![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный учет коммерческой организации
Система контроля внутрихозяйственного расчета существует на каждом предприятии. Однако на одних предприятиях она функционирует эффективно, а на других – нет. Во многом это зависит от того, как руководство предприятия подходит к организации и поддержанию системы внутрихозяйственного расчета – сознательно или нет. Система внутрихозяйственного расчета организуется руководством предприятия. Она предназначена для организации труда в подразделениях, контроля за исполнением распоряжений руководства, должностных обязанностей персонала, соблюдением дисциплины и является частью системы внутреннего контроля. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля. Если независимый аудит проводится независимым аудитором, формы и виды контрольных действий определяются аудитором. Внутрихозяйственный расчет – это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия. Целями организации системы внутрихозяйственного расчета на предприятии являются: осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия; обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия; обеспечение сохранности имущества предприятия. Объектамивнутрихозяйственного расчета являются циклы деятельности организации - циклы снабжения, производства и реализации. Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей. Методы, используемые при осуществлении внутрихозяйственного расчета, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как: -бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение); -бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование издержек); -ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание); -теория управления. Внутрихозяйственный расчет обязателен для каждого предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, величины и отраслевой принадлежности. На крупных предприятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля – отделы внутреннего аудита. Внутренний контроль (аудит) организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля – порядок проведения инвентаризации, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. Кроме того, государство регламентирует организацию внутреннего аудита в некоторых областях хозяйственной жизни, в частности в банковской сфере. При организации и осуществлении внутреннего контроля используются как денежные, так и неденежные измерители. Успешно применяются натуральные показатели (штуки, метры, тонны, литры и т. д.) в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Для измерения рабочего времени применяют такие показатели, как часы, машино-часы. Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные контрольные мероприятия проводятся по мере надобности. Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность контрольных процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля – целесообразность и экономичность. Система внутрихозяйственного расчета организуется руководством предприятия для того, чтобы: 1) осуществлять деятельность предприятия упорядоченно и эффективно; 2) соблюдать политику руководства; 3) обеспечивать сохранность имущества; 4) вести качественное документирование операций. Она включает в себя следующие элементы: 1) контрольная среда; 2) система бухгалтерского учета; 3) процедуры внутреннего контроля. Отдельные компоненты этой системы называют средствами контроля или процедурами внутреннего контроля. Внутренний контроль может быть организован на каждом предприятии (организации), но осуществляется это не всегда. Так, небольшие предприятия зачастую не имеют достаточных штатов, материальных ресурсов и знаний для организации удовлетворительной системы внутреннего контроля. Крупные же предприятия, обладая такой базой, могут быть плохо управляемы, и тогда достаточно большие средства, истраченные на организацию контроля, не дадут желаемых результатов. К функциям внутрихозяйственного расчета относятся: 1. Контроль полномочий – контроль, обеспечивающий выполнение только тех операций, которые действительно способствуют развитию организации. Такой контроль должен предотвращать злоупотребления и отсеивать операции, в которых нет необходимости. 2. Контроль документального оформления – контроль, обеспечивающий отражение всех разрешенных (и только разрешенных) операций в учетных регистрах. 3. Контроль сохранности – контроль, способствующий тому, чтобы принятое к учету имущество не могло быть неправильно использовано или незаконно присвоено, украдено, оставлено без присмотра. В процессе контроля при внутрихозяйственном расчете перед осуществляющими его работниками ставятся следующие задачи: 1) полнота учета данных (данные по всем хозяйственным операциям должны быть отражены в бухгалтерских регистрах и соответствовать задачам анализа); 2) точность учета данных (данные по всем хозяйственным операциям должны быть отражены в бухгалтерских регистрах правильно и в соответствующий временной промежуток); 3) законность хозяйственных операций (данные по всем хозяйственным операциям, записанные в бухгалтерских регистрах, должны отражать события экономического характера, которые действительно имели место, должны быть определенным образом организованы и утверждены персоналом, имеющим соответствующие полномочия); 4) полнота записей (данные, содержащиеся в архивах, документах и отчетах, должны отражать все хозяйственные операции); 5) точность ведения записей (данные по хозяйственным операциям должны быть отражены в нужных суммах); 6) хранение бухгалтерских документов на бумажных носителях и (или) в памяти ЭВМ; 7) защита активов.
![]() |