенный на искусственной, собственными руками созданной террасной земле. Горы хороши чтобы их воспевать. "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал". Воспевать могут и менестрели. А жить в них доступно лишь сильным людям, сильным как лев, оборотистым (изворотливым?) как барс, кстати, являющийся осетинским символом. Горы - это религия. Здесь они - главный Креститель. Первая часть осетинской истории документально оформлена, доказана и подтверждена археологическими раскопками и описаниями. В нее верят все осетины. Она - вне пределов критики, разночтений и научных споров. Многие и сейчас могут показать в горах свои родовые камни, ступить на участочек земли, которую предки собирали буквально руками. К той части жизни наших предков вопросов нет. Там с этнонимами, названиями родов, родственных племен, - все нормально. Уый та чи у чи? - могли спросить про незнакомца. А то, что скиф там на пороге появился, или массагет какой - это из области фантазий. И вдруг вроде ничего особенного не случилось, горы не свалились, ледники пока еще не обрушились. А всего-навсего пришли миссионеры, удивленные новым типом туземных народов, и объявили тех самых осетин - скифо-аланами, индо-иранцами! (Наши предки и знать такие имена не знали, судя по Нартским сказаниям). И пошла другая история.
Так, с подачи тех миссионеров и живем, словно иностранцы, пришедшие когда-то из, даже может не существовавших земель, на Северный Кавказ. И разговариваем мы, оказывается, на языке необычном, не то, что наши соседи - кабардинцы там или ингуши. На индоевропейском! Осетиноведение уже давно является научным направлением не только местного звучания. Напротив. Темой увлечены многие ученые в мире. Интерес понятен. Привлекает уникальность ситуации. Считается, что осетинский язык сохранил и пронес в себе корни древне-иранских (арийских) языков до современности. Этот факт возбуждает интерес не только лингвистов, но и археологов, историков, философов, фольклористов, этнографов. Из представителей всех этих специальностей сложились группы исследователей, разносторонне рассматривающих столь поразительный на их взгляд факт. Но при этом те же специалисты все чаще и охотнее обнаруживают свойства "осетинского диапазона" на разных территориях и у многих народов древнего мира. Акцентируются параллели с мифологией древней Греции и Рима, ищутся сходства героев осетинского эпоса нартов с образами рыцарей и королей бриттов и кельтов. Одинаковые привычки, бытовые подробности, героические образы - улавливаются в самых разных отдалениях от Осетии. Поиск осетинских двойников становится повальным увлечением даже специалистов. Всемирное братство хорошо, конечно. Однако от слишком большого увлечения в этом направлении может истончиться реальная почва, на которой Осетия стоит. Ее разносят пока виртуально, теоретически. Вот и к семитам уже приписали. Может быть, это потому, что "так ложатся карты"? Так их сдал покер? И, может быть, вся сложившаяся мифология не более чем стекляшки, которые Миклухо-Маклай дарил своему туземному братству? Но тогда интересно - кто "Миклухо-Маклай", и кто "покер"? Конечно, идеи, самые разнообразные и даже сумасбродные, увлекают. Это романтично. Они подстегивают людей к поискам корней своего народа. А сегодня тем более, когда активизируется такой неотвратимый, но пугающий фактор современности как Глобализация - враг и разрушитель всяких этносов. Люди хотят знать о своих корнях все, пока это еще актуально, пока они не перемолоты окончательно в какой-нибудь европейской или другой ступе. И они не желают расставаться со своей этнической своеобразностью. Входя в содержание проблемы, они начинают отчаянно спорить. Сложившиеся представления рассыпаются. Авторы идей продолжают настаивать. Некоторые прибегают к научно-административным (вернее, ненаучно-административным) методам, объявляют, что истина уже добыта, и что она уже в их руках и что остальным можно уже не беспокоиться. О, какое самообольщение! За авторитетами, даже научными, все труднее укрываться. Стоит посмотреть многочисленные интернет-сайты по данным вопросам, чтобы убедиться - истина, в частности, о так называемых "аланизмах", потихонечку девальвируется и за нее все труднее приходится держаться. Буквально - цепляться! Истина пока пребывает в образе синей птицы. Она летает, и ее все еще трудно поймать. Свидетельства древности Чтобы коснуться хотя бы хвоста той самой «синей птицы» нет иного средства как погрузиться в чтение свидетельств древности. Они достаточно разносторонни. Осетиноведы находят их в исторических хрониках, записках путешественников, книгах историков и географов, в древних картах. Ими могут быть случайно когда-то зафиксированные и оброненные фразы, хотя бы окольно касающиеся темы. Есть специальные главы о скифах у «отца истории» Геродота. А также у «отца медицины» Гиппократа. В те древние времена многие просто путешествовали по тем, не вовлеченным еще в цивилизацию ("околоцивилизационным"), мирам. Экзотика всегда привлекала любознательных людей любых специальностей. Многие активно интересовались "туманными" народами, изучали племенной образ жизни. Составлялись хроники, велись летописи. Во всех этих источниках кое-что перепадало народам, населявшим ареал Кавказских гор и вообще территорий, находившихся за пределами цивилизации, на границах государств и племенных образований. Всю эту литературу можно назвать окольной, неспециальной. Но она имеет большое значение в восстановлении картины жизни древних народов, в том числе осетин. С чувством определенного скепсиса по отношению к такого рода литературе, ее, тем не менее, обязательно следует учитывать. Все, что может пролить хоть тусклый свет на проблему, надо принимать во внимание. В воссоздании картины прошлого неоценимое значение имеет письменность. Но в нашем конкретном случае в прямом смысле этого источника информации нет. У осетин не сформировалась собственная письменность. Потому и все эти гадания по поводу происхождения этноса. Однако в окружающих мирах такой важнейший элемент культуры уже присутствовал. О шумерах, давших миру образцы клинописи, не говорим. Это слишком далекие времена. Но было уже греческое письмо. Затем римское. И так далее. Наконец, была письменность у грузин, ближайших соседей осетин. Есть и материальный, вещественный источник познания прошлого. Вряд ли кто будет оспаривать мнение о том, что лучшим средством изучения древности являются археологические раскопки. (Даже в народе говорят, - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.) Извлечение предметов, изготовленных людьми, пожалуй, неоспоримый по приоритетам источник исторического познания древнего мира. Такой вещественный фактор наиболее адекватно воспроизводит картинки прошлого. Вещи, предметы, извлеченные кости из могильников, даже способ погребения, - все имеет свой язык. Как хоронили людей? Скорченными? Значит - раб? Расправленными и пышно убранными - так это господа, привилегированные сословия. Бывало, что целые народы попадали в число скорченных. "Бедные", - говорят археологи. Кусочки металлов, керамики, камни - могут рассказать о том, каковы были хозяйственные занятия древних людей, во что люди одевались, как украшались, из чего изготовляли орудия труда, что сеяли и использовали для пищи... Такие источники по древней Осетии имеются, да не в малом количестве. И, конечно же, бесценным свидетельством прошлого является язык народа! ("Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана"). Крупнейшее историковедческое значение имеет язык, на котором древние разговаривали. Что может лучше характеризовать народ, чем свойства языка, который сложился и на котором он разговаривает, грамматические формы, словарный фонд. По языку о многом можно судить, вплоть до антропологической принадлежности людей, если иметь в виду физиологическое построение самого языкового аппарата. В литературе по теме истории осетин языковеды играют, пожалуй, решающую роль. Собственно, их концепция происхождения осетин и принята. Одно неудобство. Когда отсутствует письменность для данного языка, то роль и ценность фактора снижаются. Наконец, в данной конкретной теме информацию может подсказывать наш собственный внутренний строй, генетический код, заложенный в народе. Интуиция! Все, что формирует наши внутренние позывные. По каким характеристикам осетин тотчас же угадывает в другом, незнакомом ему человеке - осетина? Это фантастика! Каждый из нас несет в себе огромную информацию, включая представления о предках, обо всей цепи поколений, что сформировала осетинскую народность. Кем вы бы ни были и где бы ни жили, вы этим свойством владеете всегда! Может быть, это нельзя назвать источником исторически точной информации, но психологической, - вполне допустимо. Она помогает ориентироваться в событиях, в их оценках. Осетин не может сказать, например, что ему так уж близки морские мотивы. Но он всегда скажет, что без гор ему дискомфортно, душно. Осетия и горы - это, в конце концов, - синонимы. Даже находясь на равнине, проживая там, осетины молитвенно поднимают взор к горам. Исторический контекст Конечно, любой источник познаний о прошлом послужит хорошую службу только в случае, если его рассматривать в контексте времени. Это касается и самой науки истории. Она всегда развивается в условиях определенных традиций, накладываемых временем. Например, мы знаем двух великих греческих историков - Геродота и Фукидида. Геродот жил раньше, во времена других традиций, когда философы изучали Логос, выводили понятия о мироздании. Фукидид писал конкретно. Он - автор исследований Пелопонесской войны. И он недолюбливал Геродота, считал, что его «История» слишком мифологизирована. Но ведь и эпоха диктовала такой подход! Попробуйте о Логосе написать языком хроники какой-либо конкретной войны. Другая традиция! Или же взять более близкую нам Историю Х1Х века. Она тоже имела свой подход, который, кстати. Сыграл роль при освещении истории, касающейся конкретно темы нашего рассказа. Все это пишу потому, что Формула нашего происхождения, составленная осетиноведами, заставляет обращаться к пространствам и племенам, очень далеким от наших реальных представлений не только об осетинах, но и об истории вообще. Но без «истории вообще» нам проблемы не понять. Поэтому рассматриваем исторический ход в его масштабном поступательном процессе, по волнообразным наплывам цивилизационных волн. В какую из волн попадет наш искомый народ? Вот вопрос, который может постоянно вести нас по теме. Троюродные родственники Приведенная "Формула" предполагает, что у осетин очень разветвленная корневая система. Произведем садоводческую операцию. Выпрямим корни, отделим отростки друг от друга и рассмотрим под историческим микроскопом каждый из них.
Белый шлейф доисторических индо-иранцев
Арийцы - самая хрупкая часть конструкции. К арийцам не прикоснешься как к исторической материи. Как к скифам, например. Они прозрачны и нематериальны как духи. Как "водяные знаки" на денежных купюрах. Однако "купюра" до сих пор в ходу. Она продолжает выполнять свою роль толкователя и носителя постсредиземноморской (то есть, европейской) цивилизации. Ну, а для осетиноведов "Aryan" -- любимое слово. Они вроде первые из известных наших -пра, -пра родственников.
![]() |