Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Влияние демократизации на качество институтов





Для проверки нашей второй гипотезы мы рассмотрели влияние демократизации на масштабы теневой экономики и институциональные индикаторы.



Теневая экономика и демократизация. В расчетах используются две доступные оценки доли теневой экономики в ВВП в 1990-е гг. - S1и S2. Примем индекс восприятия коррупции в 1980 - 1985 гг. как меру качества институтов. Тогда для доли теневой экономики в ВВП, измеряемой первой оценкой, можно получить следующее уравнение:



 



где число точек N = 33, R2= 78%, значения t-статистики даны в скобках. Здесь, как и прежде, Δ - индикатор демократизации в 1972 - 2002 гг., CPI - индекс восприятия коррупции в 1980 - 1985 гг., Y - ВВП на душу населения по ППС в 1975 г., Tr - бинарная переменная для посткоммунистических стран. Приведенное уравнение можно переписать так:



S1= 37,50 - 0,002Y-22,70Tr + 0,86Δ(4,35-СРI). (2)



Согласно (2), в странах, относительно не коррумпированных в 1980 - 1985 гг., демократизация вела к снижению доли теневой экономики, тогда как в коррумпированных странах эффект был прямо противоположным. Пороговый уровень индекса коррупции в 1980 - 1985 гг. составлял 4,35, что соответствует уровню между Португалией и Грецией.



Для второй оценки теневой экономики результаты мало отличаются от (2), лишь пороговое значение индекса коррупции в 1980 - 1985 гг. оказывается несколько выше - 5,64. Аналогичный результат имеет место и в том случае, если в качестве институционального индикатора использовать индекс инвестиционного климата за 1984 - 1990 гг.



Если в уравнения (1) и (2) включить индекс восприятия коррупции CPI в качестве линейного члена, то он оказывается незначимым и не увеличивает R2. Наша пороговая гипотеза, таким образом, подтверждается.



Индикаторы качества институтов и демократизация. Нами проведены многочисленные расчеты регрессионных зависимостей ряда индикаторов качества институтов (индекса восприятия коррупции, индекса инвестиционного климата, индекса эффективности правительства) от показателя демократизации Δ. Результаты оказались неустойчивыми к спецификации модели. Как правило, удается получить значимые пороговые регрессии, но при этом обнаруживаются чисто линейные спецификации, согласно которым демократизация оказывается незначимым фактором либо даже положительно влияет на качество в конце рассматриваемого периода. Вероятнее всего неустойчивость вызвана недостатками выбранного показателя демократизации, о которых говорилось выше. Его увеличение за длительный период свидетельствует об успехе демократизации и лишь косвенно указывает на издержки, имевшие место в прошлом. Эта косвенная связь оказала доминирующее влияние на объективные показатели - темп роста и долю теневой экономики, но, как выяснилось, не оказала устойчивого влияния на субъективные меры по изменению качества институтов.



В связи с этим мы использовали другой показатель демократизации, впервые примененный в [Polterovich, Popov, Tonis, 2006]. Он характеризует устойчивость политического режима и равен отношению индекса авторитаризма в 2002 г. к его минимальному значению. Этот показатель равен единице (своей минимально возможной величине) для абсолютно устойчивых режимов - и демократических, и автократических; он также равен единице при монотонном росте уровня демократии. Этот показатель больше единицы, если в конце периода уровень авторитаризма выше минимума за период. Практически для всех рассматривавшихся стран в нашей выборке росту авторитаризма предшествовала демократизация. Таким образом, наш показатель, обозначаемый ниже через А,



стр. 24





отражает неудачу демократизации и, следовательно, косвенно свидетельствует о связанных с ней издержках.



В [Polterovich, Popov, Tonis, 2006] было показано, что процесс демократизации тем менее стабилен, чем хуже качество институтов в начале рассматриваемого периода. Кроме того, оказывается, что качество институтов в конце периода ухудшается в результате нестабильной демократизации. В частности, мы получим следующее регрессионное соотношение:



 



где число точек N = 44, R2= 85%, уровень значимости - 5%, значения t-статистики даны в скобках. Здесь СРI2002- средний индекс восприятия коррупции в 2002 - 2003 гг. (чем он больше, тем менее коррумпирована система), CPI - аналогичный показатель для начала периода, Y - душевой ВВП, а Ytot- совокупный ВВП на начало периода, PD - плотность населения.



Согласно результатам из [Polterovich, Popov, Tonis, 2006], чем выше начальный уровень коррупции, тем более вероятность возврата к авторитаризму после демократизации. А в силу (3) возврат оказывает негативное влияние на уровень коррупции.



Регрессия (3) устойчива, она сохраняет значимость и при исключении Ytotиз числа объясняющих переменных. Аналогичные результаты имеют место и для других институциональных индексов.



* * *



Видимо, есть несколько причин, по которым многочисленные исследования о воздействии демократии на экономический рост дают разные и даже противоречивые результаты. Во-первых, в подавляющем большинстве прежних работ обсуждалось влияние уровня демократии, а не прироста этого уровня. Во-вторых, и это, вероятно, самое важное, во многих работах не проводится строгого различия между правопорядком (защита всех гражданских прав, исключая политические) и демократией (гарантии политических прав). В данной работе мы пытались разделить эти два понятия и сравнить эффекты демократизации в странах с разной способностью правительств поддерживать порядок, опираясь не на волю диктатора, а на свод законов, установленных правил и традиций. Выяснилось, что в странах с хорошим качеством институтов (низкой коррупцией, высоким уровнем правопорядка и инвестиционного климата) демократизация благотворно воздействует на институциональное строительство и экономический рост, а в странах со слабыми институтами демократизация ведет к их дальнейшему ослаблению и подрывает рост.



Таким образом, быстрое введение демократии в авторитарных странах со слабым правопорядком может быть сопряжено со множеством отрицательных экономических и социальных последствий9. Участие широких масс в процессе принятия решений - важная цель развития, но она может быть легко скомпрометирована, если попытки ее реализации приводят к ослаблению институтов, замедлению экономического роста, увеличению социального неравенства и преступности и, в конце концов, к укреплению авторитарных режимов. Демократизация более эффективна, если она осуществляется одновременно с укреплением правопорядка. Вопрос о том, какими должны быть скорость и последовательность демократических реформ, чтобы они не замедлили эконо-





9В недавнем исследовании политических реформ в Арабском мире Д. Блумберг писал, что нам далеко не ясно, как реформировать либерализующиеся автократии. Поощрение быстрых изменений, например, введение полностью конкурентных выборов, может привести к победе радикалов и даже к возвращению автократии [Brumberg, 2003].



стр. 25





мический рост, актуален для многих стран. Здесь нам видится важное направление дальнейших исследований.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Афонцев С. Экономическая трансформация в зеркале политико-экономического анализа // Россия XXI. 1999. N3.



Полтерович В. М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. N 3.



Полтерович В. М., Катышев П. К. Политика реформ, начальные условия и трансформационный спад // Экономика и математические методы. 2006. Т. 42. N 4.



Полтерович В., Попов В. Стадии развития и экономический рост // Вопросы экономики. 2006. N 7, 8.



Acemoglu A., Johnson S., Robinson J., Yared P. Income and Democracy. MIT Working Paper 05 - 05. 2005. February.



Akhmedov A., Zhuravskaya E. Opportunistic Political Cycles: Test in a Young Democracy Setting // Quarterly Journal of Economics. 2004. November.



Alesina A., Rodrik D. Distributive Politics and Economic Growth // Quarterly Journal of Economics. 1994. Vol. 109. N 2. May.



Barro R. Democracy and Growth // Journal of Economic Growth. 1996. Vol. 1.



Barro R. Determinants of Democracy // Journal of Political Economy. 1999. Vol. 107. N 6.



Barro R. Rule of Law, Democracy, and Economic Performance. Index of Economic Freedom. 2000. Ch. 2 (http://www.heritage.org/research/features/index/ChapterPDFs/2000 _Ch apter_2.pdf).



Brumberg D. Liberalization versus Democracy. Understanding Arab Political Reform. Carnegie Endowment for International Peace. Working Paper N 37. 2003.



Carothers T. The End of the Transition Paradigm // Journal of Democracy. 2002. January.



Chang H. - J. Kicking Away the Ladder. Cambridge, 2002.



Chua A. World on Fire: How Exporting Free Market Democracy Breeds Ethnic Hatred and Global Instability. New York, 2002.



Clague Ch., Keefer Ph., Knack St., Olson M. Property and Contract Rights in Autocracies and Democracies // Journal of Economic Growth. 1996. Vol. 1. June.



Economic Survey of Europe. 2003. N 1.



Ellman M. The 1947 Soviet Famine and the Entitlement Approach to Famines // Cambridge Journal of Economics. 2000. Vol. 24.



Fidrmuc J. Economic Reform, Democracy and Growth during Post-communist Transition. CEPR Discussion Paper N 2759. 2002.



Freedom House (http://www.freedomhouse.org/index.htm).



Friedman E.J., Johnson S., Kaufmann D., Zoido-Lobaton P. Dodging the Grabbing Hand: The Determinants of Unofficial Activity in 69 Countries. Fifth Nobel Symposium in Economics. Stockholm, 1999. 10 - 12 September (http://web.mit.edu/sjohnson/www.attach/Dodging%20the%20Grabbing%20Han d%20August%201999.pdf). Frye T., Shleifer A. The Invisible Hand and The Grabbing Hand // American Economic Review. 1997. May.



Gastil R.D. Freedom in the World: Political Rights and Civil Liberties, 1988 - 89. New York, 1989.



Hellman J., Jones G., Kaufmann D. How Profitable Is Buying the State Officials in Transition Economies? // Transition. The Newsletter About Reforming Economies. 2000. April.



Human Development Report 2002. Deepening Democracy in a Fragmented World. UNDP. 2002.



Kaplan R.D. The Coming Anarchy: Shattering the Dreams of the Post Cold War. New York, 2000.



Kaufmann D., Kraay A., Zoido-Lobaton P. Governance Matters. World Bank Policy Research. Working Paper N 2196. 1999 (http://www.worldbank.org/wbi/governance/pdf/govmatrs.pdt).



Knott J.H., Miller G.J. Reforming Bureaucracy. The Politics of Institutional Choice. New Jersey, 1987.



Liew L. Marketization, Democracy and Economic Growth in China // Beyond the Asian Crisis: Pathways To Sustainable Growth. Northampton, 2001.



Nelson M.A., Singh R.D. Democracy, Economic Freedom, Fiscal Policy, and Growth in LDCs: A Fresh Look // Economic Development and Cultural Change. 1998. Vol. 46. N 4. July.



Olson M. Autocracy, Democracy and Prosperity // Zeckhauser R.J. Strategy and Choice. Cambridge, 1991.



стр. 26





Olson M. Power and Prosperity: Outgrowing Communist and Capitalist Dictatorships. New York, 2000.



Polterovich V., Popov V., Tonis A. Resource Abundance, Political Corruption and Instability of Democracy // NES Working Paper. Moscow, 2006.



Popov V. Shock Therapy versus Gradualism: The End of the Debate (Explaining the Magnitude of the Transformational Recession) // Comparative Economic Studies. 2000. Vol. 42. N 1. Spring.



Popov V. Shock Therapy versus Gradualism Reconsidered: Lessons from Transition Economies after 15 Years of Reforms. TIGER Working Paper N 82. 2006 (http://www.tiger.edu.pl/publikacje/TWP.JVb82.pdf).



Przeworski A., Limongi F. Political Regimes and Economic Growth // Journal of Economic Perspectives. 1993. Vol. 7. N 3.



Przeworski A., Alvarez M.E., Cheibub J.A., Limongi F. Democracy and Development: Political Institutions and Well-Being in the World, 1950 - 1990. Cambridge, 2000.



Rawls J. A Theory of Justice. Cambridge (Mass.), 1971.



Rodrik D. Democracy and Economic Performance. A Paper for a Conference in South Africa. 1997. December (http://ksghome.harvard.edu/-.drodrik.academic.ksg/demoecon.PDF).



Rodrik D., Wacziarg R. Do Democratic Transitions Produce Bad Economic Outcomes? // American Economic Review. Papers and Proceedings. 2005. Vol. 95. N 2. May.



Sen A. Human Rights and Asian Values: What Lee Kuan Yew and Lee Peng Don't Understand About Asia// The New Republic. 1997. Vol. 217. N 2 - 3. 14. July.



Sen A. The Value of Democracy // Development Outreach. 1999. Summer.



World Bank. World Development Indicators. 2001.



World Bank. Transition. The First Ten Years. World Bank. 2002.



Zakaria F. The Future of Freedom: Illiberal Democracy at Home and Abroad. New York, 2003.



стр. 27







постоянный адрес статьи: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/12153589



Просмотров 631

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!