Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 1. Традиционная технология изготовления народного мужского костюма по литературе и источникам



Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Традиционная технология изготовления народного мужского костюма по литературе и источникам………………………………………………………………..5

1.1. Народный мужской костюм русского средневековья по письменным и археологическим источникам……………………………………………………..5

1.2. Традиционные ремесленные техники: получение текстиля и пошив одежды, обработка кожи и изготовление кожаных изделий, обработка металлов и изготовление аксессуаров…………………………………………………………8

Глава 2. Моделирование традиционного мужского костюма……………………….12

2.1. Модель народного мужского костюма русского средневековья……………...12

2.2. Техника изготовления предметов русского мужского костюма………………13

2.2.1. Рубаха……………………………………………………………………….13

2.2.2. Порты……………………………………………………………………….15

2.2.3. Аксессуары…………………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………………...17

Список использованной литературы и источников………………………………….19

Приложения……………………………………………………………………………..20


Введение

 

Традиционный народный костюм, создававшийся на протяжении многих веков, является неотъемлемой частью материальной культуры этноса. Форма одежды, ее конструктивные и декоративные решения зависят от климатических и исторических условий, уровня развития производительных сил, способов хозяйственной деятельности. Народный костюм сконцентрировал вековой опыт, в нем органично соединены утилитарные и эстетические начала. Благодаря этому народный костюм целесообразен, предметы, составляющие его, предельно адаптированы к конкретным природным и социальным условиям.

Наряду с очевидной утилитарной функцией – защитой от неблагоприятных погодных условий, древняя одежда несла в себе знаковую систему, позволяющую отличать людей по полу и возрасту, по территориальной, этнической, религиозной, социальной принадлежности. Все это обуславливает сложный комплекс народного костюма с его многочисленными вариациями (Рабинович М.Г., 1986, с. 4).

Традиционный народный костюм складывался исторически на протяжении веков и развивался непрерывно. По этой причине костюм является важным историческим источником для изучения происхождения народа, его этнического и социального развития, его исторической судьбы, его культурных связей и контактов. Помимо этого, ценность народной одежды значительна для характеристики повседневной жизни народа.

Как важный исторический и культурный источник русский народный костюм являлся постоянным объектом исследования дореволюционных, а затем советских отечественных ученых, вызывает живой интерес исследователей и в настоящее время. Несмотря на значительную (более полутора веков) историю изучения, традиционный русский народный костюм до настоящего времени остается не в полной мере исследованным (М.А. Собурова, 1997, с. 93).

Источниками для реконструкции традиционного костюма являются материалы археологических раскопок, древние изображения, этнографическая одежда. Несмотря на значительное количество фрагментов русской средневековой одежды, имеющихся в распоряжении археологов, их плохая сохранность снижает информативность источника. Иконографические источники, как правило, подчинены иконописному шаблону и так же несут мало информации о действительно бытовавшей на Руси одежде. Недостатки названных источников могут быть в какой-то мере компенсированы информацией, полученной при изучении русской народной одежды XVIII – начала XX веков, хранящейся в отечественных музеях. Конструкция и украшения этой одежды, зачастую хранят элементы средневекового костюма, что позволяет ее использовать для реконструкции народного костюма XIII – XVII веков. По меньшей мере, это касается важнейших элементов традиционного мужского народного костюма: рубахи, пояса, портов, обуви (Пармон Ф.М., 1997, с.45).

Представления современного человека о действительном русском традиционном средневековом костюме, как представляется, во многом в настоящее время искажены образом костюма созданного художниками специально для хореографических и вокальных выступлений на сцене. Подлинный традиционный костюм уже более века является неиспользуемой по назначению исторической реальностью. Известно, что в начале XX века, традиционная русская рубашка, используемая как элемент повседневной одежды в городских условиях, рассматривалась как средство эпатажа и чрезмерной экстравагантности. (Вспомним С.А. Есенина). Современное историческое фестивальное движение зачастую еще больше запутывает вопрос о том, как мог выглядеть действительный русский средневековый костюм.

Не располагая подлинным археологическим материалом, и не являясь специалистами в области реконструкции костюма, все же считаем возможным представить на обсуждение свое видение, свой образ этого важнейшего элемента народной культуры. Разработка костюма опиралась на разнообразные исторические источники, что во многом сближает модель с исторической действительностью, однако предлагаемая версия не является строго научной реконструкцией – это только художественно – историческим образ. Создаваемый костюм задумывался как экспонат школьного музея, его изготовление является частью программы по реконструкции русского средневекового быта в рамках работы исторического клуба. Научной основой предлагаемой реконструкции является опубликованный исторический, археологический, этнографический материал, а так же исследования в этой области отечественных ученых.

Актуальностьпредставленнойработы обусловлена наличием повышенной «зашумленности» вокруг научного представления о традиционном русском мужском костюме эпохи средневековья и зачастую его искаженном восприятии в современном пространстве культуры.

Цельюработы является разработка и изготовление русского народного мужского костюма эпохи средневековья традиционным способом.

Для реализации цели в работе были решены следующие задачи:

- охарактеризованы источники информации, позволяющие реконструировать средневековый мужской костюм;

- охарактеризованы традиционные технологии изготовления народной одежды;

- выстроена модель традиционного мужского костюма эпохи русского средневековья;

- изготовлены реплики рубахи, портов, аксессуаров и охарактеризована технология их изготовления.

Исторический, археологический, этнографический материал, а так же выводы исследователей были почерпнуты из следующей специальной литературы.

В томе Археологии СССР «Древняя Русь. Город. Замок. Село» шестая глава «Ремесло», написанная Б.А. Колчиным, содержит детальную информацию о средневековом русском ремесле, в том числе о прядении, ткачестве, обработке кожи и кости (Археология СССР, 1985). В материалах к историко – этнографическому атласу (Древняя одежда народов Восточной Европы) главы третья и четвертая (написаны М.Г. Рабиновичем) содержат богатейший материал по проблемам русского костюма IX – XVII веков. Основной блок информации при разработке модели русского костюма был взят из статьи Т.Н. Кошляковой (приложение к историко – этнографическому атласу (Древняя одежда народов Восточной Европы), в которой охарактеризованы результаты археологических и реставрационных работ по исследованию остатков одежды из царских захоронений Архангельского собора Московского кремля (Древняя одежда народов Восточной Европы, 1986). М.А. Собуровой была написана обобщающая работа по истории древнерусского костюма, в которой впервые обобщены данные о многочисленных фрагментированных находках одежды (Древняя Русь. Быт и культура, 1997). Разработка технологии изготовления реплики костюма была бы невозможна без работы Ф.М. Пармон «Композиция костюма», одна из глав которой посвящена костюму Древней Руси (Пармон Ф.М., 1997). Значительная информация о материальной культуре славян (в том числе одежде) интересующего нас времени была получена из работ Д.К. Зеленина и Л. Нидерле (Зеленин Д.М., 2012), (Нидерле Л., 2013). Трактовка узора вышивки, используемой для разработки костюма, была осуществлена благодаря трудам выдающегося историка и археолога Б.А. Рыбакова (Рыбаков Б.А., 2013, 2014).


Глава 1. Традиционная технология изготовления народного мужского костюма по литературе и источникам.



Просмотров 2132

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!