Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Общее языкознание как раздел науки о языке



ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Учебное пособие

Издание второе, переработанное и дополненное

Москва


ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЗОЛОТАЯ СЕРИЯ

ББК 81(075.8) УДК81я73-1 1158

Подписаио в печагь14.11.06. Формат 84x108 'п.. Усл. нсч. л. 21.84. Тираж 2000 экз. Заказ № 4-127 :)

Попова, З.Д.

П58 Общее языкознание. Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: Восток - Запад, 2007. — 408, [8] с. — Лингвистика и меж­культурная коммуникация. Золотая серия).

[SBN 5-17-042099-4 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-478-00516-9 (ООО «Восток — Запад»)

В пособии по курсу «Общее языкознание» раскрываются основные проблемы теоретического языкознания с учетом современных достиже­ний отечественной и зарубежной лингвистики и исследований теорети­ко-лингвистической школы Воронежского государственного универси­тета.

Для студентов старших курсов, магистров и аспирантов филологи­ческих специальностей университетов.

Рецензенты:

Н. В. Уфимцева, доктор филологических наук, профессор, старший научный сотрудник Института языкознания РАН

В. К. Харченко, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей филологии Белгородского государственного универ­ситета

© 3. Д. Попова, И. А. Стернин, 2007 © «Восток — Запад», 2007


От авторов

Теоретическое языкознание, решающее фундаментальные вопросы, которые выдвигает перед языковедами научный и технический прогресс, быстро и безостановочно развивается. Этот отдел науки о языке, известный в XIX и XX веках как общее языкознание, в последнее время получил новое назва­ние — теория языка.

Всем этим объясняется появление новых учебников по общему языкознанию через сравнительно небольшие проме­жутки времени. Вот только некоторые из них: Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974; Головин Б. Н., Березин Ф. М. Общее языкознание. М., 1979; Общее языкознание / Под общ. ред. А. Е. Супруна. Минск, 1983; Савченко А. Л., Иоффе В. В. Общее языкознание. Ростов-на-Дону, 1985; Чесноков П. В. Спорные проблемы курса «Общее языкознание». Таганрог, 1996; Гречко В. А. Теория языкознания. Ч. 1. НН., 1995. Ч. 2. НН., 1998; Хроленко А. Т. Теория языка. Курск, 2002; Пищачь-никова В. А. Общее языкознание. М., 2003 и другие. В каждом новом учебнике или пособии отражены какие-то новые идеи, более подробно и обстоятельно рассмотрены вопросы, которые ранее были только намечены, предложены решения вопросов, ранее вызывавших бурные дискуссии и т. п. Наша работа не является исключением.

В 1987 г. в Воронеже вышло учебное пособие 3. Д. По­повой «Общее языкознание». За прошедшие после этого поч­ти два десятилетия были выполнены новые, исследования и накоплены новые материалы по ряду теоретических проблем, что потребовало нового издания. В 2004 г. расширенное и дополненное «Общее языкознание» было переиздано 3. Д. Поповой и И. А. Стерниным. Расширенным и допол­ненным является и новое предлагаемое вниманию читателей издание (2007).

Авторы учебника разрабатывали проблему системности языка (3. Д. Попова), проблемы речевой деятельности и рече-


От авторов

вого воздействия (И. А. Стернин). а также и другие теоретиче­ские проблемы языкознания (совместно). Откорректированы в соответствии с новыми разработками отечественных и зару­бежных теоретиков языка и все стальные разделы, б которые также вошли результаты исследований как самих авторов, так и их учеников ч рамках теоретико-лингвистической школы

Воронежского университета

Краткость изложения некоторых тем, а также исключение деталей и подробностей в изложении полемических точек зре­ния в пособии объясняются его учебной направленностью. По­ясняя теоретические положения не более чем одним-двумя примерами, авторы исходят из того, что студенты старших курсов филологических факультетов, магистры и аспиранты уже располагают достаточным запасом лингвистических зна­нии и не нуждаются в разъяснении многих категорий и терми­нов, известных из курса «Введение в языкознание» и других уже изученных ими лингвистических дисциплин.

Учебный жанр издания побудил авторов отойти от рас­пространенной практики указывать в пособии всю использо­ванную литературу. Теоретические положения создателей фундаментальных лингвистических концепций и авторов ра­бот, содержание которых излагается в пособии, как правило, даются без отсылок к их трудам. В конце ряда разделов в списке литературы указываются книги, на основе которых написан данный раздел, а также те, которые содержат авто­ритетное изложение концепций, критикуемых в разделе. Та­ким образом, список литературы содержит лишь указание на более подробное изложение тех теорий, которые рассматри­ваются к разделе, но не является библиографическим указа­телем по данной теме. При необходимости критически мыс­лящий читатель по этим источникам сможет прокорректиро­вать наше изложение.

Учебным целям служит и система подачи собственных имен лингвистов. При первом упоминании автора той или иной концепции сообщается его полное имя и некоторые све­дения о нем. В дальнейшем при частом повторении фамилии этогс ученого его инициалы не воспроизводятся в соответст­вии с практикой устной научной речи.


От авторов

Пособие рассчитано на студентов, говорящих и обучаю­щихся на русском языке: теоретические положения разъясня­ются в основном на примерах из русского языка; иноязычные примеры толкуются с помощью русских эквивалентов.

Переработка пособия завершена в 2006 г. и отражает со­стояние разработки освещенных в нем теоретических проблем на этот период.


Общее языкознание как раздел науки о языке

«Изучать язык с лингвистической точки зрения — это значит прийти к построению системы общей лин­гвистики».

Ж. Вандриес. Язык. М, /957. C.2I7.

Все языки человечества являются средством общения лю­дей; их устройство и функционирование определяются осо­бенностями устройства и функционирования человеческого мозга, органов речи и слуха, которые одинаковы у всех людей. Возникновение и развитие языков также зависит от общих для всех народов основных закономерностей социально-экономического и культурно-исторического развития. Поэтому в развитии и жизни разных языков действуют общие законо­мерности.

Чтобы лучше разобраться в истории, устройстве и функ­ционировании отдельного языка, необходимо понимать общие законы происхождения и развития, устройства и функциони­рования человеческих языков вообще: ведь каждый язык — только часть общей языковой картины человечества. Вот по­чему изучение конкретного языка — русского, английского, испанского, арабского, японского и любого другого — обяза­тельно дополняется изучением теоретических проблем.

Теоретическое языкознание (или «общее языкознание», как называется этот курс в учебных планах филологических факультетов университетов) — отдел науки о языке, который изучает основные закономерности происхождения, развития, устройства и функционирования языков в тесной связи с про­блемами философии, нейрофизиологии, психологии, социоло­гии, логики, антропологии, этнографии, культурологии и дру­гих смежных наук.


Общее языкознание как раздел науки о языке 7

Теоретическое языкознание разрабатывает методы и приемы лингвистического исследования, которые используют­ся в частных разделах языкознания.

Теоретическое языкознание также выявляет, обобщает и ищет пути прикладного использования результатов лингвисти­ческих исследований.

В настоящее время основными прикладными сферами использования теоретических достижений языкознания явля­ются следующие: преподавание родного и иностранного язы­ков в опоре на описание этих языков, сделанное лингвистами; исследование истории народа и его культуры по данным язы­ка — по этимологии слов и фразеологизмов, лингвокультуро-логическому анализу развития словаря; расшифровка древ­них текстов и рукописей; лингвистическая идентификация личности по устной речи и почерку; установление авторства и интерпретация смысла текстов; разработка новых систем связи; создание эффективных рекламных текстов; машинный перевод; разработка систем синтеза и анализа речи для авто­матических систем (роботов); реабилитация людей, стра­дающих расстройствами речи; лингвистическая экспертиза текстов и др.

Теоретические знания рождаются из результатов практи­ческого изучения конкретных языков. В свою очередь они ока­зывают влияние на совершенствование принципов и методов изучения конкретных языков. Изучение отдельных языков и групп языков (русистика, германистика, индология, арабисти­ка и т. д.) и теория языка находятся в постоянном взаимодей­ствии: все новое, что находят в изучаемых языках лингвисты, сразу же осмысляется и входит в теорию языка; каждое новое теоретическое достижение обогащает практику исследования конкретных языков, отражается на трактовках и определениях, ведет к изменениям в изучении и преподавании языков.


Тема 1



Просмотров 656

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!