Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Модель народного мужского костюма русского средневековья



Мужской народный костюм по отношению к женскому более однотипен. Элементами, характеризующими и отличающими мужской костюм, являлись рубаха, пояс, штаны, головной убор, обувь. В состав любого комплекса мужского костюма, придавая ему образную характеристику, входила рубаха.

Древняя восточнославянская рубаха была туникообразной, имела длинные прямые рукова и прямой разрез от горловины, то есть по середине груди. Это был тип рубахи без воротника – так называемая «голошейка». Косоворотка по мнению исследователей появилась не ранее XV века. Этнографические русские мужские рубахи композиционно очень разнообразны. Ф.М. Пармон приводит 31 вариант раскроя русской мужской рубахи (Пармон Ф.М., 1997, с. 301).

Основных типов конструкций мужских рубах насчитывается шесть:

- туникообразная, с прямыми бочками, с рукавами в прямую пройму;

- туникообразная с расширенными к низу бочками, с рукавами в прямую пройму;

- туникообразная с прямыми бочками, с большой ластовицей спереди;

- туникообразная с расширенными к низу бочками, с рукавами в прямую пройму, с большой ластовицей спереди;

- туникообразная, с расширенными к низу бочками, с рукавом в пройму, собранным по окату;

- с расширенными к низу бочками, с плечевыми швами, с рукавом в подкройную пройму.

Штаны (порты, шаравары) в крестьянской среде являлись важнейшим элементом мужского костюма с глубокой древности у всех славян. Эта часть народной одежды в практически неизменном виде сохранялась в русском средневековье и дожила до XX века.

Исследователи выделяют три основных типа конструкций штанов:

- с двумя трапециевидными ставками между штанинами (порты);

- с ромбовидной вставкой между штанинами (порты);

- с широким шагом (шаровары)

Для русского народного костюма характерно несколько комплексов мужского костюма исходя из конструкции штанов и рубах:

- туникообразная рубаха с узкими портами с трапециевидными вставкам (встречается чаще всего в восточных регионах и является результатом культурных связей русских с народами Волго – Камья;

- туникообразная рубаха с прямым разрезом, с узкими портами с ромбовидной вставкой (этот комплекс бытовал в западных губерниях);

- туникообразная рубаха с прямым разрезом надевалась с широкими штанами с квадратной или ромбовидной вставкой. Рубаху при этом носили не на выпуск, как в предыдущих вариантах, а заправляли в штаны. Этим комплексом население юго – восточных регионов отличалось от населения остальной территории России (Пармон Ф.М., 1997, с.302).

Формы элементов русского народного костюма – их конструкция и композиция задавались техническими возможностями ткацкого станка. Раскрой производился таким образом, что бы заданная станком ширина полотна кроилась без остатка. Используемые в русской рубахе вставки – клинья были так же соразмерны ширине тканого полотнища и обеспечивали безотходный крой. В отличие от Европы, в русском народном костюме приталенной рубахи не существовало. Приближение рубахи к фигуре достигалось путем подпоясывания, то есть сохранялась древнейшая конструкция, в основе которой прямоугольное полотнище холста.

Формы, определяемые полотнищем ткани (шириной и количеством) и конструкцией, обеспечивали удобство в ношении за счет свободного, просторного плечевого пояса и максимальной подвижностью сопрягаемого участка – «плечо – пройма». Верхний край рукава имел прямую линию (горизонталь), обеспечивавшую в соединении со станом рубахи максимальные эргономические показатели качества.

Одежда традиционно подразделялась на три категории: рабочая, будничная, праздничная. Впервые четко об этом говорит в XVI веке Домострой, рекомендующий иметь три перемены платья – старое («ветшаное») для работы, чистое повседневное и лучшее (праздничное). Праздничную одежду полагалось одевать при посещении церкви. Праздничная, нарядная одежда одевалась на определенные виды сельскохозяйственных работ (например, первый день покоса). Наиболее нарядной и обильно украшенной, вероятно, была свадебная одежда. В домашнем быту даже феодалы одевались достаточно просто.

Разнообразие предметов русского костюма в значительной мере затрудняет его моделирование в связи с трудностями, возникающими при физическом воплощении модели. В специальной литературе и Интернете материал по русскому средневековому костюму труднообозрим, однако при практическом изготовлении средневекового костюма возникают значительные сложности технологического характера. В этой связи для построения модели русского народного мужского праздничного костюма из всего комплекса мужской одежды были использованы: головной убор, рубаха, порты, пояс с ножом и калитой (сумочка, кошель), обувь (поршни).

Таким образом, модель традиционного костюма представляет собой следующее:

- головной убор – войлочная шапка в виде невысокого колпака с меховой оторочкой;

- туникообразная рубаха с прямыми вставками (бочками), квадратными ластовицами, круглым воротом без стойки и прямым разрезом на груди. Рубаха декорирована ручной вышивкой по кайме и цветными полосками ткани;

- штаны – узкие порты с клиньями - ширинкой между штанинами;

- пояс – кожаный с кованной железной бляхой. К поясу подвешиваются традиционный универсальный нож в кожаных ножнах и набольшая сумочка (калита);

- обувь - кроенные из нескольких деталей поршни. Обувь дополняется онучами или вязаными носками.

При практическом, вещественном воплощении модели используется современная льняная ткань полотняного переплетения серого цвета. Часть ткани, идущая на декорирование рубахи выкрашивается в терракотовый цвет современным красителем. Крашенная ткань идет и на изготовление портов. Все кожаные изделия моделируются из шорной кожи коричневого цвета. Для изготовления ножа использована современная малоуглеродистая сталь, медь, древесина бука.

 



Просмотров 1283

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!