Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методы лингвистических исследований, разработанные в XIX веке



На протяжении XIX века лингвисты разработали серию методов и приемов исторического и сопоставительного изуче­ния языков. Заметим, что методы научного познания делятся на общие и частные.

Общие методы обусловлены возможностями человеческо­го мозга, законами его познавательной деятельности. Анализ и синтез, индукция и дедукция, заключение по аналогии, сопос­тавление и противопоставление и некоторые другие использу-


20___________________________________________ Тема 1

ются и в повседневной практике мышления, и в познании предмета любой науки.

Частные методы создаются для научного исследования какого-либо конкретного объекта природы и общества, для лучшего изучения какой-то небольшой части этого объекта, каких-то его деталей.

Все частные методы изучения языка специализированы на познании отдельнь/х аспектов языковой деятельности чело­века и позволяют решать определенные классы лингвистиче­ских задач. Именно такие частные собственно лингвистиче­ские методы и были разработаны в XIX веке. К ним относятся, прежде всего, методы сравнительно-исторического и типо­логического изучения языков

Эти методы складываются из следующих приемов.

1. Учет звуковых соответствий. Звуки, образующие корни
индоевропейского происхождения, должны соответствовать
друг другу по точно установленным правилам. Например, сан­
скритскому bh в греческом соответствует φ (ф), в латинском f,
в славянских языках — Б. Там, где в санскрите стоит dh, в гре­
ческом должна быть θ (тета), в латинском f, в славянских
языках Д. Санскритское gh соответствует греческому χ, ла­
тинскому h и славянским Г, Ж.

2. Сопоставление лексем родственных языков, близких по
звучанию, с учетом выражаемых ими значений.

Лат. nebula — нем. Nebel — рус. небо (значения: обла­ко— туман — небо). Лат. mater — нем. Mutter — рус. мать (значения совпадают) и тому подобные.

3. Сопоставление лексем одного языка, взятых на разных
исторических отрезках его развития, изменивших состав фо­
нем или семем.

Древнерусское мАсо — современное мясо, говАдо (бык) — говядина, гыбель — гибель, зьрно — зерно, гърды-ни — гордость и др.

4. Сопоставление взаимодействующих языков, выявляю­
щее источники заимствований, роль каждого из языков в по­
лученном новом языке.

5. Картографирование диалектных явлений, показываю­
щее распределение их по территории, занятой носителями


Из истории теоретического языкознания 21

данного языка. Полученные карты наглядно показывают пути расселения носителей языка, соотношение архаичных и новых лексем и словоформ, центр и периферию распространения но­вообразований. Для картографирования разработана серия приемов сбора диалектного материала, его изображения на картах и правила чтения и интерпретации карт.

5. Сопоставление систем разных языков, независимо от их родства и наличия или отсутствия территориальных контактов. Этот прием позволяет выявлять общечеловеческие принципы устройства языковых систем разных народов и одновременно устанавливать типы языков по особенностям их формальной организации. Разработана серия приемов построения типоло­гии языков мира.

Все методы сравнительно-исторического и типологиче­ского изучения языков направлены на выяснение родственных и неродственных отношений между языками, наличия или от­сутствия территориальных и культурных контактов между ни­ми, общечеловеческих и национальных особенностей языко­вых систем. Все эти методы служат изучению проблем исто­рического развития языка в его связях с историей общества.

Проблематика изучения системы языка в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра

На рубеже XIX и XX вв. в разных естественных и обще­ственных науках начинает формироваться понимание систем­ной организации объектов природы и общества. В этот период развернулась творческая деятельность выдающегося польского и русского лингвиста Ивана Александровича Бодуэна де Кур­тенэ, основателя казанской и петербургской школ русских лингвистов.

Понимая язык как явление психическое, Бодуэн под влия­нием русской материалистической физиологии перешел от по­нимания психики как проявлений индивидуальной души к ее научному пониманию как функции мозга. Явления языка Бо­дуэн осмыслил как результат деятельности мозга, его различ­ных отделов.


22___________________________________________ Тема 1

Основная идея Бодуэна состояла в том, что для науки го­раздо важнее изучать живой язык, чем языки исчезнувшие и воспроизводимые только по памятникам письменности. Язы­ковые явления нужно изучать в той системе, в которой они да­ны говорящему человеку, различая в живом настоящем слои прошедшего и зародыши будущего. Бодуэн де Куртенэ пони­мал диалектическую взаимосвязь исторического развития и современного состояния языка и не разрывал их в научном ис­следовании.

Непреходящее значение имеет вклад Бодуэна в изучение системы языка: открытие фонемы как элемента системы фонем и установление некоторых системных отношений между фо­немами (позиционных, живых чередований и чередований исторических, следы которых остались в некоторых группах слов).

Бодуэн высказал много интересных идей и по проблемам происхождения, развития и функционирования языка в про­странстве и времени, а также предложил ряд новых методов изучения языка, в том числе математических. Его труды про­должают служить источником идей для разработки теории языкознания и в наши дни.

Одновременно с Бодуэном де Куртенэ создавал свою кон­цепцию системы языка швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр. Эта концепция изложена в его посмертно опублико­ванной в 1916 г. книге «Курс общей лингвистики».

В речевой деятельности людей Соссюр разграничил ЯЗЫК и речь. К ЯЗЫКУ Соссюр отнес все психическое. Он определил ЯЗЫК как факт коллективной психологии, коллек­тивного сознания, социальный аспект речевой деятельности. Чтобы отличать те явления речевой деятельности людей, кото­рые Соссюр отнес к ЯЗЫКУ, от обиходно-бытового значения слова «язык», которое охватывает всю языковую деятельность, в дальнейшем ЯЗЫК в понимании Соссюра будем писать про­писными буквами.

Все физическое и физиологическое Соссюр отнес к речи, которую метафизически отграничивал от ЯЗЫКА. ЯЗЫК, по теории Соссюра, обладает своим внутренним устройством, полностью заключен в области психики и безразличен ко все-


Из истории теоретического языкознания 23

му внешнему, в том числе и к речи. Для устройства ЯЗЫКА не щественны внешние обстоятельства жизни людей — ис­торические, географические, экономические и т. п.

ЯЗЫК состоит из знаков, образующих систему. Знаки су­ществуют в сознании одновременно, синхронно, изучать их можно только в статике, поэтому языкознание должно стать синхроническим.

Соссюр, гак же, как и Бодуэн де Куртенэ, решительно повернул лингвистов к изучению современных живых язы­ков. Он открыл по существу новый предмет изучения — ЯЗЫК, систему социально обусловленных психических зна­ков, синхронно хранящуюся в мозгу человека, и наметил приемы и методы ее изучения. Соссюр высказал целый ряд других оригинальных идей, в частности, идею о включении лингвистики в семиотику — науку о знаках, которая в то время только зарождалась. Новизна и яркость изложенных в книге Соссюра идей привлекли к его концепции внимание лингвистов всего мира.

В то же время из книги Соссюра большинство лингвистов сделали вывод, что можно изучать язык в синхронии, не обра­щаясь к истории языка, к его диахронии, что можно изучать соотношения знаков ЯЗЫКА, не интересуясь внешними фак­торами жизни народа, говорящего на этом языке, что можно разобраться в устройстве ЯЗЫКА, не принимая во внимание речь. Такие недиалектические установки легли в основу мно­гих последователей учения Соссюра.



Просмотров 487

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!